Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Васильевская средняя общеобразовательная школа»
Общешкольное родительское собрание «Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического здоровья ребенка»
Подготовила
педагог – психолог
Аврина Л. Н.
Общешкольное родительское собрание
«Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического здоровья ребенка»
Цель: Формировать у родителей убеждения в необходимости поддержания психологического комфорта в семье для правильного развития ребенка, становления его личности; сохранение физического и психического здоровья ребенка; дать рекомендации по созданию эмоционально благоприятной семейной атмосферы.
Ход собрания
Информационная часть.
Здравствуйте, уважаемые родители.
Сегодня говорить мы будем о самом дорогом, что есть у каждого из нас, о здоровье наших детей. Всемирная организация здравоохранения термину здоровье даёт следующее определение:
Здоровье – это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
СЛАЙД 2
Основываясь на определении Всемирной организации здравоохранения выделяют три составляющих здоровья
1. СЛАЙД 3
Физическое здоровье предполагает благоприятные социальные условия жизни; режим дня; оптимальное сочетание работы и отдыха; физический труд и умственную деятельность, двигательную активность; отказ от вредных привычек; рациональное питание; соблюдение правил личной гигиены и безопасного поведения.
2. СЛАЙД 4
Социальное здоровье проявляется в отношениях с другими людьми. Социально здоровые люди умеют ладить с окружающими. Они уважают чужие права и могут отстоять свои. Они поддерживают добрые отношения с родственниками, умеют находить новых друзей, умеют выразить свои потребности и нужды так, чтобы они стали понятны окружающим.
3. СЛАЙД 5
Психическое здоровье - (духовное или душевное, иногда — мента́льное здоровье) — согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Психически здоровый человек — это прежде всего человек творческий, жизнерадостный, веселый, открытый, активный, любознательный, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей.
СЛАЙД 6
Важнейшим фактором укрепления физического и психического здоровья школьника является СЕМЬЯ.
Семья – организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью.
Для ребенка семья – это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
СЛАЙД 7.
Почему мы сегодня говорим о физическом и психическом здоровье детей?
Потому что замечаем нарушения физического психического здоровья школьников. В школе психологические нарушения проявляются в виде агрессии, тревожности, низком уровне самоконтроля, трудностях в общении. Агрессия может проявляться в виде насмешек, издевательств, использования ненормативной лексики. Диагностически, это можно увидеть через рост тревожности и агрессивности детей. В 2018/19 учебном году высокий уровень тревожности имеют 21% обучающихся школы с 1 по 9 класс, это дети 1, 5 и 9 классов. 41% обучающихся основной школы имеют повышенный уровень агрессивности.
СЛАЙД 8.На развитие личности ребенка оказывают влияние многие факторы. Это и школа (30%), и улица (10%), и средства массовой информации (30%). Но самое главное место, конечно, занимает семья (40%).
Создание благоприятного морального или психологического климата в семье - одно из важнейших условий сохранения физического и психологического здоровья ребенка.
В семье, в общении с родителями, дети получают первые уроки жизни. В результате общения с близкими взрослыми ребенок приобретает опыт действий, суждений, оценок, что проявляется в его поведении. Большое значение имеют положительные примеры поведения отца и матери как образца для подражания, а также родительское слово как метод педагогического воздействия. Главное, чтобы слова родителей, их пример, реальные проявления, а также оценки поведения детей совпадали, и тем самым закрепляли представления ребенка о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания, может и навредить ребёнку при использовании неправильных методов воспитания.
Отклонения в семейных отношениях негативно влияют на формирование личности ребенка, его характера, самооценки и других психических качеств личности; у таких детей могут возникать различные проблемы: состояние повышенной тревожности, ухудшение успеваемости в школе, трудности в общении и многие другие.
Ребёнок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые воспитала семья. Если изо дня в день ребёнок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, если ребёнок учится в семье рисовать жизнь только чёрными красками, как бы ни старалась школа и педагоги – помочь такому ребёнку жить по законам добра очень трудно. Семья должна учить ребёнка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания.
Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации, как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим?
Если родители часто скандалят или привыкли срывать на ребенке плохое настроение, конфликтуют, то ребенок оказывается в неблагоприятной психологической среде. Он постоянно находится в противоречивом напряженном состоянии и не может гармонично развиваться. Ему сложно выработать приемлемое поведение в обществе и не вступать в конфликты. Неблагоприятные семейные взаимоотношения приводят к формированию у ребенка негативных черт характера, и проблемы в его жизни в дальнейшем нарастают снежным комом.
Если после изнурительного рабочего дня (или учебы) человека ждет в семье поддержка, любовь и взаимопонимание, то такой климат поможет ему быстрее отдохнуть, смыть стресс и восстановить силы. В случае, когда человек дома находится в постоянном напряжении, часто конфликтует и ссорится, то такой психологический климат будет способствовать появлению стресса, а при длительном таком состоянии может развиться депрессия.
От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.
Если же в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека.
Так дефицит внимания к ребёнку приводит к ухудшению его успеваемости, нередко к агрессивному и асоциальному поведению как способу компенсации недостатка признания и любви со стороны взрослых. Это также проявляется в злобности, агрессивности, мрачности, замкнутости, а также в формировании вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания) и совершении противоправных действий.
Нередко родители из лучших побуждений жёстко контролируют круг общения ребенка, его свободное время, решают за него все возникающие проблемы, отказывают ребёнку в праве на собственное мнение, навязывая свой образ мыслей. Тотальный контроль родителей и неблагоприятная семейная ситуация в целом вызывают естественный протест ребенка, ведут к конфликтам, появлению суицидальных мыслей и намерений, уходам из дома, тогда доминирующее влияние будет оказывать уже улица.
Сделаем выводы:
Если:
-ребенка постоянно критикуют, он учится ... (ненавидеть).
-ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным).
-ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины).
-ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым).
-ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других).
-ребенок растет в честности, он учится ... (быть справедливым).
Практическое задание родителям
«Загибаем лист»:
Возьмите листик бумаги. Душа ребёнка как этот белый лист. Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, не выдержанно. При каждом сгибе листка вспомнить негативное, сказанное в адрес ребенка.
А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.
Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.
Для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность семьи, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. Благоприятная атмосфера в семье способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.
СЛАЙД 9.
Выделяют 3 стиля семейного воспитания:
— демократический;
— авторитарный;
— попустический.
Демократический стиль — это стиль «согласия»; авторитарный стиль — стиль «подавления»; попустический стиль — ребёнок предоставлен сам себе.
В этом проводилось анкетирование родителей по выявлению стратегии семейного воспитания в рамках работы по формированию ответственного родительства. Всего в школе обучаются дети из 14 семей, заполненные анкеты сдали 8 семей.
Получили такие результаты: СЛАЙД 10
25% - родителей имеют авторитарный стиль семейного воспитания, такие родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под таким контролем;
63% - используют демократический стиль семейного воспитания, такие родители осознают свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ребенком признают право на саморазвитие. Родители понимают, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции;
12% - не определились в своих воспитательских позициях и используют авторитарно – демократическую стратегию воспитания.
Семья (родители) является неотъемлемой частью педагогического процесса. Без активного участия родителей нельзя говорить о полноценном развитии личности ребенка. Чтобы семья стала хорошей школой, а школа хорошей семьёй необходимо их правильное и тесное взаимодействие. Сегодня, в нашей стране, некоторые родители рассуждают так: если ребёнок отправляется в школу, то теперь именно она ответственна за его воспитание и образование, ведь там работают специалисты, они и должны обучать. Тем самым эти родители снимают ответственность с себя за своё чадо. Но Конституция РФ гласит, что каждый имеет право на образование и получать это образование гражданин России начинает в 6, 6 лет, а до этого его основными педагогами являются родители. С переходом в школу обязанности по заботе о детях никто с родителей не снимает, они обязаны обеспечить получение детьми образования. Таким образом, законодатель должен предоставить родителям право влиять на ход учебного процесса: они могут помогать в организации внеучебной деятельности класса и принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках, на родительских собраниях родители учащихся могут быть активными участниками дискуссии. Но вопрос в том, хотят ли сами родители быть активными участниками в процессе обучения своего ребёнка? Далеко не все родители принимают активное участие в обучении своего ребенка, причины этому разные, начиная с занятости и утомляемости на работе и заканчивая нехваткой времени для элементарного общения с ребёнком, а иногда нежеланием. Современные родители считают, что посидеть с ребёнком час над домашним заданием и раз в год прийти на родительское собрание это нормально. Естественно, что ни о какой активной позиции в процессе обучения и воспитания ребёнка речи не идёт.
Современный родитель это наблюдатель, он не является активным участником в образовательном процессе, и это на сегодняшний день большая проблема, решение которой полностью зависит от самих родителей. Выполнить домашнюю работу вместе с ребёнком или вместо него и сходить на родительское собрание для «галочки» это далеко не «потолок» для современных родителей. А, как считаете вы, уважаемые родители?
Мне бы хотелось провести с вами небольшой эксперимент. Обучающимся с 2 по 9 класс задавались вопросы, ответы на которые они давали письменно. Предлагаю присутствующим родителям ответить на те, же вопросы, ответы также записать письменно. Затем сравните, совпадают ли ваши ответы и ответы ребенка. Тем самым вы поймете, насколько вы знаете своего ребенка, то чем он живет, его интересы, мечты.
СЛАЙД 11
Вопросы
1.Любимый цвет вашего ребенка?
2.Любимый школьный предмет вашего ребенка?
3.Кем мечтает стать, когда вырастет Ваш ребенок?
4.Любимое блюдо вашего ребенка, приготовленное Вами?
5.Есть ли лучший друг (подруга) у вашего ребенка, если «да» напишите имя?
6.Если у ребенка возникнут проблемы к кому он пойдет в первую очередь?
7.Напишите о чем, мечтает ваш ребенок?
Возможно, некоторые ответы вашего ребенка станут для Вас открытием. Подсчитайте количество совпадений ваших ответов и ответов ребенка, и сделайте для себя соответствующие выводы. А хорошо ли я знаю своего ребенка даже в таких мелочах как любимых цвет и блюдо, а кем хочет стать мой ребенок и хочет ли вообще кем-то стать, а есть ли у него друг и кто он, о чем мечтает ребенок и мечтает ли, доверяет ли мне мой ребенок.
На что откликаются современные дети, так это на уважение – уважение к ним как к личностям, уважение к их проблемам, которые для них не менее сложны, чем взрослые трудности для нас. Старайтесь быть примером для своего ребенка.
Подведем итоги:
-благоприятный психологический климат в семье,
-единство требований родителей в воспитании ребенка,
-активное участие родителей в педагогическом процессе ребенка,
-внимание и уважение к ребенку,
-положительный родительский пример.
СЛАЙД 13
«Не заставляй детей ронять слезы слишком часто, иначе им нечего будет уронить над твоей могилой»
Пифагор