[Введите название записи]
Презентация к уроку «Формы правления»
Постановка цели урока, мотивация учебной деятельности.
Слайд 1.
- Попробуйте догадаться, какое слово пропущено во всех определениях.
- Так, что имел в виду Аристотель, когда говорил о том, что их пять?
Слайд 2.
- Определите тему урока.
- Для чего вам это необходимо?
- Сформулируйте цель нашего урока.
Слайд 3
- Наша цель сегодня познакомится с основными формами правления.
- Как мы можем достигнуть нашей цели?
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
Слайд 4
Форма правления отражает структуру и правовое положение высших органов власти, т.е. порядок организации высшей государственной власти в стране и отношения, складывающиеся в этой сфере.
или
Форма правления характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их образования, организацию и порядок взаимодействия между собой и населением.
Слайд 5
- По каким принципам осуществляется разграничение форм правления?
Как могут замещаться руководящие должности? (выбор, назначение, наследство, захват власти)
2. Объем полномочий, сосредоточенный у главы государства
Какие полномочия могут быть у главы государства? (законодательные, ограниченные, исполнительные)
Как распределяются полномочия между представительными и исполнительными органами власти? (представительные отчитываются перед исполнительными органами власти; исполнительными отчитываются перед представительными и органами власти; все полномочия в одних руках; безотчетно)
4. Ответственность высших должностных лиц, ее полнота и адресность
На сколько может быть объем ответственности высших должностных лиц и перед кем? (отрешение от должности; лишение неприкосновенности депутатов; роспуск Государственной Думы; отставка Правительства и т.д.)
Слайд 6
Аристотель выделяет три основных вида и три их извращенные формы.
Три типа правления | Власть одного | Власть меньшинства | Власть большинства |
Три основных вида | Монархия (правление доброго царя) | Аристократия или власть лучших (правление представителей родовой знати) | Демократия ( у власти стоит большинство и оно благородное) |
Промежуточные виды | Неограниченная монархия | Неограниченная аристократия | Неограниченная демократия |
Три их извращенные формы | Автократия или тирания или диктатура (правление злого царя) | Олигархия (правление группы нечестных граждан) | Охлократия или власть толпы (большинство представлено худшими людьми) |
Работа с учебником. (стр 32-33)
Демократия – текст учебника стр.32-33, ответить на вопросы.
1. Какое устройство называют демократией?
2. Кто является источником власти при демократии?
3. Главные принципы демократии?
4. Можно ли назвать наше общество демократией?
Слайд 7
В современном конституционном праве выделяют две формы правления: монархия и республика (три правильные формы правления).
Форма правления:
1. Монархия: абсолютная, дуалистическая, конституционная.
2. Республика: президентская, парламентская, смешанная.
Слайд 7
Монархия - форма правления, при которой главой государства является лицо, получившее эту должность в порядке престолонаследования.
Слайд 8
- Абсолютная монархия - форма правления, при которой верховная власть целиком принадлежит самодержавному монарху.
Характерна для таких стран как: Саудовская Аравия, Катар, Оман.
Слайд 9
Формы неограниченной монархии.
Работа с учебником. (стр. 32)
Составить словарик по данному вопросу.
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Конституционная или ограниченная монархия - форма правления, при которой верховная власть монарха юридически ограничена в области законодательной и исполнительной деятельности
Характерна для таких стран как: Великобритания, Швеция, Дания.
Слайд 13.
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД.
Слайд 14
Заполните таблицу
Страна | Вид монархии |
Великобритания | |
Непал | |
Катар | |
Дания | |
Вопросы на засыпку!!!! (слайды 15-19)
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.
Слайд 20
Республика - это форма правления, при которой глава государства и другие высшие государственные органы избираются в ходе свободных выборов.
Слайд 21
Древние авторы (Аристотель, Цицерон) называли следующие виды республик: аристократическая и демократическая.
Слайд 22
Республика (три правильные формы правления).
Республика: президентская, парламентская, смешанная.
Слайд 23
Президентская республика.
Характерна для таких стран как США, Мексика, Панама.
Слайд 24
Президент – символ нации.
Слайд 25
Особенности - объявление импичмента представляет особый порядок привлечения к ответственности и судебного рассмотрения дел о преступлениях высших должностных лиц (характерно для США и России).
Тридцать седьмой президент Соединенных Штатов Америки - Ричард Никсон. Первый и единственный президент США, ушедший в отставку до окончания срока.
Слайд 26
Парламентская республика.
Провозглашение принципа верховенства парламента
Формальность должности премьер – министра
Формирование правительства парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте.
Характерна для таких стран как: Израиль, Германия, Италия.
Слайд 27
Слайд 28
Смешанная республика.
Слайд 29
Слайд 30
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД.
Слайд 31
Заполните таблицу
Страна | Вид республики |
США | |
Габон | |
Германия | |
Россия | |
| |
Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников.
Тест
Форма правления государства указывает на:
А) формы и методы осуществления государственной власти;
Б) связь центральной власти и власти «на местах»;
В) порядок организации высшей государственной власти в стране.
Какой признак присущ президентской республике?
А) президент может принимать общеобязательные правовые акты;
Б) президент имеет право помилования;
В) президент руководит исполнительной властью.
Главой государства Z является наследственный правитель. Он издаёт законы, руководит деятельностью Кабинета министров, участвует в работе судебных органов. Какова форма правления страны Z?
А) конституционная монархия Б)президентская республика
В) парламентская республика Г)абсолютная монархия
В государстве Z верховная власть принадлежит наследственному правителю. Он руководит деятельностью кабинета министров, принимает законы, утверждает судебные решения. Какая форма правления существует в государстве Z?
А) федерация Б) унитарное государство
В) абсолютная монархия Г) республика
В стране Z есть король, который царствует, но не правит. Законодательная власть осуществляется парламентом, избираемым гражданами, исполнительная – правительством, формируемым по результатам парламентских выборов. Также действуют независимые судебные органы.
Какая форма правления сложилась в стране Z?
А) президентская республика Б) унитарная монархия
В) авторитарная республика Г) конституционная монархия
В государстве Е. президент выполняет представительские функции, правительство формируется партиями, победившими на парламентских выборах и несёт ответственность перед парламентом. Какова форма правления государства К.?
А) абсолютная монархия Б) конституционная монархия
В )парламентская республика Г) президентская республика
В стране Z правительство формируется на основе результатов парламентских выборов. При этом существует должность президента, который избирается парламентом. Какая форма правления представлена в стране Z?
А) президентская республика Б) конституционная монархия
В) парламентская республика Г) парламентарная монархия
К признакам монархии как формы правления относится
А) коллективный принцип принятия решения
Б) выборность высших органов власти
В) регулярная сменяемость органов государственной власти
Г) сосредоточение власти в руках единоличного правителя
В государстве Г. верховная власть принадлежит единоличному главе государства и передается по наследству. Он издает законы, следит за их исполнением и руководит деятельностью суда. Какова форма правления Г.?
А) монархия Б) унитарное государство
В) республика Г) федеративное государство
Правление небольшого числа благородных граждан называется:
А) демократией; Б) тиранией; В) аристократической республикой; Г) олигархией.
Правление группы нечестных граждан в античности называлось:
А) олигархией; Б) аристократической республикой;
В) охлократией; Г) тиранией.
В приведенном списке указаны черты сходства абсолютной и конституционной монархии и отличия абсолютной монархии от конституционной. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.
1) законодательная власть сосредоточена в руках монарха
2) единоличный глава государства
3) наследственный порядок преемственности власти
4) ответственность правительства перед парламентом
Черты сходства | Черты отличия |
| | | |
Приведите в соответствие формы государства и критерии, в соответствии с которыми они выделяются:
А) монархия; 1) форма правления;
Б) федерация; 2) форма территориального устройства.
В) республика. ______________________________________________
Важнейшими признаками президентской республики являются:
А) президент – глава государства;
Б) президент избирается прямым всенародным голосованием;
В) главой правительства становится лидер победивший на выборах партии.
Приведите примеры:
А) абсолютных монархий ________________________________________
Б) ограниченных монархий ________________________________________
В) парламентских республик ________________________________________
Г) президентских республик _________________________________________
Важнейшими признаками парламентской республики
А) правительство формируется президентом;
Б) правительство формируется на парламентской основе из представителей партий парламентского большинства;
В) правительство ответственно перед парламентом как перед верховным представительным органом.
Работают на листочках, которые сдают.
Подведение итогов работы. Рефлексия.
Написать синквейны к понятиям республика, монархия.
Карточка с заданием «Продолжить фразу»:
Мне было интересно…
Мы сегодня разобрались….
Я сегодня понял, что…
Мне было трудно…
Завтра я хочу на уроке…
Домашнее задание.
Параграф 4,ответить на вопросы учебника; выполнить практикум.
Повторить понятия.
Задания в рабочей тетради 3,5.