СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общественное и индивидуальное сознание .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для подготовки к ГИА по обществознанию.

Просмотр содержимого документа
«Общественное и индивидуальное сознание .»

1.2. Общественное и индивидуальное сознание

1. Психика человека: сферы сознательного и бессознательного (подсознания); коллективное бессознательное (надсознание или сверхсознание или супер-я).

2. Сознание –  свойство высокоорганизованной материи;  субъективный образ объективного мира;  идеальное (субъективная реальность как осознанное бытие)

Сознание – способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах. Управляет самыми сложными формами поведения (интеллектуальные проблемы, преодоление сопротивления, осознание конфликта и поиски выхода из него, действия в ситуациях угрозы).

3. Структура сознания:  восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя;  логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе;  эмоциональные компоненты;  ценностно-смысловые компоненты.

4. Свойства сознания:  активность;  избирательность (различия в содержании сознания как на личном, так и на общественном уровне);  субъективность;  творческое начало. Проявления активности сознания:  активное (целенаправленное) и избирательное отражение мира;  конструирование теоретических моделей, объясняющих закономерности окружающего мира;  основа преобразовательной деятельности человека;  прогнозирование природных и социальных процессов.

5. Основной признак сознания:

Либо Знание – не только то, что человек знает, но также и то, что чем он не думает, но что легко можно вспомнить или понять (сделать содержанием сознания), а также неявное знание (неосознанные предпосылки и следствия), Либо Направленность сознания на определенный предмет или объект (можно его не знать, но после проявления интереса к нем, он становится объектом сознания)

6. Бессознательное – те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. Проявляется в ошибках (оговорках, описках), забываниях, фантазиях, мечтах, грезах, сновидениях. Исследователь – Зигмунд Фрейд, направление – психоанализ.

7. Общественное (коллективное) сознание (надсознание, сверхсознание) – сознание группы общества, общественное мнение. (Теории К.Юнга). Общественное и индивидуальное сознание не сводимы друг к друга, не копируют друг друга, но тесно взаимодействуют. Относительно самостоятельно, распространяется образованием, СМИ, политическими партиями и общественными движениями. Существует на основе преемственности.

1.3. Самосознание индивида и социальное поведение

1. Самосознание - осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

- осознание человеком себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность.

2. Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей.

3. Виды самопознания:

- опосредованное (через самоанализ), непосредственное (самонаблюдение, в т.ч. через дневники, анкеты и тесты),

- самоисповедь (полный внутренний отчет перед самим собой), рефлексия (размышления о происходящем в сознании), познание себя путем познания других, в процессе общения, игры, труда, познавательной деятельности.

4. Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу (всегда субъективна). Самооценка может быть реалистической (у людей, ориентированных на успех), нереалистической (завышенной или заниженной у людей, ориентированных на избегание неудач).

5. Факторы, влияющие на самооценку:

- сопоставление реального «Я» с идеалом,

- оценка других людей и сравнение себя с ними,

- отношение личности к собственным успехам и неудачам.

6. Образ «Я» («Я»-концепция) – относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное или зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе.

7. Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Если деятельность состоит из действий, то поведение – из поступков.

8. Поступок – действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.

9. Социальное поведение – поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей и общество в целом. 10. Виды социального поведения:

- массовое – групповое;

- просоциальное – асоциальное;

- помогающее – конкурентное;

- девиантное (отклоняющееся) – противоправное.

11. Значимые виды социального поведения:

- связанные с проявлением добра и зла, дружбы и вражды;

- связанные со стремлением добиваться успеха и власти;

- связанные с уверенностью и неуверенностью в себе.

12. Нравы – типичные, повторяемые множеством людей реакции на определенные события; преобразуются по мере сознания людей. Основаны на привычках.

Обычаи – форма поведения человека в определенной ситуации; обычаям следуют неуклонно, не задумываясь об их происхождении и почему они существуют.

13. Отклоняющееся (девиантное) поведение – поведение, противоречащее принятым в данном обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам и рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. Основными видами отклоняющегося поведения являются: преступность, наркомания, проституция, алкоголизм и т.д.

14. Делинквентное поведение (от лат. delictum — проступок, англ. — delinquency — правонарушение, провинность) — антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Всякое девиантное поведение является отклоняющимся поведением, но не всякое отклоняющееся поведение можно отнести к делинквентному поведению. Признание отклоняющегося поведения делинквентным всегда связано с действиями государства в лице его органов, уполномоченных на принятие правовых норм, закрепляющих в законодательстве то или иное деяние в качестве правонарушения.

1.4. Мировоззрение, его виды и формы

1. Внутренний (духовный) мир человека – создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей

2. Структура внутреннего мира: познание (интеллект), эмоции, чувства, мировоззрение, направленность личности

3. Мировоззрение – система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем:

a. Структура: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности

b. Пути формирования: стихийный, осознанный.

c. Классификация по эмоциональной окраске: оптимистическое и пессимистическое;

d. Основные типы: обыденное (житейское), религиозное, научное.

e. Роль в жизни человека. Мировоззрение дает: ориентиры и цели, методы познания и деятельности, истинные ценности жизни и культуры.

4. Убеждения – устойчивый взгляд на мир, идеалы, принципы, стремление 5. Менталитет – совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.



1.5. Виды знаний

1. Чувственное и рациональное познание, интуиция

Чувственное познание – познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). Рациональное познание – познание посредством мышления.

Интуиция – способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.

Формы чувственного познания: 1. ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса; 2. восприятие – чувственный образ целостной картины предмета; 3. представление – образ объекта познания, запечатленный в памяти

Формы рационального познания: 1. понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса; 2. суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе; 3. умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Типы умозаключения: - индуктивное (от частного к общему); - дедуктивное (от общего к частному); - по аналогии.

Виды интуиции: - мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями; -интеллектуальная – связана с умственной деятельностью.

Особенности чувственного познания  непосредственность;  наглядность и предметность;  воспроизведение внешних свойств и сторон.

Особенности рационального познания  опора на результаты чувственного познания;  абстрактность и обобщенность;  воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений.

Особенности интуиции:  внезапность;  неполная осознанность;  непосредственный характер возникновения знаний.

Знание является единством чувственного и рационального познания. Они тесно взаимосвязаны.

Интуиция – своеобразная форма сопряжения чувственного и рационального в познании

2. Эмоции (аффективная форма проявления моральных чувств) и чувства (эмоции, выраженные в понятиях – любовь, ненависть и др.) – мотивируют к устойчивости интересов и целей субъекта познания

3. Заблуждение – содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждений: погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта.

4. Ложь – сознательное искажение образа объекта.

5. Знание – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.

Многозначность термина «знание»:  знание как способности, умения навыки, базирующиеся на осведомленности;

 знание как познавательно-значимая информация;

 знание как отношение человека к действительности.

6. Виды знаний:

- Житейское – строится на здравом смысле

- Практическое – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира

- Художественное – строится на образе

- Научное – строится на понятиях

Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении

Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.

Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности

7. Формы знаний:

- Научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание - - Ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами

- Донаучное – прототип, предпосылки научного знания

- Паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием

- Лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки

Антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности

1.6. Истина и ее критерии.

Относительность истины. 1. В истории философии существовали разные взгляды на возможности получения достоверных знаний:

- Эмпиризм – все знание о мире обосновывается только опытом (Ф. Бэкон) - -- Сенсуализм – только при помощи ощущений можно познавать мир (Д.Юм) - Рационализм – достоверное знание может быть почерпнуто только из самого разума (Р. Декарт)

- Агностицизм – «вещь в себе» непознаваема (И. Кант)

- Скептицизм – получать достоверные знания о мире нельзя (М. Монтень)

2. Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Другие определения: 1. соответствие знаний действительности; 2. то, что подтверждено опытом; 3. некое соглашение, конвенция; 4. свойство самосогласованности знаний; 5. полезность полученного знания для практики.

2. Аспекты истины: Объективная истина – такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества Абсолютная истина Относительная истина  исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе;

 знания, которые никогда не могут быть опровергнуты.

 неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения знания;  знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения. Истина конкретна – связана с определенным местом, временем, обстоятельствами

3. Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.

1. соответствие законам логики;

2. соответствие ранее открытым законам науки;

3. соответствие фундаментальным законам;

4. простота, экономичность формулы;

5. парадоксальность идеи;

6. практика.

4. Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.

Формы практики: 1. материальное производство (труд, преобразование природы);

2. социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.);

3. научный эксперимент.

Функции практики: 1. источник познания; 2. основа познания; 3. цель познания; 4. критерий истины.

1.7. Мышление и деятельность. 1. Деятельность – способ отношения к внешнему миру, состоящий