Русский язык
Дата:
Урок 31
Тема: Общее представление о слоге. Деление слов на слоги.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Универсальные учебные действия
познавательные: обеспечить развитие у учащихся умений группировать, анализировать, соотносить правила деления слов на слоги.
регулятивные: содействовать развитию у детей самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу.
коммуникативные: способствовать развитию у детей умения общаться, развитие монологической и диалогической речи, умения объяснять правила деления слов на слоги; умение работать в паре, в группах.
Личностные: создать условия для формирования положительного отношения к учению, формировать внимательное отношение к слову, воспитывать положительное отношение к чувствам скромности и отрицательное - к хвастливости и зазнайству.
Оборудование: компьютер, мультимедийный комплекс, раздаточный материал, учебник, тетрадь
Ход урока
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята!
Встали все у парт красиво-
Любо –дорого глядеть!
А теперь я вас просила б
Аккуратненько всех сесть.
Молодцы. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?
Я желаю вам удачи и успехов на уроке!
2. Актуализация опорных знаний
-Ребята, давайте представим, что русский язык-это королевство. А кто живёт в этом королевстве? (Звуки, буквы)
-Какие звуки живут в королевстве русского языка? (гласные и согласные)
-Что вы знаете о гласных звуках? (они поются, могут образовывать слог)
-А согласные звуки чем известны? (не поются, слог не образовывают)
Молодцы! Всё правильно вспомнили.
-А знаете ли вы, что когда гласная и согласная буквы становятся рядом- происходят чудесные дела. Как думаете, какие? (они образуют слог) Иногда слог может состоять и из одной буквы, а вот только из согласной — никогда. Не красиво звучит согласная, когда стоит одна. Иногда в слог встает еще одна согласная и букв становится три. Бывает в слоге и больше букв, но гласная всегда только одна.
-Посмотрите на экран: -Давайте вспомним, из скольки букв слог может состоять (слайд № 3)
из одного гласного звука (я-бло-ко)
из гласного и согласного звука (де-ре-во)
из гласного и нескольких согласных звуков (рас-чес-ка)
-Ребята, кто помнит, как определить, сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. Слога без гласной не бывает.)
— Откройте учебник на с. 66 и прочитайте напоминание авторов о правилах деления слова на слоги. (Читает хорошо читающий ученик)
— Узнали что-то новое? (Нет, это повторение.)
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности.
- Откройте свои учебники на с.65, и обратите внимание на упражнение 95. Прочитайте и подумайте, что необычного в конце стихотворения? (Слова разделены на слоги) Почему автор разделил слова на слоги? (Как-будто гудит гудок автомобиля)
-Как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь? (О делении слов на слоги)
4.Первичное закрепление.
а) Работа с учебником с.65, упр. 95.
Проверка учителем правильной посадки и готовности обучающихся к письму.
Пальчиковая гимнастика
Солнышко настало,
солнышко встало.
-Эй, братец Федя,
разбуди соседей.
Вставай, Большак,
Вставай, Указка,
Вставай , Серёдка,
Вставай, Сиротка
И Крошка-Митрошка.
Привет, Ладошка.
Все подтянулись и проснулись
- Спишите первое предложение. Проверьте себя. Подчеркните слово, в котором есть только один слог. Какое это слово?
б) Работа с предложением
На доске записано предложение На дереве висит сочная груша.
В каком слове меньше всего слогов? (В предлоге на.)
— В каком слове больше всего слогов? (Дереве.)
— В каком слове есть слог, состоящий из одной буквы (сочная)
- в каком слове 2 слога? (висит, груша)
-Чем является в этом предложении словосочетание «Висит груша»? (подлежащим и сказуемым)
-Теперь возьмите ручку и запишите предложение в тетрадь с красной строки. Разделите каждое слово на слоги карандашом вертикальными палочками.
Взаимопроверка
–обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте правильность написания и деления слов на слоги. Если всё правильно, поставьте на полях +, ели есть ошибки подчеркните простым карандашом.
в)Беседа.
-Посмотрите пожалуйста на экран. Давайте прочитаем слова по слогам хором чётко. (Читают хором). Какой можем сделать вывод? На какой звук оканчивается слог в середине слова? (на гласный) (слайд № 4).
5.Физкультминутка (слайд №10).
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет!
Вот здоровья в чем секрет!
Всем друзьям физкультпривет!!!
Закрепление и обобщение знаний обучающихся.
а) Составление из слогов слов (слайд 6)
- Вот некоторые буквы решили стать вместе и образовали слоги. А вы попробуйте из этих слогов составить слова и записать их в тетради.
(Слова: Маша, Миша, Аня, Аля, Ася, Яша, Илюша, Алеша, Наташа.)
Какие слова у вас получились? (Имена)
б) Игра «Болельщики». (Слайд 12).
- Ребята, представьте, что вы пришли на стадион. Там проходят соревнования по бегу. Каждый ряд болеет за свою команду.
1-й ряд | 2-й ряд | 3-й ряд |
Святослав | Семен | Золтан |
Таня | Ярослав | Даша |
Давид | Олеся | Паша |
| | |
Каждый ряд по очереди произносит по слогам имена игроков своей команды, выделяя хлопком в ладоши каждый слог.
-Ребята, помогла ли нам такая игра научиться делить слова на слоги? (Да)
-Как можно делить слова на слоги? (посчитать хлопки, подставить ладонь под подбородок и посчитать, сколько раз он опускается)
в)Игра «Угадай фрукт» (Слайд 8).
- Назовите фрукты, которые вы видите на экране.
-Запиши название фруктов, разделяя слова на слоги. Подчеркните буквы, которые обозначают гласные звуки. (Гру-ша, ки-ви, а-рбуз, а-на-нас, ба-нан, ли-мон). (Комментирование на местах проверки задания.) (Слайд 9)
г) Выборочное списывание. (Слайд 10)
- На экране вы видите слова. Вам необходимо их прочитать по слогам. (Читаем хором)
-Выпишите сначала слова, состоящие из одного слога (чист, волк, нос, спорт), затем слова, состоящие из двух слогов (ураган, сосны), и наконец слова состоящие из трех слогов (лисица, дорога) .
- Прочитайте первую стоку, какие слова выписали? Вторую строку, третью строку.
д) Работа с учебником
с. 66, упр. 96.
-Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. Спишите, вставляя пропущенные буквы. (Приём комментированное письмо.)
Домашнее задание.
Откройте дневники, запишите домашнее задание. Вам необходимо выполнить упр. 98 на с. 67
Итог урока.(Слайд № 19).
–Посмотрите пожалуйста на экран. Там написаны вопросы. Прочитайте их и ответьте.
Что мы изучили на уроке?
Как правильно выделить слоги в слове?
От чего зависит количество слогов слове?
- У вас на столе лежат сигнальные карточки. Если вы считаете, что отлично работали на уроке- поднимите красную карточку, если работали в пол силы, хорошо- жёлтую, а зелёную, если у вас что-то не получилось, но вы могли бы лучше.
- Я согласна со многими из вас, и поставлю вам соответствующие оценки в дневник. А сейчас урок окончен, спасибо за урок!