Общешкольное мероприятие
«В мире естественных наук»
Ведущий 1
Человек всегда стремился познать окружающий его мир и определить место, которое он в нём занимает.
Ведущий 2
Человек всегда стремится к чему-то неизведанному, хочет открыть что-то новое, то, о чём ещё не знает никто. И именно этот стимул позволяет ему добиться поставленной цели и прийти к желаемому результату.
Ведущий 1
Добиться своего, ему помогают науки, которые мы начинаем изучать в школе.
Ведущий 2
Химия, география и биология – естественные науки.
Выходят науки Химия, Биология и География.
Химия
Без химии жизни, поверьте, нет, без химии стал бы тусклым весь свет. На химии ездим, живем и летаем, в разных точках Земли обитаем, чистим, стираем, пятна выводим, кушаем, спим и с прическами ходим. Химией лечимся, клеим и шьем, с химией мы бок о бок живем!
Так что вы, без меня пропадете, если значенье мое не поймете!
Биология
Ворчите, спорите и зря!!! Наука жизни — это Я. От инфузории, тычинки до синтеза белков. Тропинки я проложила сквозь века. Я — Биология. Ну как? Что скажете на это, братцы? Слабо со мною состязаться?
География
А я география
Географию учить
Должен каждый ученик.
Карту будем изучать
И про страны узнавать!
Географию учить -
Просто вдохновение!
Если что-то позабыл,
То спроси смелее!
Географию учить
Очень познавательно!
Чтоб "пятёрку" получить
Нужно быть старательным!
Ведущий 1. Предметы в школе. ВСЕ важны и друг другу ВЫ нужны.
Ведущий 2. Так что лучше в мире жить, и на благо всем служить.
Учителя
1. Тому, кто ищет постоянно новое в известном.
2. Кому без книг на свете жить не интересно.
3. Кому по силам смелые дерзания.
Вместе: Мы посвящаем дни естествознания.
1. И как художник кистью сущий мир рисует.
2. Так география его живописует.
3. Так биология живое изучает.
1. Так химия всю сущность объясняет.
Ведущий 1
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг!
Ведущий 2
Именно эти слова А. С. Пушкина стали для многих путеводной звездой к новым открытиям и знаниям.
Ведущий 1
Все эти науки объединяет имя великого учёного Михаила Васильевича Ломоносова.
Ведущий 2
Имя Михаила Васильевича Ломоносова известно каждому в России. Кто-то может быть и не знает, какие открытия он сделал и что написал, но то, что он выдающийся русский учёный, знают все.
Чтец
Россия родила немало
Людей великих на земле.
Во все века одна лишь знала
Об избранных, об их судьбе.
Эпохой каждой восхищала
И всякий раз, не ошибясь,
Ты гениев нам посылала,
За судьбы их всегда молясь.
Видео М.В.Ломоносов
Сцена.
За партой в домашней обстановке делает уроки мальчик-восьмиклассник. Пишет, потом рвет и кидает вокруг неудачно исписанные листки бумаги. Он явно чем-то недоволен. В этот момент звонит мобильный телефон. Наш герой берет трубку.
Мальчик: Привет! Что делаю? Да все с химией бьюсь - ничего не получается!
А тут еще литература завтра. Напишите оду своим родителям или учителю…
Что еще за ода?
Этотебе не мода и не сода… А уж как не хочется в классе опять оплошать (вздыхает)…Как быть? И бабушка как будто соль на рану насыпала: подарила мне портрет Ломоносова. Гляди, говорит, внучек, на великого человека, УЧИСЬ! «Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был «первым нашим университетом», так Пушкин о нем говорил.
А мне что?
Портрет, он и в Африке портрет.
Разве он поможет?
Ладно, завтра, глядишь, списать кто даст (кладет трубку, зевает, потом продолжаетчто-то писать и постепенно засыпает прямо за партой)
Тут происходит чтото необычайное (спецэффекты, классическая музыка, голоса за сценой):
Ломоносов появляется
Взошла великая звезда –
И повернулась вспять Земля,
Все времена пересеклись.
Проснись, мой отрок, оглянись:
Тебе дарован чудный миг:
Великий муж с небес возник.
Его послушай – и тогда
Изменится твоя судьба.
Наш герой просыпается – видит перед собой незнакомца, трет глаза – тот не исчезает. Испуг рассеивает остатки сна.
Мальчик: Что случилось? Вы кто? А…мамы нет… Она поздно приходит…А-а-а-а!!!
Ломоносов: Уймись, отрок! Сам хотел моей помощи, а теперь не узнаешь?
Стыдно! Меня всякий русский человек знает.
Имя мое Михайло Васильевич Ломоносов. Слышал я, с уроками ты не справляешься… Отпустили меня (показывает пальцем вверх) по земле прогуляться, прошлое вспомнить, помощь оказать нуждающимся…
Вижу, не ждал. И за уроками спишь???
А ведь только «Неусыпный труд препятства преодолевает...». Конечно, «может собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов российская земля рождать», но иногда и ей помочь нужно (улыбается). Что ж, может, поведаешь мне свои беды или я зря тебя посетил?
Мальчик: Ну, завтра у нас химия, биология, география, литература …и все такое прочее...(смущаясь)
Ломоносов: А что по биологии нужно тебе приготовить?
Мальчик: Стихотворение надо сочинить про насекомого. Нашли поэта!
Ломоносов: Помогу тебе отрок.
Кузнечик дорогой, коль много ты блажен
Кузнечик дорогой, коль много ты блажен,
Коль больше пред людьми ты счастьем одарен!
Препровождаешь жизнь меж мягкою травою
И наслаждаешься медвяною росою.
Хотя у многих ты в глазах презренна тварь,
Но в самой истине ты перед нами царь;
Ты ангел во плоти, иль лучше — ты бесплотен!
Ты скачешь и поешь, свободен, беззаботен,
Что видишь, все твое; везде в своем дому,
Не просишь ни о чем, не должен никому.
Уходят.
Чтец
Смышлёный мальчик из семьи помора…
Он рос в глуши, не зная с детства лени…
Прославил он родные Холмогоры…
Михайло Ломоносов – русский Гений!
Он начал путь в Науку – от порога
К соседу Шубному по узенькой тропинке.
А вот и к дьяку местному дорога,
Там отвечал уроки без запинки.
И вопреки отцовскому запрету,
Зимою, подгоняемый морозом,
В Москву продолжил он дорогу эту,
С трудом шагая следом за обозом.
Так в девятнадцать он, почти мужчина,
Учиться стал старательно, без спешки.
За парту сев с мальчишками, «детина»
Не обращал вниманья на насмешки.
Мелькали дни, он ширил знаний круг
И изучал страницу за страницей.
А дальше – академия наук,
Учебные поездки за границу.
Вернулся, раздражая высший свет.
В России у него была забота:
Открыть Московский Университет
И грандиозная научная работа!
Он - живописец, астроном, поэт.
Он – маг стекла, оптических приборов.
Географ, полиглот, языковед.
Он - автор книг, теорий и законов.
Став академиком, один из «мужиков»,
Великий муж – Михайло Ломоносов
Мишенью был для всех клеветников,
Страдал от множества доносов.
Его труды не старит третий век.
Всё так же ярко, самобытно, ново!
Незаурядный русский Человек
Сказал своё в науке слово!
Лишь ей вся жизнь его принадлежит.
Им столько сделано, изучено, открыто!
Пусть имя Ломоносова звучит
И никогда не будет позабыто!
Ведущий 1
Ломоносов стал первым русским энциклопедистом. Его просветительскую роль в истории нашего Отечества трудно переоценить.
Ведущий 2
«Если в Древней Греции семь городов спорили между собой, кому принадлежит слава слыть родным городом Гомера, то ныне в России более семи наук спорят между собой о праве и чести считать Ломоносова своим основателем и первым представителем.
Звучит музыка, выходят по одному учащиеся. У них в руках таблички с надписями: “Астроном”, “Географ”, “Биолог ”, “Химик”.
Презентация
Астроном. Я утверждаю, что Ломоносов был астрономом. Он навсегда утвердил своё имя в нашей науке, открыв атмосферу на Венере. Он сконструировал однозеркальный телескоп нового типа и так называемую ночезрительную трубу для видения в темноте! На протяжении всей жизни Ломоносов интересовался астрономией. Он писал стихи о бесконечности Вселенной, создавал астрономические приборы, много времени посвятил изучению звёздного неба.
Географ. Однако прошу вас не забывать, что официально с 1758 г.
М.В. Ломоносов возглавлял именно Географический департамент Академии наук, в котором готовили русских картографов и геодезистов.
Биолог. Открытия Ломоносова обогатили многие отрасли знания в биологии.
Химик. Но сам Ломоносов, когда заходила речь о его профессии, отвечал, не задумываясь: ”Химик”. До Ломоносова химию не считали наукой, а лишь ”химическим искусством”. После же его работ искусством её не называл никто. Диссертация учёного называлась “Элементы математической химии”.
1 ведущий. До М.В.Ломоносова каких-либо целенаправленных исследований по химии в России не проводилось. Именно он создал первую в стране химическую лабораторию. Учёный способствовал созданию многих химических производств в России, разработал рецепты и технологию приготовления цветных стёкол, которые использовал для своих мозаичных картин.
Ведущий 2. Многие и из вас увлечены химией.
Сценка “Чудеса без чудес”
Выходят 4 ученика.
1-й уч. Жарко здесь. Хочу я пить. У кого воды б спросить?
2-й уч. Я бы выпил очень много газировки без сиропа.
3-й уч. Ой, а я люблю с сиропом, только чтоб чуть-чуть, немного.
4-й уч. Братцы, мне нужна корова – молочка хочу парного!
Входит 5-й ученик. В руках у него большая колба с жидкостью.
5-й уч. Вы, ребята, пить хотите? В колбе сказочная жидкость, чудеса мне по плечу, я ведь химию учу. Подставляйте-ка стаканы! Опыт точно проведём, всё у нас по плану.
Ребята берут со стола и подставляют стаканы, в которых на донышке помещены растворы необходимых веществ. 5-й ученик из колбы наливает каждому то, что он просил.
5-й уч. Вот вода, вот газировка, вот парное молоко, получилось очень ловко, а секрет узнать легко.
Ребята делают вид, что хотят выпить содержимое стаканов.
5-й уч. Стоп, ребята, погодите, чтобы не было беды, вы, пожалуйста, не пейте ни сиропа, ни воды. В этом строгом кабинете есть серьёзные запреты. Все запомните друзья: здесь ни пить, ни есть нельзя.
5-й уч. Чудо первое случилось, что в стаканах находилось?
1-й уч. А ответ совсем простой - был у меня стакан пустой.
2-й уч. У меня в стакане сода.
3-й уч. Вместе с ней метилоранж.
4-й уч. В моём – бария хлорид.
5-й уч. О чём это говорит? Мы надеемся, не составит нам труда понять, что в колбе кислота.
Ведущий 1
- Ребята, кто из вас скажет несколько слов о химии?
Химия – занимательная и увлекательная, особенно когда что-нибудь шипит, бурлит и бабахает.
Химия полезна и необходима нам на каждом шагу. Мы химией, вредителей травим, и голову моем, и одеваемся в химию, и умываемся химией.
И едим, и пьем, и дышим сплошной химией.
Я больше всего в химии люблю таблицу Менделеева: она такая красивая, такая такая разноцветная!
Да! И для тех, кто еще немного мозгами шевелит, это еще и прекрасная официально разрешенная шпаргалка! И на контрольной ею можно пользоваться, и на экзамене.
Ой, ребята, мне химия чем-то напоминает шпионскую шифровку. Нет, чтобы сказать нормально, по-людски: школьный мел, так нет же, надо его обозвать по сложнее: кальций –це-о-три. Или вот еще: подайте мне пачку хлорида натрия, я суп посолю. А это яйцо я зря в яичницу разбил, вся кухня теперь пахнет аш-два-эс.
Эпизод на уроке химии (сценка)
Учительница: Коля, какого цвета у тебя получился раствор?
Коля: встает со своего места: «Красного».
Учительница: «Молодец, садись, «пять». Василий, а у тебя?»
Василий: «Оранжевого».
Учительница: Не совсем правильно, но тоже хорошо. «Четыре». Никита, а какой у тебя получился раствор?
Никита: «Черный».
Учительница: Никита, «два», садись! Класс! Ложись!!!!
Презентация и выступления ведущих
Ведущий 1. Что сделал М.В. Ломоносов для географической науки?
Ведущий 2. Написал «Инструкцию географическому департаменту»,
разработал подробный план создания нового «Атласа», составил «Географические запросы» – анкету для населения, создал работу «Рассуждение о происхождении гор в Северных морях»,
Ведущий 1. Доказал возможность освоения Северного морского пути. Изучал верхние слои атмосферы,
Ведущий 2. Предсказал, что за Уралом есть залежи нефти, газа, алмазов, что в Сибирском океане есть река, что климат будет меняться,
Ведущий 1. Ввёл такие понятия, как: «горизонт», «экватор», «глобус», «экономическая география»
Ведущий 2. В благодарность за труды Михаила Васильевича Ломоносова, люди во всём мире сохранили его имя.
Имя Ломоносова на карте мира.
(выходят 2 участника с глобусом, на котором места, носящие имя Ломоносова, обозначены красными флажками на иголках).
Село Ломоносово (ранее д. Денисовка), где родился в 1711 г. М.В.Ломоносов.
Возвышенность Ломоносова на Шпицбергене.
Хребет Ломоносова в Северном Ледовитом океане.
Город Ломоносов в Ленинградской области.
Течение Ломоносова экваториальное течение в Атлантическом океане.
Минерал ломоносовит – найден на Кольском полуострове.
Ведущий 1. Многим учащимся интересна география. И они мечтают о дальних странах и великих открытиях. Даже песни об этом сочиняют.
Переделанная песня про географию “Черный бумер” (Серега)
Я вырос на окраине рабочей городской
И в этой географии я был ни в зуб ногой.
Но вот попал я в школу, там учитель - просто “класс”!
Я все столицы мира взял и выучил за раз.
Я все узнал про страны и большие города,
Я полюбил Австралию - теперь хочу туда.
Я вновь открыл Америку, как Христофор Колумб.
Теперь смотрю всегда я кинопутешествий клуб.
Ведь в нашей школе география - святой урок
На географию всегда повеселей звонок.
Эх, стать бы мне географом, тогда я тоже б смог
Красиво так рассказывать про Чили и Бангкок.
1-й ведущий. Ломоносов был талантлив. Ломоносов был трудолюбив. Ломоносов был честен. Ломоносов был русским. Ломоносов был гений, энциклопедист.
Биолог: Позвольте, а как же биология без Ломоносова? Насколько хорошо Ломоносов ориентировался в этой области видно из того, что он обнаружил в составленном известным натуралистом - путешественником С. П. Крашенинниковым списке растений петербургской флоры пропуск одного растения, а именно - колокольчика широколистного.
1-й ведущий
10 июня 1741 года Ломоносов был направлен к профессору ботаники и естественной истории И. Амману для изучения естествознания. Под руководством Аммана приступил к составлению Каталога собраний минералов и окаменелостей Минерального кабинета Кунсткамеры. Это был одни из первых его научных трудов.
2-й ведущий: Михаил Васильевич высказал идею о воздушном питании растений (фотосинтезе)
1-й ведущий: Он отметил, что растения получают питание через листья из воздуха.
2-й ведущий: Высказывал представления об эволюционном развитии и изменяемости природы. Он утверждал, что изменения ландшафта Земли вызывали изменения климата, в связи с чем изменялись животные и растения, ее населяющие.
1-й ведущий: Он насчитал семь простых вкусов, из которых сейчас общепринято четыре: кислый, сладкий, соленый и горький .Разные области языка по-разному ощущают вкус.
2-й ведущий: Трехкомпонентная теория цветового зрения принадлежит М.В.Ломоносову
1-й ведущий: Идея исторического развития мира принадлежит М.В.Ломоносову.
Ученик 1
Биология – наука о живом.
И о мире том, где мы живем.
Все живое в мире нам сродни:
И мы такие в мире не одни.
Ученик 2
Быть человечней биология научит,
Не разрушая только созидать.
Любить природу каждый, кто обучен,
Вреда не станет в мире добавлять.
Ученик 3
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению.
Паучок терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Все по справедливости.
Ученик 4
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Солнце учит доброте:
Каждый день, зимой и летом,
Дарит нас теплом и светом.
Я биолог в душе
(На мотив песни "Я люблю тебя, жизнь")
Я люблю тебя, жизнь,
По-латинскому "жизнь" - это БИО.
Я биолог в душе,
Это сложно, но очень красиво.
Мне так жаль лягушат,
Заспиртованных в банках навечно...
Я пока что - не там,
И люблю тебя, жизнь, бесконечно!
Мне немало дано:
Сердце, печень, гормоны и гены.
Мне известно давно
Назначенье иммунной системы.
В звоне каждого дня
Не дают мне инстинкты покоя...
Мне экзамен сдавать -
Жизнь, ты знаешь, что это такое!
Ах, как двойки летят,
Всё запомнить почти невозможно.
Класс, подвид и отряд -
Как устроено всё это сложно!
Дым пошёл из ушей,
Я в науку зубами вгрызаюсь.
Я биолог в душе...
Это трудно, но я постараюсь!
Сценка
Ведущий 1. - Надежда Николаевна начала рассказ.
Надежда Николаевна:
«Поговорим о фауне и флоре.
Они – источник многих ёмких фраз:
Дубовый лоб и луковое горе,
"Еще цветочки, ягодки потом” –
Про юного мы скажем хулигана.
Ослом, дубиной, пробкой, лопухом
Мы справедливо назовём болвана.
Привык он весь урок считать ворон,
А выглядит чумазым поросёнком!
На переменах топает, как слон,
И, как репей, цепляется к девчонкам.
Он в драку лезет, как петух, с утра,
А заживает все, как на собаке.
Пора прищучить! Дать леща пора!
Пускай узнает, где зимуют раки.
Всё как горох об стену! Ну и гусь...
Отца бы вызвать, высказать всё лично,
Но яблоко от яблони, боюсь,
Недалеко упало, как обычно!»
Ведущий 1 - Надежда Николаевна злилась всё сильней,
Перечисляла фрукты, птиц, рептилий...
И встал Козлов. И улыбнулся ей:
Козлов: «Спасибо, что урок мне посвятили»
Ведущий 2
А, сейчас проведём небольшую викторину по биологии.
Шуточная викторина по биологии
1. Кто скребет на душе? (кошки).
2. Куда смотрит волк, сколько его не корми? (в лес).
3. Кто может свистнуть на горе? (рак).
4. Кого не пускают в посудную лавку? (слона).
5. На чем приносит новости сорока? (хвост).
6. С каким насекомым сравнивают трудолюбивого человека. (пчела).
7. Кого ноги кормят? (волка)
8. Что сделано из золота у доброго человека? (сердце)
2. Загадочный зверинец
1. Кровь пью, а жизнь даю.(пиявка)
2. По волнам гуляет зонтик, если встретите- не троньте,
Вот так чудо, вот так диво! Зонтик жжется, как крапива.(медуза)
3. Без воздуха живет она И, как могила холодна,
Не пьет, хотя в воде сидит, В броне, хотя и не звенит.(рыба)
4. Хвостом виляет, зубаста а не лает (щука)
5. Он – прадедушка слонов, А огромен – будь здоров.(мамонт)
6. В заплатках шея и бока, на всех он смотрит с высока.(жираф)
7. Её скрывает словно маска, от всех защитная окраска,
Размечена, как переход, она по Африке идет.(зебра)
8. Что за зверь, скажите, братцы, может сам в себя забраться (норка)
9.Служитель американского зоопарка повесил на вольере предмет и сделал надпись. “Вы смотрите на самого опасного зверя на Земле. Только он способен истребить целык виды животных.”Что это за предмет и какой это зверь. (Человек)
10 Организация, которая выступает в защиту живого? (Грин Пис)
Ведущий 1
Сохранит и приумножит всё живое на Земле…
Всё изучит и поможет выжить в не простой борьбе…
Ведь законы всей Вселенной не отменишь, не сотрёшь…
Выживает там сильнейший, если слабый, то умрешь…
Ведущий 2
Человек ведь царь природы и порой он не поймёт…
Если сгубит всё живое, то и сам потом умрёт…
Потому не спит наука Биология сейчас…
Не смыкая глаз ночами, защищает нас от нас…
Ведущий 1
Полюби науку эту, всё живое на Земле…
Посмотри на лес и небо, честь отдай той красоте…
Чтоб цвела и расцветала в млечном космосе большом…
Наша дивная Планета, наш с тобою отчий дом
Ведущий 1
В заключении хочется вспомнить слова поэта Некрасова:
«Природа – мать, когда б таких людей
Ты иногда не посылала б миру,
Заглохла б нива жизни»
Ведущий 1
Какую же длинную жизнь должен прожить человек, чтобы успеть столько сделать?
Ведущий 2
Ломоносов прожил всего 54 года и оставил после себя огромное количество трудов и оригинальных идей для потомков.
Ведущий 1
Он любил повторять своим студентам и ассистентам: «Чтобы покорять, надо знать, а мы пока знаем очень мало»
Ведущий 2 Имя Ломоносова будет жить в веках! – в названиях учебных заведений, городов, улиц, площадей, да и в памяти людей.
Все присутствующие читают по строчке стихотворения
1. Его слова звучат доныне
2. Как мудрый молодым завет.
3. Они важны для нас сегодня,
4. Хоть минуло немало лет.
5. И к нам он тоже обращался
6. Через года, через века…
7. Делами, знаньями в науках
8. Прославим Ло-мо-но-со-ва
Ломоносов
«О Вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовёт из стран чужих.
О! Ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать!»