Муниципальное образовательное учреждение
«Железнодорожная средняя общеобразовательная школа №1»
Утверждаю: Согласованно: ____ Рассмотрено на заседании МО
Зам. Директора по УВР протокол №_____ от
Директор
«_____»__________20 г. «_____»__________20 г. «_____»__________20 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
На 2014-2015 учебный год
Образовательная область Физическая культура_
Предмет «Чемпион»
Класс 1-2 класс
Учитель Шаболина Л. Ю.
Количество часов в неделю по учебному плану 2 ч.
Количество часов на 2014 – 2015 год 68 часа
Составлен в соответствии с учебной программой (автор, название, изд-во, год)
Данная программа составлена на основе Федерального Государственного Образовательного стандарта «Комплексная программа по физическому воспитанию учащихся 1-11 класс», доктор педагогических наук В.И. Лях, кандидат педагогических наук А. А. Зданевич (Москва, издательство «Просвещение», 2011 г.)
Календарно-тематическое планирование составил: Шаболина Л. Ю.
Пояснительная записка
Формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторе успешной учебы и социализации;
Овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
Формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Программа спортивно-оздоровительного курса по физической культуре “Чемпион”, разработана для учащихся 1 классов (первого года обучения), обучающегося уровня с учетом индивидуального, физического развития учащихся, возможностей спортивной базы исходя из требований, предъявляемых к учащимся (начинающим) начальной школы, рассчитанная на 34 часа или 1 час в неделю. Программа скорректирована на основе государственной комплексной программы по физической культуре 1- 11 класс (под редакцией В. И Лях, М.: Просвещение, 2008 г); Спортивные кружки и секции (под редакцией Ю. А. Воронина, М.: Просвещение, 1986г); Спортивные и подвижные игры (под редакцией доцента П.А. Чумакова; изд.: «Физкультура и спорт» Москва 1970).
Целью физической подготовленности в спортивно – оздоровительной группе «Чемпион», является содействие формированию физической культуры занимающихся. Установка на физическую подготовленность учащихся, предполагает:
- овладение занимающимися основами физической культуры; слагаемыми, которой является, крепкое здоровье, хорошее физическое развитие;
- оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, спортивных и подвижных игр, лёгкой атлетики, гимнастики, лыжной подготовки, ОФП, СФП, шейпинг, Олимпийских игр, и Олимпийского движения в России;
- достижения спортивных результатов, через проведение контрольных тестирований, соревнований, товарищеских встреч.
- мотивация и освоенные средства, методы, и способы, знания, умения и навыки осуществлять физкультурно - оздоровительную и спортивную деятельность.
С учетом этих особенностей целью физического воспитания в спортивно – оздоровительной группе «Чемпион», является содействие физической культуры учащихся начальной школы, формирование основ здорового образа, развитие самостоятельности посредствам освоения двигательной деятельности.
Реализация к достижению этой цели связана с решением следующих образовательных задач:
*укрепление здоровья занимающихся посредствам развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма, содействие правильному физическому развитию;
*совершенствование жизненно важных навыков и умений посредствам образования подвижным и спортивным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта (л/а, г/а, л/п, ОФП,СФП, шейпинг);
*формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическим развитием и физической подготовленности;
* развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
* воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, подвижными играми, сознательно применять их в целях, активного отдыха, досуга, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
* обучение за основными способам контроля физической нагрузки, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности;
* приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
*содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности, приобретение лидерских качеств занимающихся, командного духа, сплочённости, взаимовыручки, взаимопомощи, взаимодействия в коллективе, волевых качеств.
Материально-техническая база школы позволяет включить в обозначенный курс занятия по следующим видам спорта: легкая атлетика, волейбол, баскетбол, гимнастика с элементами акробатики, лыжную подготовку, подвижные игры, ОФП, СФП, шейпинг. Материал раздела “Основы знаний о физической культуре” изучается в контексте конкретного вида спорта и имеет ведущее значение в прикладном характере данного спортивно – оздоровительного курса начальной подготовки.
Содержание спортивно – оздоровительно тренировки
1. Основы знаний
- особенности развития изучаемых видов спорта;
- педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;
- биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
- возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;
- психофункциональные особенности собственного организма;
- индивидуальные способы контроля развития адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
- способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
- правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
2. Легкая атлетика
- специальные беговые упражнения;
- «Спринт»: 30м, 60м;
- «Стайер»: 300м, 500м;
- «Кросс»: 1000м;
- «Челночный бег»: 3х9м, 4х10м;
- прыжок в длину с разбега «согнув ноги», с места;
- метание малого мяча в цель, на дальность;
- прыжок в высоту: с прямого разбега, способом «перешагивания»;
- «эстафетный бег»: 4х200м
3. Спортивные игры:
Волейбол
- стойки и передвижения игрока;
- передачи мяча;
- нижняя подача;
- прием мяча после подачи;
- учебно - тренеровочная игра «Пионербол»;
- тактические действия;
- прямой нападающий удар;
- одиночное блокирование.
Баскетбол
- стойки, передвижения, остановки, передачи и ловля мяча;
- ведение мяча правой и левой рукой, с изменением направления;
- жонглирование мяча;
- бросок мяча одной и двумя с места и в движении;
- финты;
- тактические действия; учебно - тренеровочная игра «Мини - баскетбол».
Футбол
- передвижения и прыжки;
- удары головой – лбом;
- по мячу серединой подъема;
- игра вратаря – при ловле низких мячей;
- полу высоких, высоких;
- финты, отбивание, выбрасывание, выбивание;
- в нападении – индивидуальные, командные, групповые;
- тактические действия, учебно-тренеровочная игра «Мини футбол».
4. Гимнастика с элементами акробатики
- Построения, перестроение, повороты, фигурная маршировка;
- опорные прыжки;
- акробатика: перекаты, стойки, перевороты, кувырки, шпагаты, комбинации из 6-8 элементов;
- перекладина: висы и упоры, подъемы переворотом, выход силой, подтягивания;
- лазания, перелазания (гимнастический канат, «шведская» стенка);
- ОРУ: со скакалками, обручами, флажками, гимнастическими полками, гантелями;
- на гимнастических снарядах: стенке, скамейке, канате, «козле»;
- гимнастические «пирамиды».
5. ОФП, СФП, (шейпинг)
- ОФП: средства из изучаемых видов спорта;
- СФП: развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, прыгучести, гибкости;
- Шейпинг: упражнения общего воздействия;
- упражнения для мышц живота;
- упражнения для мышц спины;
- упражнения для ягодичных мышц;
- упражнения для отводящих мышц бедра;
- мышц разгибателей бедра;
- упражнения для мышц верхнего плечевого пояса;
- развитие различных групп мышц с изменением дозировки по времени, количеству и интенсивности выполнения упражнений.
6. Подвижные игры
- «Мы весёлые ребята!», «Волк во рву», «Два мороза», «Заяц без логова», «Птицы и клетка». «Угадай кто!», «Стой!», «Прыгуны», «Снайперы»;
- Эстафеты: с предметами и без; с мячами, скакалками, на лыжах: с преодолением спусков, кубиками, скамейками, канатом, гимнастической стенкой, лазанием и перелазанием.
7. Лыжная подготовка
- разновидности ходов и их сочетания: попеременный двухшажный, одновременный: бесшажный, одношажный, двухшажный;
- спуски: в основной, отдыха, преодоление неровностей, выкатов, встречных склонов, спадов, бугров, выпадов;
- подъёмы: елочкой, полуёлочкой, скольбзящим, ступающим, лесенкой;
- повороты на месте, в движении;
- торможения: плугом, упором.
Техническая и тактическая подготовка
- индивидуальные действия;
- групповые действия;
- командные действия;
- теоретическая подготовка.
Процесс обучения и тренировки
- создание предпосылок;
- ознакомление с изучаемым навыком и первичное овладение им;
- совершенствование двигательных навыков.
Принципы спортивно - оздоровительной тренировки
- сознательности и активности;
- наглядности;
- систематичности и последовательности;
- доступности;
- прочности.
Методы спортивной - оздоровительной тренировки
- обучения;
- словесный;
- наглядности;
- упражнений;
- итервальный;
- повторный;
- переменный.
Формы спортивной - оздоровительной тренировки
- групповая;
- командная;
- индивидуальная;
- соревнования.
Требования к подготовке учащихся:
По окончании изучения программы спортивно - оздоровительной тренировки «Чемпион», учащиеся должны демонстрировать следующие знания:
- особенности индивидуальных занятий физической культурой и спортом;
- основные понятия здорового образа жизни;
- основы спортивной гигиены;
- дозировка индивидуальных занятий физической культурой и спортом.
Двигательные умения и навыки:
- технически правильно выполнять основные движения в предложенных видах спорта;
- демонстрировать выполнение индивидуально разработанного комплекса упражнений общей физической подготовки.
Контрольные тесты
- по видам спорта; подтягивание, сгибание разгибание рук в упоре, прыжок в длину с места, наклон из положения сидя, поднимание туловища из положения лежа, метание набивного мяча, кросс, челночный бег, бег 30, 60м, передачи, броски, подачи, приёмы, ходы, спуски, гимнастические комбинации.
Соревнования
- Школьные, районные, городские – товарищеские встречи, эстафеты, турниры, конкурсы, подвижные и спортивные игры.
Содержание программы
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
1 | Теоретические знания | В процессе всего года |
2 | Легкая атлетика | 8 часов |
3 | Спортивные игры (б/б), (в/б), (ф/б) | 11 часов |
4 | Гимнастика | 9 часов |
5 | Лыжная подготовка | 9 часов |
6 | ОФП / СФП, шейпинг | В процессе всего года |
7 | Контрольные тесты | В процессе всего года |
8 | Соревнования, эстафеты, товарищеские встречи | В процессе всего года |
9 | Инструкторская и судейская практика | В процессе всего года |
ИТОГО: | 36 часа |
Тематическое планирование
№ п/п | Планирование учебного материала | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
1 | Теоретические знания | В процессе всего года на каждом занятии |
2 | Легкая атлетика | 4ч. | - | - | 4 ч. |
3 | Спортивные игры | 4 ч. (б/б) | 3 ч. (ф/б) | - | 4 ч. (в/б) |
4 | Гимнастика | - | 5 ч. | 4 ч. | - |
5 | Лыжная подготовка | - | 3 ч. | 6 ч. | - |
6 | ОФП | В течение года |
7 | Контрольные тесты | В течение года |
8 | Соревнования | После каждого раздела |
9 | Инструкторская и судейская практика | В процессе каждого раздела |
Всего за четверть: | 8 | 11 | 10 | 8 |
Всего за год : | 36 |
Контрольные нормативы
(вводный)
Контрольные упражнения | Уровень |
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий |
Мальчики | Девочки |
Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз | 11 – 12 | 9 – 10 | 7 – 8 | 9 – 10 | 7 – 8 | 5 – 6 |
Прыжок в длину с места, см | 118 – 120 | 115 – 117 | 105 – 114 | 116 – 118 | 113 – 115 | 95 – 112 |
Наклон вперед, не сгибая ног в коленях | Коснуться лбом колен | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола | Коснуться лбом колен | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола |
Бег 30 м с высокого старта, с | 6,2 – 6,0 | 6,7 – 6,3 | 7,2 – 7,0 | 6,3 – 6,1 | 6,9 – 6,5 | 7,2 – 7,0 |
Бег 1000 м | Без учета времени |
Контрольные нормативы
(итоговый)
Контрольные упражнения | Уровень |
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий |
Мальчики | Девочки |
Подтягивание в висе, кол-во раз | 6 | 4 | 3 | | | |
Подтягивание в висе лежа, согнувшись, кол-во раз | | | | 18 | 15 | 10 |
Бег 60 м с высокого старта, с | 10.0 | 10.8 | 11.0 | 10.3 | 11.0 | 11.5 |
Бег 1000 м, мин. с | 4.30 | 5.00 | 5.30 | 5.00 | 5.40 | 6.30 |
Ходьба на лыжах 1 км, мин. с | 7.00 | 7.30 | 8.00 | 7.30 | 8.00 | 8.30 |
Учебно - тренировочное оборудование и инвентарь
- Бревно напольное;
- Козел гимнастический;
- Перекладина гимнастическая;
- Стенка гимнастическая;
- Скамейка гимнастическая;
- Комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания);
- Мячи: набивной 1и 2 кг, мяч малый (теннисный), мяч малый (мягкий);
- Волейбольные, баскетбольные, футбольные мячи;
- Скакалки детская;
- Маты гимнастические;
- Кегли;
- Обруч;
- Гимнастические палки;
- Гантели;
- Канат;
- Лыжи, лыжные палки, лыжные ботинки;
- Коврики для шейпинга;
- Стойки, планка, резинка;
- Флажки: разметочные стартовые с опорой;
- Лента финишная;
- Рулетка измерительная;
- Набор инструментов для подготовки прыжковых ям;
- Щит баскетбольный тренировочный;
- Сетка волейбольная;
- Сетка для переноски и хранения мячей;
- Аптечка;
- Магнитофон;
- Фотоаппарат;
- Аудио, и видио записи, презентации.
Литература
1. Воронин Ю. В. «Спортивные кружки и секции», М.: Просвещение, 1986 г;
2. В. И. Лях «Комплексная программа по физической культуре 1 – 11 класс», М.: Просвещение, 2008 г;
3. Л. П. Матвеев «Теория и методика физического воспитания», М.: Просвещение, 2007 г;
4. Рекомендации методических журналов: «Физическая культура и спорт», «Теория и практика физической культуры», «Народное образование»;
5. Ю. А. Янсон Физическая культура в школе. Научно – педагогический аспект. Книга для педагога, Ростов /Д: «Феникс», 2004 г. (Серия «Библиотека учителя»
6. Спортивные и подвижные игры (под редакцией доцента П.А. Чумакова; изд.: «Физкультура и спорт» Москва 1970).
7. Методика обучения игры в волейбол В.Ю Шнейдер (изд.: Олимпия. Человек Москва 2008)
8. Методические рекомендации. Советский спорт, 2002.-160.:ил Н.Н. Назарова, Г.А, Балдин, Т.Н. Казакова
9. Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. – М., Физкультура и спорт, 2004 г.
10. Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению.
11