Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дом детства и юношества
Болотнинского района Новосибирской области
Принята на заседании
педагогического совета
МБУ ДО ДДЮ
Протокола №1 от 28.11.2023
Утверждаю
Директор МБУ ДО ДДЮ
______________
01 марта 2025 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Технической направленности
«Чудо Дерево»
Модульная
Краткосрочная программа
Базовый уровень
Возраст обучающихся: 8– 16 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель программы: Лычко Алексей Павлович, педагог дополнительного образования
Болотное, 2025
Содержание
1. Комплекс основных характеристик программы
• Пояснительная записка
• Направленность, общая характеристика
• Актуальность программы
• Отличительные особенности программы
• Адресат программы
• Объём и сроки освоения программы
• Формы обучения
• Цель программы
• Задачи программы
• Содержание программы
• Учебный план
• Содержание разделов и тем
• Прогнозируемый результат
• Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
• Материально-техническое обеспечение
• Информационное обеспечение
• Кадровое обеспечение
• Формы промежуточной и итоговой аттестации
• Оценочные материалы
• Методические материалы
• Методы обучения
• Формы организации образовательного процесса
• Алгоритм учебного занятия
• Дидактические материалы
• Принципы деятельности
Раздел 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Чудо Древо» обладает технической направленностью и ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, раскрытие их технических способностей и склонностей, выбор будущей профессии. Программа предоставляет возможности для творческого самовыражения и самореализации, учитывая индивидуальные способности, мотивацию и интересы каждого участника.
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена тем, что в современных условиях, дети забывают про древне ремесло предаваемое из поколений в поколение В возможности получить этот необходимый опыт и состоит уникальное значение кружка «Чудо дерево».
При этом следует учитывать, что программа направлена на:
-создание условий для развития ребенка;
-ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;
-участие в создании коллективных композиций, сюжетно и идейно связанных с определенными событиями, темами;
-развитие мотиваций к познанию и творчеству;
-приобщение детей к общечеловеческим ценностям и ручному труду;
Отличительные особенности
Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что она дает возможность каждому ребенку попробовать старые техники узнать об традициях и древних изделий из дерева и улучшить свои силы в разных видах технического творчества (изготавливать различные модели, выжигать по дереву, фигурно выпиливание лобзиком изучение тбд), выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.
Новизна программы
Новизна программы "Чудо дерево" заключается в следующих аспектах:
Интеграция технического и эстетического развития:
программа сочетает развитие технических навыков (работа с инструментами, материалами, освоение технологий) с формированием эстетического вкуса, что позволяет обучающимся создавать не только функциональные, но и красивые изделия.
Акцент на творческую самореализацию:
программа предоставляет широкие возможности для творческого самовыражения, позволяя каждому обучающемуся выбирать проекты в соответствии с личными интересами и уровнем подготовки.
Использование современных технологий и материалов:
В программе применяются современные подходы к работе с материалами (дерево, металл) и инструментами, включая элементы цифровых технологий.
Индивидуальный подход:
программа учитывает разный уровень мотивации и способностей обучающихся, предлагая гибкую систему заданий и проектов, что позволяет каждому участнику развиваться в своем темпе.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Декор» ориентирована на работу с детьми от 8 до 16 лет. Программа направлена на выявление способностей каждого ребенка, активное включение его в новое для него образовательное пространство и направлена на формирование знаний, умений и навыков базового уровня в области технической направленности.
Набор на обучение свободный. Количество обучающихся в группе: 15 человек.
Объём и срок освоения программы.
Занятия проводятся согласно учебно-тематическому плану,
Общий объём программы рассчитан на 72 часов.
Работа с учащимися при организации образовательного процесса предусматривает очную форму обучения.
Количественный состав группы 10-15 человек, состав группы постоянный.
Формы обучения – очная (с применением дистанционного обучения на период карантина или других чрезвычайных ситуаций).
Режим занятий
Режим занятий согласуется с санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Каждое занятие - 45 мин.
Динамическая пауза между занятиями – 10 минут.
Форма проведения динамических пауз разнообразная — это могут быть подвижные игры, игры на сплочение, игры по желанию учащихся.
Цели и задачи программы
Цель программы: развитие у обучающихся творческие способности.
Личностные задачи:
Приобщение учащихся к работе ручными инструментами, выбор профессии, изучение истории появления ремесла по дереву и их виды побуждение к овладению основами навыками выжигания, и выпиливания, и развитее креативного инженерного мышления.
• Формирование умений работать в группе и индивидуально, что способствует развитию организаторских способностей и ответственности за результаты коллективной деятельности.
Формирование потребности в высоких материальных и духовных ценностях, их дальнейшем обогащении, а также воспитание бережливости и целеустремленности.
Метапредметные задачи:
Развитие творческих и креативных способностей детей, технического мышления и пространственного воображения через проектирование и создание продуктов труда.
Развитие внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации, формирование чувства собственного достоинства и самоуважения через включение в разнообразные виды технологической деятельности.
Развитие эстетического вкуса и умения объективно оценивать свои результаты, что важно для совершенствования технологической культуры.
Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей через включение в практическую деятельность и создание продуктов труда.
Предметные задачи:
Познакомить учащихся с инструментами и научить их использовать в технологической деятельности.
Научить изготавливать изделия, что способствует овладению обще трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и применения технологической информации.
Учебный план
№ | Количество часов |
Тема | Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
Раздел 1 Знакомство с выжиганием на древесине |
2 | Выжигание. Техника безопасности. | 2 | 1 | 1 |
3 | Материалы, используемые при выжигании. Инструменты и приспособления. | 3 | 1 | 2 |
4 | Виды, приемы выжигания. Подготовка поверхности материала. Перевод рисунка. | 3 | 1 | 2 |
5 | Выжигание на плоской поверхности. | 3 | 1 | 2 |
6 | Выжигание в технике «Хохломская роспись» | 3 | 1 | 2 |
7 | Декорирование разделочной доски | 3 | 1 | 2 |
8 | Выжигание на рельефной поверхности | 3 | 1 | 2 |
9 | Выжигание по деревянной кухонной утвари | 3 | 1 | 2 |
10 | Выжигание по деревянной игрушке | 5 | 2 | 3 |
11 | Коллективная творческая работа | 5 | 2 | 3 |
12 | Изготовление поделок по выбору обучающихся. | 3 | 1 | 2 |
Раздел 2 Знакомство с техническими приёмами Фигурной резьбы |
13 | Лобзик. Устройство. Правила работы. | 2 | 1 | 1 |
14 | Разметка, перевод рисунка. Орнамент. Принцип композиции. | 2 | 1 | 1 |
15 | Выпиливание ручным лобзиком брелок в виде цветочного горшка | 5 | 2 | 3 |
16 | Свободная тема выпиливания | 3 | 1 | 3 |
17 | Знакомство с электролобзиком | 5 | 2 | 3 |
18 | Изготовление подставки для цветов при помощи электролобзика | 5 | 2 | 3 |
19 | Обработка подставки для цветов | 5 | 2 | 3 |
20 | Декорирование подставки для цветов | 5 | 1 | 4 |
Раздел 3 Изготовление деревяных изделий |
| Изготовление изделий по выбору обучающихся | 4 | 1 | 3 |
| Заключительное занятие. | 2 | 2 | - |
Итого: | 72 | 24 | 48 |
Содержание программы
Вводное занятие
Содержание деятельности творческого объединения, ознакомление с программой. Организационные моменты. Инструктаж по правилам безопасности.
Теоретическая часть. Знакомство с основами.
Раздел 1: «Выжигание по древесине»
Выжигание. Техника безопасности (2 часа).
Теоретическая часть. История возникновения техники выжигания.
Практическая часть. Ознакомление с рабочим местом. Подготовка рабочего места, оборудования и инструмента. Отработка правил техники безопасности.
Материалы, используемые при выжигании. Инструменты и приспособления (3 часа).
Теоретическая часть. Ознакомление с материалами, инструментами принадлежностями при выжигании.
Практическая часть.: Отработка приемов работы с деревообрабатывающим инструментом
Виды, приемы выжигания. Подготовка поверхности материала. Перевод рисунка (3 часа).
Теоретическая часть. Особенности работы с выжигателем. Виды и способы выжигания
Практическая часть. Перевод рисунка. Ознакомление с приемами выжигания.
Выжигание на плоской поверхности (3 часа).
Теоретическая часть. Знакомство с технологией изготовления выжигания на плоской поверхности.
Практическая часть. Выжигание изделий с помощью изученных приемов.
Выжигание разделочной доски (3 часа).
Теоретическая часть. Знакомство с приемами выжигания по доске, повторение правил ТБ.
Практическая часть. Выжигание по деревянной разделочной доске
Выжигание в технике «Хохломская роспись» (3 часа).
Теоретическая часть. Знакомство с техникой «Хохломская роспись»
Практическая часть. Выжигание орнаментов хохломской росписи на деревянных заготовках
Выжигание на рельефной поверхности (3 часа).
Теоретическая часть. Ознакомление с приемами выжигания на рельефной поверхности.
Практическая часть. Выжигание по рельефным деревянным поверхностям
Выжигание по деревянной кухонной утвари (3 часа).
Теоретическая часть. Повторение приемов выжигания по рельефным поверхностям.
Практическая часть. Выжигание на деревянных кухонных принадлежностях.
Выжигание по деревянной игрушке (5 часов).
Теоретическая часть. Ознакомление с техникой выжигания по деревянной игрушке.
Практическая часть. Выжигание по деревянной игрушке по выбору обучающихся.
Коллективно творческая работа (5 часов).
Теоретическая часть. Выбор творческой работы, распределение на подгруппы.
Практическая часть. Изготовление изделия в группах.
Изготовление поделок по выбору обучающихся (3 часа).
Теоретическая часть. Ознакомление обучающихся с более сложными видами выжигания.
Практическая часть. Изготовление изделий на выбор обучающихся
2 раздел: «Знакомство с техническими приёмами Фигурной резьбы.»
Устройство лобзика (5 часов).
Теоретическая часть. Ознакомление с устройством и техники безопасности.
Практическая часть. Знакомятся с лобзиком учатся настраивать его
Разметка перевод рисунка (5 часов).
Теоретическая часть. Объяснение как правильно пользоваться копировальной бумагой
Практическая часть. Дети выбирают эскиз и преводят его на заготовку.
Выпиливание ручным лобзиком брелок в виде цветочного горшка (5 часов).
Теоретическая часть. История появления брелков.
Практическая часть. Выпиливают ручным лобзиком брелок в виде цветочного горшка
Свободная тема выпиливания (3 часа).
Теоретическая часть. Повторение Техники безопастнсти.
Практическая часть. Дети выбирают сами эскиз который им нравится и выпиливают его по контору
Знакомство с электролобзиком (3 часа).
Теоретическая часть. Изучение строения электролобзика и техника безопасности
Практическая часть. Делают пробные пропилы при помощи электролобзика
Изготовление подставки для при помощи электролобзика (3 часа).
Теоретическая часть. Изучение чертежа подставки , и техники безопасности
Практическая часть. Выпиливают основу подставки для цветов
Обработка подставки для цветов (3 часа).
Теоретическая часть. Изучить как можно убрать разные дефекты на заготовки при помощи наждачной бумаги
Практическая часть. Обработка подставки для цветов.
Декорирование подставки для цветов (3 часа).
Теоретическая часть. Изучить разные способы декорирование (морилка ,обжег, выжигание)
Практическая часть. Выбор декорирование, декорирование подставки для цветов.
3 раздел: «Изготовление деревяных изделий»
Изготовление изделий по выбору обучающихся (3 часа).
Теоретическая часть. Изучение ремесла показ примеров изделй
Практическая часть. Изготавливают изделие по собственному выбору
Планируемые результаты освоения программы.
В результате изучения программы учащиеся должны знать:
1. Смысл технологических понятий: древесина, инструменты, выжигание по дереву, выпиливание по древу.
2. Виды и свойства древесины.
В результате изучения программы учащиеся должны уметь:
1.Изготавливать различные изделий, выжигать по дереву, фигурную резьбу.
2.Выбирать виды различного материала, инструментов и приспособлений для определенных изделий.
3. Строить чертежи простых изделий.
4. Выполнять разметку изделия.
5. Определять и исправлять дефекты изделий.
6. Проводить влажно-тепловую обработку изделий.
7.Проектировать изделие с использованием поделочных материалов.
8. Соблюдать правила безопасного труда и санитарно-гигиенических норм.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы
2.1 Условия реализации образовательной программы.
Календарный учебный график.
Учебные недели – 36 недель.
2.2 Методическое обеспечение.
Учебное помещение, соответствующее требованиям санитарных норм и правил, установленных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20.
Кабинет оборудован столами, стульями и верстаками. При организации учебных занятий соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательной деятельности.
Материальное обеспечение, имеющееся для успешного проведения занятий:
• столы, необходимое количество стульев, необходимое количество верстаков;
• шкафы для хранения материалов и инструментов;
• интерактивная доска;
• стенд для размещения образцов и проведения выставок;
Инструменты и материалы:
• фанера;
• древесина;
• выжигатели;
• линейки;
• карандаши;
• копировальная бумага;
• наждачная бумага;
• ножовки;
• лобзики;
• природные материалы (ветки разных пород деревьев);
• клей;
Информационное обеспечение:
Для проведения занятий, объяснения нового материала имеется необходимое количество литературы по техническому творчеству:
• учебно-методические пособия, наглядно-дидактические пособия по техническому творчеству;
• тематические папки по разделам программы;
• методические книги;
• образцы готовых работ по разделам программы;
• сетевые образовательные ресурсы;
• необходимое количество мультимедийных презентаций по темам программного материала;
2.3 Кадровое обеспечение.
Данную программу может реализовать педагог, имеющий высшее педагогическое образование, или среднее-специальное по квалификации «педагог дополнительного образования», периодически проходящий курсы повышения квалификации по темам дополнительного образования.
Программу составил и реализует педагог дополнительного образования – Лычко Алексей Павлович.
Образование: среднее - специальное, Болотнинский педагогический колледж
Педагогический стаж: 0 лет.
Формы аттестации
Основным условием успешной реализации образовательной программы «Чудо дерво» является отслеживание её результативности. С этой целью проводятся: вводная диагностика; итоговая аттестация.
Целью вводной диагностики является выявление первоначальных умений и навыков обучающихся. В диагностику включены компоненты, отражающие область образовательной программы.
Итоговая аттестация позволяет подвести итоги обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Чудо дерво».
Оценочные материалы
Для каждого блока программы разработан пакет диагностических методик, позволяющих определить достижения учащимися планируемых результатов:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Методы обучения
В дополнительной общеобразовательной программе «Чудо дерво» используются следующие методы обучения:
- объяснительно иллюстративный (рассказ, беседа, объяснение, наблюдение, демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций, изделий.)
В работе используется дидактический материал:
образцы изделия;
шаблоны, чертежи, рисунки, учебная литература.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач используется техническое оснащение творческого объединения.
В ходе работы на занятиях дополнительного образования создаётся необычная среда и атмосфера творчества, дружелюбия, поддержки и направленности на успех. Весь процесс учебной деятельности направлен на развитие творческих способностей ребёнка. У всех единая цель, что способствует наиболее эффективному процессу.
В целях того, что бы обучающиеся не испытывали усталости от однообразия занятий одним и тем же видом деятельности в программе предусмотрено чередование тем из различных разделов по усмотрению педагога.
Данная ознакомительная программа предполагает системно-поэтапное изучение материала. Во время всего обучения, на каждом этапе педагог помогает в усвоение техники и в её закреплении.
Формы организации учебного занятия
Основной формой организации учебного процесса является занятие.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (обучающимся даётся самостоятельное задание с учётом его возможностей);
- фронтальная (работа ведётся со всеми одновременно, например, при объяснении нового материала или отработке определённого технологического приёма);
- групповая (разделение обучающихся на группы для выполнения определённой работы, например: составление экспонатов выставки).
Методы обучения.
Для организации учебного процесса используется ряд методов обучения, которые можно классифицировать:
словесный (рассказ; беседа, объяснение, инструктаж);
наглядный (показ, демонстрация образцов);
практический (выполнение работ с применением полученных знаний);
Педагогические технологии.
Алгоритм учебного занятия
Занятие в учреждении дополнительного образования детей представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение.
Структура учебного занятия:
1. Приветствие. Перед началом занятия приветствие всех обучающихся.
2. Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию. Введение начинается с вопросов, которые способствуют наращиванию интереса у детей к новому материалу. Стимулирование интереса обучающихся через введение аналогий, способствующих концентрации внимания и сохранению интереса.
3. Предлагаемый образовательный материал или информация. Изложение нового материала или информации предлагается обучающимся в форме рассказа. Педагог готовит наглядные пособия и материалы.
4. Обобщение. Детям предлагается самим дать оценку информации. Отработать практические навыки по выполнению изделия декоративно-прикладного творчества.
5. Вывод. Советы и рекомендации по практическому применению материала, информации.
6. Заключение. Сформулировав советы и рекомендации, обучающимся предлагается использовать материал, информацию в своей практической творческой деятельности.
Дидактические материалы
Для успешного проведения занятии имеется учебно-методический материал:
- образцы готовых изделий;
- методические папки к разделам и темам образовательной программы
-раздаточный материал по темам: технологические карты, шаблоны;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые основания проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:
Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции 2020 г.) - URL: https://sh-kumakskaya--solileckij-r56.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/GIA_11/273-fz.pdf (дата обращения 07.09.2023) – Режим доступа: для всех пользователей. – Текст: электронный.
Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45788 (дата обращения 07.09.2023) – Режим доступа: для всех пользователей. – Текст: электронный.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2022 г.) - URL: https://stsh-1.gosuslugi.ru/netcat_files/30/69/124.pdf (дата обращения 07.09.2023) -Режим доступа: для всех пользователей. – Текст: электронный.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года –URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения 07.09.2023) -Режим доступа: для всех пользователей. – Текст: электронный.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» - URL: https://czentrobrazovaniya46leninskij-r71.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/30/69/Postanovlenie_28_ot_28.09.20.pdf (дата обращения 07.09.2023) -Режим доступа: для всех пользователей. – Текст: электронный.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 «Об утверждении санитарных правил СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи) - URL: https://vetserpuhov.ru/images/docs/dokumenty/normativnue_dokumenty/05.2022/10. _СанПин_1.2.3685-21_от_28.01.2021.pdf (дата обращения 07.09.2023) -Режим доступа: для всех пользователей. – Текст: электронный.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г. -URL: http://static.government.ru/media/files/3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf (дата обращения 07.09.2023) -Режим доступа: для всех пользователей. – Текст: электронный.
Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07 декабря 2018 г., протокол № 3 - URL: https://sh-partizanskaya-r04.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/pasport_uspexkajdogoreb-nka.pdf (дата обращения 07.09.2023) -Режим доступа: для всех пользователей. – Текст: электронный.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам» - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201904260023?index=1 (дата обращения 07.09.2023) -Режим доступа: для всех пользователей. – Текст: электронный.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» - URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=320620 (дата обращения 07.09.2023) -Режим доступа: для всех пользователей. – Текст: электронный.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации От 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ (дата обращения 07.09.2023) -Режим доступа: для всех пользователей. – Текст: электронный.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73078052/ (дата обращения 07.09.2023)-Режим доступа: для всех пользователей. – Текст: электронный.