МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «ТВОРЧЕСТВО»
Утверждена на заседании
методического совета
«___»_______2018 г
Директор ЦЭВД «Творчество»
__________ХОСОНОВА М.И.
«ЗДРАВСТВУЙ, ТЕАТР»
Дополнительная общеобразовательная программа
социально – педагогической направленности
возраст обучающихся 4 – 12 лет
срок реализации 3 года
СОСТАВИТЕЛЬ: педагог
дополнительного образования
СЕМЕНОВА Нина Юрьевна
Владикавказ, 2018 г
Пояснительная записка
…Таланты будущих поколений
могут быть охраняемы только
путём развития и воспитания
юных талантов;
для этого же необходимо их
раннее узнавание.
Г. Ревеш
Современная педагогическая наука, смотрящая на образование, как на
воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, педагогов, психологов, раскрытию качеств личности и самореализации её творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создаёт условия для воспитания целостной одарённой личности.
Дополнительная образовательная программа «Здравствуй, театр» имеет
социально-педагогическую и художественно-эстетическую направленность, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.
Данная программа актуальна, поскольку театр становится способом самовыражения, инструментом решения различных конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Сценическая работа детей по программе – это не подготовка к вступлению на профессиональную театральную стезю, но проверка действием множества межличностных отношений. В репетиционной комнате приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества, решения характерологических конфликтов.
Сердцевиной театрального творчества является так называемая «игра в поведение». Дети – актеры от природы. Они сами сочиняют свои роли, сами драматургически обрабатывают материал жизни. Программа направлена не на создание из ребёнка «универсального актера», а на воспитание из него жизненно адаптированного человека психологически готового к различным стрессовым ситуациям.
Театральная игра для детей должна стать и удовольствием, и развлечением, а на самом деле – инструментом разрешения конфликтов, способствующим взаимопониманию и самораскрытию.
Программа «Здравствуй, театр» отличается и своей новизной, так как в рамках модернизации российского образования ( в частности, дополнительного) изменены концептуальные подходы и методологические установки к образовательному процессу по причине ограниченности, схоластике и неэффективности.
Смещены акценты с освоения фундаментальных знаний по предмету на социализацию и профессионализацию личности средствами современных знаний и технологий по направлению деятельности;
Изменены подходы к структуре и содержанию образовательного процесса с учетом интеграции общего и дополнительного образования;
Усовершенствована структура образовательного процесса за счет внедрения комплекса интегрированных учебных дисциплин: актерское мастерство, сценическое движение, вокал, грим;
Изменены подходы к реализации долгосрочной программы
( поэтапно, с учетом возрастных особенностей).
Программа «Здравствуй, театр» педагогически целесообразна, так как её реализация позволяет включить механизм воспитания каждого члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации. Эта программа, в контексте данной цели, интегрирует усилия профессиональной и социальной педагогики. Она предоставляет возможность помимо получения базовых знаний, эффективно готовить воспитанников к освоению накопленного человечеством социально-культурного опыта, безболезненной адаптации в окружающей среде, позитивному самоопределению.
В основу программы положен опыт воспитания ребёнка, как артиста, творца, исполнителя с позиции театральной «школы переживания», созданной К.С.Станиславским, где учитываются личностный опыт ребёнка и уровень психофизического развития.
Итак, основной целью данной образовательной программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Формирование творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актёрской деятельности.
Цель будет достигнута при решении следующих задач:
Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребёнка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнёра во взаимодействии;
Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувство ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребёнке;
Совершенствование грамматического строя речи ребёнка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;
Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актёрского тренинга;
Знакомство с историей и развитием театрального искусства, развитие познавательных интересов через расширение представлений о видах театрального искусства;
Воспитание социально активной личности ребёнка.
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих, является не буквальное её выполнение. Она ориентирует педагога на создание условий для активации у ребёнка эстетических установок, как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Использование программы позволяет стимулировать детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребёнок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействует фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Программа «Здравствуй, театр» предназначена для работы с детьми 5-12 лет, рассчитана на трёхгодичный срок реализации.
1-й год – 144 часа;
2-й год – 216часов;
3-й год – 288часов.
Режим занятий:
1-й год: 2 раза в неделю по 2 часа;
2-й год: 3 раза в неделю по 2 часа;
3-й год: 3 раза в неделю по 3 часа.
Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие.
Программой предусмотрено вариативное использование других форм организации: занятия малокомплектными группами для работы над ролью, репетиции и театральные выступления.
Работа по данной программе состоит из 3-х этапов:
I этап – подготовительный (1-й год обучения)
Основная цель работы с детьми на первом этапе – создание комфортной эмоциональной среды для формирования потребностей детей в регулярных занятиях театральной деятельностью.
Задачи:
- Развивать интерес к сценическому искусству;
- развивать зрительное и слуховое внимание;
- снимать зажатость, скованность; - развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;
- воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со
сверстниками;
- развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию,
превращать и превращаться;
- развивать чувство ритма и координацию движений;
- развивать речевое дыхание и артикуляцию;
- развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
- пополнять словарный запас;
- познакомить детей с театральной терминологией;
- познакомить детей с видами театрального искусства;
- познакомить с устройством зрительного зала и сцены;
- воспитывать культуру поведения в театре.
II этап – основной (2-й год обучения)
Основная цель – вовлечение детей в коллективную творческую
деятельность и развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
- Воспитывать в ребёнке готовность к творчеству;
- развивать умение владеть своим телом;
- развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность,
находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;
- оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными;
- развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми
в разных ситуациях;
- развивать воображение и веру в сценический вымысел;
- учить действовать на сценической площадке естественно и
оправданно;
- дать возможность полноценно употребить свои способности и
самовыразиться в сценических воплощениях;
III этап – заключительный (3-й год обучения)
Основная цель – удовлетворение потребности детей в театральной
деятельности; создание и показ сценической постановки.
Задачи:
- Формировать социально-адаптированную творчески активную личность;
- совершенствовать полученные умения и навыки в процессе
творческой деятельности;
- познакомить с основами гримировального искусства;
- познакомить с лучшими образцами театрального искусства;
- помочь избавиться от штампов общения;
- формировать эстетический вкус;
- создать условия для самореализации воспитанников в самостоятельной
творческой деятельности.
- научить созданию мизансцен спектакля, музыкально-шумового
оформления;
- сформировать навыки организаторской работы в процессе работы над
сценической постановкой.
К концу первого года обучения ребёнок
должен знать:
- что такое театр;
- чем отличается театр от других видов искусств;
- какие виды театров существуют;
- кто создает театральные спектакли;
должен иметь понятие:
- об элементарных технических средствах сцены;
- об оформлении сцены;
- о нормах поведения на сцене и в зрительном зале;
должен уметь:
- направлять свою фантазию по заданному руслу;
- образно мыслить;
- концентрировать внимание;
- ощущать себя в сценическом пространстве;
должен приобрести навыки:
- общения с партнёром;
- элементарного актерского мастерства;
- образного восприятия окружающего мира;
- коллективного творчества;
А также избавляется от излишней стеснительности, боязни общества,
приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
В конце второго года занятий ребёнок
должен знать:
- что такое выразительные средства;
- фрагмент как составная часть сюжета;
- действенную формулу: Исходное событие, конфликтная ситуация, финал.
должен уметь:
- применять выразительные средства для выражения характера сцены;
- фрагментарно разбирать произведение, а так же фрагментарно его
излагать;
- определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет;
должен иметь понятие:
- о рождении сюжета произведения;
должен иметь навыки:
- свободного общения с аудиторией;
В конце третьего года обучения ребёнок
должен знать:
- историю театра;
- этапы работы над спектаклем;
- основы гримировального искусства;
- законы сценического действия;
- теоретические основы сценической речи;
- основные театральные понятия;
- приемы сценического боя.
должны уметь:
- самостоятельно работать над сценическим образом и ролью;
- владеть своим телом как инструментом самовыражения;
- владеть навыками организаторской работы в процессе создания
- сценической постановки;
- владеть навыками совместной деятельности, установления
эмоциональных контактов, свободного общения;
- использовать навыки сценической речи в публичных выступлениях.
- иметь такие творческие умения и навыки как память, внимание, образное
мышление.
Владеть:
- Приёмами релаксации;
- элементами внутренней и внешней техники актера;
- артикуляционной и дыхательной гимнастикой.
По окончании курса обучения у детей должно быть сформировано умение
самоопределяться, проявлять инициативу в организации праздников,
концертов, спектаклей и других форм театральной деятельности, быть
неравнодушными по отношению к людям, миру искусства и природе.
В результате реализации программы дети становятся настоящими
любителями театра, активными участниками школьной самодеятельности,
осознают ценность своей театрально-творческой деятельности для
окружающих. Основными же формами подведения итогов по программе является участие детей в театральных конкурсах, смотрах, фестивалях.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
I года обучения 144 ч
№№ | Наименование тем | всего часов | теор | практ |
1 | Введение в образовательную программу | 2 | 2 | - |
2 | Азбука актерского мастерства | 56 | 6 | 50 |
3 | Основы сценической речи | 28 | 2 | 26 |
4 | Сценическое движение | 22 | 2 | 20 |
5 | Постановка певческого голоса | 14 | 2 | 12 |
6 | Театрально- концертная деятельность | 20 | - | 20 |
7 | Итоговое занятие | 2 | | 2 |
ВСЕГО | 144 | 14 | 130 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ I года обучения
144 ч
№ | Теоретическая часть | Практическая часть |
I | 1. Введение в образовательную программу 2. История зарождения тетра | Путешествие на «машине времени»: - античный театр - театр средневековья - современный театр |
II | Азбука актерского мастерства |
| 1. Наблюдательность- основа творчества | Упражнения на развитие образных представлений |
2. Наблюдение и зарисовка | Этюд: животные в предлагаемых обстоятельствах |
3. Сценическое действие как главное выразительное средство актерского искусства | Работа с воображаемыми предметами. Этюд. Прогулка. |
4. Игрушки | Пластика игрушек. Упражнения на отработку механических движений и стеклянных глаз. |
5. «Живая картинка» 6. Творческое воображение | Мизансцены с животными. Этюды: «Голоса животных», «Птичий двор», «Оживление» картин художников». «Я» в предлагаемых обстоятельствах: Этюды: «Кукла заболела», «Дождь», Коллективный выход в театр |
| 7. Мышечная релаксация – основа концентрации внимания. | Упражнения на раскрепощение мышц. «Волна», «Игрушки». |
8. Поведение в предлагаемых обстоятельствах | Этюды: «Поведение животных в паре», «Ссора друзей» |
Ш | Основы сценической речи |
| Речевой аппарат - дыхание; - дикция; - орфоэпия. | 1. Игровые упражнения на дыхание. «Эхо», «Гудок». 2. Артикуляционная гимнастика: отработка четкого произношения гласных и согласных звуков. 3. Разучивание скороговорок. 4. Усвоение литературного произношения. 5. Отработка правильной постановки ударений в словах. |
IV | Сценическое движение |
| Пластика. Ритмика | Игры и упражнения на: 1. развитие двигательных способностей: «Снеговик», «Баба – Яга» 2. координацию движений «Считалочка» 3. развитие гибкости, подвижности кистей, пальцев и рук. «Волна», «Плавники» Отработка движений под музыку. Передача в пластических свободных образах характера и настроения музыкальных произведений. (упражнения «Осенние листья», «Бабочки») |
V | Постановка певческого голоса |
| 1. Голосовой аппарат 2. Техника пения: дыхание, артикуляция | Упражнение на дыхание Пение вокализов, распевок, несложных песен. Игры с пением: «Любитель – рыболов», «Ворота золотые». |
VI | Театрально – концертная деятельность |
| 1. Тематические вечера 2. Новогодние представления. 3. Театрализованные представления по страницам литературных произведений | Подбор материала к памятным датам. Инсценировки. По мотивам народных сказок. («Теремок», «Курочка Ряба», «Репка»). |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
II года обучения 216 часов
№№ | Наименование тем | всего часов | теор | практ |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2 | Азбука актерского мастерства | 50 | 4 | 46 |
3 | Искусство речи | 22 | 6 | 16 |
4 | Сценическое движение | 30 | 4 | 26 |
5 | Вокал | 20 | 4 | 16 |
6 | Постановка отрывков, сказок и инсценировка литературно – драматических произведений | 90 | 10 | 80 |
7 | Итоговое занятие | 2 | - | 2 |
ВСЕГО | 216 | 30 | 186 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ II года обучения
216 ч
Теоретическая часть | Практическая часть |
I Вводное занятие |
1. Особенности драматического искусства 2. Театральные профессии | |
II Азбука актерского мастерства |
1. Сценическое общение | Этюды на взаимодействие и воздействие друг на друга. Одиночные и парные этюды. |
2. Сценическое внимание | Этюды на умение слушать партнера. «Слышишь, значит чувствуешь.» |
3. Диалоги | Этюды на словесное общение. Групповые этюды. |
4. Малые драматические формы | Постановка литературно – драматических композиций, сцен, отрывков из сказок. |
III. Искусство речи |
1. Логика речи. Логическая пауза и логическое ударение. | Логико – аналитическая работа над текстом (любые отрывки из сказок). Упражнения на определение логических ударений. |
2. Речевой аппарат (дыхание артикуляция, дикция, интонация) 3. Пополнение словарного запаса, образного мышления детей. | 1. Упражнения на дыхание «Спать хочется», стихотворение «Чижи» 2. Артикуляционная гимнастика. Игры: «Ворона», «Птичий двор». 3. Работа со скороговорками. Игра «Любитель – рыболов» Творческие игры со словом «Сочини сказку», «Ручной мяч», «Ворона», стихотворение «Как буквы женятся» |
IV Сценическое движение |
1. Пластическая выразительность в создании ситуативных и сюжетных этюдов. 2. Возможность пластики в передаче различных эмоциональных состояний. 3. Ритмика. Фиксация. | Пластические этюды: «Веселые обезьянки», «Поварята», «Цирк» Этюды: «Улетела птичка», «Пятерка!», «Утро», «Каникулы», «Обида» Движение под музыку. Фехтование под музыку. Отработка элементов фиксации (реакция на удар, неожиданное слово и т.д.) |
V Вокал |
Создание художественного образа в пении | Работа над певческим дыханием, дикцией, чистой интонацией в небольших попевках, песнях различного характера. Игры «Узнай по голосу», «Лесенка». |
VI. Постановка отрывков, сказок, инсценировка отрывков литературно- драматических произведений |
1. Основные компоненты спектакля и их выразительное значение (декорации, костюм, свет) | Этюды – импровизации по сюжету пьесы с проверкой своей линии действий в данном событии. |
2. Предварительный анализ произведения. Определение темы, сюжетной линии, основных событий, основного конфликта. | Инсценировки: «Новогодние чудеса». «Новые приключения Буратино», «Лесная школа» (А.Щеткин) «Зимовье зверей» (Л.Поляк) |
VII. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ |
III год обучения
Основной формой работы на III год являются репетиции, постановка спектакля.
В год готовится 2 спектакля.
По-прежнему большое значение имеет работа над этюдом.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
III год обучения 288 часов
№№ | Наименование тем | всего часов | теор | практ |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2 | Беседы о театре | 22 | 22 | - |
3 | Техника речи. Дыхание. Голос. | 34 | 4 | 30 |
4 | Грим | 10 | 4 | 6 |
5 | Работа над спектаклем (1) - анализ, разбор пьесы - работа актера над ролью. Создание сценического образа, его трактовка. - работа над отдельными эпизодами, сценами и картинами - работа над пьесой в целом, оформление спектакля - итоговый показ спектакля (первичный и повторный) | 4 42 44 18 6 | 2 4 4 2 - | 2 38 40 16 6 |
6 | Работа над спектаклем (2) | 106 | 12 | 94 |
ВСЕГО | 288 | 56 | 232 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Ш года обучения
288 ч
Теоретическая часть | Практическая часть |
I Вводное занятие |
Обсуждение изученного в прошлом году. Постановка целей и задач на предстоящий год. | |
II. Беседы о театре |
Виды и жанры театра. Синтез искусств в процессе создания спектакля. Творческий труд драматурга, режиссера, композитора, художника. Развитие театрального искусства Северной Осетии. | |
III. Техника речи. Дыхание. Голос. |
Повторение изученного ранее. Дыхание и голос. | Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика (на каждом занятии). Вокальные упражнения. Работа над дикцией (на материале классической поэзии) |
IV. Грим |
История возникновения грима. Техника нанесения грима. | Нанесение простого вида грима. Творческие задания по нанесении грима. |
V. Работа над спектаклем |
1. Анализ, разбор пьесы. | Первое чтение пьесы. Знакомство с творчеством автора, отраженной в нем эпохой. Определение идеи, темы, конфликта. Выделение основных событий пьесы в их последовательном развитии и утверждение главной мысли. |
2. Работа актера над ролью. Создание сценического образа, его трактовка. | Распределение ролей и обсуждение образов каждого персонажа. Чтение по ролям «за столом». Разбор текста по линии действия каждого персонажа. Работа над текстом роли. Поиск речевой манеры, пластического образа. Работа над вокальными партиями в спектакле. Вокал и пластика. |
3. Работа над отдельными эпизодами, сценами и картинами. | Практическое освоение логики действий и обстоятельств роли (этюды). Этюды – импровизации по сюжету пьесы. |
4. Работа над пьесой в целом. Оформление спектакля. | Работа над художественно постановочным решением спектакля. Изготовление декораций, реквизита. Воспроизведение ряда сцен в их последовательности в готовых декорациях. Закрепление мизансцен. Обсуждение и подбор музыкально – шумового оформления спектакля. Прогонные репетиции спектакля. Генеральный прогон. |
5. Итоговый показ спектакля. Первичный показ. Повторные показы. | |
Методическое обеспечение образовательного процесса
Основные формы проведения занятий. С младшими воспитанниками:
Игра;
Диалог;
Слушание;
Импровизация;
Различные виды тренингов (дыхательные, артикуляционные и т.д.).
Занятия в средней группе проходят в самых разнообразных формах:
1.Лекции;
2.Тренинги;
3.Репетиции;
4.Индивидуальные занятия;
5.Занятия малыми группами.
Вся работа в старшей группе строится вокруг целостного художественного произведения:
1.Спектакля;
2.Шоу;
3.Творческого вечера;
4. Праздника.
Организация учебно- воспитательного процесса
I. Методы обучения:
1. Наглядный:
- использование наглядных пособий, видеоматериалов.
2. Объяснительно- иллюстративный:
- рассказ педагога.
3. Репродуктивный:
- усвоение умений и навыков на основе повторения пройденного материала.
II. Приемы и способы развития активной познавательной деятельности обучающихся.
Осознание обучающимися полезности, значимости изучаемого материала.
Увязка излагаемого материала с жизнью, предыдущим опытом детей.
Задания достаточной, но доступной сложности.
Поддержание и развитие интереса обучающихся к изучаемому материалу.
Ш. Методы активизации, поддержания внимания и интереса у обучающихся на занятиях.
Живой и яркий рассказ.
Использование наглядных пособий.
Мотивация – осознание обучающимися полезности изучаемого, практической его значимости.
Положительный эмоциональный настрой обучающихся.
Перемена, разнообразие методов обучения.
Повышение степени активности обучающихся.
Подведение обучающихся к «собственным» открытиям – радость творчества, создание «ситуации успеха».
Формы подведения итогов.
Основными же формами подведения итогов по программе является участие детей в театральных конкурсах, смотрах, фестивалях.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
В.И. Немирович –Данченко «О творчестве актера».
В.Пашенная «Ступени творчества», Изд. ВТО, 1964г.
К.С.Станиславский «Искусство» собр.соч. в 8 томах, 1955г
М.О. Кнебель «Слово в творчестве актера»- М, 1954г
В.П. Морозов «Тайны вокальной речи» -М, 1967г
Л.П. Буева «Личность и среда. Ребенок в системе коллективных отношений» -М, 1972г
Ю.В. Колчеев, Н.И. Колчеева «Театрализованные игры в школе» -М.,2000г
Т.А. Куликовская «40 новых скороговорок» Практикум по изучению дикции. –М., 2003г
Н. Кузина. «Заводные игры» -М., 2001г
Э.Т. Чурилова. «Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников» -М., 2001г
22