Участники | Ход мероприятия | Реквизит |
| В. Девятов «Русские праздники» | фонограмма № 1 |
| Выходят дети 6-го класса и педагог-организатор | |
Педагог- организатор | Пожалуйте, гости дорогие, на наш праздник, Веселья вам и радости! | |
Уч. | Давно мы вас поджидаем, праздник не начинаем. У нас для каждого найдется и местечко и словечко. | |
Уч. | Припасено забавушек на всякий вкус. Кому правда, кому сказка, кому песенка | |
Уч. | Осень - замечательная пора, время сбора урожая, шумных весёлых ярмарок, дружных капустников, престольных праздников. | |
Педагог- организатор | Вот об этой осенней поре и русской старине мы и поговорим сегодня с вами. Все осенние праздники имели свои значения и отмечались по народному и церковному календарям ... | |
Педагог- организатор | Ребята, но прежде чем мы начнем нашу программу, хочу сказать, что на протяжении всего мероприятия вы можете принять участие в мастер-классах. Мастер-класс № 1 «Рукоделие» (кукла-берегиня) Мастер-класс № 2 «Домашний» (кухонная утварь) | материал для мастер-классов. |
Уч. | А начиналось всё, конечно, с сентября. Неспроста в народе говорят: “Холоден батюшка-сентябрь, да кормить горазд”. | |
Уч. | Зашумели – заиграли по сёлам да городам осенние ярмарки. | |
Уч. | Распродажа урожая идёт полным ходом... | |
| Ярмарочные наигрыши | фонограмма № 2 |
| СЦЕНКА «Ярмарка» ( 7 класс ) | |
1-й скоморох | Внимание! Внимание: Народное гуляние. Торопись, честной народ. Всех вас ярмарка зовёт! | |
2-й скоморох | Стар и млад, сюда спешите! На товар вы поглядите И себя не обделите. Покупайте - не жалейте! Или просто квас попейте. | |
3-й скоморох | Веселитесь от души, Не скупитесь на гроши. | |
Скоморохи ( вместе) | Ярмарка, ярмарка, бойкая да яркая. Ярмарка, ярмарка, бойкая да яркая. | |
Ведущий | Как под горкой, под горой Торговал старик золой. Приходила девушка… | |
Девушка | Продай золки, дедушка! | |
Дедушка | На что золка, девушка? | |
Девушка | Да на грядки, дедушка! Почём золка, дедушка? | |
Дедушка | По копейке, девушка! | |
Скоморохи ( вместе) | Ярмарка, ярмарка, бойкая да яркая. Ярмарка, ярмарка, бойкая да яркая. | |
Продавец | Продаются калачи - С пылу, с жару из печи. Из пшеницы всех сортов, Не жалейте животов! | |
Дочка | Мама, мама, калачи! | |
Мама | Вижу, детка, не кричи! Почём ваши калачи? | |
Продавец | Две копейки – связка, Да дитятке — сказка! | |
Дочка | Мёдом пахнут калачи. Кушай, кушай, не скачи! | |
Мама | Кушай, кушай, не скачи | |
Скоморохи ( вместе) | Ярмарка, ярмарка, бойкая да яркая. Ярмарка, ярмарка, бойкая да яркая. | |
Продавец | Тыкву, тыкву продаю, Тыкву, тыковку мою! | |
Дедушка | Тыква, тыквина твоя, То не тыква, а бадья! | |
Скоморохи ( вместе) | Ярмарка, ярмарка, бойкая да яркая. Ярмарка, ярмарка, бойкая да яркая. | |
| Ярмарочные наигрыши. Дети уходят, садятся в зале на свои места | фонограмма № 3 |
Педагог-организатор | Но ярмарка, это ещё и весёлые разудалые игры. | |
Педагог-организатор | ИГРА № 1 «СОБЕРИ ЛОЖКОЙ КАРТОШКУ» В игре участвуют по два человека. На пол рассыпают 10 картофелин. У каждого играющего ведерко и деревянная ложка. По сигналу надо собирать картошку ложкой, по одной штуке, и класть ее в ведерко. Побеждает ребенок, собравший больше картошки за определенное время. | 2-а ведерка, 3-и деревянные ложки,10 картофелин |
Уч. | Отшумела весёлая ярмарка, пора бы и о заготовках на зиму подумать... | |
Уч. | 27 сентября – Воздвижение. На Воздвиженье начало капустникам, капустенским вечерам. Хозяйки приглашали соседок на вечерки – помочь нарубить на зиму капусту. | |
Уч. | Капусту, сочную, белокочанную приносили в дома прямо с грядок. Затем рубили и складывали в бочки, мяли, добавляли приправу… | |
Уч. | А парни заходили сами, без приглашения. Они приносили с собой гармошку, балалайки и развлекали всех шутками. Тут и там в домах раздавался веселый смех, шутки-прибаутки. | |
| Инсценирование народного обряда «Соление капусты» (6 класс) | |
| Наигрыш гармошки. | фонограмма № 4 |
Хозяйка:обращается в зал | Какой сёдни день? А како число? Аба, дни-то как летят, а работы-то сколько! А я чего-то расквасилась… Воздвиженье прошло. Капусту надо прибирать, рубить. Люди-то, слышь, рубят. Хоть бы мне кто помог. (Прислушивается) Слышите, сечки стучат да песни поют. То, наверное, у Авдотьи капусту изрубили и дальше пошли. Хоть бы ко мне завернули, подсобили. Сдуру-то насадила капусты полон огород, а они наворотила. Во, какие вилки! | |
| (Через зал входят рубщики капусты и соседки-подружки , в руках сечки да корытца, звучит гармошка, балалайка.) Останавливаются посередине зала и обращаются к залу: | |
Уч. | Какая капуста уродилась? | |
Уч. | Много собрали капусты? | |
Уч. | Хлеб да капуста лихого не допустят! | |
Хозяйка | Для дорогих гостей и ворота настежь! Проходите в дом! Давно вас поджидаю, работу не начинаю. (выносит большой вилок капусты, кладёт его на стол со словами): Тут тебе сегодня место! | |
Уч. | Да, знатная уродилась капуста! | |
Хозяйка | Ну что! Начинать будем? (обращается к подружкам-соседкам) Вот вам, бабоньки, зелёные листья. Будете рубить серую капусту. Хозяин-то у меня любит зимой зелёные щи хлебать. | |
Хозяйка | А вам рубить полубелую из всего качана. Буду есть её в постные дни с квасом. | |
Хозяйка | А вам рубить белую капусту из сердечек. | |
Ученик 2 класса | А кочерыжки нам отдадите? | |
Хозяйка | Хорошо, будут вам кочерыжки. | |
Девушка | А чтобы работа спорилась – споём песню. | |
| Звучит рус.-нар. песня «Капустка» | фонограмма № 5 |
| Женщины и рубщики капусты надевают фартуки, принимаются за работу. | |
Хозяйка | Ой! Хороша песня. И работа быстро идёт. | |
Уч. | Давайте загадки загадывать, кто отгадает – тому кочерыжка. | |
Уч. | Стоит матрёшка на одной ножке, закутана, запутана. | |
Уч. | Сидит барыня Федосья, прирастрёпаны волосья. | |
Уч. | Был ребёнок, не знал пелёнок, стал стариком – сто пелёнок на нём. | |
Уч. | Толстовата, форсиста, сорочек надела триста,а нога одна. | |
Уч. | А я знаю скороговорку про капусту: «Кот ловил мышей и крыс, кролик куст капустный грыз». | |
Уч. | (показывает гнет) Вот этим камнем будем капусту задавливать. | |
Все участники | «задавливают» капусту, приговаривают: | |
Уч. | Без капусты щи не густы. | |
Уч. | Кисни капуста ла не перекисни. | |
Уч. | Где щи, там и нас ищи. | |
Все участники вместе | Без капусты в кастрюле пусто. | |
Педагог-организатор | Работа ещё не окончена, и я предлагаю вам игру | |
Педагог-организатор | ИГРА № 2: «Угадай-ка» (с завязанными глазами угадать овощи и фрукты на ощупь) | корзина, овощи и фрукты, платок, поднос |
Хозяйка | Ну вот с божьей помощью и закончили с капустой. | |
Уч. | Завтра к Пелагее пойдём капусту рубить. | |
Уч. | Все участники праздника расходятся под наигрыш гармошки | |
Уч. | Веселье – от всех бед спасенье. | |
Уч. | Всякая душа празднику рада. | |
Уч. | Не скучай народ – заводи хоровод. Дружно за руки берись, в хороводе веселись. | |
| ИГРА № 3: «Ручеек» | фонограмма № 6 |
Уч. | Так за весельем да осенними заботами приближался день Параскевы Пятницы, покровительницы одноименного дня недели. | |
Уч. | Девушки и женщины считали ее своей заступницей: она покровительствовала браку, дому, женским занятиям, прежде всего прядению. | |
Уч. | Девушки-рукодельницы даже куклу особую делали для хранения своих иголок, булавок, пуговичек и всякого такого мелкого. | |
Уч. | Звали куклу в честь любимой святой всех рукодельниц — Параскевой. В основе куклы — крестик из палочек, лоскуток красивой ткани — платье, на «голове» наперсток, а все иголочки втыкают в платье с приговоркой: «Обереги, матушка Параскева, от сглазу-призору». | |
Уч. | В октябре ко дню Параскевы устраивали в деревнях «Льняные смотрины». Девушки на выданье, девоньки помладше и даже начинающие рукодельницы — девчушки готовились показать свои умения, ведь смотреть изделия приходили и старшие мастерицы, и подружки, и веселые парни, что невест присматривали. | |
Уч. | Был обычай дарить подарки матушке Параскеве; какому мастерству обучился, то и приносили в церковь, с благодарностью. Задание в октябре ясно какое — рукодельничать: прясть и сучить шерстяные нитки для вязания, вязать носки да варежки, кружево плести, вышивать. | |
Педагог-организатор | Результат Мастер-класса № 1 «РУКОДЕЛИЕ». Нужно было из заранее заготовленного материала сделать куколку – берегиню. | презентация кукол |
Уч. | Покров Пресвятой Богородицы считался девичьим праздником и покровителем свадеб. С этого дня молодежные гулянья переносили с улицы в избу, скот ставили на двор, охотники уходили на зимние промыслы. | |
Педагог-организатор | ИГРА № 4. «Нарисуй зверя, птицу». Участвуют по 2-а человека от класса. Тянут жребий. Предлагается нарисовать (петуха, зайца, медведя). | листы бумаги, фломастеры, цв. карандаши, муз. сопровождение |
Уч. | Отгуляли свадьбы, а посиделки у молодёжи входили в самую пору. Начинался ноябрь, а в ноябре и новые заботы. | |
Уч. | 14 ноября – праздник Кузьмы и Демьяна - покровителей кузнечного дела, женского рукоделия и книжного учения. | |
Уч. | Кузьминки – об осени поминки, встреча зимы. В избах запасались работой на долгие зимние вечера. Женщины готовились прясть, ткать, рукодельничать, чтобы весну, да зимние праздники встречать в новых нарядных рубахах и платьях. | |
Уч. | Девушки устраивали посиделки за рукодельем, готовили угощенье, гадали, да поджидали молодцев. | |
Уч. | Мужчины занимались обувью, упряжью лошадиной, инструментами для всех домашних и полевых работ, плотничали, посуду глиняную да деревянную изготавливали, дрова запасали, охотились да рыбачили. | |
Педагог-организатор | В общем, мастера были в каждом доме. Сейчас и мы проверим, какие мастера имеются у нас. Посмотрим, какую же они слепили из соленого теста кухонную утварь. Результат мастер-класса № 2 «Домашний» | презентация изделий |
Уч. | С Кузьминок женщины принимались за зимнюю пряжу. А девушки устраивали вечеринки, на которых выбирали женихов, кто не успел в октябре выбрать. Парень девушке, которую он выбирает, дарил платок и бусы. | |
Уч. | Рассказывали на вечерке веселые истории, сказки. Любили на празднике плясать веселую кадриль. | |
| Танец «Кадриль» (6 класс) | фонограмма № 7 |
Уч. | 27 ноября - День памяти святого апостола Филиппа - ученика Иисуса Христа С этого дня начинался в русской православной церкви сорокадневный пост, заканчивающийся на Рождество. | |
Уч. | Праздник этот был семейным, душу перед постом радующий. Собирались на него в родительский дом сыновья, дочери, снохи, зятевья, внуки и правнуки, и вся сопутствующая родня. Обменивались новостями, пели песни за столом. | |
| Инсценировка песни (5 класс) | фонограмма № 8 |
Педагог-организатор | Вот так – весело задорно завершался цикл осенних праздников. А у нас на календаре пока осень. Впереди нас ждут каникулы. И я желаю всем нам отдохнуть, набраться сил, укрепить своё здоровье овощами и витаминами. | |