Гафнер Елена Андреевна
Учитель географии и биологии
Высшая квалификационная категория
МАОУ СОШ№1
г. Кунгур.
Общие вопросы методики обучения географии в условиях реализации ФГОС
Содержание школьного курса географии включает физическую географию (цикл естественнонаучных дисциплин) и экономическую (цикл социально-экономических дисциплин). Каждый предмет и раздел в свою очередь включает широкий комплекс наук: землеведение, климатология, геология, демография, страноведение и др. Указанные разделы и частные науки в единый курс, способствующий формированию компетенций выпускника, объединяет логика построения учебного материала, последовательное усложнение и систематизация теоретических сведений, подкрепляемое приобретаемыми практическими навыками. В реализации такого подхода проявляется диалектический метод познания, сущность которого в системе взаимосвязанных принципов и правил.
Именно в связи с этим физическая география изучается раньше экономической. Аналогично изучение общих положений землеведения должно предшествовать изучению региональной географии.
Один из принципов построения курса географии – учёт широких межпредметных связей. Он позволяет не включать в содержание ряд сведений, известных из других дисциплин, а опираться на них. Но имеет место рассогласованность между программами разных дисциплин. В современной географии при определении содержания делается упор на краеведческий материал и увеличение доли экологических вопросов (в основном из области природопользования и ресурсоведения). В программы вводится региональный компонент, который обеспечивается выпуском учебных пособий и методических руководств. Содержание географии также определяется принципами гуманизации, социологизации и экономизации. Особенность традиционной программы – отражение структуры географической науки в структуре школьной географии. Она имеет линейно-ступенчатое построение. Каждый курс изучается в течение одного года. Обеспечивается преемственность между курсами, постепенное усложнение учебного материала и формирование системы знаний.
Методы обучения – способы, взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение знаний, умений и навыков. Проблема методов обучения является одной из центральных. В современной дидактике существует убеждение о комплексном подходе, который учитывает функции методов и реализацию целей обучения (образовательных, развивающих, воспитательных).
Существует множество классификаций методов обучения:
– по способам приобретения знаний,
– по общим методам научного познания,
– по дидактическим целям.
Исторически сложилась классификация по источникам знаний – словесные методы, наглядные, практические. Она не учитывает уровень познавательной деятельности учащихся.
По характеру познавательной деятельности учащихся (Лернер И.Я., Скаткин М.Н.), выделяют пять методов обучения:
– объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный),
– репродуктивный,
– проблемное изложение,
– частично-поисковый,
– исследовательский.
Под методом обучения понимают (Панчешникова Л.М.) способ вооружения учащихся знаниями, умениями и навыками, формирования их мировоззрения и развития познавательных способностей.
В зависимости от утвержденного учебного плана и рабочей программы (профильности), применяемые методы познания варьируют, а использование педагогических технологий в основном общем и среднем (полном) общем образовании базируется на общих принципах с учетом возрастных особенностей учащихся разных групп.
Объяснительно-иллюстративные методы в обучении географии внедряются в основном в процессе классно-урочной работы и применяются на всех уровнях усвоения учебного материала. Преимущество использования данных методов в возможности показать элементы географического образования, их значимость и место в общей иерархической структуре. Информация, преподносимая данным методом, обобщена и систематизирована. Источниками и средствами информации являются рассказ учителя, карты, атласы, модели процессов, схемы, диаграммы, учебные фильмы.
В использовании объяснительно-иллюстративных методов следует избегать излишней статичности информации, либо чрезмерного применения фильмов. Необходимо также контролировать содержание наглядных пособий на предмет их соответствия рабочей программе дисциплины.
Структура курса географии включает практические работы, использование которых способствует повышению активности обучающихся, внедрению частично-поискового метода. Параллельно происходит развитие творческого мышления и навыков исследовательской работы.
Технология проблемного обучения географии подразумевает постановку учебной проблемы, а с переходом на следующий уровень обучения происходит усложнение материала. Всестороннее развитие и воспитание личности достигается путем использования технологии индивидуального и дифференцированного обучения. На основе входного (рубежного) тестирования могут быть выявлены группы учеников, для которых в дальнейшем разрабатываются образовательные маршруты с учетом индивидуальных особенностей, разноуровневые задания для промежуточного и итогового контроля.
Особенности применения проблемных ситуаций на уроке: проблема должна быть понятна обучающимся, учитывать уровень освоения ими учебной программы и соответствовать возрастным особенностям. Ситуация должна быть нестандартной, требовать поиска новых путей решения, отличных от уже известных. Проблема должна содержать противоречие.
На этапе подготовки учителя к использованию проблемного обучения часто выявляется ряд затруднений. Препятствием к внедрению технологии является склонность ряда педагогов к традиционной системе обучения. Тем не менее, в современных условиях, очевидно, что без использования новых педагогических технологий и приемов работы, становление преподавателя как компетентного специалиста невозможно. Также очевидно, что к их использованию подготовить необходимо как учителя, так и учеников. Позитивная коммуникативная сфера на уроке – первый шаг к успешному внедрению новых технологий. Субъективизация ученика, позиционирование его как партнера при обучении, учет его мыслительных особенностей, типа темперамента, индивидуальных различий в способах восприятия, возрастных особенностей – компоненты современного деятельностного урока, проводимого в условиях внедрения образовательных стандартов нового поколения. Таким образом, ФГОС в обучении ставит основную педагогическую задачу: организация условий, инициирующих действия обучающихся.
Одной из разновидностей проблемного обучения является исследовательский метод, наиболее сложный способ организации учебных занятий. В условиях внедрения ФГОС нового поколения данный метод наиболее актуален. Исследовательская деятельность в образовательном учреждении представляет собой один из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения. В данном случае обучение способствует выработке личных навыков исследовательской работы школьников, в том числе: постановку проблемы, сбор и анализ информации, осуществление эксперимента, а также анализ данных проведенных исследований. Развитие творческих способностей вносит важный вклад в объединение учебных знаний и навыков по их использованию.
В процессе исследовательской деятельности школьникам предоставляется возможность самостоятельно приобрести знания, умения, навыки и компетенции путем решения поставленной проблемы. Решение затрагивает различные предметные области и навыки, сам процесс поиска стимулирует интерес и мотивацию учащихся. Появляется возможность интегрировать теорию с практическим опытом применения. Исследовательский метод также стимулирует развитие у обучающихся критического мышления, адекватной оценки результатов исследовательской деятельности, способность грамотно работать с информацией.
В методике обучения географии важное место занимает репродуктивный метод. Его сущность в повторении изученного материала по определенному алгоритму, воспроизведении знаний по образцу. Репродуктивный метод во многом дополняет и обогащает объяснительно-иллюстративный: чем больший материал освоен обучающимися, тем чаще возможно применение данного метода. Одним из средств является программированное обучение, внедрение алгоритмизации. Метод эффективно применяется на этапе актуализации изученного материала на начальном этапе урока, при рефлексии, завершающей изучение какого-либо раздела или темы.
Элементами организации эффективной подготовки к итоговой аттестации по географии также являются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы. Преподавателям необходимо производить тематическое повторение и закрепление в ходе индивидуальных (групповых) консультаций; разрабатывать и включать в систему проверки сформированности компетенций задания и вопросы, приближенные по форме к заданиям ГИА; систематизировать знания обучающихся с использованием карт, схем, таблиц, рисунков (данная форма работы особенно эффективна при внедрении элементов сетевого и электронного обучения). Повышению качества подготовки способствует также целенаправленная работа с понятиями, входящими в список кодификаторов ГИА, учет спецификаций в части проверяемых знаний, умений и навыков. При этом постоянное размещение в кабинете географии необходимой информации, посвященной процедуре и содержанию ГИА также влияет на уровень позитивной мотивации обучающихся, придавая уверенность и систематизируя знания. Система тестовых технологий, используемая в учебном процессе, существенно повышает качество подготовки выпускников, а также способствует мотивации. Навыки работы с подобными заданиями позволяют не тратить время на самом экзамене на понимание структуры ответов. Одновременно происходит формирование психотехнических навыков обучающихся, что также способствует мобилизации в процессе проведения ГИА по географии. Пробный экзамен ГИА диагностирует и прогнозирует уровень освоения материала, степень формирования компетенций. Сама его процедура должна быть максимально приближена к основной. Задания, используемые для составления КИМ, общедоступны и выложены на официальном сайте ФИПИ.
Частично-поисковый (эвристический) метод применяется в системе обучения географии при выдвижении учителем задачи и организации работы учащихся по её решению. Ученик анализирует предложенные сведения, использует наглядные средства и пошагово достигает поставленной цели. Метод характеризуется достаточно высокой самостоятельностью школьников, но и применим при достаточном уровне освоения материала как по географическим, так и по естественнонаучным и социально-экономическим дисциплинам.
Одной из методик, применяемых в преподавании географии, является холистический подход (проведение интегрированных уроков).
К общим вопросам методики обучения географии относится содержание ФГОС по географии на уровнях основного общего и среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни). Структура стандарта содержит цели обучения, обязательный минимум содержания ООП, требования к уровню подготовки выпускников. В процессе разработки ФГОС по географии реализуется задача по установлению взаимосвязи учебной дисциплины с другими, изучаемыми в начальном, основном и среднем общем образовании (природоведение, окружающий мир, история, обществознание, экономика и др.).
Цели, достигаемые в процессе обучения географии, сформулированы на основе положений Концепции модернизации российского образования в период до 2020 года. Они решаются путем расширения использования современных образовательных технологий, модернизацией системы образовательных стандартов для соответствия их современным потребностям экономики. Результаты образования отражены в ФГОС и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
К обязательному минимуму содержания основных образовательных программ по географии относят разделы, посвященные источникам географической информации; раздел «Природа Земли и человек»; описание особенностей материков, океанов, народов и стран; геоэкологию и природопользование; географию России.
Обязательный минимум представляет собой наборы тем, объединенных в тематические разделы, которые обязательно должны присутствовать в образовательной программе. Последовательность изучения тем не имеет жестких требований, но рациональнее разместить их в зависимости от усложнения информации и с учетом системного подхода.
Требования к уровню подготовки выпускников в зависимости от уровня усвоения (базовый, профильный) устанавливают объем знаний, умений, навыков, компетенций, которыми должен обладать учащийся по итогам изучения учебной дисциплины. В них прослеживается преемственность по ступеням общего образования. На основе установленных требований разрабатываются контрольно-измерительные материалы для государственной итоговой аттестации выпускников.
Модель единого государственного экзамена по географии ориентируется в большей степени на системно-деятельностный подход и практическую ориентированность измерительных материалов. Учитывая это, составляются задания. Часть из них направлена на проверку таких общих компетенций обучающихся, как умения работать со схемами, картами, статистическими данными таблиц, а также текстовой географической информацией. В экзаменационной работе контролируются общие и специальные компетенции выпускников. Традиционным объектом контроля являются задания, входящие в инвариантное ядро курса географии основной и средней школы. Документы, которые определяют тематическое содержание ГИА по географии, это кодификаторы и спецификации. В них содержится наиболее полная информация о темах и географических процессах, которые обязательно будут затронуты при составлении текста заданий.
Особая часть содержания федерального компонента по географии – национально-региональный компонент. К указанному разделу относят изучение географических условий своего края, области, республики (в зависимости от субъекта РФ). Использование НРК позволяет развивать патриотизм, экологическую культуру, навыки рационального природопользования и позитивно влияет на самосознание личности, реализует деятельностный подход в обучении.
Реализация практической части федерального компонента стандарта по географии достигается при использовании в деятельности обучающихся образовательной активности, осуществления осознанной практической деятельности. Итогом является готовность учащихся к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Роль карты в преподавании школьной географии очень велика, она выполняет различные образовательные и воспитательные функции. Учащиеся знакомятся с картой в начальных классах школы, т.к. карта помогает выяснять местоположение различных объектов, способствует раскрытию связей, причин и явлений, характеризующих особенности территорий. Карта одновременно является и наглядным пособием, и объектом изучения, источником знаний, способствующим повышению эффективности обучения. Таким образом, исходя из общих целей географии, цели обучения картографическим знаниям и умениям могут быть сформулированы следующим образом:
- формирование у учащихся знаний о карте как модели земной поверхности, отображающей пространственные и временные особенности той или иной территории;
- развитие умения пользоваться картой как источником знаний, что поможет школьнику с ее помощью получать любую географическую информацию;
- умственное развитие школьников, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления.
Список источников:
-
Кузнецова Э.А. Практикум по методике обучения географии.: Учебно-методическое пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос ун-та, 2014. — 95 с.
-
Методика преподавания географии: учебно-методический комплекс. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010. – 110 с.
-
Сушкова О.Ю. Методика преподавания географии: Учебно-методическое пособие для вузов. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2009. — с. 34