МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СТАРОКУЛАТКИНСКИЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ »
Рассмотрена и принята на заседании Утверждаю:
педагогического (методического) совета Директор МКУ ДО
Протокол № «Старокулаткинский ЦДО»
от ___ ____________ 2019 г. ___________ Кузяев Р.Н.
31 августа 2019г.
Общеобразовательная программа
дополнительного образования
3D Моделирование
Срок реализации: 1 года
Возраст воспитанников: 12-14 лет
Объём программы: 144 часа.
техническая направленность
Объединение «3D Моделирование»
Педагог дополнительного образования
Нугаева Лилия Энваровна
Р.п. Старая Кулатка 2019 г.
Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка | 2-8 стр. |
1.2. Содержание программы | 9-11 стр. |
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график 12-20 стр. |
2.2.Условия реализации программы 21 стр. |
2.3. Формы контроля и оценочные материалы 22 стр. |
2.4. Методические материалы 23 стр. |
2.5. Список литературы 24 стр. |
1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа написана для 6-8 классов на основании следующих нормативных документов:
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 № 1726;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Устав МКУ ДО ЦДО (Распоряжение Министерства образования и науки Ульяновской области от 23.03.2017 № 506-р);
Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеразвивающей программы (локальный акт МКУ ДО ЦДО, 2017 г.);
Уровень освоения программы: Базовый
Направленность (профиль) программы: техническая
Актуальность программы: состоит в том, что она направлена на овладение знаниями в области компьютерной трехмерной графики конструирования и технологий на основе методов активизации творческого воображения, и тем самым способствует развитию конструкторских, изобретательских, научно-технических компетентностей и нацеливает детей на осознанный выбор необходимых обществу профессий, как инженер- конструктор, инженер-технолог, проектировщик, дизайнер и т.д.
Работа с 3D графикой – одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера, причем занимаются этой работой не, только профессиональные художники и дизайнеры.
Данные направления ориентируют подростков на рабочие специальности, воспитывают будущих инженеров – разработчиков, технарей, способных к высокопроизводительному труду, технически насыщенной производственной деятельности.
Новизна данной программы состоит в том, что занятия по 3D моделированию помогают приобрести глубокие знания в области технических наук, ценные практические умения и навыки, воспитывают трудолюбие, дисциплинированность, культуру труда, умение работать в коллективе. Знания, полученные при изучении программы «3D-моделирование в SketchUp», учащиеся могут применить для подготовки мультимедийных разработок по различным предметам – математике, физике, химии, биологии и др. Трехмерное моделирование служит основой для изучения систем виртуальной реальности.
Отличительные особенности программы: образовательной программы заключается в адаптированном для восприятия школьниками содержании программы обучения 3D-технологиям, таким как: инженерная система автоматизированного проектирования, компьютерный редактор трехмерной графики, прототипирование, 3D-печать. Программа ориентирована на индивидуальное инженерное творчество обучающегося. Создание моделей по существующим схемам не является самоцелью, но лишь примером, отправной точкой для создания собственных уникальных моделей.
Педагогическая целесообразность программы: заключается в создании организационных и психолого-педагогических условий для привлечения детей и подростков к занятиям техническим творчеством, обеспечивающих развитие мотивации к познанию, творчеству и труду, конструкторских и изобретательских способностей, формирование инженернотехнических компетенций, как факторов успешного самоопределения и самореализации личности в современном мире.
Адресат программы: Возраст детей 12-14 лет
Объём программы: 144 часа.
Формы обучения и виды занятий: теоретические, практические, групповые. Конкурсы, соревнования, экскурсии, выставки
Срок освоения программы: 1 год
Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятия –90 минут с 10 минутным перерывом.
Цели:
Повышать интерес молодежи к инженерному образованию.
Показать возможности современных программных средств для обработки трёхмерных изображений.
Познакомить с принципами и инструментарием работы в трехмерных графических редакторах, возможностями 3D печати.
Задачи:
Развитие творческого мышления при создании 3D моделей.
Формирование интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям.
Развитие логического, алгоритмического и системного мышления.
Формирование навыков моделирования через создание виртуальных объектов в предложенной среде конструирования.
Углубление и практическое применение знаний по математике (геометрии).
Расширение области знаний о профессиях.
Участие в олимпиадах, фестивалях и конкурсах технической направленности с индивидуальными и групповыми проектами.
Результаты освоения личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам при работе с графической информацией;
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
умение ставить учебные цели;
умение использовать внешний план для решения поставленной задачи;
умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения учебного задания по переходу информационной обучающей среды из начального состояния в конечное;
умение сличать результат действий с эталоном (целью);
умение вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью;
умение оценивать результат своей работы с помощью тестовых компьютерных программ, а также самостоятельно определять пробелы в усвоении материала курса.
Предметные результаты:
умение использовать терминологию моделирования;
умение работать в среде графических 3D редакторов;
умение создавать новые примитивные модели из имеющихся заготовок путем разгруппировки-группировки частей моделей и их модификации;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать графические объекты для решения учебных и творческих задач;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников;
владение устной и письменной речью
1.2.Содержание программы
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
N п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма контроля |
Всего | Теория | Практика |
1. | Введение. Основные понятия 3D графики | 4 | 2 | 2 | Тест |
2. | Базовые инструменты | 8 | 4 | 4 | Тест |
3. | Навигация в сцене | 8 | 4 | 4 | Тест |
4. | Инструменты и опции редактирования | 20 | 10 | 10 | Тест |
5. | Построение моделей | 52 | 26 | 26 | Конкурс |
6. | Рабочая визуализация | 20 | 10 | 10 | Опрос |
7. | Печать 3D моделей | 12 | 6 | 6 | Опрос |
8. | Творческие проекты | 20 | 10 | 10 | Конкурс |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Введение. Основные понятия 3D графики
Инструктаж по технике безопасности.
2D и 3D. Тела, поверхности, кривые, полигоны. Камеры. Навигация, проекции.
Базовые инструменты
Интерфейс Google Sketchup. Основные инструменты. Выбор. Компонент. Ластик. Палитра. Инструменты рисования: Линия, Дуга, От руки, Прямоугольник, Окружность, Многоугольник.
Навигация в сцене
Камера. Вращение. Панорамирование. Лупа. Окно увеличения. Показать все. Предыдущий вид. Следующий вид. Виды.
Инструменты и опции редактирования
Вдавить и Вытянуть. Следуй за мной. Контур. Перемещение. Вращение. Масштабирование. Плоские и Криволинейные поверхности. Смягчение и сглаживание ребер.
Построение моделей
Группа. Выбор в быстрой последовательности. Выбор и создание группы через контекстное меню. Фиксация группы. Инфо по элементу. Редактирование внутри группы.
Измерения. Инфо по модели. Единицы измерения.
Строим точно. Управление инструментами рисования. Линия. Дуга. Прямоугольник. Поменять стороны поверхности. Окружность. Многоугольник. Управление фокусным расстоянием объектива. Управление инструментами модификаций. Вдавить / Вытянуть. Следуй за мной. Контур. Перемещение. Вращение. Масштабирование. Конструкционные инструменты. Рулетка. Транспортир. Оси. Строим модель в размерах.
Рабочая визуализация
Настройки видеокарты. скрыть/показать. Стили отображения поверхностей и ребер. Стили поверхностей. Стили ребер. Тени.
Материалы. Палитра. Диалоговое окно Материалы.
Текстурирование. Позиция текстуры. Создать уникальную текстуру. Комбинировать текстуры. Назначить фототекстуру.
Диалоговые окна Слои. Сцены. Стили.
Печать 3D моделей
Технологии 3D печати. Экструзия. 3D принтер «Альфа» особенности подготовки к печати. Приложение Netfabb Basic. Интерфейс приложения Repetier-Host.
Творческие проекты
Выполнение творческих заданий и мини-проектов по созданию 3D моделей в редакторе трехмерной графики Google Sketchup.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
N п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. | 09 09 09 09 | 17 17 19 19 | 14.10-16.40 | групповая работа | 4 | Инструктаж по технике безопасности. 2D и 3D. Тела, поверхности, кривые, полигоны. Камеры. Навигация, проекции. | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Тест |
2. | 09 09 09 09 | 24 24 26 26 | 14.10-16.40 | групповая работа | 4 | Интерфейс Google Sketchup. Основные инструменты. Выбор. Компонент. Ластик. Палитра. | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Тест |
3. | 10 10 10 10 | 1 1 3 3 | 14.10-16.40 | групповая работа | 4 | Инструменты рисования. Линия. Дуга. От руки. Прямоугольник. Окружность. Многоугольник. | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Тест |
4 | 10 10 10 10 | 8 8 10 10 | 14.10-16.40 | групповая работа | 4 | Камера. Вращение. Панорамирование. | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Тест |
5. | 10 10 10 10 | 15 15 17 17 | 14.10-16.40 | групповая работа | 4 | Лупа. Окно увеличения. Показать все. Предыдущий вид. Следующий вид. Виды. | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Конкурс |
6. | 10 10 10 10 | 22 22 24 24 | 14.10-16.40 | групповая работа | 4 | Инструменты: Вдавить и Вытянуть. | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Опрос |
7. | 10 10 10 10 | 29 29 31 31 | 14.10-16.40 | групповая работа | 4 | Инструменты: Следуй за мной, Контур. | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Опрос |
8 | 11 11 11 11 | 5 5 7 7 | 14.10-16.40 | групповая работа | 4 | Инструменты: Перемещение, Вращение, Масштабирование. | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Конкурс |
9. | 11 11 11 11 | 12 12 14 14 | 14.10-16.40 | групповая работа | 4 | Инструменты: Плоские и Криволинейные поверхности. | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Тест |
10 | 11 11 11 11 | 19 19 21 21 | 14.10-16.40 | групповая работа | 4 | Инструменты: Смягчение и сглаживание ребер. | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Тест |
11 | 11 11 11 11 | 26 26 28 28 | 14.10-16.40 | групповая работа | 4 | Группа. Выбор в быстрой последовательности. Выбор и создание группы через контекстное меню. | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Тест |
12 | 12 12 12 12 | 3 3 5 5 | 14.10-16.40 | групповая работа | 4 | Фиксация группы. Инфо по элементу. Редактирование внутри группы. | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Тест |
13 | 12 12 12 12 | 10 10 12 12 | 14.10-16.40 | групповая работа | 4 | Измерения. Инфо по модели. Единицы измерения. | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Конкурс |
14 | 12 12 12 12 | 17 17 19 19 | 14.10-16.40 | групповая работа | 4 | Строим точно. Управление инструментами рисования. | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Опрос |
15 | 12 12 12 12 | 24 24 26 26 | 14.10-16.40 | групповая работа | 4 | Линия. Дуга. Прямоугольник. | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Опрос |
16 | 12 12 01 01 | 31 31 2 2 | 14.10-16.40 | групповая работа | 4 | Поменять стороны поверхности. Окружность. Многоугольник. | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Конкурс |
17 | 01 01 01 01 | 09 09 14 14 | 14.10-16.40 | групповая работа | 4 | Управление фокусным расстоянием объектива. | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Тест |
18 | 01 01 01 01 | 16 16 21 21 | 14.10-16.40 | групповая работа | 4 | Управление инструментами редактирования. | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Тест |
19 | 01 01 01 01 | 23 23 28 28 | 14.10-16.40 | групповая работа | 4 | Вдавить / Вытянуть. Следуй за мной. | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Тест |
20 | 01 01 02 02 | 30 30 4 4 | 14.10-16.40 | групповая работа | 4 | Контур. Перемещение. Вращение. Масштабирование. | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Тест |
21 | 02 02 02 02 | 6 6 11 11 | 14.10-16.40 | групповая работа | 4 | Конструкционные инструменты. Рулетка. Транспортир. Оси. | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Конкурс |
22 | 02 02 02 02 | 13 13 18 18 | 14.10-16.40 | групповая работа | 4 | Строим модель в размерах. | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Тест |
23 | 02 02 02 02 | 20 20 25 25 | 14.10-16.40 | групповая работа | 4 | Строим модель в размерах. | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Тест |
24 | 02 02 03 03 | 27 27 3 3 | 14.10-16.40 | групповая работа | 4 | Настройки видеокарты. скрыть / показать. Стили отображения поверхностей и ребер. | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Тест |
25 | 03 03 03 03 | 5 5 10 10 | 14.10-16.40 | групповая работа | 4 | Стили поверхностей. Стили ребер. Тени. | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Тест |
26 | 03 03 03 03 | 12 12 17 17 | 14.10-16.40 | групповая работа | 4 | Материалы. Палитра. Диалоговое окно Материалы. | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Тест |
27 | 03 03 03 03 | 19 19 19 19 | 14.10-16.40 | групповая работа | 4 | Текстурирование. Позиция текстуры. Создать уникальную текстуру. Комбинировать текстуры. Назначить фототекстуру. | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Тест |
28 | 03 03 03 03 | 24 24 26 26 | 14.10-16.40 | групповая работа | 4 | Диалоговые окна: Слои, Сцены, Стили. | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Тест |
29 | 03 03 04 04 | 31 31 2 2 | 14.10-16.40 | групповая работа | 4 | Технологии 3D печати. Экструзия. | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Конкурс |
30 | 04 04 04 04 | 7 7 9 9 | 14.10-16.40 | групповая работа | 4 | 3D принтер «Альфа» особенности подготовки к печати. | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Опрос |
31 | 04 04 04 04 | 14 14 16 16 | 14.10-16.40 | групповая работа | 4 | Приложение Netfabb Basic. Интерфейс приложения Repetier-Host. | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Тест |
32 | 04 04 04 04 | 21 21 23 23 | 14.10-16.40 | групповая работа | 4 | Выполнение творческих заданий и мини-проектов по созданию 3D моделей в изученных редакторах и конструкторах | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Тест |
33 | 04 04 04 04 | 28 28 30 30 | 14.10-16.40 | групповая работа | 4 | Работа над проектом | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Тест |
34 | 05 05 05 05 | 5 5 12 12 | 14.10-16.40 | групповая работа | 4 | Работа над проектом | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Тест |
35 | 05 05 05 05 | 14 14 19 19 | 14.10-16.40 | групповая работа | 4 | Работа над проектом | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Тест |
36 | 05 05 05 05 | 21 21 26 26 | 14.10-16.40 | групповая работа | 4 | Работа над проектом | МКОО "Старомостякская средняя школа" | Тест |
Итого 144 часа |
2.2. Условия реализации программы
Реализация учебной дисциплины требует наличия
учебного кабинета «Информатика»
Оборудование учебного кабинета: «Информатика»
Технические средства обучения: - интерактивная доска и проектор
- компьютеры
- Антивирусы/Безопасность.
-Операционные системы Windows .
-Программа SketchUp
Методическое обеспечение программы: https://www.youtube.com/playlist?list=PLGbU9OptR8m3tLTyuSASTlQVuZPyno0KB
2.3. Формы контроля и оценочные материалы
Формы проведения контроля следующие: итоговое занятие, защита творческих работ и проектов, выставочный просмотр, творческий отчёт, конкурс, и др.
Процесс обучения по дополнительной общеразвивающей программе предусматривает следующие формы диагностики и контроля:
1. Первичная диагностика, проводится в начале года
2. Промежуточная диагностика, проводится по завершению полугодия
3. Итоговая диагностика проводится после завершения всей учебной программы.
2.4. Методические материалы
Учебно-наглядные пособия: - стенды со справочным материалом,
- презентации к лекционному материалу
- учебные и методические пособия (учебники, учебно-методические пособия, пособия для самостоятельной работы, сборники упражнений и др.).
Литература:
Залогова, Л. Практикум по компьютерной графике. / Л. Залогова. – М., 2003.
Петелин, А. SketchUp - просто 3D!: Учебник-справочник Google SketchUp v. 8.0 Pro (в 2-х книгах). / А. Петелин. – Интернет-издание, 2012.
Петров, М. «Компьютерная графика». / М. Петров, В. Молочков. – Питер, 2002.
Рейнбоу, В. Энциклопедия компьютерной графики. / В. Рейнбоу. – Питер, 2003.
Тозик, В.Т. Самоучитель SketchUp. / В.Т. Тозик, О.Б. Ушакова. – БХВ-Петербург, 2013.
29