Департамент образования мэрии города Магадана
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детский экологический центр»
Рекомендовано НМС МАУ ДО «ДЭЦ» Протокол №___от______2017 г. | Утверждаю: И.о. директора_________________________ О.С. Котельва «____»_____________2017 г. |
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ КОМПЛЕКСНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ГОРОДСКОЙ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
возраст обучающихся 11-14 лет
срок реализации 1-30 июня
Ковалева Любовь Александровна
руководитель отдела экологии, туризма и краеведения
Дорогая Елена Игоревна
педагог дополнительного образования
Игнатьева Марина Валентиновна
педагог дополнительного образования
Мирошниченко Людмила Бенедиктовна
педагог дополнительного образования
Ротова Людмила Александровна
педагог дополнительного образования
г. Магадан
2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительное образование по праву относится к сфере благоприятствования для развития личности каждого ребёнка.
Актуальность данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что прекрасные возможности для развития личности ребенка предоставляют именно в летние каникулы. Основное внимание в системе организации летнего отдыха сосредоточено на создании условий свободного выбора каждым ребёнком образовательной области. Ученые предупреждают: человечеству грозят экологические катастрофы. И сегодня, подрастающему поколению необходимо выработать экологическое сознание, научиться жить в единении с природой, получить знания о целостности природы и общества, овладеть навыками поведения в природе.
Из всех видов деятельности в летний период приоритетным в дополнительном образовании является эколого-биологический профиль, направленный на развитие интереса ребёнка к изучению биологии, географии, истории, экологии и охраны природы. Поэтому, программа городской экологической Школы имеет эколого-биологическую направленность.
Педагогическая целесообразность прослеживается в том, что в Детском экологическом центре накоплен большой опыт работы с воспитанниками Центра в летний период. Содружество с учреждениями дошкольного образования, общеобразовательными учреждениями, подростковыми детскими клубами, природоохранными организациями позволит расширить эту деятельность через координацию, в центре которой будет летняя экологическая Школа.
Экошкола - одна из форм работы с детьми, целью которой является: создание условий для расширения образовательного пространства членов экологических отрядов, воспитание бережного отношения к природе, повышение мотивации школьников к здоровому образу жизни.
Задачи:
расширить знания о животном мире и экологии Магаданской области;
познакомить с историческими фактами становления заповедной системы;
показать влияние окружающей видимой среды на Севере на поведение и здоровье человека;
обеспечить знание этических норм общения с природой;
сформировать здоровый образ жизни подростков;
создать эффективную координацию в реализации программы.
Общеразвивающая комплексная общеобразовательная программа городской экологической Школы состоит из шести самостоятельных модулей, которые посвящены году экологии. Темы для занятий подобраны с учетом современной актуальности, это:
Отличительная особенность данной образовательной программы от уже существующих в том, что в летний период приоритетным в дополнительном образовании Центра является эколого-биологический профиль, направленный на развитие интереса ребёнка к изучению биологии, геологии, экологии, зоологии, охраны природы, с учетом регионального компонента по всем аспектам деятельности.
Реализация данной программы позволит позитивно решить вопросы занятости подростков в летний период и профилактику правонарушений среди несовершеннолетних.
Новизна программы в том, что все блоки разработаны непосредственно педагогами дополнительного образования именно для работы в комплексе на базе Экошколы для экологических отрядов города.
Данная программа предусматривает:
выработать положительную мотивацию к решению проблем природоохранной деятельности школьников, посредством изучения основ экологии, видеоэкологии и экологии животного мира Магаданской области в частности.
ознакомить обучающихся с влиянием окружающей видимой среды на Севере на поведение и здоровье человека.
проследить путь становления и развития заповедной системы России.
Предлагает рекомендации:
по созданию комфортной визуальной среды на Севере.
по правильному поведению в природе.
по привлечению населения к природоохранным проблемам.
Возраст обучающихся Экошколы, участвующих в реализации данной образовательной программы (члены экологических отрядов) 11-14 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы с 1 июня по 26 июня 2017 года.
Форма занятий групповая.
Количество обучающихся 10 – 15 детей.
Занятия включают организационные моменты, динамические паузы, перерывы.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Юные экологи получат большой объём знаний. Будет создана положительная атмосфера в экологических отрядах. Расширится круг организаций, привлечённых к работе Экошколы.
Юные экологи будут знать:
Правила поведения в природе
Как сохранить флору и фауну.
Животный мир Магаданской области
Млекопитающих, занесенных в Красную книгу.
Заповедные территории
Гомогенные визуальные поля и агрессивные визуальные поля
Механизмы зрительного восприятия в гомогенной среде
Визуальную среду городов и гомогенных визуальных полей в интерьерах жилых помещений
Рекомендации по созданию комфортной визуальной среды на Севере
Этапы развития заповедной системы России
Юные экологи будут уметь:
применять правила поведения в природе
различать природоохранные запрещающие знаки
создавать комфортную визуальную среду в интерьерах жилых помещений
назвать особо охраняемые природные территории
определить исчезающий вид млекопитающих
применять полученные знания на местности
Подведение итогов реализации данной дополнительной образовательной программы и отслеживание знаний, полученных в Экошколе, будет осуществляться во время проведения городского праздника «Береги природу, человек» 26.06.2017 года в форме соревнований экологических отрядов.
№ ЭТАПА | НАЗВАНИЕ ЭТАПА | РУКОВОДИТЕЛЬ ЭТАПА | УЧАСТНИКИ |
1 | «Войди в природу другом» | Ротова Людмила Александровна | Команда экоотряда, прошедшая обучение в Экошколе - 6 человек |
2 | «Экология животного мира Магаданской области» | Игнатьева Марина Валентиновна |
3 | «Видеоэкология» | Мирошниченко Людмила Бенедиктовна |
4 | «История заповедной системы России» | Дорогая Елена Игоревна |
5 | Конкурс рисунков на асфальте «Свобода от отходов» | Матвеева Ирина Владимировна | Команда экоотряда 3-5 человек |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
работы городской Экошколы
1 июня – 26 июня 2017 года
№ п/п | Направление | Количество часов | Лектор |
| Видеоэкология на Севере. | 1 | Мирошниченко Л. Б. |
| Экология животного мира Магаданской области | 1 | Игнатьева М.В. |
| Войди в природу другом | 1 | Ротова Л. А. |
| История заповедной системы России | 1 | Дорогая Е. И. |
| Фотовыставки: «Как прекрасен этот мир, посмотри» «Сказ о рыбаке и рыбке» | 1 | Быданцева Е. Ф. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ П/П | МОДУЛИ | СОДЕРЖАНИЕ |
1. | Видеоэкология на Севере. | Темы: «Влияние окружающей видимой среды на Севере на поведение и здоровье человека», «Видеоэкология», «Гомогенные визуальные поля и агрессивные визуальные поля». «Механизмы зрительного восприятия в гомогенной среде», «Визуальная среда городов и гомогенных визуальных полей в интерьерах жилых помещений». «Рекомендации по созданию комфортной визуальной среды на Севере». |
2. | Экология животного мира Магаданской области | Темы: Определение. Основные причины экологических проблем животного мира. Способы охраны животных. Красная книга. |
3. | Войди в природу другом | Темы: Понятие экологии. Правила поведения в природе. Природоохранные запрещающие знаки. |
4. | История заповедной системы России | Темы: У истоков. Священные места славян. Жальники. Средневековье. Заповедные феодальные охотничьи угодья. Земельные владения монастырей. Засечные полосы. Новое время. Законодательство Петра I. Заповедные участки. Законодательство Екатерины II. заказные рощи. Законодательство Николая I. Заповедные рощи. Создание частных заповедников.. Новейшее время. Баргузинский заповедник. Создание и развитие государственной заповедной системы России. Виды особо охраняемых природных территорий. Заповедник Магаданский. |
5. | Фотовыставка | «Как прекрасен этот мир, посмотри!» «Сказ о рыбаке и рыбке» |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Модуль программы | Направление работы | Форма занятий | Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал | Материально-техническое оснащение | Формы подведения итогов | Кадровое обеспечение реализации программы |
«Видеоэкология на Севере» | Эколого-биологическое | Индивидуально-групповая | Беседа, демонстрация, видеометод. Объяснительно-иллюстративный метод. | Презентация Темы Список литературы | Просторное помещение, стулья и столы по количеству обучающихся, стол и стул для педагога, мультимедийное оборудование. | Тестирование Игра-испытание | Мирошниченко Л.Б. Педагог дополнительного образования высшей категории |
Экология животного мира Магаданской области | Эколого-биологическое | Индивидуально-групповая | Беседа, демонстрация, видеометод. Объяснительно-иллюстративный метод. | Презентация Темы Список литературы | Просторное помещение, стулья и столы по количеству обучающихся, стол и стул для педагога, мультимедийное оборудование. | Тестирование Игра-испытание | Игнатьева М.В. Педагог дополнительного образования высшей категории |
Войди в природу другом | Эколого-биологическое | Индивидуально-групповая | Беседа, демонстрация, видеометод. Объяснительно-иллюстративный метод. | Презентация Темы Список литературы Бланки домашнего задания | Просторное помещение, стулья и столы по количеству обучающихся, стол и стул для педагога, мультимедийное оборудование. | Тестирование Опрос Игра-испытание | Ротова Л. А. Педагог дополнительного образования высшей категории |
«История заповедной системы России» | краеведческое | Индивидуально-групповая | Беседа, демонстрация, видеометод. Объяснительно-иллюстративный метод. | Презентация Темы Список литературы Картографический материал | Просторное помещение, стулья и столы по количеству обучающихся, стол и стул для педагога, мультимедийное оборудование. | Тестирование Игра-испытание | Дорогая Е. И. Педагог дополнительного образования высшей категории |
«Как прекрасен этот мир, посмотри» | экологическое | групповая | Беседа, демонстрация. Объяснительно-иллюстративный метод. Выставка. | фотографии | Просторное светлое помещение, стол и стул для педагога, оборудование для размещения фотовыставки. | фотовыставка | Быданцева Е. Ф. Педагог дополнительного образования |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МАТЕРИАЛОВ
Афонькин С. Ф. Заповедники России: школьный путеводитель.- СПб.: БКК, 2012
Белянкова, Н.М. Проблемное изучение блока "Человек и общество" в курсе "Окружающий мир"// Начальная школа : журнал . — 2013
Власова О. С. Экология. Москва, изд. Эксмо, - 2014
Государственный природный заповедник Магаданский. 25 лет. – Магадан: Охотник, 2007
Государственный природный заповедник Магаданский: буклет / сост. Н. Н. Медведева – Магадан: Охотник, 2007
Занятия с детьми по тематике особо охраняемых природных территорий: методические рекомендации / Авт.-сост. Н. Ф. Штильмарк. – М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2015
Заповедник «Магаданский»: фотоальбом. – М,: Пента, 2012
Заповедники Дальнего Востока. – М.: Мысль, 1985
Заповедники России. – М.: Аванта+, 2009
Кондратьева А.Я. под ред. Красная книга севера Дальнего Востока России. М., ТОО «Пента», 1998
Красная книга Магаданской области. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных. – Магадан, 2008
Переверзева, Э.В. Красота окружающего мира и эстетическое воспитание// Начальная школа: журнал . — 2013 .— №5
Скалдина О. В. Самые красивые заповедники России. – М.: Эксмо, 2013
Топор А. В. Использование краеведческих и экологических материалов при подготовке урока в начальной школе// Начальная школа: журнал . — 2013 .— №3
Черешнев И. А. Прибрежные рыбы северной части Охотского моря. ИБПС ДВО РАН (ИМАК ТИНРО). 2010
Юдина Н. А. 100 великих заповедников и парков. – М.: Вече, 2014
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ДЕТЯМ И РОДИТЕЛЯМ
Ананьева, Е. Г. Опасная природа: необычные и грозные явления природы/ Е. Г. Ананьева; под ред. С. К. Гулева. – Москва: Эксмо, (Популярная научно-практическая энциклопедия современных знаний). 2013
Арнольд, Ник. Катастрофы природы / Арнольд Ник.; пер. с англ. А. М. Голова. - Москва: Росмэн,. (Загадки земли). 2000
Вагнер, Б. Б. Энциклопедия заповедных мест России и ближнего зарубежья: уникальный путеводитель по самым знаменитым национальным паркам и заповедникам / Б. Б. Вагнер. - Москва: Вече, 2008
Дунаева, Ю. А. Растения из Красной книги России школьный путеводитель / Ю. А. Дунаева. – СПб: Тимошка, (серия Узнай мир. Природа). 2012
Заповедники, национальные и природные парки, заказники / Буклет. – М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2013
Животные шести континентов / [сост.: Ю. Д. Бойчук, Р. В. Шаламов]. - Харьков ; Белгород : Клуб семейного досуга, 2014.
Калмыков, П. Лето разноцветно-косолапое / Павел Калмыков; худ. Наталья Макаренко. – Москва: Дом Мещерякова, 2013
Кондратьева А.Я. под ред. Красная книга севера Дальнего Востока России. М., ТОО «Пента», 1998
Красильников, Н. Н Ловись, рыбка…: справочник юного рыболова / Н. Н. Красильников. – Ростов - на-Дону: Феникс, 2013
Красная книга Магаданской области. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных. – Магадан, 2008
Комаровский Е.О., Неотложная помощь. Справочник здравомыслящих родителей. Всегда под рукой. Москва, изд. Эксмо, 2010
Лаврова, С. Загадки леса: занимательное естествознание / Светлана Лаврова. – Москва: Белый город, 2009
Левитан, Е. П.Тайны нашего Солнышка: для среднего школьного возраста/ Ефрем Левитан; [ил. Т. Гамзиной-Бахтий].– Москва: Издательский Дом Мещерякова, (Серия "Пифагоровы штаны") 2015
Лопес Ральф, Здоровье подростков. Справочник для родителей. Москва, изд. Будущее Земли, 2004
Мирнова, С. С. Атмосфера: всё о воздушном океане Земли / С. С. Мирнова; под ред. С. К. Гулёва.–Москва: Эксмо, (Популярная научно-практическая энциклопедия современных знаний) 2013
Школьник, Ю. К. Животные наших лесов: все лесные звери России / Ю. К. Школьник; под ред. В. А. Мешик. – Москва: Эксмо, (Популярная научно-практическая энциклопедия современных знаний) 2013
Шпиленок, И. П. Мои Камчатские соседи : 370 дней в Кроноцком заповеднике : [фотокнига] / Игорь Шпипленок . - Москва : Самокат, 2013.
Интернет-ресурсы:
Особо охраняемые природные территории" - эколого-фаунистические, ландшафтные и геоботанические характеристики и адреса заповедников России: http://oopt.priroda.ru
Портал "Zoohall" - содержит, помимо сведений о российских и зарубежных заповедниках, много зоологической информации, причём не только научного, но и популярного характера: http://www.zoohall.com.ua
"Центр охраны дикой природы". Сайт содержит обширную информацию природоохранного характера, здесь, среди прочих материалов, размещено множество публикаций известных ученых о заповедном деле: http://www.biodiversity.ru
Cайт "Этология": http://www.ethology.ru/
Материалы Международного совещания (статьи по млекопитающим), размещенные на сайте Териологического общества: http://www.sevin.ru/agreements/teriofauna/materials.html
Статья А. М. Гилярова о проблематике современной экологии, опубликованная в журнале "Природа" (Гиляров А.М. Экология, обретающая статус науки. Экология в поисках универсальной парадигмы.
Природа, 1998. N 1-2). http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/NATURE/ECOLOGY.HTM
Коллекция научных ссылок Тобольского государственного педагогического института им. Д. И. Менделеева (содержит множество сведений по биологии и экологии): http://www.tgpi.tob.ru/info/nauka/links.html
8. Список литературы по млекопитающим Урала: http://www.ecoinf.uran.ru/content/0bibl/mbibl.shtml
Главы из книги Д. Мак-Фарленда "Поведение животных. Психобиология...": http://www.follow.ru/article/245
Зоологическая интегрированная информационно-поисковая система: http://www.zin.ru/projects/zooint_ru/
Энтомологический портал: http://www.entomology.narod.ru/main_menu/enter.htm
Адреса зоологических и природоохранных научных организаций: http://www.entomology.narod.ru/main_menu/centre/centre.htm
6