Поурочный план внеурочной деятельности по биологии в 8 классе.
Тема: Общие признаки насекомых. Внешнее строение и образ жизни насекомых.
Тип урока: Изучение нового материала
Цели урока:
Образовательные:
Познакомить учащихся с темой «Насекомые»; повторить отличительные признаки насекомых; дать представление о растительноядных, хищных и всеядных насекомых;
Развивающие:
Уметь анализировать и обобщать; развивать в учащихся познавательную активность, интерес к биологии;
Воспитательные:
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к насекомым.
Оборудование: учебник; хрестоматия; тетрадь для самостоятельной работы; фотографии, рисунки с изображением насекомых, загадки; схема «Насекомые»; карточки с представленными заданиями.
Формы и методы урока: Беседа- диалог
Этапы урока
Организационный момент
Здравствуйте , дети! Давайте настроимся на работу, а в начале – улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость и дачу.
Ребята, каким вы хотите видеть наш урок?
-Веселым
-Интересным
-Познавательным
-Хотим узнать что-то новое.
II. Целеполагание и мотивация.
Сегодня мы отправимся с вами на лесную полянку. Послушайте стихотворение « В лесу на опушке»
Н. Саксонской.
А разве можно представить лесную полянку без насекомых?
Работа в группе.
(Формирует две группы, раздает учащимся карточки с загадками)
Отгадайте загадки.
Сначала ползет,
Червяком живет,
Потом умирает,
Сучком засыпает,
Затем оживает,
Как птичка летает.
(Бабочка)
Спинка в веснушках,
Ах, как неловко!
И покраснела.
(Божья коровка)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком
( Пчела)
На ромашку у ворот
Опустился вертолет-
Золотистые глаза.
Кто же это?
(Стрекоза)
– О каких животных здесь говорится? К какой группе животных можно отнести стрекозу, кузнечика, мотылька?
– Кого из этих животных вы наблюдали в природе?
– Подумайте: почему их можно назвать непоседами?
III. Актуализация.
– Скажите, как будет называться тема нашего урока? Чему мы будем сегодня учиться на уроке?
IV. Первичное усвоение материала.
Рассказ учителя. ( Показ иллюстраций насекомых)
Насекомые – самая многочисленная группа животных. Это и красивые бабочки, и неприметные труженики муравьи, и разные жуки, и такие надоедливые летом мухи и комары.
Большинство насекомых питаются растениями, но есть среди них и хищники. Например, стрекоза охотится на комаров и мошек. Обитают насекомые в воздухе, воде, почве.
Среди насекомых много жуков. Жуки быстро бегают, могут летать. Среди них есть листоеды, короеды и хищники. Например, красотел пахучий спасает лес от разных гусениц. Божья коровка помогает огородникам спасать растения от тли. Некоторые жуки питаются остатками погибших растений и животных. Их называют «санитарами».
В наших лесах можно встретить крупного жука-оленя. Его длина вместе с «рогами» бывает восемь сантиметров. Дубовый усач знаменит своими длинными усами. Жук-носорог защищает свои владения большим «рогом». Жук-голиаф обитает в Африке. Его длина достигает 11 сантиметров. Один из самых крупных жуков – жук-геркулес. Его длина бывает до 18 сантиметров, причём половина приходится на его «рог». Обитает этот жук в Южной Америке.
V. Осознание и осмысление учебной деятельности.
– Рассмотрите, чем похожи и чем отличаются изображённые на рисунках жуки.
Бабочки – очень красивые насекомые. Их крылья покрыты разноцветными чешуйками. Питаются бабочки нектаром цветков, который добывают своим длинным хоботком.
Осенью одни бабочки улетают зимовать в далёкие тёплые края, другие засыпают до весны. Некоторые большие бабочки стали редкими. Их надо знать и оберегать.
Махаон – самая большая (до 16 см) и самая красивая бабочка, обитающая в России. Занесена в Красную книгу.
махаон
VI. Первичное закрепление учебного материала
Работа по учебнику.
- Рассмотрите рисунки медведки, тли, водомерки и плавунца в учебнике.
– Назовите отличительные признаки насекомых.
– Рассмотрите головы насекомых. Что имеют все насекомые на голове?
– Чем же питаются насекомые?
– Рассмотрите рисунок в учебнике и составьте рассказ о питании стрекозы, комара, шмеля, муравья, бабочки, божьей коровки, тли.
– У жука-плавунца есть крылья. По вечерам эти жуки иногда пускаются в полет, переселяясь из одного водоема в другой.
– У взрослых медведок также есть две пары крыльев. Медведки летают очень тяжело, и прибегают к полету обыкновенно только самцы, отыскивая самок.
– В середине лета среди бескрылых тлей появляются крылатые самки, которые при помощи ветра переселяются на новые, еще не поврежденные растения.
– Муравьи, которые тянут гусеницу (рисунок в учебнике), – бескрылые, рабочие муравьи. Но иногда возле муравейника удается увидеть летающих муравьев – это в солнечный день совершают полет молодые самки и самцы. Самцы после полета погибают, самки, спустившись на землю, отрывают у себя крылья, возвращаются в гнездо и в течение нескольких лет занимаются откладыванием яичек.
В лесу мурашки-муравьи
Живут своим трудом,
У них обычаи свои
И муравейник-дом.
Миролюбивые жильцы
Без дела не сидят:
С утра на пост бегут бойцы,
А няньки – в детский сад.
Рабочий муравей спешит
Тропинкой трудовой,
С утра до вечера шуршит
В траве и под листвой.
С. Михалков
– Что нового вы узнали из текста? Как объяснить, что бабочка-адмирал, перед тем как пить березовый сок, обязательно «наступает» на него ногами
– Рассмотрите рисунок в хрестоматии. Назовите изображенных насекомых. Чем удивительны эти насекомые?
– Почему садоводы считают хищных жужелиц своими друзьями?
– Жужелицы – это хищные насекомые. У них мощные челюсти и длинные ноги. Днем они сидят в укрытиях – ямках под поваленными деревьями или под камнями. А с наступлением темноты выходят на охоту. Жужелицы ищут добычу всю ночь, пробегая иногда по два километра. Охотятся они на гусениц, слизней, улиток. За одну ночь жужелица может съесть полтора десятка гусениц, до десятка слизней, очищая сады и леса от вредителей.
Учащиеся по учебнику рассматривают насекомых, делают вывод.
(Три части тела – голова, грудь, брюшко. Наличие трёх пар ног.)
(У всех насекомых на голове есть пара усиков.)
Формируется две группы.
Учащиеся рассматривают рисунок. Составляют рассказ о питании насекомых
1 гр.- стрекоза, комар, шмель.
2 гр.- муравьи, бабочки, божьи коровки.
Учащиеся составляют схему , затем проверяют правильно ли выполнили задание.
(Только растительной пищей, частями растений.)
(Они охотятся на других насекомых или мелких животных.)
(Они питаются как растениями, так и животными.)
Учащиеся приводят примеры:
Например, гусеницы бабочки капустной белянки поедают листья капусты. Колорадский жук вредит посевам картофеля.
Гусеница яблонной плодожорки повреждает плоды яблони. Луковая муха и морковная муха снижают урожай овощных растений. Они все считаются вредными по отношению к хозяйственной деятельности человека. Но для природы нет полезных и вредных животных. Каждое из них тесно связано с другими растениями и животными и необходимо для их жизни.
Подготовленные учащиеся рассказывают о насекомых.
– Медведки обитают в поймах рек, однако их можно встретить на огородах и в садах.
Плавунцы живут в стоячих водоемах, иногда в массе встречаются в природных канавах, ручьях с медленным течением, в торфяных ямах, заполненных водой.
Водомерки обитают повсюду, где есть стоячая вода. Они скользят по поверхности водоема, напоминая своими движениями конькобежцев. Легкость и проворство движений дают возможность водомеркам ускользать от опасности и нападать на мелких насекомых, которых они высасывают с помощью своего колющего хоботка.
Учащиеся читают рассказ «Чем удивительны насекомые?».
(На ноге у нее находится орган вкуса.)
(Стрекоза, муха, шмель, кузнечик, божья коровка, бабочка.)
Учащиеся читают рассказы «Что в меню у насекомых?» и «Что будет, если исчезнут насекомые?».
(Жужелицы поедают мелких гусениц и слизней, которые вредят культурным растениям.)
(Таракан, жук-олень, комар, жужелица.)
(У насекомых тело состоит из головы, груди, брюшка. У них 3 пары ног и 1 пара усиков.)
Учащиеся выполняют работу по карточкам . Проверяют друг у друга.
VII. Информация о домашнем задании.
с. 9–11, отвечать на вопросы
VIII. Рефлексия (подведение итогов урока)
1.Организует анализ полученного результата с точки зрения требования задач:
– Какую роль выполняют насекомые?
– Какие экологические правила мы должны выполнять?
– Что произойдет, если исчезнут все насекомые?
– Назовите признаки насекомых.
– Назовите группы насекомых по способу питания.
- остались ли какие-то вопросы?
2. помогает учащимся оценить свой уровень полученных знаний: -Попробуйте сформировать каков ваш результат работы на уроке:
З - Я узнал для себя что-то новое;
У- Я умею находить и различать отличительные признаки насекомых.
? - У меня остались еще вопросы.
Учащиеся отвечают на вопросы викторины.