Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большеяльчикская средняя общеобразовательная школа имени Г.Н.Волкова
Яльчикского района Чувашской Республики»
Рассмотрено на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла Протокол №1 от 29.08.2017 г. | Утверждаю Директор школы _______________ /Малышкин Н.Ф./ Приказ №76/1 от 30.08.2017 г. |
Рабочая программа
по обществознании
на 2017- 2018 учебный год
8класс
Количество часов – 35 ч.
Учебник: Кравченко А.И., Певцова Е.А -М.Русское слово. 2010 год
Учитель, реализующий программу:
Кузнецов Петр Николаевич
Пояснительная записка.
Рабочая программа по обществознанию разработана на основе
Федерального компонента государственного стандарта. Сборник нормативных документов. Обществознание сост. Э,Д, Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.; Дрофа, 2007год
Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.07.2003г. № 2783)
Примерной программы основного общего образования по обществознанию Сборник. –М.: Дрофа, 2007.
Приказа Минобрнауки РФ от 23.12.2009 №822» Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»
Цели и задачи курса обществознания .
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Задачи курса:
Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ.
Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения дальнейшего профессионального образования и самообразования.
Овладение умениями получения, осмысления социальной информации, систематизации полученных данных.
Освоение способов познавательной, практической деятельности и характерных социальных ролях.
Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, (включая отношения между людьми разной национальностей и вероисповедания), познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.
В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь шестиклассникам осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Межпредметные связи на уроках обществознания:
Курс «Обществознание» в 7-9 классах опирается на элементарные обществоведческие знания, полученные учащимися при изучении в начальной школе предмета «Окружающий мир», межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Особое значение в данном перечислении отдаётся предмету «История». Курс «Обществознание» в 7-9 классах, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.
Требования к уровню подготовки учеников, успешно освоивших рабочую программу.
По окончании изучения курса «Обществознание» в 7-9 м классе учащиеся должны владеть следующими умениями, навыками и способами деятельности:
знать/понимать:
- ключевые понятия курса;
- структуру современного общества;
- основной закон, регулирующий жизнь общества;
- роль экономической, политико-правовой и духовной сфер в жизни современного общества;
- права и обязанности ребенка в возрасте от 6 до 14 лет;
- основные нормы трудового права, взаимосвязи прав и обязанностей;
- основные компоненты жилой среды ребенка.
уметь:
- свободно оперировать ключевыми понятиями курса в своих высказываниях;
- высказывать личные суждения по изучаемым вопросам;
- аргументировать свое мнение по обсуждаемому вопросу;
- соотносить основные мировые исторические и общественные процессы и развитие малой Родины;
- классифицировать многомерную картину жизни общества по основным сферам;
- выделять общее и особенное в рассматриваемом явлении;
- сравнивать мнения различных людей;
- оценивать жизненные ситуации с точки зрения Конституции и прав и обязанностей ребенка от 6 до 14 лет;
- использовать приобретенные знания при написании творческих работ.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
- первичного анализа и использования социальной информации;
Общеучебные умения и навыки
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Данный курс представляет собой единство научного, дидактического, методического и воспитательного начала. Он дает учащемуся необходимые знания по всему кругу общественных дисциплин, умения разбираться в определенных жизненных ситуациях, включает методический аппарат, призванный с помощью заданий и вопросов закрепить пройденный материал, усвоить понятия и уметь найти решения в конкретных жизненных ситуациях.
Педагогические технологии
1.Технология развивающего обучения.
2.Технология проблемного обучения.
3.Технология проектно-исследовательской деятельности.
4.Технология личностно-ориентированного обучения.
5.Технология интенсификации обучения на основе схемных и знакомых моделей учебного материала.
6.Технология коллективного способа обучения КСО.
7.Технология коммуникативного обучения
8.Применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Контрольно - измерительные материалы
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.
В учебно-тематическом планировании программы материал поделён на разделы. В конце каждого раздела предусмотрены обобщающие уроки, нацеленные на конкретизацию полученных знаний, выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования или контрольных работ, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся. В конце изучения курса проводится контрольная работа за весь курс и анализ работы за учебный год.
Содержание программы по обществознанию
8 класс (35 часов )
Введение. 1 час
Раздел 1 Общество и человек 8
Что такое общество
Что такое общество в узком и широком смысле слова. Общество в современном понимании. Признаки. Главные виды деятельности. Человек, природа, общество. Глобальные проблемы человечества.
Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке.
Деятельность человека, ее виды.
Человек и природа
Что такое природа. Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека и окружающей природной среды.
Место человека в мире природы. Человек и Вселенная. Человек - звено в цепи эволюции или «вершина пирамиды»?
Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую природу.
Прогрессирующий процесс загрязнения окружающей среды. Экологические кризисы в прошлом человечества. Особенности современного экологического кризиса.
Есть ли пределы хозяйственной деятельности человека? Пути выхода из экологического кризиса.
Природа - источник прекрасного. Природа и нравственность. Значение личного участия каждого человека в охране окружающей среды.
Типология обществ
Особенности разных типов обществ. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Социальный прогресс и развитие общества.
Личность и социальная среда
Человек среди людей. Общая характеристика межличностных отношений. Отношения деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях.
Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии.
Что такое малая группа. Многообразие малых групп. Самочувствие человека в малой группе. Групповой эгоизм. Роли человека в группе. Лидеры и аутсайдеры. Групповые нормы и санкции. Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив.
Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга.
Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием.
Любовь - сложнейшее человеческое чувство. Любовь и другие чувства - интерес, влюбленность. Особенности юношеской любви. Необходимость бережного отношения к дружбе и любви.
Раздел 2 Экономическая сфера 16
Экономическая сфера Экономическая жизнь общества: понятие и основные элементы.
Техника и технология. Научно-технический прогресс. НТР и ее социальные последствия.
Экономика и ее роль в жизни общества. Общественные потребности. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. Рыночная экономика. Деньги. Конкуренция. Спрос и предложение. Цена товара.
Прибыль. Издержки производства. Предприятие. Роль государства в экономике. Госбюджет. Налоги. Экономика переходного периода в России.
Раздел 3 Социальная сфера 7
Социальная структура. Социальные группы и общности. Проблемы социального равенства. Социальные роли. Социальный статус. Социальный конфликт и пути его разрешения.
Нации и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Проблемы межнациональных отношений в современном обществе. Межличностные отношения в семье. Семейные роли. Психологический климат семьи.
Семейный долг, семейная забота. Семья как источник счастья человека.
Повторение 1 час
Контрольный урок и анализ работы 2 часа
Учебно- тематическое планирование обществознание 8 класс
Кол-во часов по программе: 35ч.
Количество часов в неделю: 1ч.
Количество практических- 2, контрольных работ - 3, из них на целый урок -3
№ | Тема урока | К-воч. | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата проведения | |
| | | | | | | | По плану | фактически |
1 | Что такое общество | 1 | Вводный урок | Коллективная беседа | Опрос Таблица | Выделять характерные признаки общества, различать понятия: общество, государство, страна, приводить конкретные примеры, характеризующие явления каждой из сфер общества, объяснять взаимосвязь всех сфер общества | §1, изучить, выполнить практикум 1 | | |
Раздел 1 Общество и человек 8 часов | | | | | | | | | |
2 | Человек, природа, общество | 1 | Урок формирования знаний | Индивидуальная Самостоятельная | Рассказ Индивидуальные задания | Представление о взаимосвязи человека, общества, природы Понятие «природа» в узком и широком смысле | §2, , ответ. на вопр. к § | | |
3 | Типология обществ | 1 | Урок формирования знаний | Коллективная Рассказ | Развернутый ответ | Анализировать характерные черты различных типов обществ, определять типы обществ типы обществ, формационный подход к типологии обществ Понятия: типология обществ, общественно-экономическая формация, доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное общества | §3, , ответ. на вопр. к § Р.Т. | | |
4 | Социальный прогресс и развитие общества | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний | Групповая самостоятельная | Таблица Словарный диктант | Уметь вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение. Анализировать различные цивилизации Понятия: цивилизация, теория стадиального развития, теория локальных цивилизаций, менталитет, закон ускорения истории, закон неравномерности развития, прогресс, регресс. | §4, изучить, выполнить практикум 1 | | |
5 | Личность и социальная среда | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний | Фронтальная Самостоятельная | Презентация групп новой работы | Различать понимание слов человек, индивидуальность, личность; определять уровень своей социальной зрелости и влияние окружения, семьи, друзей на поведение, принятие решений и т.д. Научные представления об уникальности человеческой личности Понятия: человек, индивидуальность, личность; мышление, речь; социализация, жизненный цикл человека, воспитание и его формы | §5, изучить, выполнить практикум 1 Р.Т. | | |
6 | Потребности человека | 1 | Комбинированный урок | Коллективная Беседа | Опрос тесты | Характеризовать основные виды потребностей, выделяя их существенные признаки Понятия: потребность, удовлетворение потребности, иерархическая теория потребностей | §6, , ответ. на вопр. к § Р.Т. | | |
7 | Социализация и воспитание | 1 | Урок совершенствования знаний умений и навыков | Самостоятельная Индивидуальн | Таблица Тест Защита проектов | Понимать противоречия, возникающие в процессе воспитания и по возможности их преодолевать, анализировать свои поступки, поведение взрослых, сверстников Понятия: социализация, культурные нормы, воспитание | §7, ответ. на вопр. к § | | |
8 | Общение | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная Самостоятельная | Опрос тренинги | Анализировать различные формы общения, иметь элементарные навыки культурно-грамотного общения в деловых, бытовых и иных жизненных ситуациях Общение, речевое и неречевое общение,, служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное общение | §8, изучить, выполнить практикум 1, повторить изучен. материал. | | |
9 | Контрольно-обобщающий урок | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Лекция Самостоятельная | Опрос Таблица Тест Защита проектов | Систематизация знаний об обществе Проверить качество усвоения пройденного материала и сформировавшиеся умения и навыки Систематизация знаний по пройденному курсу | Повторить изученный материал | | |
Раздел 2 Экономическая сфера 16 | | | | | | | | | |
10 | Экономика и её роль в жизни общества. | 1 | Урок формирования знаний | Фронтальная Лекция | Обмен мнениями по теме «Роль экономики» | Определять отраслевую принадлежность хозяйственных единиц и их роль в развитии общества, поведение предпринимателя, менеджера, наемного работника в экономической сфере, решать творческие задачи по проблемам ориентации человека в сложных экономических процессах Экономические отношения, экономика, инфляция, ресурсы, наемный труд, капитал, капиталист, менеджер, предприниматель, потребности, фирма, производство, промышленность, отрасль, предприятие, цех | §9, , ответ. на вопр. к § Р.Т. | | |
11 | Экономика и потребности. | 1 | Практическая работа | Самостоятельная Беседа | Опрос, защита проекта | Пояснять основной закон бизнеса, иллюстрируя ответ конкретными примерами из реальной жизни | §9, изучить, выполнить практикум 1 | | |
12 | Товары и услуги. | 1 | Урок совершенствования знаний умений и навыков | Самостоятельная индивидуальная | Презентация групп новой работы | Товар, покупательная способность | §10, ответ. на вопр. к §, термины | | |
13 | Деньги | 1 | Комбинированный урок | Коллективная Лекция | Опрос Таблица Тест Защита проектов | деньги, , кредит, инфляция, девальвация, свойства товара и денег, основной закон бизнеса | §10 повторить | | |
14 | Спрос и предложение | 1 | Урок формирования знаний | Групповая самостоятельная | Опрос тесты | Анализировать взаимовлияние цены, спроса и предложения друг на друга, прогнозировать основные тенденции их взаимозависимости на рынке Спрос, предложение, маркетинг, товарный дефицит, покупательная способность, закон спроса и предложения, его воздействие на поведение участников рыночных отношений | §11 изучить, выполнить практикум 1, термины | | |
15 | Рынок и рыночный механизм. | 1 | Урок формирования знаний | Урок-лекция | Опрос | Объяснять процесс увеличения или снижения цены на товары, различать конкуренцию производителей и конкуренцию покупателей, анализировать модели их поведения Обмен, рынок, Обмен и его модели, функции цены | §12, изучить, выполнить практикум 1 | | |
16 | Цена, Конкуренция | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний | Лекция Самостоятельная | Развернутый ответ | Объяснять процесс увеличения или снижения цены на товары, различать конкуренцию производителей и конкуренцию покупателей, анализировать модели их поведения цена, конкуренция, монополия, олигополия, монопсония | §12, ответить на вопросы, термины | | |
17 | Предпринимательство и организационно-правовые нормы. | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний | Коллективная Лекция | Таблица Словарный диктант | Анализировать тот или иной тип предпринимателя, элементарные правила поведения в экономической сфере; выявлять плюсы и минусы организационно-правовых форм предпринимательства Сущность предпринимательской деятельности, типы работников и предпринимателей, знать формы предпринимательства Прибыль, предприниматель, менеджер, риск | §13, изучить, выполнить практикум 1 | | |
18 | Мелкое предпринимательство и фермерское хозяйство. | 1 | Комбинированный урок | Самостоятельная | Презентация групп новой работы | Анализировать тот или иной тип предпринимателя, элементарные правила поведения в экономической сфере; выявлять плюсы и минусы организационно-правовых форм предпринимательства Сущность предпринимательской деятельности, типы работников и предпринимателей, знать формы предпринимательства Прибыль, предприниматель, менеджер, риск | § 13 составить план | | |
19 | Роль государства в экономике | 1 | Урок совершенствования знаний умений и навыков | Коллективная Лекция | Опрос Таблица Тест Защита проектов | Ориентироваться в системе налогообложения, анализировать отдельные виды налогов, экономические мероприятия властей Роль государства в экономике, система налогообложения, способы воздействия на экономику и население, Налогообложение, налог, типы экономических систем, социальная политика, акциз | §14, изучить, выполнить практикум 1 | | |
20 | Государственный бюджет. | 1 | Комбинированный урок | Самостоятельная индивидуальная | Опрос | Разъяснять возможные варианты предотвращения дефицита государственного бюджета, влияние его на социальные программы государства, Бюджет, сбалансированный бюджет, положительное и отрицательное сальдо, государственный долг, социальные программы | §15,, ответ. на вопр. к § | | |
21 | Семейный бюджет | 1 | Урок формирования знаний | Индивидуальная Самостоятельная | Опрос | Формировать элементарные умения семейного бюджета | §15, составить план семейного бюджета | | |
22 | Труд. Заработная плата и стимулирование труда. | 1 | Урок формирования знаний | Коллективная Лекция | Развернутый ответ | Объяснять причины и сущность безработицы, анализировать социальные, психологические проблемы безработных Труд, производственный и непроизводственный труд, категории трудовой деятельности, формы вознаграждения | §16, ответ. на вопр. к §6, Р.Т. | | |
23 | Безработица как социальное явление. | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний | Коллективная Лекция | Таблица Словарный диктант | Объяснять причины и сущность безработицы, анализировать социальные, психологические проблемы безработных безработица и ее виды | § 16 составить таблицу, статьи из газет | | |
24 | Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. | 1 | Комбинированный урок | Урок-лекция | Опрос | Сформировать практические навыки анализа различных экономических ситуаций в обществе и принятия конструктивных решений о способах преодоления негативных явлений | §9-16 повторить , выучить записи в тетради | | |
25 | Контрольно-обобщающий урок | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Лекция Самостоятельная | Опрос Таблица Тест Защита проектов | Систематизация знаний об экономической сфере общества Проверить качество усвоения пройденного материала и сформировавшиеся умения и навыки Систематизация знаний по первому информационному блоку проблем, связанных с сущностью общества и т.п. | Повторить изученный материал | | |
Раздел 3 Социальная сфера 7 | | | | | | | | | |
26 | Социальная структура | 1 | Урок формирования знаний | Самостоятельная | Опрос | Разъяснять, апеллируя конкретными примерами, социальную структуру общества, анализировать соц. образ, имидж личности, объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью Социальная структура общества, социальный статус личности в обществе, социальная группа, социальные отношения | §17, , ответ. на вопр. к § Р.Т. | | |
27 | Социальная стратификация | 1 | Урок формирования знаний | Коллективная Лекция | Таблица Словарный диктант | Пояснять на конкретном примере, каким образом принадлежность к определенному классу оказывает влияние на жизнь людей, анализировать представителей различных классов, составляя их социальный портрет Социальное расслоение, страта, доход, власть, престиж, класс, образ жизни | §18, , ответ. на вопр. к § Схемы | | |
28 | Богатые Бедные | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний | Коллективная Лекция | Презентация групп новой работы | Уметь вести дискуссию, владеть основами культуры диалога Понятия: неравенство, богатство, роскошь, «новые русские» Анализировать социальную политику в стране Понятия: бедность, порог бедности, нищета | §19,20 перес. по плану Р.Т. | | |
29 | Этнос: нации и народности. | 1 | Комбинированный урок | Самостоятельная индивидуальная | Опрос Таблица Тест | Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области межличностных отношений, в том числе отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий Этнос, нация, народность, сущность этнообразующих факторов | §21, , ответ. на вопр. к § Р.Т. | | |
30 | Межнациональные отношения | 1 | Урок формирования знаний | Индивидуальная Самостоятельная | Защита проектов Развернутый ответ | Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области межличностных отношений, в том числе отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий Межнациональные отношения, этноцентризм, расовая и национальная нетерпимость | §22, , ответ. на вопр. к § | | |
31 | Конфликты и пути их разрешения | 1 | Комбинированный урок | | Таблица Словарный диктант | Анализировать конфликтные ситуации и находить оптимальный способ их разрешения особенности этнических конфликтов,, способы их возможного предотвращения Конфликт, субъекты и предмет конфликта, повод и виды конфликтов, конфронтация, соперничество, конкуренция, компромисс, посредничество, переговоры, арбитраж, применение силы | §23, , ответ. на вопр. к § | | |
32 | Семья | 1 | Урок совершенствования знаний умений и навыков | Коллективная Лекция | Презентация групп новой работы | Уметь вести дискуссию Понятия: семья, жизненный цикл семьи, нуклеарная семья, расширенная семья | §24, ответ. на вопр. к §, | | |
33 | Повторение | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Групповая самостоятельная | Презентация групп новой работы | Проверить качество усвоения пройденного материала и сформировавшиеся умения и навыки Систематизация знаний по пройденному курсу | Повторить изученный материал | | |
34 | Контрольно-обобщающий урок | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Групповая самостоятельная | Опрос Таблица Тест Защита проектов | Проверить качество усвоения пройденного материала и сформировавшиеся умения и навыки Систематизация знаний по пройденному курсу | Повторить изученный материал | | |
35 | Анализ работы | 1 | Урок контроля ЗУН | Групповая самостоятельная | Таблица Тест | Проверить качество усвоения пройденного материала и сформировавшиеся умения и навыки Систематизация знаний по пройденному курсу | Задание на лето | | |