Урок 7.
Тема: Формы правления
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.
Цель урока: создать условия для изучения и первичного осмысления новой учебной информации.
Образовательные: формировать понимание формы правления как одной из характеристик государства; рассмотреть монархию и республику как две формы правления, выделить их признаки; сравнить абсолютную и ограниченную монархии, президентскую, парламентскую и смешанную республику; ыяснить, какие формы правления существуют в современных государствах.
Развивающие: способствовать формированию и развитию базовых социальных и предметных компетентностей учащихся: умение работать в групповом режиме; владеть приемами публичных выступлений (монолог), высказывать суждения (свое мнение о форме правления); поиск нужной информации в источниках разного типа (справочный материал, статистические таблицы), передача информации адекватно поставленным вопросам; «свертывать» информацию в структурно-логические схемы; давать сравнительную характеристику, определение понятий, решать проблемные задания; решать учебно-познавательные задачи с помощью коллег по группе; оценка актуальности и практической значимости изученного материала.
Воспитательные: содействовать развитию политико-правового кругозора учащихся, приобщения к демократическим ценностям современного мира.
Форма урока: групповая работа «Вертушка».
Для справки: «Вертушка» (метод Славина)
Организация обучения в сотрудничестве в малых группах (по методу Славина) предусматривает группу учащихся, состоящую из четырех человек (мальчики и девочки разного уровня подготовленности). Структура урока по этому методу предполагает поэтапную деятельность:
1. Объяснение нового материла.
2. Закрепление (отработка в группах ориентировочной основы действий каждым учеником). Группам дается задание и необходимые опоры. Причем задание выполняется по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником). Выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой.
3. Общее обсуждение работы.
4. Индивидуальная проверка достигнутого на основе тестирования (здесь учащиеся трудятся вне групп). При этом сложность заданий дифференцируется.
5. Выставление оценок. Оценки суммируются в группе, и объявляется общая.
6. Рефлексия
Вопросы:
Удалось ли группе выполнить задание?
Легко ли работать в группе?
Кто ощущал себя некомфортно? Почему?
Всегда ли прав тот, кто берет на себя руководящую роль в группе?
К какому результату приводит позиция тех, кто предпочитает отмалчиваться?
Что испытывает человек, которому не дают высказаться?
Таким образом, соревнуются не сильные со слабыми, а каждый сам с собой, т. е. со своими ранее достигнутыми результатами. И сильный, и слабый ученики при таком подходе могут принести группе одинаковые оценки.
Этот метод можно использовать на различных этапах организации урока.
Формы организации познавательной деятельности (ФОПД):
• Фронтальная (общеклассная).
• Групповая (мини-группы).
ХОД УРОКА
Контроль домашнего задания.
1.Сравнить централизованное государство и национальное.
Взаимная проверка.
Взаимная проверка
При проверке письменного домашнего задания можно предложить ученикам обменяться тетрадями с соседом по парте, проверить выполнение заданий, поставить оценку и рассказать о допущенных ошибках, обсудив спорные вопросы.
2. Предложить проекты решения проблем России как федерации (работы сдаются учителю для дополнительной оценки)
I. Фаза вызова
Задача первого этапа урока: мотивация учебной деятельности; постановка учебной задачи.
Каждое государство, помимо общих признаков, имеет и присущие только ему особенности. У каждого народа по-своему организована власть, формируются высшие органы власти, иными словами, существует своя форма правления.
Сегодня на уроке мы попробуем выяснить, что такое форма правления, какие формы правления существовали и существуют в мире».
Мы разделимся на 5 групп, каждая из которых получает справочный материал и вопросы к нему. В течение 10 минут группы работают, отвечают на вопросы и готовят выступающих перед классом. По результатам обсуждения вместе заполним структурно-логическую схему № 1. (см. Приложение) Структурно-логическая схема представляется без записей.
II. Фаза осмысления. Получение новых знаний.
Задача второго этапа урока: знакомство с материалом, который поможет заполнить структурно-логическую схему № 1.
Работа в группах
Задания группам:
Группа 1
Античная мысль внесла огромный вклад в развитие политологии.
Одним из первых попытался классифицировать виды власти в обществе древнегреческий философ Аристотель, живший в IV в. до н. э. Мы уже знаем, что во многом именно благодаря Аристотелю в наш обиход и вошло слово «политика». В одноименном трактате Аристотелем были выделены З основных вида власти: монархия как власть одного, аристократия — власть лучших и полития — власть полноправных граждан. Каждый вид власти имеет и свои «искажения». Для монархии искажением является тирания, власть одного себялюбца, руководствующегося собственными интересами или интересами небольшой группы людей. Искажение аристократии — олигархия, т.е. власть богатых. Для политии Аристотель полагал демократию, т.е. неограниченную власть всего населения (в том числе и рабов), к чему относился не положительно.
Монархию мыслитель считал идеальной властью. Правда, монархом должен быть самый достойный член общества, направляющий все свои силы на благо общества.
Вопросы группе:
1.Какой мыслитель одним из первых предложил обоснованную классификацию видов власти?
2. Какие виды власти выделил философ?
3. Какие виды власти отнес к положительным? Кто осуществляет власть в таком государстве?
4. Какие виды власти отнес к отрицательным? Кто осуществляет власть в таком государстве?
5. С какими утверждениями вы согласны и почему?
Группа 2
Н
аиболее древней формой правления является монархия (от греч. «monos» — один и «arche» — власть).
Монархия — это форма правления, при которой верховная государственная власть полностью, частичо или номинально сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха, получающего ее по наследству бессрочно.
Исторически первой является неограниченная монархия, при которой в руках монарха сосредоточена вся полнота власти В своей деятельности монарх не ограничен каким-либо представительным или законодательным органом.
Одной из наиболее редких разновидностей абсолютной монархии может считаться теократическая монархия. Этимология слова восходит к греческому слову «theos» — бог. В теократическом государстве монарх является одновременно и светским государем, и главой церкви. Примерами могут служить город-государство Ватикан, султанат Бруней в Юго-Восточной Азии.
Следующий вид монархии — ограниченная. Среди ограниченных монархий различают дуалистическую и парламентскую.
Дуалистической называют монархию, в которой существует равновесие, двойственность верховной власти: монарх сохраняет всю полноту исполнительной власти (формирует правительство, и оно несет перед ним ответственность). В то же время законодательная власть принадлежит представительному органу. Историки к такому виду относят Россию в 1905—1917 годах.
В парламентской монархии монарх ограничен даже как глава исполнительной власти: даже если он формирует правительство, оно зависит от вотума доверия, которой власть монарха ограничена представительным законодательным органом.
Вопросы группе:
1. Дайте определение монархии.
2. Какие разновидности монархий выделяют ученые?
3. Сравните модели монархической формы правления.
4. «Сверните» информацию в структурно-логическую схему.
Группа 3
Монархическая форма правления имеет меньшее распространение в современном мире: сейчас насчитывается 30 государств с монархической властью.
Абсолютной монархией является, например, Саудовская Аравия где глава государства –король — осуществляет законодательную и исполнительную власть Одновременно он — премьер-министр, главнокомандующий Вооруженными силами и верховным судья, а также духовный правитель Правительство формируется, в основном, из членов королевской семьи.
В современном мире дуалистическая монархия практически не встречается. Исключение - Марокко, Иордания, герб которой вы видите.
К
лассическим примером конституционной монархии стала Великобритания. Король (ныне королева Елизавета Вторая) считается главой государства, судебной системы, главнокомандующим Вооруженными силами, светским главой государственной англиканской церкви, а также возглавляемого Великобританией Содружества, членами которого являются более 50 стран, ранее входивших в состав Британской империи. Монарх подписывает законы, принятые парламентом. Со времен нормандских завоеваний королевская санкция дается в традиционной формулировке: «Так хочет король (королева)!»
Конституционными монархиями являются также Нидерланды, Швеция, Бельгия, Япония, ОАЭ, Норвегия и другие страны.
Общее число монархий в мире остается относительно стабильным. Обычно бывшие монархии становятся республиками, но за последнюю четверть ХХ века все же
было два случая провозглашения новых монархий. В 1975 году после смерти генерала Франко, долго правившего Испанией, эта страна стала монархией во главе с королем Хуаном Карлосом Первым из династии Бурбонов.
В 1993 г. после 23-летнего существования республиканского строя монархическая форма правления была восстановлена в Камбодже.
Вопросы группе:
1. Назовите страны с неограниченной монархией.
2. Назовите государства с ограниченной монархией.
3. Каковы общие тенденции развития монархий в мире?
Группа 4
Следующая форма правления — республика. Этимология слова восходит к латинскому языку: «res publika» — общественное дело. Первыми республиками в Европе были полисы Древней Греции и Древний Рим. Древнеафинская агора — место, где проходили народные собрания.
П
од республикой понимается форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам и должностным лицам. В зависимости от соотношения полномочий высших органов и должностных лиц республики бывают президентскими, парламентскими и смешанными.
Для президентской республики характерно, что президент, избираемый народом (либо коллегией выборщиков, как в США), является главой государства и главой исполнительной власти. Как глава исполнительной власти он формирует правительство, которое перед ним и несет ответственность. Парламент же контроль за деятельностью правительства не осуществляет. В то же время президент не имеет права распустить законодательный орган, а парламент полномочен возбудить процедуру импичмента.
Парламентская республика характеризуется тем, что президент, как правило, избирается не всенародным голосованием, а парламентом. Он не имеет значительных властных полномочий. К полномочиям парламента относятся: формирование правительства из числа партий, победивших на выборах; вотум недоверия правительству. При этом президент может досрочно распустить парламент.
На практике во многих республиках исполнительную власть возглавляют премьер-министры, но президентам предоставлен достаточно большой объем полномочий. Таким образом, республика соединяет черты и президентской и парламентской. Политологи характеризуют такую модель как смешанную республику.
Вопросы группе:
1. Дайте определение республики.
2. Какие разновидности республик выделяют ученые?
3. Сравните существующие модели республиканской формы правления.
4. «Сверните» информацию в структурно-логическую схему.
Группа 5
История республиканской формы правления начинается позже, чем монархической. В древние времена существовали рабовладельческие республики двух видов: демократическая (Древняя Греция) и аристократическая (Древний Рим). В средние века республики встречались редко: только в качестве свободных городов-республик (например, Новгородская и Псковская республики на Руси).
Н
аибольшее распространение республиканские государства получили в Европе после буржуазных революций, а превалирующей формой правления республика становится в ХХ веке: сегодня 4/5 всех независимых стран — республики.
На современной политической карте мы видим государства со всеми разновидностями республиканского правления.
Так, к числу президентских ученые относят США, Аргентину, Бразилию, Иран, Пакистан.
Модель парламентской республики «прижилась» в ФРГ, Италии, Индии.
Смешанная президентско-парламентская форма правления характерна по мнению специалистов, для России, Франции, Египта.
(Гельмут Коль — канцлер ФРГ в 1982—1998 гг.)
(Ельцин В.Н. — президент РФ в 1991—1999 гг.)
Вопросы группе:
1. Какие разновидности республик существуют в современном мире?
2. Покажите на карте государства с разными моделями республиканского правления.
З. Отметьте полученную информацию в структурно-логической схеме.
Примечание. В группы 2, 4 могут быть привлечены учащиеся, работающие преимущественно на репродуктивном уровне в связи с доступностью и простотой учебного материала.
Учащиеся работают в творческих группах.
III. Фаза обобщения, рефлексия.
Задача третьего этапа урока: Обобщение и систематизация знаний, которые помогут заполнить структурно-логическую схему № 1, рефлексия.
Группы представляют результаты своей работы.
В результате презентации группами результатов работы оформляется структурно-логическая схема № 1.
Техника «Ассоциативный ряд».
Учитель предлагает учащимся по цепочке назвать слова-ассоциации, возникающие при упоминании понятий:
• Монархия.
• Республика.
- Какие государства по форме правления существуют в современном мире?
В результате ответов учащихся оформляется структурно-логическая схема № 2. (см. Приложение)
Поставьте в тетради оценку себе за урок.
Прием «Облако тегов». Выберите одно из положений, дополните его и запишите в тетради.
Примечание:
Облако "тегов", которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:
сегодня я узнал...
было трудно…
я понял, что…
я научился…
я смог…
было интересно узнать, что…
меня удивило…
мне захотелось… и т.д.
Инструктаж выполнения домашнего задания.
Инвариативная часть | Вариативная часть |
Составить рассказ по структурно-логическим схемам; выучить термины. | • Рассказ о главе одного из современных монархических государств. • Составить текст с ошибками по содержанию материала. • Используя статистические данные, составить перечень стран с монархической и республиканской формами правления. • В современной России можно услышать мнение, что в стране необходимо возродить монархию. Прокомментируйте и аргументируйте своё отношение к этому предложению |
Приложение