СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обществознание группа 2-1 на 22.04

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обществознание группа 2-1 на 22.04»

Обществознание. Группа №2-1.

Преподаватель: Салахбекова Мадина Магомедовна.

20.04.2020г.

Раздел IV Социальная сфера общества.

Тема: Этнос и этнические отношения.

План:

1. Что такое этнос?

2. Диаспоры и национальные меньшинства;

3. Исторические типы этноса;

4. Что такое нация.


1. Что такое этнос. К этническим общностям, которые так­же называют кровнородственными, относятся кланы, пле­мена, народности, нации, семьи, роды. Иначе их именуют историческими формами этноса. Они объединяются на осно­ве генетических связей и составляют эволюционную цепоч­ку, а её началом является семья.

Этнос — исторически возникший вид устойчивой со­циальной группировки людей, представленный племе­нем, народностью, нацией.

Семья — наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения и обшим ведением домашнего хозяйства (бабушка, дедушка, отец, мать, дети). Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы.

Клан — группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка.

Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Несколько кланов, объединив­шись, составляли племя.

Племя — этническая и социальная общность людей, свя­занных родовыми отношениями, территорией, культу­рой, языком и самоназванием.

На протяжении 3 тыс. лет основой социальной органи­зации Китая выступал клан — территориальная группа, ведущая самостоятельное хозяйство, чьи представители носят одну фамилию, объединяются чувством родства и солидарности, а также взаимными правами и обязанно­стями, выполнение которых требовал не только обычай, но и закон. Члены одного клана заселяли часть деревни или отдельную деревню. В отличие от рода клан включает не только родственников по крови, но и по браку.

Итак, этносы существуют как устойчивые межпоколен­ные общности людей. Теперь мы имеем два признака этно­са — быть кровнородственной группой и межпоколенной об­щностью. Первый — целиком биологический, второй уже с серьёзной долей социальных факторов. У этноса двойствен­ная природа — биологическая и социальная.

В отличие от него классы, сословия и профессии — чисто исторические и социальные группы. Этим этнос и выделяет­ся во всём множестве социальных групп, образующих со­циальный состав населения. Если профессию или класс вы можете выбрать добровольно, то национальность вы не вы­бираете. Её вы наследуете от родителей. Правда, нередко ро­дители разнонациональные, тогда ребёнок вправе выбрать одну или другую национальность. Здесь уже есть признак добровольности. Значит, национальность — смешанный ста­тус.

Людей объединяет в единый этнический организм, ска­жем нацию, древнее происхождение от общего предка, но также общность исторической судьбы, общие традиции, культура, особенности быта. Список общих черт этноса надо продолжить, добавив два очень важных фактора — общ­ность территории и общность языка.

Язык — отличительный признак этноса. Обычно один эт­нос — один язык. Однако нередко на одном языке могут го­ворить несколько народов. Например, почти всё население Латинской Америки говорит на испанском языке, хотя это разные народы: чилийцы, аргентинцы, мексиканцы и т.д. На английском языке говорят не только англичане, но и англоканадцы, и американцы, и австралийцы, и некоторые другие народы.

Этносы формируются на определённой территории, а позд­нее могут переселиться в другое место или освоить новые территории. Этносы формируют общий язык. Со временем он обогащается новыми словами, расширяется, видоизменя­ется, но суть остаётся прежней. Территория и язык как бы намертво припаяны к этносу.

Связь между этносом и территорией очень тесная. То же самое можно сказать об обычаях, традициях, особенно­стях культуры, быта. Каждый народ имеет только ему присущие ритуалы, обряды, что отличает его от другого народа.

Не меньшую роль играет ещё один признак общего — не территория или язык, а этническое самосознание. Надо чувствовать свою принадлежность к своему народу и его ис­торической судьбе, только тогда ты сохранишь в себе его тра­диции и ценности.

Духовное отождествление себя со своим этносом (учё­ные называют это этнической идентификацией) — по­сильнее территориального или языкового. Русские, осев­шие после Октябрьской революции во Франции или в Америке, почти забывшие свой язык, часто с гордостью именуют себя русскими. Они остались русскими по крови и по духу. Они чувствуют духовное родство с великой наци­ей, хотя прошли целые десятилетия.

А немало других русских, эмигрировавших только что или в 1990-х гг., когда на их этнической родине жить стало тяжелее, первым делом отмежевались от России духовно. Если человек пренебрежительно или высоко­мерно относится к своему народу, знайте, духовно он не с ним. В духовном смысле он уже потерял родину, хотя территориально проживает в России и говорит на родном языке.

Таким образом, для того чтобы мы называли ту или иную группу людей этносом, необходимо выполнение следующих условий (этнообразующих факторов):

  • кровное родство — единство происхождения от общего предка;

  • устойчивая межпоколенная преемственность;

  • единство территории;

  • единство языка;

  • общность исторической судьбы;

  • общая культура и традиции;

  • общее самосознание (этническая идентификация).


2. Диаспоры и национальные меньшинства. Диаспоры об­разуются за счёт добровольного переселения (миграции), на­сильственного выселения, угрозы геноцида и иных социаль­ных факторов.

Диаспора — значительная часть этноса, живущая вне ; исторической родины.

Примером ненасильственного формирования диаспоры выступает русский этнос. Ни одному народу на свете не уда­лось изгнать русских с исторической родины — России. За­то русские добровольно и большими партиями покидали её начиная с XVII в. Крупнейшая в мире российская диаспора насчитывает 25—30 млн человек. В это число входят, во-первых, российские граждане, постоянно проживающие за рубежом. На учёте в консульских учреждениях сегодня состоят около 1,2 млн таких граждан. Однако это число вби­рает только 15—20% всех реально постоянно проживающих за рубежом. То есть число сограждан за рубежом составляет до 8—10 млн человек. Другая группа — это выходцы из Рос­сийской Федерации, чьи корни находятся в России. Ещё 10—15 лет назад назывались цифры 35—40 млн человек. Но часть из них за последние 15 лет вернулись в Россию. Феде­ральный закон 1999 г. «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» устанавливает, что «соотечественниками являются лица, родившиеся в од­ном государстве, проживающие либо проживавшие в нём и обладающие признаками общности языка, религии, куль­турного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии».

Еврейский этнос — это, пожалуй, самый «распылённый народ» в мире. Его диаспоры разбросаны по всему миру. Хотя некоторые диаспоры образовались добровольно, большинство случаев или, по крайней мере, самые известные следует отнести к насильственной миграции. Евреи почти две тысячи лет прожили за пределами своей этнической родины Палестины, откуда их в I в. н. э. выселил после вос­стания римский император Тит Веспасиан. Однако они не перестали быть евреями и вне Палестины, сохранили себя как этнос и смогли возродить еврейское национальное государство в середине XX в.

Диаспора — это начальный этап формирования нацио­нального меньшинства.

Под национальным меньшинством надо понимать от­дельную часть этноса, оказавшуюся за пределами прожива­ния его основной, главной части или за пределами одно­имённого государства. Национальные меньшинства также именуют этническими меньшинствами.

Этническое меньшинство подразумевает, что где-то существует одноимённое этническое большинство, т. е. основ­ная часть этого этноса.

В России меньшинствами являются, например, греки (так как есть страна, именуемая Греция), армяне, грузины, чехи, казахи, узбеки и т. д. В то же время русские являются этническим меньшинством, например, если они постоянно проживают в Венгрии, Германии, Франции, а после распада СССР стали этническим меньшинством во всех бывших рес­публиках СССР. Хотя в Казахстане их доля не так уж и ма­ла, в самом начале она составляла 37% и превышала долю казахов. Поэтому для такого случая был специально изобре­тён термин «иноэтничное большинство». Тем не менее каза­хи, численно уступавшие русским, были признаны титуль­ным этносом, а русские нет.

Титульный этнос — этническая группа, название которой совпадает с названием государства.

Изучение проблемы национальных меньшинств впервые было поставлено на научную основу в США, где белое насе­ление, составляющее большинство, натолкнулось на сопротивление, которое им оказывало чернокожее население страны, находившееся в численном меньшинстве.


3. Исторические типы этноса. К этносам причисляют только племена, народности и нации. Этнос на самом деле — до­вольно позднее историческое образование. Он возник не сра­зу, а только в эпоху верхнего палеолита.

Этносу, как уже говорилось, предшествовала другая гене­тическая цепочка: семья, род, клан. Все они немногочислен­ные, у них нет самостоятельной культуры, а главное — они входят в состав более крупного целого: вначале в состав пле­мени, а затем народности и нации. Кроме того, индивидуаль­ная семья или род насчитывают обычно до сотни лет, в то время как история этносов — более высокого и сложного типа социобиологической цепочки — продолжается тысячи лет.

Итак, существуют две социобиологические цепочки. Первая развивается от семьи к роду, а затем к племени. Вто­рая, более сложная и многочисленная, эволюционирует от племени к народности, а от неё к нации. Это уже сотни ты­сяч и миллионы людей. Только у второго типа общности мы обнаруживаем свой язык, территорию, название, психо­логию.

За период существования этноса меняются эпохи, возни­кают и распадаются государства, а сами этносы перемеща­ются по территории планеты.

Племя — исторически первая ступенька формирования этноса. Племена включают значительное число родов и кла­нов. Они обладают собственным языком или диалектом, тер­риторией, формальной организацией (вождь, племенной со­вет), общими церемониями. Их численность в разное время доходила до десятков тысяч человек.

Этот тип этнической организации свойствен родовому строю и просуществовал вплоть до его распада. Племени уже свойственны все основные признаки этноса, а именно терри­тория, язык, самосознание. Племя обладает общими особен­ностями культуры, воплощёнными в сложных и неповтори­мых ритуалах и обрядах, а также общими особенностями психологии и поведения.

В племенном самосознании особо важную роль играет представление об общности происхождения от какой-либо реальной или мифической личности, а иногда — от животно­го или даже растения. Тотемизм, фетишизм и анимизм, о ко­торых шла речь в параграфе о религии, суть порождение родоплеменного общества.

В эпоху распада родового строя и формирования клас­сового общества племена объединяются в союзы, на основе которых возникает новый исторический тип этноса — народность.

Народность — общность людей, исторически сложивша­яся в процессе разложения племенных отношений, осно­ванная на общности языка, территории и развивающейся экономической жизни и культуры.

Народности возникают в эпоху рабовладения и представ­ляют собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превы­шает племя; кровнородственные связи не охватывают всю народность.

Решающую роль в превращении союза племён в народ­ность играет государство. Оно объединяет обширные территории, устанавливая более тесную связь между людьми и эт­ническими группами.

4. Что такое нация. Нации более многочи­сленны, чем народности, и насчитывают десятки и сотни миллионов человек. На почве единых территорий, языка и экономики формируется единый национальный характер и психический склад. Возникает очень сильное чувство соли­дарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональ­ная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация уже сформировалась и борется за свой сувере­нитет.

Именно рыночная система и монопольные централизованные государства выступают основными причинами объединения разрозненных, но близких по культуре и этническим приз­накам групп населения в единое целое. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхожде­ния. У них не обязательно должен быть общий язык, рели­гия, но объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре.

Нация (племя, народ) — историческая общ­ность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, особенностей культуры и характера.

В зарубежной и отечественной литературе сложились две совершенно разные традиции в понимании нации:

этатистская (государство), прису­щая англо-романским странам;

  • этническая (народ), свойственная Германии и России.

В англо-романской трактовке понятием «нация» обозна­чаются все граждане государства независимо от этниче­ской принадлежности. Так, французом считается любой гражданин Франции независимо от этнической принад­лежности. То же самое можно сказать об американце, ка­надце.

Для того чтобы дать полный перечень характерных осо­бенностей нации, надо присоединить к списку признаков эт­носа следующие черты:

  • устойчивая государственность;

  • общность экономической жизни;

  • развитая социальная структура.

Сравнивая два перечня черт — этноса и нации, мы можем подметить такую закономерность: по мере того как этнос проходит эволюцию от племени и народности к нации, в нём убывают биологические черты и нарастают социально-поли­тические. Решающим для формирования наций называют XX в.

Знаете ли вы, что

В современном мире около 10 тыс. этносов и немногим более 200 государств.

Этноцентризм. В ходе межнационального взаимодей­ствия, особенно если оно длится долгие годы и проходит регулярно, обязательно возникают какие-то трения, конфликты, предубеждения и неприязнь. Это как бы издержки межэтнических отношений. Когда всё идёт хо­рошо, то о них не вспоминают. Но они превращаются в проблему, как только отношения обостряются. Причиной обострения часто выступает так называемый этноцен­тризм.

Этноцентризм — уверенность в превосходстве собствен­ной культуры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные.

Он тесно связан с другим явлением, именуемым ксенофо­бией.

Ксенофобия (от греч. хепох — чужой и рНоЬоз — страх, боязнь) — навязчивый страх перед незнакомыми лицами, чужими взглядами и обычаями.

Шовинизм — крайне агрессивная форма национализма, принимающая политическую направленность.

Шовинизм можно считать разновидностью ксенофобии и этноцентризма.

Этноцентризм порождает массу предрассудков в отноше­нии представителей других культур, служит основой воз­никновения враждебности к другим нациям и расам, вы­ступает причиной крупномасштабных конфликтов и войн. На индивидуальном уровне он создаёт ненужные затрудне­ния при обш;ении представителей разных культур и наро­дов.

Расовая и национальная нетерпимость представляет собой бытовую разновидность этноцентризма. Она не закреп­ляется законом страны, не поддерживается судебными и карательными органами, но возникает стихийно в массовом сознании и поведении людей.


Расовая дискриминация — систематическое ущемление прав этнической группы граждан по мотивам её национальности или расы.

При этом дискриминация может и не объявляться в каче­стве официальной политики государства, но тихо и незамет­но проводиться на бытовом уровне. В таком случае говорят, что это фактическая, а не юридическая дискриминация.

Крайними формами дискриминации являются: • апартеид (раздельное про­живание) представляет собой крайнюю форму расовой дискриминации. Он включает лишение определённых групп населения в зависимости от их расовой принад­лежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изо­ляции;

  • геноцид — действия, направленные на уничтожение какой-либо национальной, этнической группы людей;

  • рабство.

Формы этнического взаимодействия. Межнациональные отношения внутри и вне одного государства могут принимать формы: а) более или менее мирного сотрудничества; б) этниче­ского конфликта. Рассмотрим способы мирного сотрудниче­ства, которое тем не менее представляет собой скрытое куль­турное напряжение. Оно довольно многообразно.

Первый способ называется этническим смешиванием: разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате обра­зуют одну нацию. Происходит это обычно через межнацио­нальные браки. Таким путём сформировались латиноамери­канские народы: в одно целое здесь смешались традиции ис­панцев, португальцев, местных индейцев и привезённых из Африки рабов-негров.

Второй процесс — этническое поглощение, т. е. ассими­ляция, представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Когда мы слышим о сокраш;ении численности малых народов Севе­ра — чукчей или ненцев, то речь идёт именно об ассимиля­ции. Они растворяются в русском этносе практически без ос­татка. Тяжёлые условия труда и быта, низкий уровень жиз­ни, тяга молодёжи к крупным очагам культуры привели к запустению территории проживания малых народов.

Нигде в России не существует практики ограничения прав людей при поступлении на работу по языковому или нацио­нальному принципу. Никому из государственных служащих и работников коммерческих предприятий не надо сдавать эк­замены на знание русского или какого-либо другого языка народов Российской Федерации. Люди могут обращаться во все государственные инстанции страны, в том числе и самые высшие, с письмами на своём родном языке.


https://yandex.ru/video/search?text=лекция%20по%20обществознанию%20на%20тему%20этнос%20и%20этнические%20отношения&path=wizard&parent-reqid=1587315111829539-1816450210103711779014386-production-app-host-man-web-yp-171&filmId=13176523221859467211


https://yandex.ru/video/search?text=лекция%20по%20обществознанию%20на%20тему%20этнос%20и%20этнические%20отношения&path=wizard&parent-reqid=1587315111829539-1816450210103711779014386-production-app-host-man-web-yp-171&filmId=4315594449743054942


Вопросы:

1) Дайте определение понятию «этнос»;

2) Что относят к этническим общностям?

3) Что является отличительным признаком этноса?

4) Что объединяет людей в этнос?

5) Дайте определение понятию «диаспора»

Домашнее задание: написать краткий конспект, ответить письменно на вопросы.

Выполненное задание отправить на электронную почту salakhbekova91@mail.ru c указанием ФИО и номер группы.