Конспект урока истории для 5 класса
Тема: «Общество Древнего Египта»
Цель: сформировать у учащихся представление о социальной структуре и повседневной жизни различных групп населения Древнего Египта.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить учащихся с основными социальными группами древнеегипетского общества (фараон, вельможи, чиновники, писцы, жрецы, земледельцы, ремесленники, рабы).
Выяснить занятия, повинности и условия жизни каждой группы.
Подвести учащихся к пониманию понятия «деспотия» на примере Древнего Египта.
Развивающие:
Развивать умение анализировать текст учебника, выделять главное, сравнивать и делать выводы.
Развивать речь через составление устного рассказа о жизни разных слоев населения.
Формировать умение работать с историческим источником.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к труду простых людей, являвшихся основой древнеегипетской цивилизации.
Формировать критическое отношение к социальной несправедливости и угнетению.
Ход урока:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ. Метод: фронтальная беседа.
В какой стране мы с вами «находимся» на наших уроках? (Древний Египет).
Что являлось основой хозяйства Древнего Египта? (Земледелие, зависимое от разливов Нила).
Кто стоял во главе государства? (Фараон).
Цель: вспомнить ранее изученный материал, подвести к новой теме.
Проверка домашнего задания. Тест по теме «Возникновение древнеегипетского государства, общество Древнего Египта»
Вариант 1
ВЫБЕРИ ОДИН ОТВЕТ ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ
1. Научное открытие Древнего Египта связано с походом в эту страну:
а) Александра Македонского б) Юлия Цезаря в) Наполеона Бонапарта г) царя Кира
2. Какая находка помогла учёным расшифровать египетскую письменность?
а) статуя Сфинкса б) Розеттский камень в) гробница Тутанхамона г) папирусный свиток
3. Древнегреческий историк, оставивший описание Древнего Египта:
а) Фукидид б) Плутарх в) Геродот г) Страбон
4. Плодородный слой почвы, который приносили разливы Нила, египтяне называли:
а) красная земля б) чёрная земля в) плодородная земля г) илистая земля
ЗАДАНИЯ С КРАТКИМ ОТВЕТОМ
5. Какую корону носил правитель Нижнего Египта?
6. Как звали фараона, объединившего Верхний и Нижний Египет?
7. Назовите столицу объединённого Древнеегипетского государства.
8. Кто в Древнем Египте вёл учёт произведённой продукции и собираемых налогов?
9. Как называется форма правления, при которой правитель обладает неограниченной властью?
10. Какое природное явление, жизненно важное для земледелия, было вызвано таянием снегов в горах Эфиопии?
Вариант 2
ВЫБЕРИ ОДИН ОТВЕТ ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ
1. Поход какой армии сопровождали учёные, положившие начало научному изучению Египта?
а) французской б) римской в) персидской г) греческой
2. Что изображено на Розеттском камне?
а) карта Древнего Египта б) один и тот же текст на трёх языках в) портрет фараона г) законы Древнего Египта
3. Жители Древнего Египта называли Нил:
а) «рекой, несущей смерть» б) «великой рекой» в) «рекой, дающей жизнь» г) «священной рекой»
4. Приспособление, с помощью которого египтяне поднимали воду на поля:
а) акведук б) водопад в) шадуф г) плотина
ЗАДАНИЯ С КРАТКИМ ОТВЕТОМ
5. Какую корону носил правитель Верхнего Египта?
6. Какой город стал столицей объединённого египетского государства?
7. Назовите территорию в устье Нила, где река разделяется на несколько рукавов.
8. Какая социальная группа в Древнем Египте занималась предсказанием разливов Нила и толкованием снов?
9. Кто являлся верховным собственником всей земли в Древнем Египте?
10. Как назывались области в Древнем Египте?
Ответы для учителя
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. в) | 1. а) |
2. б) | 2. б) |
3. в) | 3. в) |
4. б) | 4. в) |
5. Красную | 5. Белую |
6. Мина (Менес) | 6. Пшент |
7. Мемфис | 7. Дельта Нила |
8. Писцы | 8. Жрецы |
9. Деспотия | 9. Фараон (государство) |
10. Разлив Нила | 10. Номы |
III. МОТИВАЦИЯ. Прием «Проблемная ситуация»:
Учитель показывает изображения фараона в золотых украшениях и простого земледельца с мотыгой. Посмотрите на эти изображения. Оба этих человека жили в одной стране, в одно время. Но как по-разному они выглядели! Как вы думаете, одинаковой ли была их жизнь? Чем они занимались? Какие у них были права? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте узнаем, как было устроено общество Древнего Египта».
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Социальная пирамида Древнего Египта (Объяснение учителя + работа с учебником)
Учитель рисует на доске пирамиду и объясняет, что общество Египта было построено по принципу иерархии.
Учащиеся читают текст учебника и выписывают в тетрадь основные группы населения, начиная с высшей.
Социальная группа | Занятия и обязанности | Права и условия жизни |
1. Фараон | Верховный правитель, верховный судья, главный военачальник, верховный собственник земли. | Считался богом на земле. Обладал неограниченной властью (деспотия). Жил во дворце. |
2. Вельможи, жрецы | Помогали фараону управлять государством. Жрецы проводили религиозные обряды, обладали научными знаниями. | Ближайшее окружение фараона. Имели огромные богатства, земли, рабов. Жили в роскоши. |
3. Чиновники, писцы | Следили за сбором налогов (податей), учетом урожая, организацией работ (строительство каналов, дамб). | Были грамотными, пользовались уважением. Не занимались физическим трудом. Жили обеспеченно. |
4. Земледельцы и ремесленники | Обрабатывали землю, выращивали урожай, платили налог зерном. Ремесленники изготавливали орудия, посуду, одежду, украшения. | Основная масса населения. Несли повинности (государственные работы). Жили в простых глиняных домах. Права были ограничены. |
5. Рабы | Выполняли самую тяжелую работу: в рудниках, каменоломнях, прислуживали в домах богатых людей. | Не имели никаких прав. Являлись собственностью хозяина. |
2. Работа с историческим источником. Учащиеся работают с отрывком из хроники древнеегипетского писца (из учебника).
Задание: Прочитайте текст. Ответьте на вопросы:
Как писец описывает труд кузнеца, каменщика, ткача? (Тяжелый, изнурительный).
Как он описывает свою собственную работу? (Самая важная, уважаемая).
Согласны ли вы с мнением писца? Объясните свою точку зрения.
V. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
VI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА. Метод: игровое задание «Определи, кто это?».
Учитель зачитывает описание, учащиеся должны назвать социальную группу.
«Его пальцы покрыты морщинами, как крокодилова кожа. Он работает с раскаленным металлом». (Кузнец, ремесленник).
«Он коленями давит на свой желудок и не бывает на свежем воздухе». (Ткач, ремесленник).
«Он ведет учет собранного зерна и записывает его на папирусе». (Писец).
«Он считается богом на земле и владеет всей страной». (Фараон).
«Он работает в каменоломне с утра до ночи и не принадлежит сам себе». (Раб).
VII. Рефлексия. Прием «Незаконченное предложение»:
«Сегодня на уроке я узнал(а), что...»
«Больше всего мне запомнилось...»
«Мне было интересно узнать о жизни...»
VIII. Подведение итогов. Учитель подводит итоги, отмечает активных учащихся
IX. Домашнее задание. Обязательное для всех: § учебника, учить записи в тетради.