СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общеразвивающая образовательная программа в области музыкального искусства "Подготовка детей к обучению в ДШИ" по предмету "Музыкальный инструмент" (скрипка)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для детей, поступающих в детскую школу искусств в возрасте 5-6 лет

Просмотр содержимого документа
«Общеразвивающая образовательная программа в области музыкального искусства "Подготовка детей к обучению в ДШИ" по предмету "Музыкальный инструмент" (скрипка)»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Кирсановская детская школа искусств»

Принято педагогическим советом Утверждено приказом директора

МБОУ ДО «Кирсановская ДШИ»

Протокол № 06 от 30.08.2017 г. __________Н.М. Король

от « 30 » августа 2017 г. №











ПРЕДМЕТ

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (СКРИПКА)»


ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ДШИ»

(ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО)

Программа предназначена для учащихся, поступающих

в детскую школу искусств в возрасте 5-6 лет.

Срок реализации программы 1(2) год.







Составитель: Чуфистова Н.А.,

преподаватель





Кирсанов 2017

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


  1. Пояснительная записка

  2. Содержание учебного предмета

  3. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

V. Методическое обеспечение учебного процесса

VI. Список литературы






































I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного предмета « Музыкальный инструмент (скрипка)» в рамках дополнительной общеразвивающей образовательной программы «Подготовка детей к обучению в школе искусств» разработана на основе: - «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятель-ности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», на-правленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ; а также с учетом многолетнего педагогическо-го опыта в области исполнительства на струнных инструментах в детских школах искусств.

Данная программа предназначена для учащихся, ориентированных на поступление в детскую школу искусств по специальности «Музыкальное исполнительство: инструментальный класс (скрипка)». Её целесообразность обусловлена тем, что раннее музыкальное воспитание, при методически правильном педагогическом воздействии, даѐт более эффективные и устойчивые результаты в развитии способностей маленьких детей, чем в старшем возрасте. Программа учебного предмета учитывает психофизические возможности детей раннего возраста, направлена на выявление музыкальных способностей и возможностей ребёнка, формирование его творческих и исполнительских навыков, подготовку к обучению в 1 классе школы искусств.

Активное формирование музыкальных способностей, творческих и исполнительских навыков у детей младшего возраста является одним из важнейших факторов, определяющих успех дальнейшего музыкального обучения. Раннее приобщение детей к музыке создает необходимые условия для всестороннего гармонического развития личности ребенка, а также помогает выявлению детей, обладающих профессиональными музыкальными данными. Музыкальное воспитание формирует эстетические чувства ребёнка, развивает его эмоциональную сферу. Накопление музыкального опыта стимулирует развитие памяти, мышления, речи, мелкой моторики, а это в свою очередь помогает овладению элементами музыкальной грамоты и навыками игры на инстру-менте и является психологической основой музыкального творчества. Программа позволяет развить в ребёнке его потенциальные возможности и существенно упрощает адаптацию детей к обучению в ДШИ.



Срок реализации учебного предмета « Музыкальный инструмент (скрипка)» для детей, поступивших в ДШИ в возрасте 5-6 лет составляет 1(2) года. Обучающиеся, закончившие 1 учебный год в возрасте 6 лет, продолжают обучение в следующем учебном году по программе «Подготовка детей к обучению в школе искусств». В конце обучения, по результатам итоговой аттестации, обучающиеся зачисляются в 1 класс по соответствующей образовательной программе обучения.

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме 2 раза в неделю по 30 минут. Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Цель и задачи программы

Цель: Приобщение обучающихся к музыкальному искусству. Подготовка детей 5-6 лет к дальнейшему обучению в ДШИ. Овладение ключевыми навыка-ми инструментального исполнительства в увлекательной для детей форме

Задачи:

- развитие базовых музыкальных способностей ребёнка (памяти, слуха, чувства ритма); - формирование начальных знаний, умений, навыков; - подготовка игрового аппарата; - развитие и поддержка мотивации к обучению игре на инструменте.

Методы обучения

На протяжении всего срока обучения используются различные методы обучения: - объяснительно-иллюстративный, - эмоциональный (подбор ассоциаций, образов; художественные впечатления), - метод показа на инструменте, - метод прослушивания и анализа выступлений, - метод поощрения, - метод побуждения, который помогает обучающимся осваивать учебную информацию в соответствии с программными требованиями. - индивидуальный метод обучения позволяет найти точный, психологически верный подход к каждому обучающемуся.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Реализация программы учебного предмета « Музыкальный инструмент (скрипка)» обес-печивается: - учебными аудиториями для индивидуальных занятий площадью не менее 6 кв.м., которые оснащены пианино; - скрипки, пюпитры, нотные материалы.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета « Музыкальный инструмент (скрипка)»:



Распределение по годам обучения

1

2

Продолжительность учебных занятий в год (в неделях)


34


34

Количество часов на аудиторные занятия в неделю


2


2

Общее количество часов на аудиторные занятия


68


68



Учебная программа по предмету « Музыкальный инструмент (скрипка)» рассчитана на 2 года. В распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет обучающимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала.

Формирование у обучающихся умений и навыков происходит постепенно: от первого знакомства с инструментом и нотной грамотой до самостоятельного разбора и исполнения музыкального произведения.

Содержание учебного предмета «Музыкальный инструмент (скрипка)» соответствует направленности общеразвивающей образовательной программы на приобщение обучающихся к любительскому музицированию. Программа даёт возможность в игровой форме, естественной для этого возраста, приобщить ребенка к музыкальному искусству в целом, сформировать начальные навыки владения инструментом, расширить эмоциональное чувственное восприятие, познакомить с элементами музыкальной грамоты. В основе лежит индивидуализация процесса обучения, учитываются разные возможности детей, разная степень их способностей. В репертуарных списках представлены ансамбли, что позволяет вызвать больший интерес к занятиям. Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных и возрастных возможностей, интересов обучающихся. Для продвинутых обучающихся, а также с учетом их возрастных возможностей может разрабатываться и использоваться более высокий уровень сложности программных требований.

I год обучения

Должен знать

Должен уметь

- ноты, длительности, паузы

- скрипичный ключ

- динамические оттенки

- размер 2/4, 3/4, 4/4

- названия частей скрипки и смычка

- основы постановки

правильно держать скрипку и смычок

петь гаммы, упражнения, пьесы

подбирать щипком простейшие мелодии

прохлопывать ритм

играть смычком простейшие штрихи

играть левой и правой руками простейшие мелодии

II год обучения

Должен знать

Должен уметь


элементарную нотную грамоту значение термина «аппликатура» музыкальные жанры (песня, танец, марш) тембровое разнообразие музыки

использовать целесообразные игровые движения

владеть определенным набором технических приемов

исполнять простые пьесы на скрипке



III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения общераз-вивающей программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (скрип-ка)», который приводит к формированию комплекса знаний, умений и навы-ков, таких как: - навык постоянного слухового контроля; - навык грамотного прочтения текста; - контроль свободы корпуса и рук; - умение исполнять произведения публично



Первый год обучения

Развитие музыкально-слуховых представлений. Знакомство с инструмен-том. Усвоение названий частей скрипки и смычка, правил ухода за ними. Организация игрового аппарата. Усвоение основ постановки. Знакомство с нотной грамотой, простейшими динамическими, штриховыми и аппликатур-ными обозначениями. Качество звучания, интонация, ритм. Работа над развитием музыкального слуха. Ознакомление со строем скрипки. Изучение первой позиции. Простейшие виды штрихов - деташе целым смычком и его частями, легато до четырёх нот на смычок. Начальные виды распределения смычка. Переходы со струны на струну, плавное соединение движений смыч-ка в его различных частях. Несложные упражнения для рук. Формирование навыка падения-отскока пальцев, рулевого движения рук. Ознакомление с тональностями. Гаммы и трезвучия в наиболее лёгких тональностях. Исполнение народных мелодий и несложных пьес. В течение учебного года обучающийся должен освоить 8-10 и более упраж-нений, ознакомиться и иметь в работе 4-5 этюдов, 1-2 гаммы, 10-15 пьес на открытых струнах, 6-8 пьес с постановкой пальцев.

Примерные программы выступления в конце учебного года:

Вариант 1

«Как у нашего кота» (обр. В.Якубовской)

Тиличеева В. «Часы»

Вариант 2 Якубовская В. «Пастушок»

Р.н.п. «Ходит зайка по саду»


Вариант 3 Кепетис Я. «Вальс куклы»

Потоловский Н. «Охотник»


Примерный репертуарный список:

Упражнения, этюды

Н. Бакланова «Первые уроки». Пособие для начального обучения игре на скрипке. Упражнения в сопровождении второй скрипки № 1-16.


Л. Гуревич, Н. Зимина «Скрипичная азбука» I тетрадь

Навык удержания смычка над струной «Висит груша»

«Самолётик» «Спортсмен»

Постановка левой руки

«Весёлая карусель»

«Весенние цветы»

«Карусель под дождём»

«Локоть – маятник»

«Ломаные терции»

«На реке камыши»

«Пальцы танцуют»

«Ослики поют»

«Фигуристы»

«Форте и пиано»

«Шесть восьмых»


К. Родионов «Начальные уроки игры на скрипке». Упражнения на открытых струнах I раздел.

К. Родионов «Начальные уроки игры на скрипке». Упражнения и этюды в I позиции II раздел № 1, 2,3,4, 5,10,12.

«Избранные этюды для скрипки» выпуск I. Составители М. А. Гарлицкий, К.К. Родионов, К.А. Фортунатов. Подготовительные упражнения № 1, 3, 6, 7, 10, 12, 15, 17, 19.


И. Иорданова «Букварь для маленьких скрипачей» III раздел.


Пьесы:

На открытых струнах

И. Иорданова «Букварь для маленьких скрипачей»:
«Дед Мороз»

«Легкий дождик»
«Зима»


Л. Гуревич, Н. Зимина «Скрипичная азбука» I тетрадь

«Баба Яга»

«Кот-рыболов»

«Кошкин дом»

«Загадка»

«Мамочка моя»

«Петушок»

«Про Ля»

«Тише мыши»

«Черепахи»

«Ходит зайка по сад»у

«Я иду с цветами»


К. Родионов «Начальные уроки игры на скрипке».

А. Лядов «Пойду ль я, выйду ль я».
Н. Римский-Корсаков «У меня ль во садочке».


Г. Турчанинова «Методическое пособие для начального обучения игре на скрипке».

«Лисонька с гитарой».
«Козочка».
«Четыре струны».


Б. Якубовская «Вверх по ступенькам»

Т. Захарьина «Осенний дождичек».
Укр. нар. песня «Барашеньки».

Укр. нар. песня «Красная коровка».
«Как у нашего кота».
«Петушок».
Рус. нар. песня «Андрей-воробей».


С чередованием открытых струн:

Л. Гуревич, Н. Зимина «Скрипичная азбука» I тетрадь

Белка

«Из-за леса, из-за гор»

«Пастуший наигрыш»

«Прилетели три грач»а

«Про Машу и кота»

«Тигрёнок»

«Три медведя»


Б. Якубовская «Вверх по ступенькам»

Кепитис Я. «Вальс куклы»

«Четыре струны»


Пьесы в I позиции.

Л. Гуревич, Н. Зимина «Скрипичная азбука» I тетрадь

«Аты-баты»

«Вальс динозавров»

«Выйди, выйди солнце»

«Загадка»

«Козочка»

«Прогулка»

«Свинка Ненила»

«Солнышко просыпается»

Блага В. «Чудак»

Магиденко М. «Пешеход»

Потоловский Н. «Охотник»


К. Родионов «Начальные уроки игры на скрипке»

Магиденко М. «Петушок».
Н. Метлов «Баю-баюшки, баю». Моцарт В. А. «Аллегретто» Русс. нар. песня «Ходит зайка по саду».
Русс. нар. песня «Как под горкой».
Русс. нар. песня «На зеленом лугу».


Б. Якубовская «Вверх по ступенькам»
Русс. нар. песня «Скок, скок, поскок»
Русс. нар. песня «Две тетери»
Русс. нар. песня «Во саду ли, в огороде»
Русс. нар. песня «Сорока» Лат. Нар. песня «Ай-я , жу-жу»

Пьесы для ансамбля ученика и преподавателя: Марков А. «Маленький скрипач»: «Золотая скрипка» «Лягушка» «Слон» «Маленький скрипач и струнный оркестр»

Русские народные песни: «А я по лугу»

«Котя, котинька, коток»

«У кота-воркота»

«Ходит Васька серенький»

«Ходит зайка по саду»

Второй год обучения (для обучающихся, продолжающих обучение по программе «Подготовка детей к обучению в ДШИ»)

Укрепление и развитие игрового аппарата, беглости пальцев. Совершенствование качества звучания инструмента и исполнения штрихов деташе, легато. Изучение штриха мартеле, маркато.

В течение учебного года обучающийся должен выучить 2-3 мажорные и минорные гаммы; 2-4 упражнений и этюдов; 8-12 пьес (в том числе ансамблевые пьесы). Повторение наиболее понравившихся произведений из 1-го года обучения.

Выбор репертуара зависит от индивидуальных особенностей каждого обучающегося, его музыкальных данных, трудоспособности и методической целесообразности.


Примерные программы для программы академических концертов.

Вариант 1 Р.н.п. «Как под горкой» Р.н.п. «У кота-воркота».


Вариант 2 Эрнесакс Г. «Едет, едет паровоз» Метлов Н. «Колыбельная»


Вариант 3 Моцарт В. « Аллегретто» Качурбина Л. «Мишка с куклой»


Упражнения, этюды

Бакланова Н. Маленькие упражнения для начинающих (I позиция). М., 1950 Гарлицкий М. Шаг за шагом. Методическое пособие для юных скрипачей. М.,1985 Григорян А. Начальная школа игры на скрипке. М.,1988 Комаровский А. Этюды для скрипки (1 позиция). М., 1953 Родионов К. начальные уроки игры на скрипке. М., 1987 Шрадик Г. Избранные упражнения. 1 тетрадь

Народные песни. Пьесы.

Русские народные песни: «Ах вы, сени» «Ах, на горе мак» «В зелёном саду» «Ворон» «Во саду ли, в огороде» «Во сыром бору тропина» «Две тетери» «Как под горкой» «Как пошли наши подружки» «Как у нашего кота» «Колыбельная» «Ладушки» «Лиса по лесу ходила» «На зелёном лугу» «Не летай соловей» «Петушок» «Скок, скок, поскок» «Сорока» «Тень, тень» «У кота - воркота» «Ходит зайка по саду» Украинские народные песни: «Барашеньки» «Весёлые гуси» «Красная коровка»

Герчик В. «Воробей» Захарьина Т. «Зарядка», «Колыбельная», «Полька», Сова-совушка» Иванников В. «Паучок» Кепитис Я. «Вальс куклы» Красев М. «Топ-топ», «На льду» Лысенко Н. «Лисичка» Магиденко М. « Песенка», «Петушок», «Народная мелодия» Метлов Н. «Гуси», «Колыбельная», «Часы» Моцарт В. «Аллегретто» Полонский С. «Перепёлочка» Потоловский Н. «Охотник» Ребиков В. «Воробышек» Тиличеева Е. «Цирковые собачки», «Часы», «Яблонька» Филиппенко А. «Цыплятки» Фортунатов Ю. «Пешеход», «Про медведя» Чайковский Б. «Тише, мыши»

Пьесы для ансамбля ученика и преподавателя:

Марков А. «Маленький скрипач»:

«Антилопа» «Воробьи» «Дятел» «Журавли» «Кенгуру» «Лебедь» «Лев» «Медведь» «Пчёлы» «Утки» «Чайка»

Русские народные песни: «Ах, вы сени мои, сени» «Во саду ли, в огороде» «Как пошли наши подружки» «Уж как по мосту-мосточку»



  1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Оценка деятельности и поступков дошкольников на первом году обучения должна быть максимально содержательной и мотивированной, с подчеркнуто доброжелательным отношением преподавателя к детям. Кроме того, должно соблюдаться общее неукоснительное требование к любой педагогической оценке — оценивать не личность ребенка, а его работу.

Основными видами контроля успеваемости и оценки качества занятий по учебному предмету «Музыкальный инструмент» являются:

- текущий контроль успеваемости обучающихся, - промежуточная аттестация. Итоговая аттестация по данному предмету не предусмотрена.

Текущий контроль успеваемости проводится с целью контроля за качеством освоения учебного материала и направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер. Текущий контроль успеваемости регулярно осуществляется педагогом в процессе классной работы, отметки выставляются в журнал и дневник обучающегося. В них учитываются: - ----- отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность; - качество выполнения домашних заданий. Также в качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные уроки, которые проводятся в счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Текущий контроль успеваемости осуществляется по пятибалльной системе. На основе текущего контроля выводятся четвертные оценки. Систематичность контроля (периодичность проверки знаний и умений у обучающегося,) отражается в классных журналах, сводной ведомости.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

Основными формами промежуточной аттестации являются: - контрольные уроки (в конце первого года обучения); - академический концерт в конце второго года обучения.

Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

На втором году обучения проводится контрольный урок (в конце первого полугодия); контрольное прослушивание или академический концерт в конце второго полугодия, на котором ребёнок должен исполнить 2 -3 разнохарактерных пьесы. По итогам выступления на академическом концерте обучающимся выставляется оценка. Уровень приобретенных знаний, умений и навыков должен соответствовать программным требованиям.

При оценке успешности развития основными критериями являются: - организованность и свобода игрового аппарата; - усвоение навыков игры на скрипке; - умение концентрировать внимание во время занятия и на выступлениях; - освоение нотной грамоты; -соответствие исполняемых произведений возрасту обучающегося, сложность репертуара.

Выбор репертуара зависит от индивидуальных особенностей каждого обучающегося, его музыкальных данных, трудоспособности и методической целесообразности.

Критерии оценки

Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой.

Критерии оценки качества исполнения По итогам исполнения программы на зачете, академическом концерте выставляется оценка по пятибалльной шкале:




Оценка

Критерии оценивания исполнения

5 («отлично»)

Учащийся должен продемонстрировать весь комплекс музыкально-исполнительских достижений на данном этапе, грамотно и выразительно исполнить свою программу, иметь хорошую интонацию, хорошее звучание

4 («хорошо»)

При всех вышеизложенных пунктах грамотное исполнение с наличием мелких технических недочётов, небольшое несоответствие темпа, несколько отстает техническое развитие обучающегося

3(«удовлетворитель-но»)

Исполнение носит формальный характер, при исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, темпо-ритмическая неорганизованность, есть интонационные проблемы

2 («неудовлетворительно»)

Частые срывы и остановки при исполнении, отсутствуют инструментальные навыки, ошибки в воспроизведении нотного текста, нечистая интонация, отсутствие слухового контроля собственного исполнения, низкое качество звукоизвлечения, метро-ритмическая неустойчивость

Зачет (без оценки)

Исполнение соответствует необходимому уровню на данном этапе обучения

Данная система оценки качества исполнения является основной. Оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося. Система оценок в рамках промежуточной аттестации предполагает пятибальную шкалу с использованием плюсов и минусов: «5», «5-»; «4+»; «4»; «4-»; «3+»; «3»; «3-»; «2».

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобре-тенных обучающимися знаний, умений и навыков. При выведении оценки промежуточной аттестации учитываются следующие параметры:

  1. Оценка годовой работы учащегося.

  2. Оценки за академические концерты и другие выступления обучающегося в течение учебного года.

Оценки выставляются по окончании четверти и полугодий учебного года. В конце учебного года выставляется переводная оценка.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации педагогическим работникам

В дошкольный период закладываются не только основы знаний, но и формируется умение работать и получать удовлетворение от результатов своей работы. Обучение детей дошкольного возраста имеет главную особенность: обучать, не отрывая от ведущей в их возрасте деятельности - игры. Назначение игры не только занимать, развлекать, веселить. Игра является одним из главных средств обучения навыкам и выполнения учебных заданий. Основной формой учебной и воспитательной работы является урок в классе по специальности. В процессе урока следует использовать различные формы работы, которые диктуются: целями данного занятия; степенью одаренности обучающегося. Уроки с малышами должны быть увлекательными, занимательными, с привлечением поэзии, изобразительного искусства. Музыкальный материал должен быть понятным и доступным для исполнения и удобным для пения даже самым юным музыкантам. Использование подтекстовок к пьескам, рисование музыкального образа будит воображение ребёнка, помогает раскрыть содержание пьесы и передать это содержание музыкальным языком. В репертуар детей подготовительного класса должны быть включены образцы народной и классической музыки прошлого и настоящего, доступные для детского восприятия. Первые занятия должны проходить в привычной для ребенка форме (пение, движение под музыку). Пение без сопровождения фортепиано развивает у детей навыки слуховой памяти и слуховые представления. Слушание инструментальной музыки помогает понять характер музыки, способствует активной реакции на нее, развивает музыкальную память и музыкальное мышление. Музыка должна быть доступной детям по содержанию и фактуре: ярко изобразительной, лаконичной, простой, убедительной, отражающей знакомые им образы из окружающей действительности или же из сказок. Основными задачами начального обучения являются – научить детей чувствовать, слушать музыку, пробудить любовь к ней, вызвать эмоциональный отклик на музыкальные образы. Вся работа по специальности направляется на всестороннее расширение музыкального кругозора обучающихся, развитие творческой активности, умение обобщать приобретаемые знания и навыки и применять их на практике. От преподавателя требуется большое мастерство, творческая инициатива. В комплекс первых занятий включается подготовка к овладению игровыми движениями. Постоянного внимания требует постановка обучающегося. Музыкальная грамота должна заучиваться не механически, а усваиваться как неотъемлемая часть той музыки, которой занимается обучающийся. Организация игрового аппарата происходит на подбираемых и исполняемых по нотам пьесах. Овладение начальными навыками игры щипком, затем смычком расширяет репертуар пьес.

Обучающийся в первый год обучения знакомится со строением скрипки и нотной грамотой. В начальном периоде обучения необходимо познакомить ребенка с динамическими оттенками. У обучающихся необходимо выработать единственные и целесообразные приемы звукоизвлечения на основе активного слухового контроля. При изучении как художественного, так и инструктивного материала, необходимо пристальное внимание уделять работе над звуком – первостепенной задаче обучения в специальном классе скрипки. Каждый преподаватель должен настойчиво воспитывать в обучающихся уме-ние слушать звук до конца, его протяженность и тембровую окраску, различать его достоинства и недостатки. Внешними предпосылками хорошего звука являются, прежде всего, полная свобода и правильная постановка, ровность движения смычка, активная работа пальцев левой руки. Способы прохождения учебного материала должны видоизменяться в соответствии с теми задачами, которые встают перед обучающимся на каждом новом этапе его музыкально - художественного и технического развития.

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Основная нотная литература

1. Бакланова Н. Начальные упражнения. Этюды и пьесы в 24 тональностях. М, 1987 2. Бакланова Н. Первые уроки. – М., 1978 3. Гарлицкий М. Шаг за шагом. Методические пособия для юных скрипачей. М, 1985 4. Григорян А. Начальная школа игры на скрипке. М, 1986 5. Гуревич Л., Зимина Н. Скрипичная азбука. I, II тетрадь. М, 1998 6. Захарьина Т. Скрипичный букварь - Л., 1959. 7. Йорданова Й. Букварь для самых маленьких – М., Музыка, 2009. 8. Лепихова В. Здравствуй скрипочка – НОТ, 1993. 9. Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М, 1987 10. Сосина С.Ю., Шевченко Т.И. Разноцветные песенки – ДМШ им. Чайковского, г. Северск, 2006. 11. Третьячено В. Скрипичный букварь – Красноярск, 2007. 12. Хрестоматия для скрипки. 1-2 классы ДМШ. М, 1990 13. Шальман С. Я буду скрипачом. Л, 1987 14. Юный скрипач. Выпуск 1. М, 1988 15. Якубовская В. Вверх по ступенькам. Начальный курс игры на скрипке. Л, 1986

Методические и справочные пособия

1. Баринская А. Начальное обучение скрипача. Изд. Музыка. - М., 2007. 2. Берлянчик М. Как учить игре на скрипке в музыкально школе. Изд. Классика XXI. – М., 2006. 3. Вопросы методики начального музыкального образования. Сборник статей под редакцией В.Руденко, В.Натансона. – М., 1981. 4. Григорьев В.Ю. Методы обучения игре на скрипке. Изд. Классика - М., 2007. 5. Йорданова Й. Букварь для самых маленьких – М., Музыка, 2009. 6. Пудовочкин Э. Скрипка раньше букваря. С - П., 2002.