СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общие основы методики музыкального развития дошкольников. Определение цели и задач музыкального развития дошкольников

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации даётся определение целей и задач музыкального развития дошкольников. .

Просмотр содержимого документа
«Общие основы методики музыкального развития дошкольников. Определение цели и задач музыкального развития дошкольников»

Общие основы методики музыкального развития дошкольников  Определение целей и задач музыкального развития дошкольников   Подготовила: Дорохина Л.А., преподаватель Бутурлиновского филиала ГБПОУ ВО «ГПК»

Общие основы методики музыкального развития дошкольников Определение целей и задач музыкального развития дошкольников

Подготовила: Дорохина Л.А., преподаватель Бутурлиновского филиала ГБПОУ ВО «ГПК»

Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка. Приобщение детей к музыкальному искусству с ранних лет жизни, в дошкольном возрасте закладывает основы музыкальной культуры личности, музыкально-эстетического сознания, музыкально-творческих способностей, что оказывает влияние на последующее развитие и её духовное становление
  • Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка.
  • Приобщение детей к музыкальному искусству с ранних лет жизни, в дошкольном возрасте закладывает основы музыкальной культуры личности, музыкально-эстетического сознания, музыкально-творческих способностей, что оказывает влияние на последующее развитие и её духовное становление
Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Поэтому созданы программы для обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающие единый процесс социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей. Предлагаемые новые издания программ по музыкально-эстетическому воспитанию детей осуществлены с учетом современной ситуации развития системы дошкольного образования и особенностей дошкольного детства начала XXI века.
  • Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Поэтому созданы программы для обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающие единый процесс социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей. Предлагаемые новые издания программ по музыкально-эстетическому воспитанию детей осуществлены с учетом современной ситуации развития системы дошкольного образования и особенностей дошкольного детства начала XXI века.
Музыкальное занятие –основная форма организации музыкальной деятельности, в которой осуществляется обучение детей, развитие их музыкальных способностей, формируются основы музыкальной и общей культуры. Занятия предполагают активное взаимодействие педагога и детей. Задачи , стоящие перед педагогом на музыкальном занятии: вызвать интерес к музыке и музыкальной деятельности; обогатить чувства ребенка; развивать эмоциональную отзывчивость на музыку; приступить к формированию знаний, умений и навыков.
  • Музыкальное занятие –основная форма организации музыкальной деятельности, в которой осуществляется обучение детей, развитие их музыкальных способностей, формируются основы музыкальной и общей культуры. Занятия предполагают активное взаимодействие педагога и детей.
  • Задачи , стоящие перед педагогом на музыкальном занятии:
  • вызвать интерес к музыке и музыкальной деятельности;
  • обогатить чувства ребенка;
  • развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;
  • приступить к формированию знаний, умений и навыков.
Воспитательное значение занятий Основная форма образовательной работы с детьми — музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, формирование музыкальных способностей каждого ребенка.  Готовит музыкальное занятие музыкальный руководитель, а проводится оно в содружестве музыкального руководителя и воспитателя.

Воспитательное значение занятий

  • Основная форма образовательной работы с детьми — музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, формирование музыкальных способностей каждого ребенка.
  • Готовит музыкальное занятие музыкальный руководитель, а проводится оно в содружестве музыкального руководителя и воспитателя.
Музыкальные занятия - это художественно-педагогический процесс, способствующий развитию музыкальности ребенка, формированию его личности и освоению действительности через музыкальные образы. Благодаря целенаправленному обучению знания, усваиваемые детьми, систематизируются и углубляются, расширяется их общий и музыкальный кругозор, формируются творческие способности.  Музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма, что способствует подготовке к обучению в школе. На них осуществляется планомерное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
  • Музыкальные занятия - это художественно-педагогический процесс, способствующий развитию музыкальности ребенка, формированию его личности и освоению действительности через музыкальные образы.
  • Благодаря целенаправленному обучению знания, усваиваемые детьми, систематизируются и углубляются, расширяется их общий и музыкальный кругозор, формируются творческие способности.
  • Музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма, что способствует подготовке к обучению в школе. На них осуществляется планомерное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
цель музыкального воспитания Основная цель музыкального воспитания в детском саду - подготовка к школе эстетически воспитанного и развитого ребенка, умеющего эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения, проникаться его настроением, мыслями, чувствами.

цель музыкального воспитания

  • Основная цель музыкального воспитания в детском саду - подготовка к школе эстетически воспитанного и развитого ребенка, умеющего эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения, проникаться его настроением, мыслями, чувствами.
Задачи музыкального воспитания Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

Задачи музыкального воспитания

  • Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
  • Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
  • Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.
Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям. Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего, в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок.
  • Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
  • Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
  • Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего, в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок.
Проблема определения целей и задач музыкального образования (воспитания, обучения) и развития детей в различные исторические периоды имела различное решение. Так, до недавнего времени цель следовала из социального заказа, идеологии и состояла в воспитании всесторонне развитой личности, ядром которой являлись коммуни­стические идеалы, мораль и пр. Музыка здесь не осознавалась как ценность, являясь лишь средством формирования нужного для государства человека. Иной подход к определению целей связан с изучением музыкального искусства, с приоритетом дидактических целей: музыкальное знание важно само по себе, избегаются социальные, политические установки. Музыкальное произведение — объект анализа, его образно-эмоциональная природа уходит на второй план.
  • Проблема определения целей и задач музыкального образования (воспитания, обучения) и развития детей в различные исторические периоды имела различное решение. Так, до недавнего времени цель следовала из социального заказа, идеологии и состояла в воспитании всесторонне развитой личности, ядром которой являлись коммуни­стические идеалы, мораль и пр. Музыка здесь не осознавалась как ценность, являясь лишь средством формирования нужного для государства человека.
  • Иной подход к определению целей связан с изучением музыкального искусства, с приоритетом дидактических целей: музыкальное знание важно само по себе, избегаются социальные, политические установки. Музыкальное произведение — объект анализа, его образно-эмоциональная природа уходит на второй план.
В основе третьего варианта решения этой проблемы — гуманитарные ценности — понимание самоценности человека и самоценности музыкального искусства, что обусловливает направленность музыкального образования на создание условий для художественного общения с произведением, для сотворчества и диалога. Музыкальное произведение, соответственно, выполняет различные роли:  как внешнее средство для формирования нужных качеств ребенка;  как цель изучения и (научения) анализа;
  • В основе третьего варианта решения этой проблемы — гуманитарные ценности — понимание самоценности человека и самоценности музыкального искусства, что обусловливает направленность музыкального образования на создание условий для художественного общения с произведением, для сотворчества и диалога.
  • Музыкальное произведение, соответственно, выполняет различные роли:
  • как внешнее средство для формирования нужных качеств ребенка;
  • как цель изучения и (научения) анализа;
как Заслуженный Собеседник (А. А. Ухтомский) — некое «явление в мире» (Б. В. Асафьев), с которым можно общаться диалогически, переживать его жизнь и проживать свою жизнь в нем. Заданная триада соответствует следующим образам ребенка, которые прослеживаются в истории (Л. Стоун):  ребенок как «чистая доска» (утилитарные цели воспитания, его средства);  как объект манипуляции («мешок для программ», по словам Ш. Амонашвили, «сосуд, который нужно наполнить»);  «у ребенка есть всё», задача педагога сводится к педагогической поддержке и сопровождению развития, созданию условий для актуализации, проявления того, что заложено в ребенке.
  • как Заслуженный Собеседник (А. А. Ухтомский) — некое «явление в мире» (Б. В. Асафьев), с которым можно общаться диалогически, переживать его жизнь и проживать свою жизнь в нем.
  • Заданная триада соответствует следующим образам ребенка, которые прослеживаются в истории (Л. Стоун):
  • ребенок как «чистая доска» (утилитарные цели воспитания, его средства);
  • как объект манипуляции («мешок для программ», по словам Ш. Амонашвили, «сосуд, который нужно наполнить»);
  • «у ребенка есть всё», задача педагога сводится к педагогической поддержке и сопровождению развития, созданию условий для актуализации, проявления того, что заложено в ребенке.
Источники для постановки педагогиче­ских целей социальный заказ как объективные тенденции развития обще­ства и сознательно выражаемые образовательные запросы граждан; ребенок как субъект детства, имеющий самоценность, потребности его развития;  культура и человек как ее творец и творение. Помимо этих источников, современные исследователи называют образовательные запросы родителей; воспитателя как носителя человеческой сущности, который является не только исполнителем «фирменных» методик, но и их соавтором, определяющим цели и содержание педагогического процесса.

Источники для постановки педагогиче­ских целей

  • социальный заказ как объективные тенденции развития обще­ства и сознательно выражаемые образовательные запросы граждан;
  • ребенок как субъект детства, имеющий самоценность, потребности его развития;
  • культура и человек как ее творец и творение.
  • Помимо этих источников, современные исследователи называют образовательные запросы родителей; воспитателя как носителя человеческой сущности, который является не только исполнителем «фирменных» методик, но и их соавтором, определяющим цели и содержание педагогического процесса.
Цели музыкального воспитания развитие музыкальности ребенка: эмоциональной отзывчивости на музыку; его музыкальных способностей; формирование основ музыкальной культуры: развитие музыкально-эстетического сознания (эстетическая потребность, интерес к музыке; эстетические эмоции, переживания, чувства; эстетическая оценка, вкус); музыкального опыта; музыкальной грамотности; креативности ребенка.

Цели музыкального воспитания

  • развитие музыкальности ребенка:
  • эмоциональной отзывчивости на музыку; его музыкальных способностей;
  • формирование основ музыкальной культуры:
  • развитие музыкально-эстетического сознания (эстетическая потребность, интерес к музыке; эстетические эмоции, переживания, чувства; эстетическая оценка, вкус); музыкального опыта; музыкальной грамотности; креативности ребенка.
Достижение этих целей возможно только через решение задач, связанных с созданием благоприятных педагогических условий для «одухотворения музыкой» (Л. В. Горюнова), для становления его субъектом музыкальной деятельности, для раскрытия индивидуальности ребенка. Постановка этих целей следует из российской реформы образования 90-х годов XX в., в основу которой положены принципы гуманистической философии, психологии и педагогики: признание самоценности каждого возрастного периода, уважение личности ребенка; создание условий для его развития.
  • Достижение этих целей возможно только через решение задач, связанных с созданием благоприятных педагогических условий для «одухотворения музыкой» (Л. В. Горюнова), для становления его субъектом музыкальной деятельности, для раскрытия индивидуальности ребенка.
  • Постановка этих целей следует из российской реформы образования 90-х годов XX в., в основу которой положены принципы гуманистической философии, психологии и педагогики:
  • признание самоценности каждого возрастного периода, уважение личности ребенка;
  • создание условий для его развития.
Поэтому «наполнительная» модель образования, где ребенок — «сосуд, который нужно наполнить», сменяется развивающей моделью, в которой, продолжая древний афоризм, ребенок становится «факелом, который нужно зажечь».  
  • Поэтому «наполнительная» модель образования, где ребенок — «сосуд, который нужно наполнить», сменяется развивающей моделью, в которой, продолжая древний афоризм, ребенок становится «факелом, который нужно зажечь».