учитель-дефектолог: Пашкова А.В.
Общие рекомендации для педагогов и родителей
по развитию и стабилизации эмоционально
волевой сферы у детей с ограниченными возможностями
В современном обществе человек с ограниченными возможностями рассматривается не только как объект социально-педагогической помощи и поддержки, но и как активный субъект социума, который, в свою очередь, создаёт условия для успешной интеграции ребёнка с особыми потребностями в общество и предоставляет возможности для раскрытия потенциала личности и самореализации.
В результате проведения различных диагностик, обследований и научных исследований установлено, что особое значение в семейном воспитании и дефектологическом, психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ имеет развитие эмоциональной сферы.
Развитие эмоционально-волевой сферы, выполняющей функцию регуляции жизнедеятельности, является важнейшим аспектом формирования личности. Проблема развития эмоциональности у детей с ОВЗ актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом.
Поскольку основополагающее влияние на развитие ребенка оказывает семья, важно, чтобы и родители в ежедневном взаимодействии с ребёнком целенаправленно уделяли внимание гармоничному развитию эмоционально-волевых качеств личности.
Опираясь на свой личный опыт, могу сказать, что многие дети не умеют даже улыбаться. А ведь у детей с угнетенной эмоциональной сферой процесс социализации проходит довольно трудно, им сложно усвоить правила поведения в обществе, и это может привести к негативным последствиям.
Зная характерные поведенческие особенности развития эмоционально-волевой сферы детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, мы (специалисты, учителя, родители) должны учитывать их при воспитании и обучении. Наиболее благоприятной для развития ребёнка является социальная ситуация, в которой его учат понимать и дифференцировать собственные и чужие эмоции, создают условия для формирования коммуникативного поведения в процессе эмоционально-положительного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, формируют позитивное самоотношение и уверенность в себе.
Общие рекомендации для педагогов и родителей
по развитию и стабилизации эмоционально
волевой сферы у детей с ограниченными возможностями
Организация четкого режима питания, сна, прогулок на свежем воздухе.
Поддержание здоровья, реализация комплекса мер, направленных на укрепление нервной системы ребенка, разработанных в сотрудничестве с врачом педиатром и детским неврологом.
Ограничение времени просмотра телевизора, пользования гаджетами, шумных и активных игр.
Учет повышенной утомляемости ребенка. Ограничение времени посещения мероприятий, требующих длительного контроля над своим поведением либо, напротив, эмоционально насыщенных, активных, шумных. Сохранение спокойного, доброжелательного, терпеливого отношения к ребёнку в период раздражительности и капризов на фоне истощения.
Учет повышенной возбудимости и импульсивности ребенка. Установление разумных и понятных ребенку границ и правил. Сохранение доброжелательности и твердости при установлении запретов и нормализации состояния ребенка при аффективных вспышках.
Создание спокойной, благоприятной атмосферы в семье. Исключение ссор в присутствии ребёнка, поддержание положительного эмоционального состояния мамы, адекватное отношение к заболеванию ребёнка.
Поддержание самостоятельной активности ребенка, привлечение к домашнему труду, наделение соответствующими возрасту обязанностями и ответственностью.
Расширение кругозора ребенка, развитие любознательности и положительное подкрепление активности, направленной на познание окружающего мира.
Создание условий необходимых для эмоционального развития ребенка: знакомство с эмоциями и оказание ребенку помощи в распознавании
Развитие волевых качеств через привлечение ребенка к продуктивным видам деятельности (лепка, рисование, рукоделие и т.д.) с обязательным доведение начатого до конца (либо завершения отдельного логического этапа), занятия спортом.
Формирование навыков самоорганизации: обучение планированию своего времени, определению приоритетности выполнения тех или иных задач, составлению личного расписания и т.д.
Формирование у ребенка адекватного отношения к своей болезни, представления о себе как о человеке способном и наделенном необходимым потенциалом, чтобы реализовать себя в тех или иных областях жизни.