СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общее представление о слоге. Деление слов на слоги.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку, 2 класс.

Просмотр содержимого документа
«Общее представление о слоге. Деление слов на слоги.»

Русский язык

Дата:

Урок 31

Тема: Общее представление о слоге. Деление слов на слоги.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Универсальные учебные действия

познавательные: обеспечить развитие у учащихся умений группировать, анализировать, соотносить правила деления слов на слоги.

регулятивные: содействовать развитию у детей самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу.

коммуникативные: способствовать развитию у детей умения общаться, развитие монологической и диалогической речи, умения объяснять правила деления слов на слоги; умение работать в паре, в группах.

Личностные: создать условия для формирования положительного отношения к учению, формировать внимательное отношение к слову, воспитывать положительное отношение к чувствам скромности и отрицательное - к хвастливости и зазнайству.

Оборудование: компьютер, мультимедийный комплекс, раздаточный материал, учебник, тетрадь

Ход урока

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!

Встали все у парт красиво-

Любо –дорого глядеть!

А теперь я вас просила б

Аккуратненько всех сесть.

Молодцы. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?

Я желаю вам удачи и успехов на уроке!

2. Актуализация опорных знаний

-Ребята, давайте представим, что русский язык-это королевство. А кто живёт в этом королевстве? (Звуки, буквы)

-Какие звуки живут в королевстве русского языка? (гласные и согласные)

-Что вы знаете о гласных звуках? (они поются, могут образовывать слог)

-А согласные звуки чем известны? (не поются, слог не образовывают)

Молодцы! Всё правильно вспомнили.

-А знаете ли вы, что когда гласная и согласная буквы становятся рядом- происходят чудесные дела. Как думаете, какие? (они образуют слог) Иногда слог может состоять и из одной буквы, а вот только из согласной — никогда. Не красиво звучит согласная, когда стоит одна. Иногда в слог встает еще одна согласная и букв становится три. Бывает в слоге и больше букв, но гласная всегда только одна.

-Посмотрите на экран: -Давайте вспомним, из скольки букв слог может состоять (слайд № 3)

  • из одного гласного звука (я-бло-ко)

  • из гласного и согласного звука (де-ре-во)

  • из гласного и нескольких согласных звуков (рас-чес-ка)

 -Ребята, кто помнит, как определить, сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. Слога без гласной не бывает.)

— Откройте учебник на с. 66 и прочитайте напоминание авторов о правилах деления слова на слоги. (Читает хорошо читающий ученик)

— Узнали что-то новое? (Нет, это повторение.)

3.Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности.

- Откройте свои учебники на с.65, и обратите внимание на упражнение 95. Прочитайте и подумайте, что необычного в конце стихотворения? (Слова разделены на слоги) Почему автор разделил слова на слоги? (Как-будто гудит гудок автомобиля)

-Как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь? (О делении слов на слоги)

4.Первичное закрепление.

а) Работа с учебником с.65, упр. 95.

Проверка учителем правильной посадки и готовности обучающихся к письму.

Пальчиковая гимнастика

Солнышко настало,

солнышко встало.

-Эй, братец Федя,

разбуди соседей.

Вставай, Большак,

Вставай, Указка,

Вставай , Серёдка,

Вставай, Сиротка

И Крошка-Митрошка.

Привет, Ладошка.

Все подтянулись и проснулись

- Спишите первое предложение. Проверьте себя. Подчеркните слово, в котором есть только один слог. Какое это слово?

б) Работа с предложением

На доске записано предложение На дереве висит сочная груша.

 В каком слове меньше всего слогов? (В предлоге на.)

— В каком слове больше всего слогов(Дереве.)

— В каком слове есть слог, состоящий из одной буквы (сочная)

- в каком слове 2 слога? (висит, груша)

-Чем является в этом предложении словосочетание «Висит груша»? (подлежащим и сказуемым)

-Теперь возьмите ручку и запишите предложение в тетрадь с красной строки. Разделите каждое слово на слоги карандашом вертикальными палочками.

Взаимопроверка

–обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте правильность написания и деления слов на слоги. Если всё правильно, поставьте на полях +, ели есть ошибки подчеркните простым карандашом.

в)Беседа.

-Посмотрите пожалуйста на экран. Давайте прочитаем слова по слогам хором чётко. (Читают хором). Какой можем сделать вывод? На какой звук оканчивается слог в середине слова? (на гласный) (слайд № 4).


5.Физкультминутка (слайд №10).

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет!

Вот здоровья в чем секрет!

Всем друзьям физкультпривет!!!

  1. Закрепление и обобщение знаний обучающихся.


а) Составление из слогов слов (слайд 6)

- Вот некоторые буквы решили стать вместе и образовали слоги. А вы попробуйте из этих слогов составить слова и записать их в тетради.

(Слова: Маша, Миша, Аня, Аля, Ася, Яша, Илюша, Алеша, Наташа.)

Какие слова у вас получились? (Имена)


б) Игра «Болельщики». (Слайд 12).

- Ребята, представьте, что вы пришли на стадион. Там проходят соревнования по бегу. Каждый ряд болеет за свою команду.


1-й ряд

2-й ряд

3-й ряд

Святослав

Семен

Золтан

Таня

Ярослав

Даша

Давид

Олеся

Паша




Каждый ряд по очереди произносит по слогам имена игроков своей команды, выделяя хлопком в ладоши каждый слог.


-Ребята, помогла ли нам такая игра научиться делить слова на слоги? (Да)

-Как можно делить слова на слоги? (посчитать хлопки, подставить ладонь под подбородок и посчитать, сколько раз он опускается)

в)Игра «Угадай фрукт» (Слайд 8).

- Назовите фрукты, которые вы видите на экране.

-Запиши название фруктов, разделяя слова на слоги. Подчеркните буквы, которые обозначают гласные звуки. (Груа, кии, а-рбуз, ааас, баан, лион). (Комментирование на местах проверки задания.) (Слайд 9)

г) Выборочное списывание. (Слайд 10)

- На экране вы видите слова. Вам необходимо их прочитать по слогам. (Читаем хором)


-Выпишите сначала слова, состоящие из одного слога (чист, волк, нос, спорт), затем слова, состоящие из двух слогов (ураган, сосны), и наконец слова состоящие из трех слогов (лисица, дорога) .

- Прочитайте первую стоку, какие слова выписали? Вторую строку, третью строку.

д) Работа с учебником

с. 66, упр. 96.

-Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. Спишите, вставляя пропущенные буквы. (Приём комментированное письмо.)

  1. Домашнее задание.

  • Откройте дневники, запишите домашнее задание. Вам необходимо выполнить упр. 98 на с. 67

  1. Итог урока.(Слайд № 19).

–Посмотрите пожалуйста на экран. Там написаны вопросы. Прочитайте их и ответьте.

  1. Что мы изучили на уроке?

  2. Как правильно выделить слоги в слове?

  3. От чего зависит количество слогов слове?

- У вас на столе лежат сигнальные карточки. Если вы считаете, что отлично работали на уроке- поднимите красную карточку, если работали в пол силы, хорошо- жёлтую, а зелёную, если у вас что-то не получилось, но вы могли бы лучше.

- Я согласна со многими из вас, и поставлю вам соответствующие оценки в дневник. А сейчас урок окончен, спасибо за урок!