СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общественно-политическая жизнь Кыргызстана в 20 - начале 30-х гг. (9-класс, История Кыргызстана)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Общественно-политическая жизнь Кыргызстана в 20 - начале 30-х гг. (9-класс, История Кыргызстана)»

Общественно-политическая жизнь Кыргызстана в 20-начале 30-х гг.

Общественно-политическая жизнь Кыргызстана в 20-начале 30-х гг.

План  Борьба группировок в середине 20-х гг.  «Письмо тридцатки».  Советизация кочевых айылов  Политика «коренизации»

План

  • Борьба группировок в середине 20-х гг.
  • «Письмо тридцатки».
  • Советизация кочевых айылов
  • Политика «коренизации»
 1. Борьба группировок в середине 20-х гг. Во второй половине 20-х гг. усилилась борьба за власть между двумя группировками кыргызских служащих: В одну из этих группировок входили Абдыкерим Сыдыков, Ишенаалы Арабаев, Жусуп Абдрахманов и др. Большинство составлявших эту группу соратников представляли передовую кыргызскую интеллигенцию. В другую группу входили Рахманкул Кудайкулов, Дуйшенаалы Бабаханов, Ыбрай Тойчинов и их последователи. В основном, это были люди, поднявшиеся на высокие должности благодаря принципу классового отбора кадров в первые годы Советской власти. Уровень их образования был довольно невысоким.

1. Борьба группировок в середине 20-х гг.

Во второй половине 20-х гг. усилилась борьба за власть между двумя группировками кыргызских служащих:

  • В одну из этих группировок входили Абдыкерим Сыдыков, Ишенаалы Арабаев, Жусуп Абдрахманов и др. Большинство составлявших эту группу соратников представляли передовую кыргызскую интеллигенцию.
  • В другую группу входили Рахманкул Кудайкулов, Дуйшенаалы Бабаханов, Ыбрай Тойчинов и их последователи. В основном, это были люди, поднявшиеся на высокие должности благодаря принципу классового отбора кадров в первые годы Советской власти. Уровень их образования был довольно невысоким.
После того как М. Каменский стал первым секретарем обкома партии, раздоры между группировками обострились. Ж. Абдрахманов таких людей, как М. Каменский, называл «колонизаторами с партбилетом в кармане». Сталкивая две группировки, М. Каменский стал поддерживать одну из них. Это еще более осложнило обстановку в Кыргызстане. Используя подчиненный ему аппарат и местный потенциал Р. Кудайкулова, первый секретарь добился отстранения сторонников А. Сыдыкова от ответственных должностей…
  • После того как М. Каменский стал первым секретарем обкома партии, раздоры между группировками обострились. Ж. Абдрахманов таких людей, как М. Каменский, называл «колонизаторами с партбилетом в кармане».
  • Сталкивая две группировки, М. Каменский стал поддерживать одну из них. Это еще более осложнило обстановку в Кыргызстане. Используя подчиненный ему аппарат и местный потенциал Р. Кудайкулова, первый секретарь добился отстранения сторонников А. Сыдыкова от ответственных должностей…
После прихода к партийному руководству Н. Узюкова и В. Шубрикова борьба группировок в Кыргызстане пошла на убыль. Их лидеров освободили от должностей: Д. Бабаханова - от поста второго секретаря обкома партии, Р. Кудайкулова - от руководства союзом «Кошчу», Ы. Тойчинова - от поста заместителя председателя облисполкома, причем он был выведен из состава бюро обкома и направлен на учебу в Москву, К. Айтбаев был выведен из состава областной партийной контрольной комиссии, а Р. Кудайкулова и Д. Бабаханова за уголовные преступления отдали под суд.
  • После прихода к партийному руководству Н. Узюкова и В. Шубрикова борьба группировок в Кыргызстане пошла на убыль.
  • Их лидеров освободили от должностей: Д. Бабаханова - от поста второго секретаря обкома партии, Р. Кудайкулова - от руководства союзом «Кошчу», Ы. Тойчинова - от поста заместителя председателя облисполкома, причем он был выведен из состава бюро обкома и направлен на учебу в Москву, К. Айтбаев был выведен из состава областной партийной контрольной комиссии, а Р. Кудайкулова и Д. Бабаханова за уголовные преступления отдали под суд.
На руководящие должности пришла в основном молодёжь, боровшаяся с патриархально-родовыми пережитками. Вторым секретарем обкома партии стал Ж. Саадаев, а вернувшийся в Кыргызстан Ж. Абдрахманов - заместителем председателя облисполкома. Позже он стал первым председателем Совета Народных Комиссаров Киргизской АССР.

На руководящие должности пришла в основном молодёжь, боровшаяся с патриархально-родовыми пережитками. Вторым секретарем обкома партии стал Ж. Саадаев, а вернувшийся в Кыргызстан Ж. Абдрахманов - заместителем председателя облисполкома. Позже он стал первым председателем Совета Народных Комиссаров Киргизской АССР.

 2. «Письмо тридцатки».   Вышеприведенный стиль работы первого секретаря Киргизского обкома партии стал причиной возникновения оппозиции, а летом 1925 г. - так называемой «тридцатки». В своем письме в Центр «тридцатка» (название по числу подписавшихся) подвергла критике действия ряда ответственных работников и политику, возглавляемого М. Каменским Киргизского обкома партии. Главным идейным вдохновителем «тридцатки», составителем их манифеста был Абдыкерим Сыдыков. В составе «тридцатки» были и другие уважаемые народом деятели, такие как И. Арабаев, А. Орозбеков. И. Айдарбеков, С. Мураталин. Вопреки желаемому Среднеазиатское бюро ЦК партии отнеслось к письму «тридцатки», несмотря на содержавшуюся в нем конструктивную критику, как к «бай-манапской выходке, на-правленной на раскол партии».

2. «Письмо тридцатки».

  • Вышеприведенный стиль работы первого секретаря Киргизского обкома партии стал причиной возникновения оппозиции, а летом 1925 г. - так называемой «тридцатки». В своем письме в Центр «тридцатка» (название по числу подписавшихся) подвергла критике действия ряда ответственных работников и политику, возглавляемого М. Каменским Киргизского обкома партии. Главным идейным вдохновителем «тридцатки», составителем их манифеста был Абдыкерим Сыдыков.
  • В составе «тридцатки» были и другие уважаемые народом деятели, такие как И. Арабаев, А. Орозбеков. И. Айдарбеков, С. Мураталин. Вопреки желаемому Среднеазиатское бюро ЦК партии отнеслось к письму «тридцатки», несмотря на содержавшуюся в нем конструктивную критику, как к «бай-манапской выходке, на-правленной на раскол партии».
Немногим ранее, 22 июня 1925 г., при непосредственном вмешательстве М. Каменского, главный инициатор письма «тридцатки» А. Сыдыков был исключен партийной «тройкой» из рядов партии как «активный групповщик». Комиссия Средазбюро ЦК партии поддержала это решение. Еще один из инициаторов и авторов письма «тридцатки» И. Арабаев был исключен из партии постановлением Средазбюро.
  • Немногим ранее, 22 июня 1925 г., при непосредственном вмешательстве М. Каменского, главный инициатор письма «тридцатки» А. Сыдыков был исключен партийной «тройкой» из рядов партии как «активный групповщик». Комиссия Средазбюро ЦК партии поддержала это решение.
  • Еще один из инициаторов и авторов письма «тридцатки» И. Арабаев был исключен из партии постановлением Средазбюро.
 3. Советизация кочевых айылов   В период образования Киргизской АССР больше половины населения республики еще вели кочевой образ жизни.

3. Советизация кочевых айылов

  • В период образования Киргизской АССР больше половины населения республики еще вели кочевой образ жизни.
В целях повышения партийного влияния на кочевья животноводов и их советизации были организованы Советы джайлоо. Весной 1927 г. ЦИК Киргизской АССР принял постановление об организации на высокогорном плато Суусамыр Временного Совета джайлоо. Позже такие Советы были учреждены на всех джайлоо Кыргызстана.
  • В целях повышения партийного влияния на кочевья животноводов и их советизации были организованы Советы джайлоо. Весной 1927 г. ЦИК Киргизской АССР принял постановление об организации на высокогорном плато Суусамыр Временного Совета джайлоо.
  • Позже такие Советы были учреждены на всех джайлоо Кыргызстана.
4. Политика «коренизации»   В 1926 г., т.е. через 9 лет после установления Советской власти, в Кыргызстане всего 1600 кыргызов работали в промышленности. Из 510 тыс. кыргызов только 19 тыс. (3,7%) владели грамотой. Ведение делопроизводства на языке коренного населения было одной из острых проблем, т.к. в середине 1925 г. он использовался только в половине волостных аппаратов, а в областных и окружных - и того меньше. В этих условиях партия взяла курс на проведение политики «коренизации». Целью этой политики было, во-первых, путём перевода делопроизводства на язык коренного населения приблизить советский государственный аппарат к массам, а с другой стороны, путем ликвидации безграмотности населения и повышения его политической активности приблизить массы к советскому государственному аппарату.

4. Политика «коренизации»

  • В 1926 г., т.е. через 9 лет после установления Советской власти, в Кыргызстане всего 1600 кыргызов работали в промышленности. Из 510 тыс. кыргызов только 19 тыс. (3,7%) владели грамотой.
  • Ведение делопроизводства на языке коренного населения было одной из острых проблем, т.к. в середине 1925 г. он использовался только в половине волостных аппаратов, а в областных и окружных - и того меньше.
  • В этих условиях партия взяла курс на проведение политики «коренизации». Целью этой политики было, во-первых, путём перевода делопроизводства на язык коренного населения приблизить советский государственный аппарат к массам, а с другой стороны, путем ликвидации безграмотности населения и повышения его политической активности приблизить массы к советскому государственному аппарату.
Вопросы и задания   1.  Каковы причины борьбы группировок в Кыргызстане? 2.  Расскажите о целях «советизации» кочевых айылов Кыргызстана. 3.  Как проводилась в Кыргызстане политика «коренизации»? 4.  Назовите экономические и социально-политические предпосылки развития кыргызской государственности в различные исторические периоды. 5.  Напишите эссе о Ж. Абдрахманове

Вопросы и задания

1. Каковы причины борьбы группировок в Кыргызстане?

2. Расскажите о целях «советизации» кочевых айылов Кыргызстана.

3. Как проводилась в Кыргызстане политика «коренизации»?

4. Назовите экономические и социально-политические предпосылки развития кыргызской государственности в различные исторические периоды.

5. Напишите эссе о Ж. Абдрахманове

Домашнее задание Прочитать параграфы 6-7-8.

Домашнее задание

  • Прочитать параграфы 6-7-8.