Просмотр содержимого документа
«Общая характеристика рыб. Практическая работа «Исследование внешнего строения и особенностей передвижения рыбы (на примере живой рыбы в банке с водой)»»
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика | Джамалова И.Ю. |
Место работы | МБОУ «ООШ с.Бильты» |
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс | 8 А,Б,В |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | 36 |
Тема урока | Общая характеристика рыб. Практическая работа «Исследование внешнего строения и особенностей передвижения рыбы (на примере живой рыбы в банке с водой)» |
Уровень изучения | базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐Комбинированный урок |
Планируемые результаты (по ПРП): |
Личностные Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой |
Предметные умения Определять следующие биологические понятия: зоология, экология животных, животная клетка, животные ткани, системы органов животных, скелет, питание животных, дыхание животных, кровообращение, выделение у животных, раздражимость, рефлекс, органы чувств, поведение, размножение животных, партеногенез, развитие животных, система животного мира, царство ЖивотныеСоздавать обобщения в рамках изучаемого понятийного аппарата, например: рот, глотка, пищевод, кишечник – пищеварительная система; устанавливать аналогии, например, между циклами развития паразитических простейших и паразитических червей или жизненным циклом развития насекомых и земноводных |
Межпредметные Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводыВспомнить и применить соответствующие естественно-научные знания |
Ключевые словаВЫДЕЛЕНИЕ ДЫХАНИЕ РАЗМНОЖЕНИЕ СИСТЕМА ОРГАНОВ РЫБЫ ВОДНАЯ СРЕДА |
Краткое описание На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: «Диагностическая работа», «Обучающие видеоролики». |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
|
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Дайте учащимся задание вспомнить основные особенности типа хордовых и основные особенности подтипа черепных (позвоночных). Вспомни основные особенности хордовых Диагностическая работа |
Этап 1.3. Целеполагание |
Ты узнаешь как устроены рыбы |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Выведите на экран обучающий видеоролик. Вы можете демонстрировать его как с дикторским текстом, так и давать собственное объяснение, отключив голос диктора. Местообитание и внешнее строение рыб Обучающие видеоролики |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Выполнение практической работы (Приложение 1 ) |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Тест в формате ГИА |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
| Выведите на экран обучающий видеоролик. Вы можете демонстрировать его как с дикторским текстом, так и давать собственное объяснение, отключив голос диктора. Внутреннее строение рыб Обучающие видеоролики | | | | |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Внешнее и внутреннее строение рыб Диагностическая работа |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Корзина идей» Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно |
Этап 5.2.Домашнее задание |
Написать небольшой конспект и выучить |
Приложение 1
ПР №13 "Исследование внешнего строения и особенностей передвижения рыбы" (на примере живой рыбы в банке с водой) 8 класс
Инструктаж проведен и прослушан______________Дата___________ФИ_____________
Цель. Изучить (на примере костистой рыбы) особенности внешнего строения и способы передвижения рыбы.
Оборудование: модель рыбы, таблицы.
Ход работы.
Рассмотрите муляж рыбы, определите форму ее тела. Объясните, какое значение она имеет для жизни рыбы в воде?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рассмотрите расположение чешуи. Какое значение имеет такое расположение чешуи для жизни в воде?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рассмотрите окраску тела рыбы на брюшной и спинной сторонах. Если она различна, то объясните это различие._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище, хвост. Установите их границы. Объясните, какое значение имеют плавные переходы отделов для жизни рыбы в воде.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Найдите у рыбы ноздри, глаза, боковую линию. Какое значение имеют эти органы в жизни рыбы? Определите, в чем особенность строения глаз.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рассмотрите у рыбы плавники. Определите, какие из них парные, а какие непарные. Понаблюдайте за работой плавников при движении рыбы в воде.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпишите рисунок
ВЫВОД:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПР №13 "Исследование внешнего строения и особенностей передвижения рыбы" (на примере живой рыбы в банке с водой).
Таблица
Признаки | Характеристика | Значение |
Форма тела | Обтекаемая, сжатая с боков. Тело рыб большей частью покрыто твердыми и плотными чешуями, которые сидят в складках кожи (как у нас ногти), а свободными концами налегают друг на друга, точно черепица на крыше. Чешуйки разрастаются вместе с ростом рыбы, и на просвете мы можем увидеть концентрические линии, напоминающие годичные кольца на срезах дерева. По наростам концентрических полос можно определить возраст чешуи, а вместе с тем и возраст самой рыбы. Дополнительно чешуя покрыта слизью. та слизистая пленка способствует уменьшению трения при плавании, и благодаря своим бактерицидным свойствам, препятствует проникновению в кожу бактерий, т.к. кожа рыб проницаема для воды и некоторых растворенных в ней веществ | Снижение трения воды |
Покровы: | Кожа, чешуя, слизь | Защита, снижение трения воды |
Окраска | Спинка темная (сливается с дном), брюшко светлое (незаметно на фоне светлого неба) У рыб спинка темная, а брюшко светлое. Темная окраска спины делает их мало заметными на фоне дна при рассматривании сверху, блестящая серебристая окраска боков и брюшка делает рыбу незаметной на фоне светлого неба или солнечного блика при рассмотрении снизу. Придонные рыбы и рыбы травянистых и коралловых зарослей часто имеют яркую пятнистую окраску или полосатую (так называемую “расчленяющую” расцветку маскирующую контуры головы). Рыбы могут менять свою окраску в зависимости от цвета субстрата. Окраска делает рыбу малозаметной на фоне места обитания. | Защитная, маскировка. |
Отделы тела: | Голова плавно переходит в туловище и хвост. Голова у рыбы сразу переходит в туловище, а за тем в хвост. Шеи у рыбы нет. С гибкой вихляющей шеей тело животного перестало бы быть цельным и крепким клином, который должен легко пробивать себе дорогу в толще воды. | Снижение трения воды |
Органы чувств | | |
Зрения | Глаза. Рыбы могут видеть только на расстоянии до 1 м, хотя некоторые представители могут видеть на расстоянии 10 – 12 м. Зрение рыб зависит от освещенности и от прозрачности воды.Век у рыб нет. Зрение играет важную роль при поисках пищи, уходе от опасности и при внутривидовом общении (контакте в стае, поиск партнера, поведение между молодью и родителями). У живущих в условиях плохой освещенности глаза либо очень крупные (как телескопы), либо наоборот, очень малы или вообще скрыты под кожей. Положение глаз также изменчиво. Цветное зрение у костных рыб. | Хорошо видят на близком расстоянии |
Обоняния | Ноздри - органы обоняния. Каждая ноздря поделена складочкой кожи на два отверстия: через одно вода входит, через другое – выходит. Рыба воспринимает запахи веществ, растворенных в воде. Очень хорошо обоняние развито у акул достаточно несколько капель крови, что бы привлечь хищника за несколько сот метров. | Восприятие запахов растворенных в воде |
Боковой линии | Каналы лежащие под чешуей с помощью нее рыбы ориентируются в потоках воды, воспринимают приближение и удаление добычи, хищника или партнера по стае, избегают столкновений с подводными препятствиями. | Позволяет чувствовать потоки воды, различать предметы, воспринимать электромагнитные поля. |
Слуха | Орган слуха – внутреннее ухо. Звуковые волны в воде рыба воспринимает всей поверхностью тела, что вызывает раздражение слухового нерва, возбуждение передается по слуховым нервам к внутреннему уху. Рядом с внутренним ухом находится орган равновесия, благодаря которому рыба ощущает положение своего тела. | Восприятие звуковых волн |
Органы передвижения: | Плавники Для продвижения вперед рыба отталкивается от воды, волнообразно изгибаясь всем телом и одновременно работая плавниками, которые являются регуляторами и стабилизаторами необходимыми для управления движения и балансировки. | Устойчивость при движении. Движение вперед. |
Вывод: Приспособленность рыбы к жизни в воде проявляется в обтекаемой форме тела, покровительственной окраске, плавно переходящих органах тела, особенностях покровов (чешуя, слизь), органов чувств (органы боковой линии), органов передвижения (плавников).