СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Общественные отношения и социальные взаимодействия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Общественные отношения и социальное взаимодействие" изучается в 10 классе на базовом уровне.

Просмотр содержимого документа
«"Общественные отношения и социальные взаимодействия"»

План-конспект урока по обществознанию в 10 классе на тему

"Общественные отношения и социальные взаимодействия"

Цель урока: рассмотреть сущность социальных взаимодействий, их разнообразие и   стратегию поведения в каждом из них.

Задачи урока:

I. Обучающие

1. Сформировать представления учащихся о понятиях: «социальное взаимодействие», «социальные отношения»

2. Формирование представления о социальных отношениях между индивидами, составление классификации социальных отношений.

3. Формирование представления о социальных конфликтах, их классификации, стратегии поведения в каждом из них.

II. Развивающие

1. Способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся.

2. Развитие коммуникативной компетенции учащихся.

III. Воспитательные: воспитывать толерантное отношение к окружающим

Ход урока

I. Организационный момент.

Представление учителя, приветствие гостей и учеников. Создание комфортной рабочей атмосферы на уроке.

II. Подготовка учащихся к активному усвоению нового материала.

Послушайте притчу.

Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его: «О мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?» Мудрец на мгновение задумался и ответил: «Ты глупый молодой дурак. Как человек, подобный тебе может понять такое? Ты слишком невежественен». Услышав такое, молодой воин рассвирепел. «Да за такие слова я готов тебя убить!»-закричал он и выхватил меч из ножен, чтобы покарать мудреца. В тоже мгновение мудрец сказал: «Вот это и есть ад». После этих слов молодой воин вложил меч в ножны. «А вот это и есть небеса»- заметил старик.

О чем эта притча? Как вы ее поняли? Чему будет посвящён урок?

Скажите, могут ли люди существовать, не взаимодействуя друг с другом? 

Учитель: мы начинаем изучать главу «Общественные отношения и социальное поведение». И тема урока: « Общественные отношения и социальное взаимодействие»

III. Изучение нового материала.

План:

1.Сущность общественных отношений

2. Основные формы взаимоотношений

3. Массовые действия и формы массового поведения


Учитель:

В повседневной жизни мы множеством невидимых нитей связаны друг с другом по личным, экономическим, правовым и другим вопросам. Многообразие этих связей и определяет структуру социальных отношений. Но эти взаимодействия оказывают различное влияние на нашу жизнь. Они отличаются по степени важности и значимости для нас.

1.Социальные отношения – социальные взаимодействия, которые превратились в стабильную систему.

Социальное взаимодействие – действия, направленные на другого человека, а не на других людей

Продолжите: социальные взаимодействия устанавливаются между: ?

После формулирования и объяснения понятий выводим классификацию социальных отношений:

- межличностные отношения индивидов;

- личностно-групповые;

- межгрупповые

После этого прошу учащихся привести примеры каждого из видов социальных отношений.

Возможные варианты ответов учащихся:

Примером межличностных отношений индивидов могут служить отношения между друзьями, родителями и детьми и др.

Примером личностно-групповых отношений являются отношения между учителем и учениками, начальником цеха и рабочими и др.

Примером межгрупповых отношений могут служить отношения между двумя классами, спортивными командами и др.

Взаимодействие предполагает 2 процесса:

  1. Обмен информацией

  2. Обмен действиями

- Приведите примеры

Типы взаимодействий:

  1. Доминирование одной стороны

  2. Стороны находятся в равных условиях

- приведите примеры

Задание на стр.293 практикум 3

Вывод: социальные взаимодействия отличаются тем, что в процессе участвуют люди, а не объекты.


2. Формы взаимоотношений. Стр. 288-289. Работа с учебником.

Уч-ся делятся на 3 группы и заполняют таблицу:

Формы соц. взаимодействий

Способы взаимодействия

примеры

особенности

кооперация

сотрудничество

Перенос бревна

Разделение труда

конфликт

спор

ценности

м/б мирным, вооружённым

конкуренция

борьба

деньги

«Правила игры»






Учащиеся работают с раздаточным материалом

1.Найдите ситуации сотрудничества и конкуренции

Поиск решения, устраивающего обе стороны

Стремление добиться своего за счет другого

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого

Уклонение от принятия решений

Люди, неуверенные в себе

Сильные, зрелые, уверенные в себе люди

Мирные, уступчивые люди

Люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные

2.Причины конфликтов между учениками

борьба за авторитет

соперничество

обман, сплетни

оскорбления

обиды

личная неприязнь к человеку

симпатия без взаимности

борьба за девочку (мальчика)


Вопросы: 1. Комфортно ли вам работалось в группе? Возникали ли разногласия? Если возникали, то как вы их уладили? Какие формы взаимодействия вы применили на практике?

Просмотр видеоролика

Вопросы: К чему призывают ребята из просмотренного ролика? Надо ли изучать формы социального взаимодействия? Почему?

Вывод: Задача каждого человека – наладить максимально полезное взаимодействие с обществом.

И сегодня, я думаю, что каждый из вас понял, что все эти формы взаимодействия для общества носят и созидательный и разрушительный характер. Но ответ заключается в том, как, в каких целях, в каком количестве человек будет применять эти формы взаимодействия в своей жизни и жизни современного общества.


Закрепление:

  1. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальное взаимодействие»? Составьте два предложения, одно предложение, содержащее информацию о типах взаимодействия, другое предложение, раскрывающее любую форму взаимоотношений.

  2. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це. 

ВИД СО­ЦИ­АЛЬ­НО­ГО ОТ­НО­ШЕ­НИЯ

СО­ДЕР­ЖА­НИЕ

Со­ци­аль­ное вза­и­мо­дей­ствие

До­ста­точ­но ре­гу­ляр­ные вза­и­мо­обу­слов­лен­ные со­ци­аль­ные дей­ствия субъ­ек­тов, на­прав­лен­ные друг на друга

Со­ци­аль­ный ...

По­ве­де­ние ин­ди­ви­дов, групп при столк­но­ве­нии их не­сов­ме­сти­мых взгля­дов


3. Можно ли утверждать, что всё происходящее в обществе является проявлением общественных отношений?

4. Назовите социальные сферы жизнедеятельности общества. Приведите примеры вашего участия в нём.


д/з 36, стр. 285-289, практикум 1, вопр.4,5.



Массовые действия и формы массового поведения

форма

признаки

примеры

демонстрация



Массовая истерия



слухи



паника



погром



бунт



Приложение

Группа 1.

Задание 1. . Стр. 288-289. Работа с учебником.

Дайте характеристику кооперации по следующим критериям: способы взаимодействия, особенности, пример

Задание 2. Найдите ситуации кооперации

Поиск решения, устраивающего обе стороны

Стремление добиться своего за счет другого

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого

Уклонение от принятия решений

Люди, неуверенные в себе

Сильные, зрелые, уверенные в себе люди

Мирные, уступчивые люди

Люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные

Задание 3. Выберите из предложенных причин какую-либо одну и придумайте конфликтную ситуацию. Предложите своё решение данного конфликта.

Причины конфликтов между учениками

борьба за авторитет

соперничество

обман, сплетни

оскорбления

обиды

личная неприязнь к человеку

симпатия без взаимности

борьба за девочку (мальчика)


Вопросы: 1. Комфортно ли вам работалось в группе? Возникали ли разногласия? Если возникали, то как вы их уладили?







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!