Общество как предмет. Подходы к изучению общества
Урок 1.
Общество
Общество (в узком смысле) — это объединение людей, имеющих общие цели, интересы, потребности.
Пример: школьный класс, компания друзей, штат сотрудников какой-либо организации.
Общество (в широком смысле) — это часть материального мира, которая отделилась от природы, но при этом сохранила с ней связь. Она включает в себя формы объединения людей и способы, позволяющие им взаимодействовать друг с другом.
Признаки общества:
- системность (общество состоит из отдельных подсистем, представляющих собой единый механизм);
- иерархичность (различные элементы имеют неодинаковое положение и влияние в обществе);
- функциональность (каждый элемент общества выполняет отведённую ему функцию);
- динамичность (общество не стоит на месте, его институты постоянно развиваются, на смену потерявшим свою актуальность формам приходят новые);
- устойчивость (новые социальные институты и формы взаимодействий включаются в уже существующую систему);
- целостность (общество развивается успешно только тогда, когда все его участники действуют сообща).
- Общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и космоса. С этих позиций общество и исторический процесс определяются особенностями географической и природно-климатической среды (Ш. Монтескье, Л. Мечников), ритмами солнечной активности и космических излучений (А Чижевский, Л. Гумилев), природной организацией человека и его психологией (Г. Тард, 3. Фрейд).
- Общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и космоса. С этих позиций общество и исторический процесс определяются особенностями географической и природно-климатической среды (Ш. Монтескье, Л. Мечников), ритмами солнечной активности и космических излучений (А Чижевский, Л. Гумилев), природной организацией человека и его психологией (Г. Тард, 3. Фрейд).
- Основой общества является некое духовное начало (комплекс идей, Абсолютный дух, Божественная воля и т.п.). С наибольшей силой идеалистический подход к обществу разработан в философии Г. Гегеля.
- Основой общества является некое духовное начало (комплекс идей, Абсолютный дух, Божественная воля и т.п.). С наибольшей силой идеалистический подход к обществу разработан в философии Г. Гегеля.
- Разработал К. Маркс. Представители этого подхода считают, что основой существования и развития общества является способ производства материальных благ, который складывается независимо от сознания людей. Общество, являясь частью материального мира, развивается по своим собственным законам. История общества с позиций материалистического подхода предстает как естественно-исторический процесс, где действуют объективные законы-тенденции в сочетании с субъективными факторами.
- Разработал К. Маркс. Представители этого подхода считают, что основой существования и развития общества является способ производства материальных благ, который складывается независимо от сознания людей. Общество, являясь частью материального мира, развивается по своим собственным законам. История общества с позиций материалистического подхода предстает как естественно-исторический процесс, где действуют объективные законы-тенденции в сочетании с субъективными факторами.
Теоретические подходы объяснению общества:
Натуралистический подход
Идеалистический подход
Материалистический подход
Общество является сложноорганизованной саморазвивающейся открытой системой, имеющей многоуровневый и иерархический характер.
Многие ученые, рассматривая общество как сложное образование, используют системный подход. В общем плане суть системного подхода заключается в рассмотрении исследуемого объекта как системы, внутри которой выделяют элементы и устанавливают структурные связи между ними. Система - это совокупность элементов, которые взаимодействуют друг с другом и образуют определенную целостность.
Экономическая
Общепринятым является выделение в обществе как целостной системе следующих подсистем: экономической, социальной, политической и духовной.
Подсистемы общества называют сферами общественной жизни.
Социальная
Политическая
Духовная
Марксистский (формационный) подход
На протяжении ХХ века марксизм самое влиятельное философское, экономическое и политическое движение в мире.
Основатели марксизма
Карл Маркс
Фридрих Энгельс
(1818-1881)
(1820-1895)
Марксистский (формационный) подход
Общественно-экономическая формация - это определенный тип общества, основанный на конкретно-историческом способе производства, определяющем политику и культуру.
Способ производства является фундаментом общества и системообразующим началом, объединяющим все сферы и стороны общественной жизни. Способ производства представляет собой единство производительных сил и производственных отношений.
Производительные силы - это люди и средства производства: предметы, орудия и средства труда.
Производственные отношения - это отношения, которые возникают между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
Эти две стороны способа производства находятся в органическом единстве. Определенному уровню производительных сил соответствуют определенные производственные отношения. Производительные силы развиваются быстрее, а производственные отношения, в основе которых лежит отношение к собственности на средства производства, более устойчивы.
6
Марксистский (формационный) подход
Формационный подход
На определенном этапе развития общества возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, который разрешается в результате социальной революции. Результатом является смена формаций.
5. Коммунизм
Социализм
социализм
4. Капиталистическая ОЭФ
(буржуазия – рабочие)
3. Феодальная ОЭФ
(феодалы – крестьяне)
2. Рабовладельческая ОЭФ
(рабовладельцы - рабы)
(общественно экономическая формация)
Марксистский (формационный) подход
Государство, церковь, право, культура
Надстройка
В структуре формации выделяют базис и надстройку.
Базис - это совокупность производственных отношений, экономический строй общества. Над базисом возвышается надстройка , представляющая собой совокупность общественных идей и отношений, а также учреждений и организаций, созданных в соответствии с общественными идеями.
Надстройка определяется базисом, но надстройка обладает относительной самостоятельностью и играет активную роль в общественной жизни.
Способ
производства
Базис
Цивилизационный подход
В современном обществознании термин "цивилизация" используется в различных смыслах:
- как этап исторического развития человечества, следующий за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс);
- как ступень развития того или иного региона либо этноса (например, средневековая цивилизация);
- как синоним культуры (А. Тойнби, П. Сорокин и др.);
- как конечный этап в развитии локальной культуры, означающий ее "закат" или упадок (О. Шпенглер).
Наиболее масштабные теории цивилизационного развития были созданы Н. Данилевским, О. Шпенглером, А. Тойнби, П. Сорокиным.
Цивилизационный подход
У Николая Данилевского цивилизации - это различные культурно-исторические типы, каждый из которых представляет собой отдельную самобытность, базирующуюся на религиозной, культурной, политической и социально-экономической основе.
Условием зарождения и развития цивилизации выступает политическая независимость данного народа. Цивилизации являются замкнутыми, локальными образованиями .
Николай Яковлевич
Данилевский
(1822-1885)
Николай Яковлевич Данилевский
выделил 10 цивилизаций:
Арабская цивилизация
Римская цивилизация
Иранская цивилизация
Германо-романская (европейская) цивилизация
Индийская цивилизация
Греческая цивилизация
Еврейская цивилизация
Ассирийско-вавилоно-финикийскую
Славянская цивилизация
Египетская цивилизация
Цивилизационный подход
Цивилизация представляет собой особый социокультурный феномен, который имеет определенные пространственные и временные рамки.
Арнолд Тойнби
(1889-1975)
Арнолд Тойнби
выделил 21 цивилизацию, например:
Египетская цивилизация
Арабская цивилизация
Китайская цивилизация
Японо-корейская цивилизация
Русско-ортодоксальная
Индийская цивилизация
Шумерская цивилизация
цивилизация
Арнолд Тойнби выделил 5 фаз развития цивилизации:
Рождение
Рост
Стабилизация (надлом)
Разложение
Гибель
Культурологический подход
О. Шпенглера
К аждая культура существует замкнуто, появляется на определенном этапе исторического процесса и затем погибает.
- Все культуры переживают детство, юность, возмужалость и старость. Смерть культуры начинается с возникновением цивилизации, когда вся жизнь сосредоточивается в крупных городах, а остальная часть государства превращается в провинцию.
- Все культуры переживают детство, юность, возмужалость и старость. Смерть культуры начинается с возникновением цивилизации, когда вся жизнь сосредоточивается в крупных городах, а остальная часть государства превращается в провинцию.
Освальд Шпенглер
( 1880-1936)
Освальд Шпенглер
выделил 8 культур:
Египетская культура
Китайская культура
Западноевропейская (фаустовская)
Византийско-арабская
культура
культура
Вавилонская культура
Греко-римская
Культура майя
Индийская культура
(алоллоновская)
культура
Освальд Шпенглер
выделил 5 стадий развития культуры:
Рождение
Развитие
Расцвет
Упадок
Цивилизация
Стадия заката «культуры» называется «цивилизацией».
Теория модернизации (1960-е-1970-е гг.)
- Первоначально: модернизация – переход от традиционного общества к современному обществу западного типа (вестернизация).
- Современная трактовка: переход от аграрного общества к индустриальному и постиндустриальному с сохранением цивилизационной специфики.
Формационный подход
Теория модернизации
Постиндустриальное
Коммунизм
общество
Социализм
Капиталистическая ОЭФ
Индустриальное общество
Феодальная ОЭФ
Традиционное
общество
Рабовладельческая ОЭФ
Первобытно-общинная
ОЭФ
Архаичное общество
18
Архаические общества – цикличность истории, вечное повторение.
Античность – мир движется от лучшего к худшему, от эпохи богов и героев к упадку.
Золотой век
Серебряный век
Бронзовый век
Медный век
Средневековые философы, как нетрудно предположить, выводили существование общества из божественной воли.
Железный век
Религиозная концепция
Пришествие
Христа
Одной из первых концепций понимания общества и источников его развития является религиозно-мифологическая модель , возникшая в античный период.
Смысл истории заключается в последовательном движении человечества к Богу , в ходе которого формируется свободная человеческая личность.
Апокалипсис
Сотворение мира
25
Теория общественного договора
Новое время принесло теорию общественного договора (наиболее ярко представлена Т. Гоббсом ), т.к. люди от природы равны, то каждый может претендовать на одни и те же блага, вследствие чего может возникнуть ситуация «войны всех против всех».
Томас Гоббс
( 1588- 1679)
Теория общественного договора
До Нового Времени понятие прогресса не существует в обыденном и историческом сознании человечества. Земная история человечества представляется скорее как регресс.
Прогресс – переход от менее совершенных форм жизнедеятельности общества к более совершенным.
Регресс – развитие от высшего к низшему, от сложного к простому, деградация, понижение уровня, ослабление и затухание функций, застой.
Законы развития культурно-исторических типов
- Закон 1. Наличие общего языка или группы родственных языков
«Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группой языков…, составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества»
- Закон 2 . Собственная государственность или политическая независимость
«Дабы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие, пользовались политической независимостью»
- Закон 3. Уникальность культуры, не способность ее передать в полном объеме
«Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций»
26
Законы развития культурно-исторических типов
- Закон 4. Наличие общего языка или группы родственных языков
«Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группой языков…, составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества»
- Закон 5 . Собственная государственность или политическая независимость
«Дабы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие, пользовались политической независимостью»
26
Домашнее задание:
- Выучить теорию.
- Термины знать.