Общешкольное мероприятие «Творчество К.И.Чуковского»
Цель:
Расширить и закрепить знания детей о творчестве детского писателя
К. И. Чуковского.
Задачи:
Развивающие:
Развивать познавательный интерес, воображение, фантазию, память, умение высказывать свои мысли. Развивать интерес к труду взрослых.
Продолжать совершенствовать диалогическую речь, понятно для слушателей отвечать на вопросы, побуждать к активному участию в беседе.
Продолжать развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уметь слушать друг друга.
Воспитывать желание говорить как взрослые, поощрять попытки детей выяснить, правильно ли они ответили на заданный вопрос.
Прививать культурно-гигиенические навыки.
Образовательные:
Закрепить полученные знания о творчестве писателя.
Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок
К.И.Чуковского.
Упражнять детей в чтении стихов наизусть.
Активизировать словарный запас детей
Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность известного детского писателя. Слайд 1 (портрет в полный рост)
В посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил этот высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека …….. Корней Иванович Чуковский. Слайд 2 (портрет с датами)
- Ребята, в этом году, 31 марта, исполняется 135 лет со дня рождения этого замечательного человека.
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков. Обратите внимание на его фамилию КОРНЕЙЧУКОВ. (Корней – его вымышленное имя, Чуковский – фамилия). Этим же приемом писатель пользовался, когда подбирал (или составлял) имена героям своих произведений. (Айболит, Мойдодыр)
Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги.
Слайд 3 (Дом) В Подмосковье, в знаменитом поселке писателей Переделкино, есть музей Корнея Ивановича Чуковского. Это необычный музей: здесь посетителей называют гостями; каждый день смеются дети; звучат стихи Корнея Ивановича. Слайд 4 (изображение героев) Побывав в этом музее, вы можете встретить Мойдодыра, Бармалея, Крокодила, увидеть те самые комнаты, где жил проказник Бибигон.
В этом поселке есть терем-теремок. Местные жители называют его «дом дедушки Корнея».
Целый день здесь происходят интересные встречи с писателями, артистами, учеными. И почти все выходят отсюда с радостными лицами. Вы, наверное, догадались, что это детская библиотека. А построил ее на свои деньги, укомплектовал книгами и был в ней главным работником все тот же детский писатель Корней Иванович Чуковский.
В нашей школе тоже есть отличная библиотека, там очень много поучительных и интересных книг. Обратите внимание, мы оформили выставку книг Корнея Ивановича Чуковского. (перечислить и показать эти книги).
Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие в «дом дедушки Корнея», где встретимся с героями произведений Корнея Чуковского.
Итак… начинаем наше путешествие.
«Вещи в доме Корнея Чуковского».
В доме Чуковского находятся разные вещи. Предлагаю их назвать, рассмотреть и сказать названия сказок, в которых они (эти вещи) упоминаются. Можно даже рассказать отрывок из сказки…
- воздушный шарик (Ехали медведи, на велосипеде, а за ними кот задом наперед, а за ним комарики на воздушном шарике….) «Тараканище»
- мыло, мочалка (Вот и мыло подскочило и вцепилось в волоса… А от бешеной мочалки я помчался, как от палки…) «Мойдодыр»
- блюдце, тарелка, сковорода, кастрюля ( И бежит, бренчит, стучит сковорода: «Вы куда? Куда? Куда? Куда?»; И кастрюля на бегу закричала утюгу: «Я бегу, бегу, бегу, удержаться не могу!» ) «Федорино горе»
- телефон ( У меня зазвонил телефон. – Кто говорит? – Слон…) «Телефон»
- термометр( Десять ночей подряд он лечит несчастных зверят и ставит, и ставит им градусники…) «Айболит»
-самовар, монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла. Пошла муха на базар и купила самовар…) «Муха-цокотуха»
Стихи Чуковского очень музыкальны. Например, к сказке “Мойдодыр” композитор Юрий Левитин написал оперу. (Опера – это музыкальное произведение, в котором все поют в сопровождении оркестра.)
В конце нашего путешествия мы посмотрим мультфильм «Мойдодыр»…
Как же сочинял свои произведения Корней Иванович Чуковский?
Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: Жил да был крокодил, он по улицам ходил. Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.
Так появилась первая сказка Чуковского « КРОКОДИЛ» Слайд 5
К.И.Чуковский рассказывал: “ У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, отыскав карандаш, он стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Вы уже поняли о какой сказке идет речь?
Слайд 6 (Муха-цокотуха)
Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет “Федорино горе”. Слайд 7
Интересна история создания «Мойдодыра». Однажды Чуковский работал в кабинете и вдруг услышал горький плач. Плакала его младшая дочь, выражая нежелание мыться. Чуковский вышел из кабинета, взял дочь на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам -
Стыд и срам, стыд и срам.
Так родился на свет «Мойдодыр». Слайд 8
К.И.Чуковский любил животных, поэтому в его сказках всегда много зверей, птиц, насекомых.
А еще Корней Иванович ездил в Англию. Поэтому он хорошо знал английский язык и переводил с английского языка, который нам незнаком, на русский – хорошо нам знакомый язык. Таких людей, которые переводят с одного языка на другой, называют переводчиками.
Всем английским детям знакома потешка «GillySillyJarter» («ДжилиСилиДжартер»). А когда Корней Иванович перевел ее на русский язык, мы тоже смогли с ней познакомиться. Она нам знакома под названием «Дженни».
Ученик рассказывает потешку…..
Рассказывание наизусть потешки.
«Дженни»
Дженни туфлю потеряла,
Долго плакала, искала.
Мельник туфельку нашел
И на мельнице смолол.
В Переделкино Чуковский раз в году любил проводить с детьми игры у Кострища. Встречал детей он в мантии (черный плащ) и профессорской шляпе, так как был доктором филологических наук. Слайд 9 (Чуковский в мантии)
Я вам тоже хочу предложить немного поиграть…
От каждого ряда нужно по 2 человека. Вам даны карточки с зашифрованными именами героев сказок. Впишите пропущенные гласные буквы и подберите действие, которое совершил данный персонаж сказки.
Задание на карточках.
Карточки с названиями действий героев:
1. Освободил Муху – Цокотуху
2. Победил Тараканище
3. Перемыла всю посуду
4. Освободил солнце
5. Потушила горящее море
6. Проглотил солнце
-Пока команды выполняют задание, мы с вами поиграем в игру «Подскажи словечко». Я начинаю говорить строчки из сказок, вы договариваете ее и называете из какой сказки эта цитата.
А с ним и зайчиха-мать
Тоже пошла танцевать.
И смеется она и кричит:
«Ну, спасибо тебе, … (Айболит)!» «Айболит»
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по … (дорожке). «Федорино горе»
Подошел Медведь тихонько,
Толканул его легонько:
«Говорю тебе, злодей,
Выплюнь солнышко … (скорей)!» «Краденое солнце»
Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький … (фонарик). «Муха-Цокотуха»
А потом позвонили зайчатки:
– Нельзя ли прислать … (перчатки)?
А потом позвонили мартышки:
– Пришлите, пожалуйста, … (книжки)! «Телефон»
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает … (головой). «Мойдодыр»
Но однажды поутру
Прискакала кенгуру,
Увидала усача,
Закричала сгоряча:
«Разве это великан?(Ха-ха-ха)
Это просто … (таракан)! (Ха-ха-ха) «Тараканище»
-Молодцы! А сейчас садитесь, как вам удобно и приготовьтесь слушать самую забавную сказку Корнея Ивановича Чуковского. В этой сказке он шутливо все перепутал. Кошки там хрюкают, море горит, а пожарные тушат его пирогами. В общем все запутано-перепутано. А сказка так и называется «Путаница». Ребята прочитают отрывок из этой сказки…
(Выходят ребята с картинками котята, утята, свинки, курочки, воробей, медведь, заинька)
Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята, хрюкать!"
А за ними и утята:
"Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата, квакать!"
Свинки замяукали: Мяу, мяу!
Кошечки захрюкали: Хрю, хрю, хрю!
Уточки заквакали: Ква, ква, ква!
Курочки закрякали: Кря, кря, кря!
Воробышек прискакал
И коровой замычал:Му-у-у!
Прибежал медведь
И давай реветь: Ку-ка-ре-ку!
Только заинька был паинька: Митрошин С.
Не мяукал и не хрюкал -
Под капустою лежал,
По-заячьи лопотал
И зверюшек неразумных уговаривал:
"Кому велено чирикать - не мурлыкайте!
Кому велено мурлыкать - не чирикайте!
Не бывать вороне коровою,
Не летать лягушатам под облаком!"
Физминутка.
-Я предлагаю немного потанцевать. Теперь перенесемся в сказку «Муха-Цокотуха» и потанцуем вместе с насекомыми… Встаньте около кресел, я буду показывать движения, а вы все за мной повторяйте.
Эй, сороконожки, бегите по дорожке,
Зовите музыкантов, будем танцевать!
Музыканты прибегали, в барабаны застучали.
Бом! Бом! Бом! Бом! Пляшет Муха с Комаром.
А за нею Клоп, Клоп сапогами то, топ.
А жуки рогатые, мужики богатые,
Шапочками машут, с бабочками пляшут.
Тара-ра, тара-ра. Заплясала мошкара!!!!!!!!
Ребята, корней Иванович писал не только сказки для детей, но еще и сочинял загадки. Предлагаю вам отгадать их. Слайд 9 (расческа, яйцо и цыпленок, коньки, крапива, иголка с ниткой, сосулька, зеркало)
1)Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа,)
2) Два коня у меня, два коня.
По воде они возят меня,
А вода тверда, словно каменная! (Коньки.)
3)Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец — глупца, баран - барана,
Овцу в нем видела овца,
И обезьяну - обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя увидел неряху лохматого. (Зеркало.)
4) Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо, -
Такое тёплое, такое
Пушистое и золотое. (яйцо и цыпленок)
5) Растёт она вниз головою.
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт-
Заплачет она и умрёт. (сосулька)
6) Ах, не трогайте меня. Обожгу и без огня. (Крапива)
7)Я одноухая старуха, я прыгаю по полотну,
И нитку длинную из уха, как паутинку, я тяну. (Иголка с ниткой)
- Отгадали все загадки. А теперь я усложню задание. У Корнея Ивановича есть необычные загадки. Послушайте их и постарайтесь угадать, о чем идет речь. Слайд 10 (Губы и зубы, Мальчик на табуретке, куриная ножка, собака )
1. Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей,
И мясо, и хлеб - всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю. (Губы и зубы.)
- И самая сложная загадка…
Две ноги на трёх ногах,
А четвёртая в зубах.
Вдруг четыре прибежали
И с одною убежали.
Подскочили две ноги,
Закричали на весь дом,
Да тремя по четырём!
Но четыре завизжали
И с одною убежали. (Мальчик на табуретке, куриная ножка, собака)
Подведение итогов.
Спасибо Чуковский вам говорит
За знания вас он благодарит.
Больше учите стихов наизусть,
Учитесь читать и рассказывать вслух.
Книги беречь завещаю, друзья.
Они вам помогут везде и всегда.