СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общение передового педагогического опыта по теме «Реализация научно-исследовательской деятельности в рамках работы НТО «Эрудит»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной работы показать результативность деятельности научного творческого объединения Эрудит, на базе нашей школы

Просмотр содержимого документа
«Общение передового педагогического опыта по теме «Реализация научно-исследовательской деятельности в рамках работы НТО «Эрудит»»

Муниципальное образование Тимашевский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

муниципального образования Тимашевский район











Общение передового педагогического опыта по теме «Реализация научно-исследовательской деятельности в рамках работы НТО «Эрудит»








Подготовила учитель географии

Пацукова Татьяна Григорьевна









ст. Новокорсуская 2015 г.

Оглавление

1. Введение 3

2. Литературный обзор состояния вопроса 4

3. Основные понятия, термины и описание педагогического опыта 6

4. Педагогический опыт 10

4.1. Цели и задачи научно-творческого объединения «Эрудит» 10

4.2. Описание основных методов и методики, используемых в работе научно-творческого объединения «Эрудит» 11

4.3. Актуальность педагогического опыта 14

4.4. Научность и результативность работы НТО «Эрудит» 15

4.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта 22

4.6. Технологичность представляемого педагогического опыта 23

4.7. Основные элементы деятельности научно-творческого объединение «Эрудит». 25

5. Заключение 26























  1. Введение

География - единственный предмет в школе, который открывает перед учащимися жизненное пространство с его различными проблемами, возможности осмысления себя как части окружающего мира. Каждый ученик-носитель личного опыта. Он прежде всего стремится к раскрытию собственного потенциала, данного ему от природы, нужно только помочь ему, предоставив соответствующие условия. Не может быть личности без собственных мыслей, суждений. Считаю, что главное - создать атмосферу раздумий и поиска, разбудить детскую мысль, научить делать выбор, за которым есть будущее.

Учителя, долгие годы работающие в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Не столь новой, но востребованной в обучении является научно - исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний.

Цель  своей работы в области организации научно-исследовательской деятельности обучающихся определила как совершенствование педагогического мастерства, сопровождающего развитие научно - исследовательской деятельности учащихся, формирование и развитие исследовательского поведения учеников, расширение и интегрирование знаний учащихся, вовлечение их в активную научно - исследовательскую деятельность.

Цель данной работы показать результативность деятельности НТО «Эрудит» на базе МБОУ СОШ№3

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Обзор литературы об использовании научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях.

  2. Описать методику работы с обучающимися проявляющими интерес к научно-исследовательской деятельности.

  3. Показать динамику развития НТО «Эрудит».

  4. Определить перспективы развития НТО «Эрудит»







  1. Литературный обзор состояния вопроса
  2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе.-2000.

  3. Веселова В.В. Американская школа: ценности образования ( 1960- 1990 гг._ -М. 1999.

  4. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения.//Директор школы.-1995.- № 6.

  5. Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. - М., 1998.

  6. Дьюи Дж. Демократия и образование.- М., 2000.

  7. Дьюи Дж. Школа и общество. –М., 1925.

  8. Зорина Л.Я. Дидактические аспекты естественно - научного образования.- М.:РАО, 1993.-160с. Лазарев В.С. Рекомендации по развитию исследовательских умений учащихся. – М., 2007.

  9. К вопросу о методе научных исследований // На путях к новой школе.- № 7. – 1930.

  10. Килпатрик В.Х. Основы метода. – М. –Л.,1928.

  11. Левин. Новые пути школьной работы– М., 1925.

  12. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. 2000. № 7.

  13. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под. ред. Е.С. Полат. – М., 2002.

  14. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? // Методист .2004. № 1.

  15. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2003.

  16. Переверзев Л. Проектный подход и требования к учителю // Школа и производство.- 2002. – № 1. – С. 14-16.

  17. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение, интеллект и творчество// Исследовательская работа школьников. – 2002. - №2.

  18. Полат Е.С. Технология телекоммуникационных проектов // Наука и школа. 1997. - № 4.

  19. Проектная и исследовательская деятельность учащихся в образовательной среде негосударственного образовательного учреждения. – М.,2001.

  20. Развитие детского творчества через технологические проекты. Сб. проектов для 5,6 кл. – Н.Новгород, 2000.

  21. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. – М.: Ось-89, 2006. – 480 с

  22. Успенский В.В. Школьные исследовательские задачи и их место в учебном процессе.. – Москва, 1997.

  23. Харитонов Н.П. Основы проведения школьниками исследовательских работ. – М.,1999.

  24. Хибар С.Ф. Организация исследовательской работы.- М.,2002.













































  1. Основные понятия, термины и описание педагогического опыта

Каждый специалист должен иметь представление о методике и организации научно-исследовательской деятельности, о науке и ее основных понятиях.

Наука - это сфера человеческой деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении.

Как специфическая сфера человеческой деятельности она представляет собой результат общественного разделения труда, обособление умственного труда от физического, преобразование познавательной деятельности в особую область занятий определенной группы людей. Необходимость научного подхода ко всем видам человеческой деятельности заставляет науку развиваться более скорыми темпами, чем любую другую область деятельности.

Движение мысли от незнания к знанию (познание) руководствуется методологией. Методология научного познания - учение о принципах, форме и способах научно-исследовательской деятельности. Исследовательский прием - это способ применения старого знания для получения нового знания. Он есть средством получения научных фактов.

Научная деятельность - интеллектуальная творческая деятельность, направленная на получение и использование новых знаний. Она существует в разных видах;

1) научно-исследовательская деятельность;

2) научно-организационная деятельность;

3) научно-информационная деятельность;

4) научно-педагогическая деятельность;

5) научно-вспомогательная деятельность и др.

Каждый из указанных видов научной деятельности имеет свои специфические функции, задачи, результаты работы.

В пределах научно-исследовательской деятельности осуществляются научные исследования. Научное исследование - целенаправленное познание, результаты которого выступают как система понятий, законов и теорий.

Формирование у школьников специальных знаний, а также общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске – одна из основных задач современного исследовательского обучения. Овладение этими важными когнитивными инструментами – залог успешности детской познавательной деятельности. Сам факт эффективного использования школьником специальных умений и навыков исследовательского поиска ученые рассматривают как важнейший индикатор познавательной потребности.

С точки зрения В.В. Успенского, исследовательское умение-это «способность самостоятельных наблюдений, опытов, приобретаемых в процессе решения исследовательских задач». Автор также отмечает, что «навыки исследователя предполагают…умение вести сравнение, анализ, производить выделение существенных признаков, делать обобщения и выводы». В.С. Лазарев к числу основных действий, выполняемых при решении исследовательских задач, относит следующие:

- постановка исследовательских задач;

- планирование решения задач;

- выдвижение гипотез;

- построение измеряемых величин и измерительных шкал;

- сбор исходной информации (наблюдение );

- экспериментирование;

- анализ данных экспериментов или наблюдений и построение обобщений;

- построение моделей действительности и работа с моделями.

Исследование как разновидность деятельности в настоящее время признается в сфере образования давно известным способом освоения действительности и средством организации образовательной деятельности, значение и роль которых возрастают в силу особенностей современного состояния цивилизации, требующего от человека овладения функциональными навыками, умения структурировать большие массивы информации, развития способностей к постоянному самообразованию. Исследовательская деятельность во всей своей полноте – это анализ следов собственного «хождения» при изучении какой-либо проблемы, извлечение чего-либо «из следа», «движение по следам», т. е. восстановление некоторого порядка вещей, хода явления по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. В практике образования часто используется термин «исследовательская деятельность», но единого общепризнанного определения этого понятия нет, что является одним из проявлений общей проблемы – наличия множества разных определений одного и того же сложного явления.

Анализ педагогической и методической литературы показывает, что задача формирования исследовательской деятельности учащихся имеет продолжительную историю, которая прослеживается с античного периода развития истории до наших дней. Самое раннее и классическое выражение идеи исследования как метода познания мира и метода обучения находим у древнегреческого философа Сократа. Знаменитое сократовское «исследуем», сохраненное преданием, определяло подход философа к изучению действительности, характер его дидактики и весь его жизненный стиль. Сократ утверждал, что процесс приобретения человеком истинного знания есть процесс порождения этого знания им самим. Сократовский метод представляет собой беседу-исследование: с помощью остроумных вопросов, задаваемых одним собеседником другому, обнаруживаются противоречия в общепринятом понимании тех или иных явлений окружающего мира, выявляется несоответствие между привычными суждениями и теми представлениями, которые требуют пристального анализа; осознание этих противоречий будит мысль; возникают новые вопросы, которые шаг за шагом ведут к истине. Другой великий ученый Древней Греции – Аристотель критиковал преимущественно вербальный способ обучения, практиковавшийся в школах, и доказывал, что надо учить ребенка рассматривать и исследовать окружающий мир, связывать между собой на основе ассоциаций сходное в окружающих предметах и, обобщая собственный опыт, формулировать понятия.

В XII в. западноевропейский схоласт Пьер Абеляр доказывал необходимость рассудочного анализа религиозной догматики, требовал от преподавателя не красноречия, а умения обосновывать избранную точку зрения логическими доводами. У Абеляра впервые нашла яркое выражение идея противопоставления образования, основывающегося на знании, образованию, получаемому в результате собственной исследовательской деятельности. Исследовательского пути в обучении касались многие великие педагоги эпохи Возрождения и Просвещения. Отметим, что взгляды ученых на проблему формирования исследовательской деятельности учащихся обусловливались конкретно-исторической ситуацией, господствовавшей научной картиной мира и идеологией.

На сегодняшний день несмотря на широкие изыскания в этой области и на освещение различных аспектов проблемы единого общепринятого определения исследовательской деятельности учащихся нет, т. е. существует множество определений одного и того же конструкта, суть которых сводится к определению, которое предлагает Т. В. Авгусманова: «Исследовательская деятельность учащихся – это системно организованный, социально обусловленный и личностно значимый творческий процесс совместной деятельности двух и более субъектов по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется взаимообогащающий обмен интеллектуальными, культурными ценностями, а результатом является развитие интеллектуальных и творческих способностей личности».











































  1. Педагогический опыт
    1. Цели и задачи научно-творческого объединения «Эрудит»

Научно-творческое объединение «Эрудит» на базе МБОУ СОШ №3 работает пятый год. Мотивом для создания данного объединения послужила моя инициатива. Возникла необходимость систематизировать работу с обучающимися, которые проявляют повышенный интерес к предмету география, имеют склонность к исследовательской деятельности. Идея создания системы работы по развитию способностей учащихся путем последовательной исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время возникла в процессе подготовки учащихся нашей школы к олимпиадам, научно – практическим конференциям, проектам, конкурсам. Вскоре появилась необходимость системной работы по развитию способностей учащихся путем последовательной исследовательской деятельности и с более раннего возраста в связи с малым количеством учащихся старших классов. Доля учащихся старших классов составляет 16,4%, из них доля призеров различных исследовательских конференций, олимпиадах и других конкурсах (в области географии) на муниципальном уровне – 18% участников краевого уровня – 5%.

Цель  своей работы в области организации научно-исследовательской деятельности обучающихся определила как совершенствование педагогического мастерства, сопровождающего развитие научно - исследовательской деятельности учащихся, формирование и развитие исследовательского поведения учеников, расширение и интегрирование знаний учащихся, вовлечение их в активную научно - исследовательскую деятельность.

Исходя из поставленной цели, были выделены задачи:

- вести наблюдения, отстаивать свою точку зрения, делать теоретические выводы и умозаключения, представлять результаты эксперимента в виде схем, таблиц, графиков, работать с дополнительной научной, справочной и энциклопедической литературой, представлять результаты исследования в виде публичного выступления;

- формировать умение в постановке задач, выдвижении гипотезы, планировании своей деятельности по заданной теме;

- развивать логическое мышление, творческие способности, коммуникативные умения;

- мотивировать детей к проведению простейших наблюдений над явлениями и процессами, стимулировать творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.

Для реализации научно-исследовательской деятельности с обучающимися, была написана рабочая программа курса (Приложение 1), которая рассчитана на детей возрастом 13-16 лет. Особенностью курса является то, что он сохраняет преемственность и предполагает более углубленное изучение отдельных географических оболочек, сведения о которых имеют научный и практический интерес. В основу содержания положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

    1. Описание основных методов и методики, используемых в работе научно-творческого объединения «Эрудит»

Методика научно-исследовательской деятельности

  1. Выбор темы.

Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. Темы исследований делятся на теоретические (ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках) и эмпирические (проведение собственных наблюдений и экспериментов).

При выборе темы следует учитывать некоторые критерии, такие как:

  • Тема должна представлять интерес для учащегося не только на данный момент, но имела бы непосредственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности;

  • Тема интересна не только ученику, но и педагогу. Это происходит тогда, когда сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы выделяет требующую разработки область для изучения ее учеником.

  • Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.

  1. Обоснование актуальности темы.

Обосновать актуальность выбора темы исследования – значит, объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания.

  1. Изучение научной литературы по выбранной теме исследования.

Приступая к проведению научно- исследовательской работы, необходимо изучить научную литературу по данному вопросу. Поначалу может сложиться впечатление, что трудно найти в большом количестве книг, газет и журналов в сети интернет именно то, что надо по теме. Это затруднение будет достаточно легко преодолено, если выбрать верный метод ознакомления с источниками. Работая с литературой по теме, учащийся должен владеть различными типами чтения, предполагающими различную степень глубины проникновения в материал.

  1. Формулировка цели и задач научно-исследовательской деятельности в рамках выбранной темы.

Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Формулировку цели исследования можно начинать с традиционно-принятых слов: выявить, установить, обосновать, уточнить, объяснить; доказать; разработать.

Задачи исследования – это выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выдвинутой целью. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав, зачастую рождаются именно из формулировок задач.

  1. Выбор метода научного-исследования.

В научно-исследовательской деятельности применяются три основных типа методов исследования. Теоретические, который подразумевает такие методы работы как: моделирование, абстрагирование, анализ и синтез от простого к сложному. Математические - это статистические, сетевое моделирование, программирование и визуализация. Научно-исследовательская деятельность НТО «Эрудит» строиться с учетом эмпирических методов исследования (наблюдение, сравнение, эксперимент, тестирование, интервьюирование).

  1. Проведение научного исследования.

Чтобы четко уяснить себе последовательность проведения исследования, желательно составить рабочий план работы. В нем указываются: сроки проведения исследования, намечаются пути их реализации, записывается нужный инвентарь для опытов и т.д. Когда план составлен, переходят ко второму этапу работы – проведение исследования и обработки результатов (измерений, анкетированию и т.д.). В ходе проведенных исследований первоначальная тема может измениться

  1. Оформление научно-исследовательской работы.

Существуют общие правила не только к оформлению текста исследовательской работы, но и к срокам представления данной работы в комиссию для изучения материала (например, на конкурс) (приложение 2).



Методы научно-исследовательской деятельности

Исследования носит ярко выраженный индивидуализированный характер, не терпит жестко регламентированных правил и предписаний. И все же есть ряд принципиальных вопросов, которые необходимо учитывать: вопрос о методике исследования, так как с ее помощью возможна техническая реализация различных методов.

Как было сказано выше, в работе НТО «Эрудит» применяются эмпирические методы работы.

К методам эмпирического исследования относят наблюдение, описание, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тестирование, эксперимент, моделирование и т.д.

Наблюдение – это способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств. В результате наблюдения исследователь получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений.

Если наблюдение проводилось в естественной обстановке, то его называют полевым, а если условия окружающей среды, ситуация были специально созданы исследователем, то оно будет считаться лабораторным. Результаты наблюдения могут фиксироваться в протоколах, дневниках, карточках, на кинопленках и другими способами.

Описание – это фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения. Описание бывает: 1) непосредственным, когда исследователь непосредственно воспринимает и указывает признаки объекта; 2) опосредованным, когда исследователь отмечает признаки объекта, которые воспринимались другими лицами

Счет – это определение количественных соотношений объектов исследования или параметров, характеризующих их свойства. Количественный метод широко применяется в юридической статистике, криминологии для изучения преступности и личности преступников. Так, юридическая статистика изучает количественную сторону массовых и других юридически значимых явлений и процессов, т.е. их величину, степень распространенности, соотношение отдельных составных частей, изменение во времени и пространстве.

Измерение – это определение численного значения некоторой величины путем сравнения её с эталоном. В криминалистике измерение применяется для определения: расстояния между предметами; скорости движения транспортных средств, человека или иных объектов; длительности тех или иных явлений и процессов; температуры, размера, веса и т.п.

Сравнение – это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего.

Каждая научная работа нуждается в общих принципах, которые в совокупности называются исследовательским подходом. Строго говоря, определиться с подходом необходимо еще до начала сбора фактического материала. Однако некоторое количество предварительно собранных научных фактов сделают этот выбор более простым и содержательным. В качестве исследовательских подходов можно использовать, например, системный подход, комплексный (целостный) и др.

Применение научно обоснованных методов исследования является существеннейшим условием получения новых знаний, поэтому их выбор имеет решающее значение для результатов исследования. Современная научная деятельность немыслима без применения методов познания, они являются общепринятым инструментарием.

    1. Актуальность педагогического опыта

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний сегодня настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться. Важным становится не «образование на всю жизнь», а «образование на протяжении всей жизни».

Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника.

В XXI веке главной задачей школы становится подготовка ученика, способного гибко адаптироваться в стремительно меняющемся мире, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. Ведь развитие личности происходит лишь в процессе деятельности и обучения.

Данная ситуация требует от современного педагога широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, но не в традиционной форме урока, а в исследовательской  и проектной деятельности,  так как целостная система универсальных (общеучебных) знаний и умений не может появляться иначе, чем в ситуации разрешения надпредметных  проблем, в опыте самостоятельной деятельности.

Появляется необходимость внедрения в учебный процесс новых форм и способов ведения  образовательной и воспитательной деятельности. Одной из самых  оптимальных форм является исследовательская деятельность учащихся, основной функцией которой является инициирование учеников к познанию мира и себя в этом мире.

Как быстро меняется отношение к научно-исследовательской деятельности. Сегодня современная школа стоит перед необходимостью пересмотра устоявшихся традиционных форм обучения учащихся. Научно-исследовательскую работу ведут не только ученики старших классов, но даже совсем маленькие дети младших классов.

Актуальность научно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках научного творческого объединения «Эрудит» сегодня продиктована требованиями, которые предъявляются обучающимся обществом и государством. Приобщение учеников к научно-исследовательской деятельности – мощное средство, позволяющее по самому продуктивному пути развития и совершенствования. Исследовательская деятельность рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития в социуме. Помимо учебных целей и задач, я в своей работе ставлю перед учащимися и задачи, направленные на развитие и формирование навыков исследовательской деятельности.

    1. Научность и результативность работы НТО «Эрудит»

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения

Учебное исследование и научное исследование. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке.  Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми  для конкретного учащегося).

В настоящее время становится всё более важным воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование. «Одаренность» происходит от слова «дар» и означает, прежде всего, особо благоприятные внутренние предпосылки развития. Одарённые дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними являются актуальной задачей. В законе РФ «Об образовании» указывается на необходимость развития творческих возможностей одарённых детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Сегодня необходимо предоставить каждому обучающемуся сферу деятельности, необходимую для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению.

При развитии исследовательской деятельности традиционная система сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является позиционная пара «коллега-коллега». Вторая важнейшая позиционная пара – «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию конструктивного сотрудничества учителя и ученика.

Исследования учащихся в нашей школе – важнейшая составляющая образования. Учебные исследования помогают выявить интересы детей, выстроить индивидуальный образовательный путь ученика. В ходе исследовательской деятельности ученики учатся самостоятельно ставить и решать познавательные задачи, ориентироваться в информационных потоках, заниматься эффективным самообразованием. Ученики задумываются над актуальными проблемами современности, учатся их анализировать, видят причины и последствия разных явлений. Именно эти качества необходимы современному человеку.

В нашей школе создана система исследовательской деятельности учеников с 2010 – 2011 учебного года. Для работы в этом направлении создано научно творческое объединение «Эрудит» (приложение 3) и «Тополиный край» В школьном научном обществе состоят обучающиеся 7 – 11 классов. Первоначально количество членов НТО составляло 9 человек, в этом учебном году 2014 – 2015, число участников возросло до 16 учеников. НТО «Эрудит» имеет эколого-географическую направленность в научно-исследовательской деятельности. Большой объем исследований осуществляется в тесном сотрудничестве с объединением «Тополиный край», которое активно работает в биолого-экологическом направлении, так же обучающиеся это НТО занимаются научно-исследовательской деятельностью в области химии.

Существенным становится вопрос выбора темы и проблемы исследования ученика совместно с учителем. Важно, чтобы толчок к исследованию шёл «изнутри» ученика, иначе творческий процесс сведётся к формальному выполнению необходимых действий.

За период деятельности научно-творческого объединения «Эрудит» обучающиеся принимали участие в различных конкурсах, конференциях, олимпиадах. Это:

  • Краевой детский экологический форум «Зеленая планета»;

  • Краевая экологическая акция «Больше кислорода»;

  • Краевая эколого-биологическая олимпиада обучающихся;

  • Краевой смотр-конкурс «За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам» («Подрост»);

  • Краевой конкурс «Моя малая родина»;

  • Краевой конкурс «Инструментальные исследования окружающей среды»;

  • Краевая экологическая акция «Чистые берега»;

  • Краеведческий конкурс обучающихся образовательных учреждений края «Природа Кубани»;

  • Краевая научно-практическая конференция «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани;

  • Краевой конкурс учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика ЮНИОР» Малой академии наук учащихся Кубани;

  • Краевая экологическая акция «Парки Кубани»;

  • Краевой конкурс «Семейные экологические проекты»;

  • Краевой конкурс юных исследователей окружающей среды;

  • Краевые заочные курсы «Юниор»;

  • Всероссийские олимпиады по предмету география, экология.

Одной из первых акций, в которой принимали участие члены НТО «Эрудит» была краевая акция «Больше кислорода».

В ноябре 2010 года началась на территории Краснодарского края экологическая Акция «Больше кислорода», в учреждениях края в школьных питомниках было посеяно несколько тысяч семян сосны, акации, липы.

Программа «Больше кислорода!» за год реализации имеет хорошие результаты: всего высажено 6,5 миллионов деревьев и создано 5 тысяч школьных питомников. Идея акции появилась после сильных пожаров в стране, во время которых огнём было уничтожено сотни гектаров ценного леса и плодовых садов. На Кубани уже создано 150 школьных питомников, в которых появились 200 тысяч саженцев сосны и белой акации.

Наша школа, приняла участие в краевой акции «Больше кислорода». Отряд учащихся «ЭКА» (10 класса) во главе председателя Прониной Натальи и под руководством учителей Березюк Марины Александровны и Пацуковой Татьяны Григорьевны, заложили вшкольный питомник, в котором были высажены сосны и белая акация. В ноябре того же года, представители нашей школы, председатель отряда «ЭКА» Пронина Наталья и учитель химии и биологии МБОУ СОШ№3 Березюк Марина Александровна, приняли участие в акции «Больше кислорода!». Данная акция была организована межрегиональной общественной экологической организацией «ЭКА». В рамках данного мероприятия лидеры школьных экологических отрядов, создавали и защищали экологические проекты. Ребята работали в группах. Наш проект назывался «Алея Выпускников», цель которого оставить память о своем выпуске используя при этом один из экологических методов – посадку аллеи. За участие в этом проекте участникам вручили грамоты и благодарственные письма

16 мая 2011 года участники экологического отряда «ЭКА» обновили посадки сосен в школьном питомнике, заложенном в октябре 2010 года. В данной акции так же принимала участие, волонтер Чупахина Жанна. Она еще раз ребятам показала и объяснила, как правильно сажать и ухаживать за саженцами молодых сосен. В данном мероприятии принимали участие не только учащиеся отряда «ЭКА», но и многие другие ребята нашей школы. Это событие стало, достаточно важным в жизни нашей школы. Учащиеся смогли ощутить всю важность происходящего, оценить свой вклад в восстановлении лесов не только нашего Краснодарского края, но и Росси в целом. Всем участника акции Жанна Чупахина вручила значки. Так же, во время беседы с ребятами школы, Жана обратила их внимание на  экологическую обстановку в России, и сообщила о важном значении восстановления лесов для здоровья людей на планете. Акция «Больше кислорода» проводится по инициативе Межрегиональной экологической организации ЭКА и при поддержке Департамента образования и науки Краснодарского края.

В течение всего времени, за питомником тщательно ухаживали ребята нашей школы. Сохранившиеся саженцы планируется передать представителям Межрегиональной экологической организации ЭКА, которая распорядиться достойно, маленькими жителями наших лесов.


Результативность работы НТО «Эрудит» с 2010 по 2015 год.


№ п/п

Учебный год

Кол-во обучающихся состоящих в НТО.

Кол-во участников конкурсов, конференций и т.д.

Кол-во призеров победителей

1.

2010-2011

9

1

-

2.

2011-2012

10

2

-

3.

2012-2013

12

2

1

4.

2013-2014

12

4

3

5.

2014-2015

15

5

5

6.

2015-2016

16

2*

- **

* - данные на начало (сентябрь - октябрь) 2015-2016 учебного года.

** - итогов проведения конкурсов нет на момент написания работы.


Победители и призеры научно-исследовательских конкурсов, предметных олимпиад, конференций и т.д.


№ п/п

Учебный год

Мероприятие

Этап мероприятия

Результат

1.

2012 - 2013

Краевой конкурс учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика ЮНИОР» Малой академии наук учащихся Кубани

Муниципальный

Участник

Всероссийская олимпиада по географии

муниципальный

Призер

2.

2013 - 2014

Краевой конкурс «Моя малая родина»

Муниципальный

Призер

(3 место)

Всероссийская олимпиада по географии

Муниципальный

2 призера

3.

2014 - 2015

Краевой конкурс учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика ЮНИОР» Малой академии наук учащихся Кубани

Муниципальный

Победитель

Краевой конкурс учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика ЮНИОР» Малой академии наук учащихся Кубани

Региональный

Призер

Краевой конкурс учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани

Зональный

Призер

(2 место)

Краевой конкурс «Инструментальные исследования окружающей среды»

Муниципальный

Призер

(3 место)

Краевой конкурс «Моя малая родина»

Муниципальный

Призер

(3 место)


Качество работы научно-исследовательского объединения «Эрудит» за период его деятельности значительно возросло. За пять лет работы число призеров увеличилось до 5 в 2014 – 2015 учебном году в сравнении с 2012 – 2013 годом, когда НТО только начало осуществлять свою деятельность.

Участвуя в работе НТО, ученики совершенствуют свои знания в определенной области и приобретают навыки экспериментальной и научно – исследовательской работы под руководством учителя. В этих условиях развиваются личностные качества обучающихся, совершенствуются учебные компетенции. Работа и участие в школьном научном обществе учит аргументировано отстаивать свою точку зрения, рефлексивно оценивать собственную деятельность.

Научно-исследовательская деятельность позволяет развивать интеллектуальный потенциал личности: от накопления знаний и навыков к самовыражению в творчестве и науке. Необходимо предоставить ребенку возможности практического применения знаний, умений и навыков в период становления личности. Можно использовать и практику взаимного обучения, когда старшеклассники становятся руководителями первых своих работ. Это позволяет сохранить не только преемственность, но и формирует целые научные представления. Овладение исследовательским методом дает возможность приобрести умение анализировать, находить причинно-следственные связи. По мнению А.И. Савенкова «исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. В его фундаменте – исследовательское поведение. Оно позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития».

Следует отметить, что те учащиеся, которые занимаются научно-исследовательской деятельностью, отличаются от остальных особой собранностью, целеустремлённостью, любознательностью. Важным фактором и является то, что происходит сближение между педагогом и обучающимися. В этом возрасте, когда происходит формирование мировоззрения обучающихся, для учащихся большое значение имеет система ценностей, которой придерживается человек. И для успешной работы по развитию познавательного интереса важно совпадение морально-ценностных ориентаций преподавателей и учащихся. Чему же учатся учителя и ученики в процессе совместного исследования? Ну, конечно же, сотрудничеству и сотворчеству, видению и постановке проблем, умению формулировать гипотезу и т.д. Регулярная работа педагога в научно-исследовательской деятельности способствует и совершенствованию профессиональных навыков у руководителей исследовательских работ. «Главный результат выполнения исследовательской задачи учащимися – образовательный, т.е. реализация методики, получение численного результата – это лишь способ глубокого освоения учащимися проблематики той области, в которой выполняется исследование. Просто зафиксировать и предоставить результат недостаточно – необходимо, чтобы учащийся, возможно, разносторонне осознал этот результат и выработал к нему собственное, личностное отношение».

Работа над исследовательскими работами делает мышление учащихся раскрепощенным, свободным, творческим, а самого обучающегося ставит соучастником воспитательного процесса. Руководитель выступает как организатор формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которой у обучающегося формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблем с исследовательской, творческой позиции. В процессе тренировочных выступлений обучающийся выступает в роли преподавателя. И наконец, на конференции, в роли исследователя – сообщает научному обществу о результатах своей творческой деятельности. На конференции, он имеет возможность сравнивать свои личные достижения с достижениями других школьников. Все это – компетентность в особой области знаний и интерес к ней, опыт творческой деятельности и саморегуляции, конкретные навыки и исполнение разных социальных ролей – все это формирует уникальный опыт учащегося. Компетентность, интерес, творчество, саморегуляция, самопознание – мы видим, что исследовательская деятельность формирует именно те компоненты интеллекта человека, необходимые для будущей социальной и профессиональной адаптации выпускников. Именно, в процессе исследовательской деятельности формируются многие, если не все, ключевые компетенции:

1. Ценностно-смысловая компетенция

2. Общекультурная компетенция

3. Учебно-познавательная

4. Информационная

5. Коммуникативная

6. Социально-трудовая

7. Личностная компетенция – самосовершенствование

Для исследовательской работы весьма важно сформировать у обучающихся не только учебные навыки, но и рефлексивные способности, креативность. Исследовательская деятельность сама по себе является мощным развивающим инструментом.

    1. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта

Новизна опыта состоит в создании системы применения психолого-педагогических технологий, нацеленных на развитие познавательной, исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии и внеурочное время.

В современном (мире) обществе стало очевидной успешность и востребованность человека эрудированного, умеющего аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющего творческий потенциал. Надо готовить себя к тому, что знание важно не только усваивать, но и преумножать, творческий перерабатывать, использовать его практически. Вот почему важно приобщаться к научно - исследовательской деятельности уже в школе. Это не только действенный способ расширить свой кругозор, углубить знания по предмету, но и прекрасная возможность определить свою способность проводить научное исследование, проверить себя в умении выступать в незнакомой аудитории.

По моему мнению, работа над исследовательской темой зарождает, кроме интеллектуального соперничества, дружеские отношения между школьниками, создает отношение общности цели, атмосферу взаимопомощи, т.е. сути, благодаря совместной работе складывается временный творческий коллектив.

Сегодняшний старшеклассник - это завтрашний студент. Поэтому подобные навыки, полученные в школе, могут сослужить добрую службу тем, кто захочет серьезно заниматься наукой в вузе. Может оказаться так, что кто - то продолжить изучение выбранной в школе темы, и в дальнейшем она выльется в хорошую курсовую или дипломную работу.

    1. Технологичность представляемого педагогического опыта

Каждому ребенку от природы дарована склонность к познанию и исследованию. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Ведь одного желания недостаточно для решения исследовательских задач. Исследовательская деятельность должна выступать не как самоцель, а как средство воспитания, развития и образования. Важно так организовать учебную работу, чтобы учащиеся ненавязчиво усваивали процедуру исследования: предложить неожиданно сформулированное учебное задание, которое при дальнейшей работе оказывается не сложным, но интересным. Учащиеся с интересом изучают экологическую ситуацию своего района и города, делают выводы о влиянии экологических факторов на здоровье человека. В своей учебной деятельности мы используем элементы новых педагогических технологий, которые активизируют деятельность учащихся, подталкивают их на творческий подход к изучению и исследованию предмета. Это элементы технологии перспективно-опережающего обучения, кроме того на своих уроках мы применяем элементы интерактивного воздействия. Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении, т.к. основаны на прямом воздействии учащегося со своим опытом. Интерактивные методы способствуют интенсификации процесса обучения, и позволяют сделать знания более доступными, а также анализировать учебную информацию и творчески подходить к усвоению учебного материала.

Исследовательская деятельность, которая в последнее время приобретает все большую популярность предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно. Необходимо придерживаться основных требований к использованию метода проектов:

  1. Наличие задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

  2. Практическая значимость предполагаемых результатов (например, совместный выпуск газеты и пр.);

  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;

  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);

  5. Использование исследовательских методов, что предполагает:

  • определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;

  • выдвижение гипотезы их решения;

  • обсуждение методов исследования;

  • оформление конечных результатов;

  • анализ полученных данных;

  • подведение итогов;

  • корректировка;

  • выводы (творческие отчеты, защиты проекта, пр.).

Организация исследовательской деятельности в школе призвана повысить активность учащихся в самостоятельном получении знаний, приобретении умений осуществлять практическую деятельность.

    1. Основные элементы деятельности научно-творческого объединение «Эрудит».
  1. Организация научно-исследовательской деятельности начинается с разработки плана работы НТО «Эрудит» на новый учебный год.

  2. Формируются цели и задачи для работы с обучающимися на новый учебный год в рамках деятельности научно-творческого объединения «Эрудит».

  3. Планируется предварительный перечень мероприятий для участия НТО «Эрудит» в новом учебном году.

  4. Определение тем научно-исследовательских работ с учетом выбранных для участия НТО «Эрудит» мероприятий.

  5. Анализ работы научно-творческого объединения «Эрудит» за учебный год.





























  1. Заключение

Анализируя результативность работы обучающихся в научно-исследовательской деятельности, можно сделать следующие выводы: усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения обучающихся; значительно расширяется кругозор в предметных областях; вооружает обучающихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к анализу, целеполаганию, организации, контролю и самооценке; формирует социальный опыт обучающихся в труде и общении.

Научно-исследовательская деятельность обучающихся является наиболее эффективным средством углубления и расширения приобретённых знаний, умений, навыков и способствует выведению их на более высокий уровень усвоения. Поэтому важно, чтобы тот инструментарий, которым овладевают юные исследователи, не лежал “мертвым” грузом, а активно использовался и самими учащимися, и их преподавателями как во внеурочном, так в учебном процессе.

Подводя итоги можно сделать вывод о том, что организация научно-исследовательской деятельности способствует развитию социально-активной личности субъектов образовательного процесса. В учебном заведении создается новая образовательная среда, что является важнейшим фактором развития школы.

Исходя из полученных результатов деятельности научно-творческого объединения «Эрудит» были намечены пути повышения эффективности работы.

  • Совершенствование методики научно-исследовательской деятельности;

  • Внедрение метода проектной деятельности, как один из методов психолого-педагогических технологий обучения;

  • Вовлечение в исследовательскую деятельность, большего числа обучающихся;

  • Использовать научно-исследовательскую и проектную деятельность, как способ формирования УУД у обучающихся.

Философ просветитель Софокл  говорил: «Великие дела не делаются вдруг». Чтобы достичь высоких результатов, повысить качество обучения, научить ребенка основам познания мира нужна долгая и кропотливая работа учителя, ученика, родителей. Главная задача учителя – не просто передать знания ученику, а научить его обучаться. И этому во многом способствует организация научно-исследовательская деятельность  школьников.