«КАК РЕАГИРоВАТЬ НА БРАННЫЕ СЛОВА В ЛЕКСИКЕ РЕБЕНКА»
Слово является важной составляющей нашего общения. Слово – это и средство передачи информации, и возможность выразить свое отношение к происходящему. Словом можно поддержать в трудную минуту и смертельно оскорбить.
Давайте рассмотрим с вами проблему появления бранных слов в лексике ребенка.
Так называемые бранные, или неприличные, слова рано или поздно появляются в лексиконе каждого ребенка. Проблема засорения нашей речи ненормативной лексикой регулярно обсуждается в средствах массовой информации. Говорится о преобладании сленга и блатных выражений в современных теле- и радиопередачах, в печатной продукции.
Например, такой сленг, выражения которых не знал русский человек еще сто лет назад:
Я торчу от этой песни.
Ловлю кайф.
Понтово.
Выделываться.
Прикол.
Отпад.
Тащиться.
Сморозить.
-Слышали ли вы такие фразы? Наверняка слышали.
Неудивительно, что дети не только очень рано узнают о существовании подобных слов, но и начинают их активно использовать, часто, правда, не понимая, что эти слова означают.
Почему дети так охотно и точно повторяют нехорошие выражения? Их в первую очередь привлекает та эмоциональность, с которой эти слова произносят окружающие. От ругающегося человека буквально пышет безграничной самоуверенностью, его жесты очень выразительны, вокруг него возникает определенное волнение и напряжение. Произнесенные таким тоном слова не могут остаться незамеченными окружающими.
Собственные наблюдения ребенка и проводимые родными воспитательные беседы наводят его на мысль, что умение вставить в свою речь крепкое словечко является одним из признаков взрослости. И если родители говорят, что использовать подобные слова можно только взрослым, то, естественно, ребенок, стремящийся во всем походить на старших, намеренно употребляет запрещенные выражения в своей речи.
Бесполезно ругать детей за использование неприличных слов или запрещать им их произносить. Это сделает ругательства более привлекательными в глазах ребенка, он будет их употреблять, но постарается, чтобы вы этого не слышали. Тогда о достижениях своего ребенка в этой области вы будете узнавать от учителей.
Подросткам надо объяснить, что люди используют ругательства лишь в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов.
Естественно, во избежание раннего появления в лексиконе ребенка ругательств взрослым необходимо следить за собственной речью. Многие взрослые воспитанные люди, находясь во власти аффекта, произносят вслух все, что они думают о собственных умственных способностях или о той вещи, которой занимаются.
Часто ребенок не понимает, что говорит, или не понимает, как оскорбительны и обидны слова, которые он произносит. Следует объяснить ребенку, что таким образом он оскорбляет всех присутствующих, что употреблять такие слова просто неприлично.
Ученица грубо разговаривала с одноклассниками, от нее только и было слышно: «Че встал на дороге?! Идиот! Куда прешь?!» Назревал конфликт, ребята не хотели с ней общаться, родители и учителя негодовали. Выяснилось, что в школу девочку на машине возит папа, который привык вслух негодовать на несообразительность и медлительность водителей и пешеходов. И свое негодование он выражает с помощью грубых, резких выражений. В минуты раздражения девочка всего лишь повторяла слышанные многократно слова.
Мальчик, узнав от товарищей во дворе очередное неприличное слово, с восторгом делился своими познаниями с одноклассниками. Мама его была в отчаянии, однако папа сказал сыну: «Да, такие слова есть, но лучше будет, если ты станешь сначала спрашивать об их значении у меня». И даже купил словарь ненормативной лексики.
Не все родители готовы к такому свободному обсуждению бранных слов с ребенком, но лучше честно сказать, что значение этого слова настолько неприлично, что вы не хотите его произносить. И уж совсем не стоит поступать, как Волька из известной сказки Л. Лагина «Старик Хоттабыч». Он в сердцах обозвал Хоттабыча «балдой», а на вопрос старика, что это значит, объяснил: «Балда – это что-то вроде мудреца». И был очень смущен, когда Хоттабыч публично обратился к нему со словами: «О, превосходнейший в мире балда!»
Иногда родители ведут себя так же, придумывая «культурные» объяснения для ругательств.
Родителям же не надо пугаться этих слов, застывать в шоке, услышав их от ребенка, не стоит отрицать их существование. Лучше просто дать понять: «Мне не нравятся эти слова, но я знаю об их существовании и значении».
Да, тяжело и неприятно, когда совсем юные рядом матерятся. Но иногда знание и умение употребить бранное слово необходимы, чтобы признали равным, чтобы не попасть в неловкую ситуацию, по наивности не стать объектом насмешек.
Кроме того, люди ругаются от отчаяния и злости, когда очень хочется стукнуть кого-то или что-то разломать. В этом случае ругань используется как средство «выпустить пар» и помогает справиться с отрицательными эмоциями.
А это все-таки предпочтительнее, чем физическое насилие или деструктивное поведение. Другое дело, что лучше бы высказать все, что накопилось, в одиночестве. Вот этому и стоит учить детей.
Педагогический практикум
-Предлагаю каждой группе познакомиться с ситуацией и высказать свое отношение к происходящему.
1. Почему люди матерятся? Если ребенок интересуется, почему люди говорят такие слова? (не хватает слов для связки, потому что не воспитанные, вошло в привычку, чтобы приукрасить свою речь, ограничен словарный запас, бранные слова приходятся к месту, не могут управлять эмоциями). Наверное, в воспитательных целях лучше всего объяснить ребенку, что для определенных слов есть свое время и место. Скажите, например, что так говорят люди несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или разозлить человека. Это объяснение, конечно, подходит в том случае, если услышал он это слово не от вас. Если ребенок поймал вас на слове, имеет смысл извиниться перед ним, сказать, что, к сожалению, вам не удалось сдержаться, вы поступили плохо. Дайте ему понять, что искренне раскаиваетесь, и впредь, конечно, старайтесь держать себя в руках.
2. Какой вред оказывает сквернословие человеку? Как поступить, если ребенок спрашивает о значении того или иного бранного слова.
(Специалисты не рекомендуют уходить от ответа). (Вред здоровью, словом можно убить). Лучше честно сказать, что значение этого слова настолько неприлично, что вы не хотите его произносить. И уж совсем не стоит поступать, как Волька из известной сказки Л. Лагина «Старик Хоттабыч». Он в сердцах обозвал Хоттабыча «балдой», а на вопрос старика, что это значит, объяснил: «Балда – это что-то вроде мудреца». И был очень смущен, когда Хоттабыч публично обратился к нему со словами: «О, превосходнейший в мире балда!»
Иногда родители ведут себя так же, придумывая «культурные» объяснения для ругательств.
(Представитель группы читает текст, родители высказывают свое мнение по данному вопросу).
Вопрос к родителям: Есть ли у вас в арсенале воспитательных мероприятий приемы искоренения сквернословия в речи вашего ребенка? (Участвуют в беседе, используют свой жизненный опыт).
Прежде всего, надо помнить: стиль общения родителей - образец для ребенка. Развивайте культуру общения в своей семье, разговаривайте обо всем проговаривайте все волнующие вас темы и трудности, обсуждайте то, что исходит сейчас, и то, к чему вы стремитесь через два, три, четыре года - и десять лет...Пока в семье есть общение, в ней есть и семейное благополучие. Как люди перестают общаться, они перестают понимать друг друга и становятся друг другу не интересными: муж не понимает жену, родители не понимают детей. Очень часто родители говорят: «А когда нам общаться: работа, проверка домашних заданий у детей, стирка-глажка-готовка, на общение элементарно сил не хватает». Не лукавьте! Не путайте причину со следствием. Часто именно взаимные упреки и обиды, нехватка времени из-за того, что кто-то один в семье делает намного больше другого, возникает именно из-за отсутствия постоянного общения и разговоров «по душам».
Если вы научитесь общаться, научитесь понимать друг друга, спокойно, уверенно доносить до партнера свои пожелания, то и вопрос о том, что «времени не хватает и муж по дому не помогает», уйдет из вашей жизни. А своим детям вы заложите в подсознание образ семейного счастья. Взаимопонимание в родительской семье, которое они будут наблюдать с детства, поможет им в дальнейшем построить свое семейное счастье.
Психологи заметили, что употребление сквернословия формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. В этом процессе наблюдаются такие три стадии: - первая стадия: когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость; - вторая стадия: когда человек впервые употребляет такое скверное слово - за компанию, для разрядки или ради напускной удали; - третья стадия: человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. Ещё позже - он уже не может вообще изъясняться без сквернословия, забывает другие слова. Но на самом деле сквернословие отражает скудность лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).
Данные свидетельствуют, что в современном обществе люди более небрежны в употреблении вульгаризмов, чем полстолетия назад. Согласны ли вы с этим? Насколько шире распространено сквернословие сейчас, чем во времена вашего детства? Сквернословили ли вы в присутствии родителей? Как они справлялись с этим? Был ли их подход эффективным?
- Подумайте о лексике, которой вы пользуетесь в семье. Если вы виноваты в том, что ругались в присутствии ребенка, пообещайте себе больше этого не делать. Кроме того, говорить ребенку о том, что сквернословить запрещается, и при этом самому при нем сквернословить - значит наносить серьезный ущерб воспитанию. У каждого из нас есть право выбора, как поступать и как строить свою жизнь.
Памятки для родителей! (раздаются буклеты с практическими рекомендациями).
4