План-конспект урока по обществознанию в 10 классе на тему
"Общественные отношения и социальные взаимодействия"
Цель урока: рассмотреть сущность социальных взаимодействий, их разнообразие и стратегию поведения в каждом из них.
Задачи урока:
I. Обучающие
1. Сформировать представления учащихся о понятиях: «социальное взаимодействие», «социальные отношения»
2. Формирование представления о социальных отношениях между индивидами, составление классификации социальных отношений.
3. Формирование представления о социальных конфликтах, их классификации, стратегии поведения в каждом из них.
II. Развивающие
1. Способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся.
2. Развитие коммуникативной компетенции учащихся.
III. Воспитательные: воспитывать толерантное отношение к окружающим
Ход урока
I. Организационный момент.
Представление учителя, приветствие гостей и учеников. Создание комфортной рабочей атмосферы на уроке.
II. Подготовка учащихся к активному усвоению нового материала.
Послушайте притчу.
Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его: «О мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?» Мудрец на мгновение задумался и ответил: «Ты глупый молодой дурак. Как человек, подобный тебе может понять такое? Ты слишком невежественен». Услышав такое, молодой воин рассвирепел. «Да за такие слова я готов тебя убить!»-закричал он и выхватил меч из ножен, чтобы покарать мудреца. В тоже мгновение мудрец сказал: «Вот это и есть ад». После этих слов молодой воин вложил меч в ножны. «А вот это и есть небеса»- заметил старик.
О чем эта притча? Как вы ее поняли? Чему будет посвящён урок?
Скажите, могут ли люди существовать, не взаимодействуя друг с другом?
Учитель: мы начинаем изучать главу «Общественные отношения и социальное поведение». И тема урока: « Общественные отношения и социальное взаимодействие»
III. Изучение нового материала.
План:
1.Сущность общественных отношений
2. Основные формы взаимоотношений
3. Массовые действия и формы массового поведения
Учитель:
В повседневной жизни мы множеством невидимых нитей связаны друг с другом по личным, экономическим, правовым и другим вопросам. Многообразие этих связей и определяет структуру социальных отношений. Но эти взаимодействия оказывают различное влияние на нашу жизнь. Они отличаются по степени важности и значимости для нас.
1.Социальные отношения – социальные взаимодействия, которые превратились в стабильную систему.
Социальное взаимодействие – действия, направленные на другого человека, а не на других людей
Продолжите: социальные взаимодействия устанавливаются между: ?
После формулирования и объяснения понятий выводим классификацию социальных отношений:
- межличностные отношения индивидов;
- личностно-групповые;
- межгрупповые
После этого прошу учащихся привести примеры каждого из видов социальных отношений.
Возможные варианты ответов учащихся:
Примером межличностных отношений индивидов могут служить отношения между друзьями, родителями и детьми и др.
Примером личностно-групповых отношений являются отношения между учителем и учениками, начальником цеха и рабочими и др.
Примером межгрупповых отношений могут служить отношения между двумя классами, спортивными командами и др.
Взаимодействие предполагает 2 процесса:
Обмен информацией
Обмен действиями
- Приведите примеры
Типы взаимодействий:
Доминирование одной стороны
Стороны находятся в равных условиях
- приведите примеры
Задание на стр.293 практикум 3
Вывод: социальные взаимодействия отличаются тем, что в процессе участвуют люди, а не объекты.
2. Формы взаимоотношений. Стр. 288-289. Работа с учебником.
Уч-ся делятся на 3 группы и заполняют таблицу:
Формы соц. взаимодействий | Способы взаимодействия | примеры | особенности |
кооперация | сотрудничество | Перенос бревна | Разделение труда |
конфликт | спор | ценности | м/б мирным, вооружённым |
конкуренция | борьба | деньги | «Правила игры» |
| | | |
Учащиеся работают с раздаточным материалом
1.Найдите ситуации сотрудничества и конкуренции
Поиск решения, устраивающего обе стороны
Стремление добиться своего за счет другого
Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого
Уклонение от принятия решений
Люди, неуверенные в себе
Сильные, зрелые, уверенные в себе люди
Мирные, уступчивые люди
Люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные
2.Причины конфликтов между учениками
борьба за авторитет
соперничество
обман, сплетни
оскорбления
обиды
личная неприязнь к человеку
симпатия без взаимности
борьба за девочку (мальчика)
Вопросы: 1. Комфортно ли вам работалось в группе? Возникали ли разногласия? Если возникали, то как вы их уладили? Какие формы взаимодействия вы применили на практике?
Просмотр видеоролика
Вопросы: К чему призывают ребята из просмотренного ролика? Надо ли изучать формы социального взаимодействия? Почему?
Вывод: Задача каждого человека – наладить максимально полезное взаимодействие с обществом.
И сегодня, я думаю, что каждый из вас понял, что все эти формы взаимодействия для общества носят и созидательный и разрушительный характер. Но ответ заключается в том, как, в каких целях, в каком количестве человек будет применять эти формы взаимодействия в своей жизни и жизни современного общества.
Закрепление:
Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальное взаимодействие»? Составьте два предложения, одно предложение, содержащее информацию о типах взаимодействия, другое предложение, раскрывающее любую форму взаимоотношений.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ВИД СОЦИАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ | СОДЕРЖАНИЕ |
Социальное взаимодействие | Достаточно регулярные взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга |
Социальный ... | Поведение индивидов, групп при столкновении их несовместимых взглядов |
3. Можно ли утверждать, что всё происходящее в обществе является проявлением общественных отношений?
4. Назовите социальные сферы жизнедеятельности общества. Приведите примеры вашего участия в нём.
д/з 36, стр. 285-289, практикум 1, вопр.4,5.
Массовые действия и формы массового поведения
форма | признаки | примеры |
демонстрация | | |
Массовая истерия | | |
слухи | | |
паника | | |
погром | | |
бунт | | |
Приложение
Группа 1.
Задание 1. . Стр. 288-289. Работа с учебником.
Дайте характеристику кооперации по следующим критериям: способы взаимодействия, особенности, пример
Задание 2. Найдите ситуации кооперации
Поиск решения, устраивающего обе стороны
Стремление добиться своего за счет другого
Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого
Уклонение от принятия решений
Люди, неуверенные в себе
Сильные, зрелые, уверенные в себе люди
Мирные, уступчивые люди
Люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные
Задание 3. Выберите из предложенных причин какую-либо одну и придумайте конфликтную ситуацию. Предложите своё решение данного конфликта.
Причины конфликтов между учениками
борьба за авторитет
соперничество
обман, сплетни
оскорбления
обиды
личная неприязнь к человеку
симпатия без взаимности
борьба за девочку (мальчика)
Вопросы: 1. Комфортно ли вам работалось в группе? Возникали ли разногласия? Если возникали, то как вы их уладили?