СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общеобразовательная программа "Здравствуй, театр"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа театральной студии. Расчитана на три года обучения.

Просмотр содержимого документа
«Общеобразовательная программа "Здравствуй, театр"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «ТВОРЧЕСТВО»




Утверждена на заседании

методического совета

«___»_______2018 г

Директор ЦЭВД «Творчество»

__________ХОСОНОВА М.И.








«ЗДРАВСТВУЙ, ТЕАТР»

Дополнительная общеобразовательная программа

социально – педагогической направленности




возраст обучающихся 4 – 12 лет

срок реализации 3 года




СОСТАВИТЕЛЬ: педагог

дополнительного образования

СЕМЕНОВА Нина Юрьевна









Владикавказ, 2018 г


Пояснительная записка


Таланты будущих поколений

могут быть охраняемы только

путём развития и воспитания

юных талантов;

для этого же необходимо их

раннее узнавание.

Г. Ревеш


Современная педагогическая наука, смотрящая на образование, как на

воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, педагогов, психологов, раскрытию качеств личности и самореализации её творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создаёт условия для воспитания целостной одарённой личности.

Дополнительная образовательная программа «Здравствуй, театр» имеет

социально-педагогическую и художественно-эстетическую направленность, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.

Данная программа актуальна, поскольку театр становится способом самовыражения, инструментом решения различных конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Сценическая работа детей по программе – это не подготовка к вступлению на профессиональную театральную стезю, но проверка действием множества межличностных отношений. В репетиционной комнате приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества, решения характерологических конфликтов.

Сердцевиной театрального творчества является так называемая «игра в поведение». Дети – актеры от природы. Они сами сочиняют свои роли, сами драматургически обрабатывают материал жизни. Программа направлена не на создание из ребёнка «универсального актера», а на воспитание из него жизненно адаптированного человека психологически готового к различным стрессовым ситуациям.

Театральная игра для детей должна стать и удовольствием, и развлечением, а на самом деле – инструментом разрешения конфликтов, способствующим взаимопониманию и самораскрытию.

Программа «Здравствуй, театр» отличается и своей новизной, так как в рамках модернизации российского образования ( в частности, дополнительного) изменены концептуальные подходы и методологические установки к образовательному процессу по причине ограниченности, схоластике и неэффективности.

  1. Смещены акценты с освоения фундаментальных знаний по предмету на социализацию и профессионализацию личности средствами современных знаний и технологий по направлению деятельности;

  2. Изменены подходы к структуре и содержанию образовательного процесса с учетом интеграции общего и дополнительного образования;

  3. Усовершенствована структура образовательного процесса за счет внедрения комплекса интегрированных учебных дисциплин: актерское мастерство, сценическое движение, вокал, грим;

  4. Изменены подходы к реализации долгосрочной программы

( поэтапно, с учетом возрастных особенностей).

Программа «Здравствуй, театр» педагогически целесообразна, так как её реализация позволяет включить механизм воспитания каждого члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации. Эта программа, в контексте данной цели, интегрирует усилия профессиональной и социальной педагогики. Она предоставляет возможность помимо получения базовых знаний, эффективно готовить воспитанников к освоению накопленного человечеством социально-культурного опыта, безболезненной адаптации в окружающей среде, позитивному самоопределению.

В основу программы положен опыт воспитания ребёнка, как артиста, творца, исполнителя с позиции театральной «школы переживания», созданной К.С.Станиславским, где учитываются личностный опыт ребёнка и уровень психофизического развития.

Итак, основной целью данной образовательной программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Формирование творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актёрской деятельности.

Цель будет достигнута при решении следующих задач:

  1. Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребёнка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнёра во взаимодействии;

  2. Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувство ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребёнке;

  3. Совершенствование грамматического строя речи ребёнка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;

  4. Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актёрского тренинга;

  5. Знакомство с историей и развитием театрального искусства, развитие познавательных интересов через расширение представлений о видах театрального искусства;

  6. Воспитание социально активной личности ребёнка.


Отличительной особенностью данной программы от уже существующих, является не буквальное её выполнение. Она ориентирует педагога на создание условий для активации у ребёнка эстетических установок, как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Использование программы позволяет стимулировать детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребёнок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействует фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.


Программа «Здравствуй, театр» предназначена для работы с детьми 5-12 лет, рассчитана на трёхгодичный срок реализации.

1-й год – 144 часа;

2-й год – 216часов;

3-й год – 288часов.

Режим занятий:

1-й год: 2 раза в неделю по 2 часа;

2-й год: 3 раза в неделю по 2 часа;

3-й год: 3 раза в неделю по 3 часа.

Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие.

Программой предусмотрено вариативное использование других форм организации: занятия малокомплектными группами для работы над ролью, репетиции и театральные выступления.

Работа по данной программе состоит из 3-х этапов:

I этап – подготовительный (1-й год обучения)

Основная цель работы с детьми на первом этапе – создание комфортной эмоциональной среды для формирования потребностей детей в регулярных занятиях театральной деятельностью.

Задачи:

- Развивать интерес к сценическому искусству;

- развивать зрительное и слуховое внимание;

- снимать зажатость, скованность; - развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;

- воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со

сверстниками;

- развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию,

превращать и превращаться;

- развивать чувство ритма и координацию движений;

- развивать речевое дыхание и артикуляцию;

- развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;

- пополнять словарный запас;

- познакомить детей с театральной терминологией;

- познакомить детей с видами театрального искусства;

- познакомить с устройством зрительного зала и сцены;

- воспитывать культуру поведения в театре.


II этап – основной (2-й год обучения)

Основная цель – вовлечение детей в коллективную творческую

деятельность и развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

- Воспитывать в ребёнке готовность к творчеству;

- развивать умение владеть своим телом;

- развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность,

находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;

- оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными;

- развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми

в разных ситуациях;

- развивать воображение и веру в сценический вымысел;

- учить действовать на сценической площадке естественно и

оправданно;

- дать возможность полноценно употребить свои способности и

самовыразиться в сценических воплощениях;


III этап – заключительный (3-й год обучения)

Основная цель – удовлетворение потребности детей в театральной

деятельности; создание и показ сценической постановки.

Задачи:

- Формировать социально-адаптированную творчески активную личность;

- совершенствовать полученные умения и навыки в процессе

творческой деятельности;

- познакомить с основами гримировального искусства;

- познакомить с лучшими образцами театрального искусства;

- помочь избавиться от штампов общения;

- формировать эстетический вкус;

- создать условия для самореализации воспитанников в самостоятельной

творческой деятельности.

- научить созданию мизансцен спектакля, музыкально-шумового

оформления;

- сформировать навыки организаторской работы в процессе работы над

сценической постановкой.


К концу первого года обучения ребёнок

должен знать:

- что такое театр;

- чем отличается театр от других видов искусств;

- какие виды театров существуют;

- кто создает театральные спектакли;

должен иметь понятие:

- об элементарных технических средствах сцены;

- об оформлении сцены;

- о нормах поведения на сцене и в зрительном зале;

должен уметь:

- направлять свою фантазию по заданному руслу;

- образно мыслить;

- концентрировать внимание;

- ощущать себя в сценическом пространстве;

должен приобрести навыки:

- общения с партнёром;

- элементарного актерского мастерства;

- образного восприятия окружающего мира;

- коллективного творчества;

А также избавляется от излишней стеснительности, боязни общества,

приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.


В конце второго года занятий ребёнок

должен знать:

- что такое выразительные средства;

- фрагмент как составная часть сюжета;

- действенную формулу: Исходное событие, конфликтная ситуация, финал.

должен уметь:

- применять выразительные средства для выражения характера сцены;

- фрагментарно разбирать произведение, а так же фрагментарно его

излагать;

- определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет;

должен иметь понятие:

- о рождении сюжета произведения;

должен иметь навыки:

- свободного общения с аудиторией;

В конце третьего года обучения ребёнок

должен знать:

- историю театра;

- этапы работы над спектаклем;

- основы гримировального искусства;

- законы сценического действия;

- теоретические основы сценической речи;

- основные театральные понятия;

- приемы сценического боя.

должны уметь:

- самостоятельно работать над сценическим образом и ролью;

- владеть своим телом как инструментом самовыражения;

- владеть навыками организаторской работы в процессе создания

- сценической постановки;

- владеть навыками совместной деятельности, установления

эмоциональных контактов, свободного общения;

- использовать навыки сценической речи в публичных выступлениях.

- иметь такие творческие умения и навыки как память, внимание, образное

мышление.

Владеть:

- Приёмами релаксации;

- элементами внутренней и внешней техники актера;

- артикуляционной и дыхательной гимнастикой.


По окончании курса обучения у детей должно быть сформировано умение

самоопределяться, проявлять инициативу в организации праздников,

концертов, спектаклей и других форм театральной деятельности, быть

неравнодушными по отношению к людям, миру искусства и природе.

В результате реализации программы дети становятся настоящими

любителями театра, активными участниками школьной самодеятельности,

осознают ценность своей театрально-творческой деятельности для

окружающих. Основными же формами подведения итогов по программе является участие детей в театральных конкурсах, смотрах, фестивалях.













УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

I года обучения 144 ч


№№

Наименование тем

всего часов

теор

практ

1

Введение в образовательную программу

2

2

-

2

Азбука актерского мастерства

56

6

50

3

Основы сценической речи

28

2

26

4

Сценическое движение

22

2

20

5

Постановка певческого голоса

14

2

12

6

Театрально- концертная деятельность

20

-

20

7

Итоговое занятие

2


2

ВСЕГО

144

14

130

























СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ I года обучения

144 ч


Теоретическая часть

Практическая часть


I


1. Введение в образовательную программу

2. История зарождения тетра




Путешествие на «машине времени»:

- античный театр

- театр средневековья

- современный театр



II


Азбука актерского мастерства





1. Наблюдательность- основа творчества




Упражнения на развитие образных представлений




2. Наблюдение и зарисовка




Этюд: животные в предлагаемых обстоятельствах


3. Сценическое действие как главное выразительное средство актерского искусства


Работа с воображаемыми предметами.

Этюд. Прогулка.



4. Игрушки


Пластика игрушек.

Упражнения на отработку механических движений и стеклянных глаз.



5. «Живая картинка»







6. Творческое воображение


Мизансцены с животными.

Этюды: «Голоса животных»,

«Птичий двор», «Оживление» картин художников».




«Я» в предлагаемых обстоятельствах:

Этюды: «Кукла заболела»,

«Дождь», Коллективный выход в театр




7. Мышечная релаксация – основа концентрации внимания.


Упражнения на раскрепощение мышц. «Волна», «Игрушки».



8. Поведение в предлагаемых обстоятельствах


Этюды: «Поведение животных в паре», «Ссора друзей»



Ш


Основы сценической речи




  1. Речевой аппарат

- дыхание;

- дикция;

- орфоэпия.

















1. Игровые упражнения на дыхание. «Эхо», «Гудок».


2. Артикуляционная гимнастика: отработка четкого произношения гласных и согласных звуков.


3. Разучивание скороговорок.


4. Усвоение литературного произношения.


5. Отработка правильной постановки ударений в словах.




IV


Сценическое движение




  1. Пластика.

Ритмика


Игры и упражнения на:

1. развитие двигательных способностей: «Снеговик», «Баба – Яга»



2. координацию движений «Считалочка»


3. развитие гибкости, подвижности кистей, пальцев и рук. «Волна», «Плавники»


Отработка движений под музыку.

Передача в пластических свободных образах характера и настроения музыкальных произведений.

(упражнения «Осенние листья», «Бабочки»)



V


Постановка певческого голоса



1. Голосовой аппарат


2. Техника пения: дыхание, артикуляция


Упражнение на дыхание


Пение вокализов, распевок, несложных песен.

Игры с пением: «Любитель – рыболов», «Ворота золотые».



VI



Театрально – концертная деятельность




1. Тематические вечера


2. Новогодние представления.


3. Театрализованные представления по страницам литературных произведений



Подбор материала к памятным датам.

Инсценировки.


По мотивам народных сказок. («Теремок», «Курочка Ряба», «Репка»).



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

II года обучения 216 часов


№№

Наименование тем

всего часов

теор

практ

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Азбука актерского мастерства

50

4

46

3

Искусство речи

22

6

16

4

Сценическое движение

30

4

26

5

Вокал

20

4

16

6

Постановка отрывков, сказок и инсценировка литературно – драматических произведений

90

10

80

7

Итоговое занятие

2

-

2

ВСЕГО

216

30

186
























СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ II года обучения

216 ч


Теоретическая часть

Практическая часть


I Вводное занятие


1. Особенности драматического искусства

2. Театральные профессии



II Азбука актерского мастерства


1. Сценическое общение



Этюды на взаимодействие и воздействие друг на друга. Одиночные и парные этюды.



2. Сценическое внимание


Этюды на умение слушать партнера.

«Слышишь, значит чувствуешь.»



3. Диалоги


Этюды на словесное общение.

Групповые этюды.



4. Малые драматические формы


Постановка литературно – драматических композиций, сцен, отрывков из сказок.



III. Искусство речи


1. Логика речи.

Логическая пауза и логическое ударение.





Логико – аналитическая работа над текстом (любые отрывки из сказок).

Упражнения на определение логических ударений.


2. Речевой аппарат (дыхание артикуляция, дикция, интонация)






3. Пополнение словарного запаса, образного мышления детей.


1. Упражнения на дыхание

«Спать хочется»,

стихотворение «Чижи»

2. Артикуляционная гимнастика.

Игры: «Ворона», «Птичий двор».

3. Работа со скороговорками.


Игра «Любитель – рыболов»

Творческие игры со словом

«Сочини сказку», «Ручной мяч», «Ворона»,

стихотворение «Как буквы женятся»




IV Сценическое движение


1. Пластическая выразительность в создании ситуативных и сюжетных этюдов.


2. Возможность пластики в передаче различных эмоциональных состояний.


3. Ритмика. Фиксация.


Пластические этюды:

«Веселые обезьянки»,

«Поварята», «Цирк»


Этюды: «Улетела птичка»,

«Пятерка!», «Утро», «Каникулы», «Обида»


Движение под музыку.

Фехтование под музыку.

Отработка элементов фиксации (реакция на удар, неожиданное слово и т.д.)



V Вокал



Создание художественного образа в пении


Работа над певческим дыханием, дикцией, чистой интонацией в небольших попевках, песнях различного характера.

Игры «Узнай по голосу», «Лесенка».




VI. Постановка отрывков, сказок, инсценировка отрывков

литературно- драматических произведений



1. Основные компоненты спектакля и их выразительное значение (декорации, костюм, свет)


Этюды – импровизации по сюжету пьесы с проверкой своей линии действий в данном событии.



2. Предварительный анализ произведения. Определение темы, сюжетной линии, основных событий, основного конфликта.


Инсценировки:

«Новогодние чудеса».

«Новые приключения Буратино»,

«Лесная школа» (А.Щеткин)

«Зимовье зверей» (Л.Поляк)




VII. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ


























III год обучения


Основной формой работы на III год являются репетиции, постановка спектакля.

В год готовится 2 спектакля.

По-прежнему большое значение имеет работа над этюдом.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

III год обучения 288 часов


№№

Наименование тем

всего часов

теор

практ

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Беседы о театре

22

22

-

3

Техника речи. Дыхание. Голос.

34

4

30

4

Грим

10

4

6

5

Работа над спектаклем (1)


- анализ, разбор пьесы


- работа актера над ролью. Создание сценического образа, его трактовка.


- работа над отдельными эпизодами, сценами и картинами


- работа над пьесой в целом, оформление спектакля


- итоговый показ спектакля

(первичный и повторный)




4


42



44



18



6



2


4



4



2



-



2


38



40



16



6


6

Работа над спектаклем (2)

106

12

94

ВСЕГО

288

56

232





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Ш года обучения

288 ч


Теоретическая часть

Практическая часть


I Вводное занятие


Обсуждение изученного в прошлом году. Постановка целей и задач на предстоящий год.



II. Беседы о театре


Виды и жанры театра.

Синтез искусств в процессе создания спектакля.

Творческий труд драматурга, режиссера, композитора, художника.

Развитие театрального искусства Северной Осетии.



III. Техника речи. Дыхание. Голос.


Повторение изученного ранее.

Дыхание и голос.



Дыхательная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика (на каждом занятии).

Вокальные упражнения.

Работа над дикцией (на материале классической поэзии)




IV. Грим


История возникновения грима. Техника нанесения грима.




Нанесение простого вида грима.

Творческие задания по нанесении грима.



V. Работа над спектаклем


1. Анализ, разбор пьесы.


Первое чтение пьесы. Знакомство с творчеством автора, отраженной в нем эпохой.

Определение идеи, темы, конфликта. Выделение основных событий пьесы в их последовательном развитии и утверждение главной мысли.



2. Работа актера над ролью.

Создание сценического образа, его трактовка.


Распределение ролей и обсуждение образов каждого персонажа. Чтение по ролям «за столом». Разбор текста по линии действия каждого персонажа. Работа над текстом роли. Поиск речевой манеры, пластического образа. Работа над вокальными партиями в спектакле. Вокал и пластика.


3. Работа над отдельными эпизодами, сценами и картинами.


Практическое освоение логики действий и обстоятельств роли (этюды).

Этюды – импровизации по сюжету пьесы.



4. Работа над пьесой в целом. Оформление спектакля.


Работа над художественно постановочным решением спектакля. Изготовление декораций, реквизита.

Воспроизведение ряда сцен в их последовательности в готовых декорациях. Закрепление мизансцен. Обсуждение и подбор музыкально – шумового оформления спектакля.

Прогонные репетиции спектакля.

Генеральный прогон.



5. Итоговый показ спектакля.

Первичный показ.

Повторные показы.









Методическое обеспечение образовательного процесса


Основные формы проведения занятий. С младшими воспитанниками:

  1. Игра;

  2. Диалог;

  3. Слушание;

  4. Импровизация;

  5. Различные виды тренингов (дыхательные, артикуляционные и т.д.).

Занятия в средней группе проходят в самых разнообразных формах:

1.Лекции;

2.Тренинги;

3.Репетиции;

4.Индивидуальные занятия;

5.Занятия малыми группами.

Вся работа в старшей группе строится вокруг целостного художественного произведения:

1.Спектакля;

2.Шоу;

3.Творческого вечера;

4. Праздника.

Организация учебно- воспитательного процесса


I. Методы обучения:


1. Наглядный:

- использование наглядных пособий, видеоматериалов.


2. Объяснительно- иллюстративный:

- рассказ педагога.


3. Репродуктивный:

- усвоение умений и навыков на основе повторения пройденного материала.


II. Приемы и способы развития активной познавательной деятельности обучающихся.


  1. Осознание обучающимися полезности, значимости изучаемого материала.

  2. Увязка излагаемого материала с жизнью, предыдущим опытом детей.

  3. Задания достаточной, но доступной сложности.

  4. Поддержание и развитие интереса обучающихся к изучаемому материалу.



Ш. Методы активизации, поддержания внимания и интереса у обучающихся на занятиях.


  • Живой и яркий рассказ.

  • Использование наглядных пособий.

  • Мотивация – осознание обучающимися полезности изучаемого, практической его значимости.

  • Положительный эмоциональный настрой обучающихся.

  • Перемена, разнообразие методов обучения.

  • Повышение степени активности обучающихся.

  • Подведение обучающихся к «собственным» открытиям – радость творчества, создание «ситуации успеха».


Формы подведения итогов.


Основными же формами подведения итогов по программе является участие детей в театральных конкурсах, смотрах, фестивалях.









































ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.


  1. В.И. Немирович –Данченко «О творчестве актера».

  2. В.Пашенная «Ступени творчества», Изд. ВТО, 1964г.

  3. К.С.Станиславский «Искусство» собр.соч. в 8 томах, 1955г

  4. М.О. Кнебель «Слово в творчестве актера»- М, 1954г

  5. В.П. Морозов «Тайны вокальной речи» -М, 1967г

  6. Л.П. Буева «Личность и среда. Ребенок в системе коллективных отношений» -М, 1972г

  7. Ю.В. Колчеев, Н.И. Колчеева «Театрализованные игры в школе» -М.,2000г

  8. Т.А. Куликовская «40 новых скороговорок» Практикум по изучению дикции. –М., 2003г

  9. Н. Кузина. «Заводные игры» -М., 2001г

  10. Э.Т. Чурилова. «Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников» -М., 2001г

22