Обществознание. Группа №2-1.
Преподаватель: Салахбекова Мадина Магомедовна.
20.04.2020г.
Раздел IV Социальная сфера общества.
Тема: Этнос и этнические отношения.
План:
1. Что такое этнос?
2. Диаспоры и национальные меньшинства;
3. Исторические типы этноса;
4. Что такое нация.
1. Что такое этнос. К этническим общностям, которые также называют кровнородственными, относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды. Иначе их именуют историческими формами этноса. Они объединяются на основе генетических связей и составляют эволюционную цепочку, а её началом является семья.
Этнос — исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией.
Семья — наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения и обшим ведением домашнего хозяйства (бабушка, дедушка, отец, мать, дети). Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы.
Клан — группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка.
Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Несколько кланов, объединившись, составляли племя.
Племя — этническая и социальная общность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и самоназванием.
На протяжении 3 тыс. лет основой социальной организации Китая выступал клан — территориальная группа, ведущая самостоятельное хозяйство, чьи представители носят одну фамилию, объединяются чувством родства и солидарности, а также взаимными правами и обязанностями, выполнение которых требовал не только обычай, но и закон. Члены одного клана заселяли часть деревни или отдельную деревню. В отличие от рода клан включает не только родственников по крови, но и по браку.
Итак, этносы существуют как устойчивые межпоколенные общности людей. Теперь мы имеем два признака этноса — быть кровнородственной группой и межпоколенной общностью. Первый — целиком биологический, второй уже с серьёзной долей социальных факторов. У этноса двойственная природа — биологическая и социальная.
В отличие от него классы, сословия и профессии — чисто исторические и социальные группы. Этим этнос и выделяется во всём множестве социальных групп, образующих социальный состав населения. Если профессию или класс вы можете выбрать добровольно, то национальность вы не выбираете. Её вы наследуете от родителей. Правда, нередко родители разнонациональные, тогда ребёнок вправе выбрать одну или другую национальность. Здесь уже есть признак добровольности. Значит, национальность — смешанный статус.
Людей объединяет в единый этнический организм, скажем нацию, древнее происхождение от общего предка, но также общность исторической судьбы, общие традиции, культура, особенности быта. Список общих черт этноса надо продолжить, добавив два очень важных фактора — общность территории и общность языка.
Язык — отличительный признак этноса. Обычно один этнос — один язык. Однако нередко на одном языке могут говорить несколько народов. Например, почти всё население Латинской Америки говорит на испанском языке, хотя это разные народы: чилийцы, аргентинцы, мексиканцы и т.д. На английском языке говорят не только англичане, но и англоканадцы, и американцы, и австралийцы, и некоторые другие народы.
Этносы формируются на определённой территории, а позднее могут переселиться в другое место или освоить новые территории. Этносы формируют общий язык. Со временем он обогащается новыми словами, расширяется, видоизменяется, но суть остаётся прежней. Территория и язык как бы намертво припаяны к этносу.
Связь между этносом и территорией очень тесная. То же самое можно сказать об обычаях, традициях, особенностях культуры, быта. Каждый народ имеет только ему присущие ритуалы, обряды, что отличает его от другого народа.
Не меньшую роль играет ещё один признак общего — не территория или язык, а этническое самосознание. Надо чувствовать свою принадлежность к своему народу и его исторической судьбе, только тогда ты сохранишь в себе его традиции и ценности.
Духовное отождествление себя со своим этносом (учёные называют это этнической идентификацией) — посильнее территориального или языкового. Русские, осевшие после Октябрьской революции во Франции или в Америке, почти забывшие свой язык, часто с гордостью именуют себя русскими. Они остались русскими по крови и по духу. Они чувствуют духовное родство с великой нацией, хотя прошли целые десятилетия.
А немало других русских, эмигрировавших только что или в 1990-х гг., когда на их этнической родине жить стало тяжелее, первым делом отмежевались от России духовно. Если человек пренебрежительно или высокомерно относится к своему народу, знайте, духовно он не с ним. В духовном смысле он уже потерял родину, хотя территориально проживает в России и говорит на родном языке.
Таким образом, для того чтобы мы называли ту или иную группу людей этносом, необходимо выполнение следующих условий (этнообразующих факторов):
кровное родство — единство происхождения от общего предка;
устойчивая межпоколенная преемственность;
единство территории;
единство языка;
общность исторической судьбы;
общая культура и традиции;
общее самосознание (этническая идентификация).
2. Диаспоры и национальные меньшинства. Диаспоры образуются за счёт добровольного переселения (миграции), насильственного выселения, угрозы геноцида и иных социальных факторов.
Диаспора — значительная часть этноса, живущая вне ; исторической родины.
Примером ненасильственного формирования диаспоры выступает русский этнос. Ни одному народу на свете не удалось изгнать русских с исторической родины — России. Зато русские добровольно и большими партиями покидали её начиная с XVII в. Крупнейшая в мире российская диаспора насчитывает 25—30 млн человек. В это число входят, во-первых, российские граждане, постоянно проживающие за рубежом. На учёте в консульских учреждениях сегодня состоят около 1,2 млн таких граждан. Однако это число вбирает только 15—20% всех реально постоянно проживающих за рубежом. То есть число сограждан за рубежом составляет до 8—10 млн человек. Другая группа — это выходцы из Российской Федерации, чьи корни находятся в России. Ещё 10—15 лет назад назывались цифры 35—40 млн человек. Но часть из них за последние 15 лет вернулись в Россию. Федеральный закон 1999 г. «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» устанавливает, что «соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нём и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии».
Еврейский этнос — это, пожалуй, самый «распылённый народ» в мире. Его диаспоры разбросаны по всему миру. Хотя некоторые диаспоры образовались добровольно, большинство случаев или, по крайней мере, самые известные следует отнести к насильственной миграции. Евреи почти две тысячи лет прожили за пределами своей этнической родины Палестины, откуда их в I в. н. э. выселил после восстания римский император Тит Веспасиан. Однако они не перестали быть евреями и вне Палестины, сохранили себя как этнос и смогли возродить еврейское национальное государство в середине XX в.
Диаспора — это начальный этап формирования национального меньшинства.
Под национальным меньшинством надо понимать отдельную часть этноса, оказавшуюся за пределами проживания его основной, главной части или за пределами одноимённого государства. Национальные меньшинства также именуют этническими меньшинствами.
Этническое меньшинство подразумевает, что где-то существует одноимённое этническое большинство, т. е. основная часть этого этноса.
В России меньшинствами являются, например, греки (так как есть страна, именуемая Греция), армяне, грузины, чехи, казахи, узбеки и т. д. В то же время русские являются этническим меньшинством, например, если они постоянно проживают в Венгрии, Германии, Франции, а после распада СССР стали этническим меньшинством во всех бывших республиках СССР. Хотя в Казахстане их доля не так уж и мала, в самом начале она составляла 37% и превышала долю казахов. Поэтому для такого случая был специально изобретён термин «иноэтничное большинство». Тем не менее казахи, численно уступавшие русским, были признаны титульным этносом, а русские нет.
Титульный этнос — этническая группа, название которой совпадает с названием государства.
Изучение проблемы национальных меньшинств впервые было поставлено на научную основу в США, где белое население, составляющее большинство, натолкнулось на сопротивление, которое им оказывало чернокожее население страны, находившееся в численном меньшинстве.
3. Исторические типы этноса. К этносам причисляют только племена, народности и нации. Этнос на самом деле — довольно позднее историческое образование. Он возник не сразу, а только в эпоху верхнего палеолита.
Этносу, как уже говорилось, предшествовала другая генетическая цепочка: семья, род, клан. Все они немногочисленные, у них нет самостоятельной культуры, а главное — они входят в состав более крупного целого: вначале в состав племени, а затем народности и нации. Кроме того, индивидуальная семья или род насчитывают обычно до сотни лет, в то время как история этносов — более высокого и сложного типа социобиологической цепочки — продолжается тысячи лет.
Итак, существуют две социобиологические цепочки. Первая развивается от семьи к роду, а затем к племени. Вторая, более сложная и многочисленная, эволюционирует от племени к народности, а от неё к нации. Это уже сотни тысяч и миллионы людей. Только у второго типа общности мы обнаруживаем свой язык, территорию, название, психологию.
За период существования этноса меняются эпохи, возникают и распадаются государства, а сами этносы перемещаются по территории планеты.
Племя — исторически первая ступенька формирования этноса. Племена включают значительное число родов и кланов. Они обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями. Их численность в разное время доходила до десятков тысяч человек.
Этот тип этнической организации свойствен родовому строю и просуществовал вплоть до его распада. Племени уже свойственны все основные признаки этноса, а именно территория, язык, самосознание. Племя обладает общими особенностями культуры, воплощёнными в сложных и неповторимых ритуалах и обрядах, а также общими особенностями психологии и поведения.
В племенном самосознании особо важную роль играет представление об общности происхождения от какой-либо реальной или мифической личности, а иногда — от животного или даже растения. Тотемизм, фетишизм и анимизм, о которых шла речь в параграфе о религии, суть порождение родоплеменного общества.
В эпоху распада родового строя и формирования классового общества племена объединяются в союзы, на основе которых возникает новый исторический тип этноса — народность.
Народность — общность людей, исторически сложившаяся в процессе разложения племенных отношений, основанная на общности языка, территории и развивающейся экономической жизни и культуры.
Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя; кровнородственные связи не охватывают всю народность.
Решающую роль в превращении союза племён в народность играет государство. Оно объединяет обширные территории, устанавливая более тесную связь между людьми и этническими группами.
4. Что такое нация. Нации более многочисленны, чем народности, и насчитывают десятки и сотни миллионов человек. На почве единых территорий, языка и экономики формируется единый национальный характер и психический склад. Возникает очень сильное чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация уже сформировалась и борется за свой суверенитет.
Именно рыночная система и монопольные централизованные государства выступают основными причинами объединения разрозненных, но близких по культуре и этническим признакам групп населения в единое целое. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия, но объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре.
Нация (племя, народ) — историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, особенностей культуры и характера.
В зарубежной и отечественной литературе сложились две совершенно разные традиции в понимании нации:
• этатистская (государство), присущая англо-романским странам;
этническая (народ), свойственная Германии и России.
В англо-романской трактовке понятием «нация» обозначаются все граждане государства независимо от этнической принадлежности. Так, французом считается любой гражданин Франции независимо от этнической принадлежности. То же самое можно сказать об американце, канадце.
Для того чтобы дать полный перечень характерных особенностей нации, надо присоединить к списку признаков этноса следующие черты:
устойчивая государственность;
общность экономической жизни;
развитая социальная структура.
Сравнивая два перечня черт — этноса и нации, мы можем подметить такую закономерность: по мере того как этнос проходит эволюцию от племени и народности к нации, в нём убывают биологические черты и нарастают социально-политические. Решающим для формирования наций называют XX в.
Знаете ли вы, что
В современном мире около 10 тыс. этносов и немногим более 200 государств.
Этноцентризм. В ходе межнационального взаимодействия, особенно если оно длится долгие годы и проходит регулярно, обязательно возникают какие-то трения, конфликты, предубеждения и неприязнь. Это как бы издержки межэтнических отношений. Когда всё идёт хорошо, то о них не вспоминают. Но они превращаются в проблему, как только отношения обостряются. Причиной обострения часто выступает так называемый этноцентризм.
Этноцентризм — уверенность в превосходстве собственной культуры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные.
Он тесно связан с другим явлением, именуемым ксенофобией.
Ксенофобия (от греч. хепох — чужой и рНоЬоз — страх, боязнь) — навязчивый страх перед незнакомыми лицами, чужими взглядами и обычаями.
Шовинизм — крайне агрессивная форма национализма, принимающая политическую направленность.
Шовинизм можно считать разновидностью ксенофобии и этноцентризма.
Этноцентризм порождает массу предрассудков в отношении представителей других культур, служит основой возникновения враждебности к другим нациям и расам, выступает причиной крупномасштабных конфликтов и войн. На индивидуальном уровне он создаёт ненужные затруднения при обш;ении представителей разных культур и народов.
Расовая и национальная нетерпимость представляет собой бытовую разновидность этноцентризма. Она не закрепляется законом страны, не поддерживается судебными и карательными органами, но возникает стихийно в массовом сознании и поведении людей.
Расовая дискриминация — систематическое ущемление прав этнической группы граждан по мотивам её национальности или расы.
При этом дискриминация может и не объявляться в качестве официальной политики государства, но тихо и незаметно проводиться на бытовом уровне. В таком случае говорят, что это фактическая, а не юридическая дискриминация.
Крайними формами дискриминации являются: • апартеид (раздельное проживание) представляет собой крайнюю форму расовой дискриминации. Он включает лишение определённых групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции;
геноцид — действия, направленные на уничтожение какой-либо национальной, этнической группы людей;
рабство.
Формы этнического взаимодействия. Межнациональные отношения внутри и вне одного государства могут принимать формы: а) более или менее мирного сотрудничества; б) этнического конфликта. Рассмотрим способы мирного сотрудничества, которое тем не менее представляет собой скрытое культурное напряжение. Оно довольно многообразно.
Первый способ называется этническим смешиванием: разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки. Таким путём сформировались латиноамериканские народы: в одно целое здесь смешались традиции испанцев, португальцев, местных индейцев и привезённых из Африки рабов-негров.
Второй процесс — этническое поглощение, т. е. ассимиляция, представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Когда мы слышим о сокраш;ении численности малых народов Севера — чукчей или ненцев, то речь идёт именно об ассимиляции. Они растворяются в русском этносе практически без остатка. Тяжёлые условия труда и быта, низкий уровень жизни, тяга молодёжи к крупным очагам культуры привели к запустению территории проживания малых народов.
Нигде в России не существует практики ограничения прав людей при поступлении на работу по языковому или национальному принципу. Никому из государственных служащих и работников коммерческих предприятий не надо сдавать экзамены на знание русского или какого-либо другого языка народов Российской Федерации. Люди могут обращаться во все государственные инстанции страны, в том числе и самые высшие, с письмами на своём родном языке.
https://yandex.ru/video/search?text=лекция%20по%20обществознанию%20на%20тему%20этнос%20и%20этнические%20отношения&path=wizard&parent-reqid=1587315111829539-1816450210103711779014386-production-app-host-man-web-yp-171&filmId=13176523221859467211
https://yandex.ru/video/search?text=лекция%20по%20обществознанию%20на%20тему%20этнос%20и%20этнические%20отношения&path=wizard&parent-reqid=1587315111829539-1816450210103711779014386-production-app-host-man-web-yp-171&filmId=4315594449743054942
Вопросы:
1) Дайте определение понятию «этнос»;
2) Что относят к этническим общностям?
3) Что является отличительным признаком этноса?
4) Что объединяет людей в этнос?
5) Дайте определение понятию «диаспора»
Домашнее задание: написать краткий конспект, ответить письменно на вопросы.
Выполненное задание отправить на электронную почту salakhbekova91@mail.ru c указанием ФИО и номер группы.