РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЗАРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ –
ЧУЧКОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
391410, Рязанская область, Чучковский район, село Назаровка. Телефон: 8(49138)7-43-36, E-mail: [email protected]
Общешкольное внеклассное мероприятие,
посвященное 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945)
«Колокола памяти»
(историко-литературно-музыкальная композиция)

Подготовила и провела:
учитель биологии и химии
МОУ Назаровской СОШ
Прошкина Алла Федоровна
Май 2015
Есть события, которые не подвластны времени. Сколько бы веков не прошло.
К таким событиям относится и Победа советского народа в Великой отечественной войне 1941-1945 г.г. Она – наша святыня навеки. И сколько бы ни пыжились новоявленные лжеисторики, сколько бы ни стремились, переписать события и дать им «переоценку» применительно к своей подлости - ничего не выйдет: народы России всегда будут относиться к этому событию как к самому значимому в их жизни и в истории страны.
70 лет наши отцы, деды и прадеды защищали нас и нашу жизнь – сегодня мы по долгу совести должны защитить их.
И делать это везде – на уроке, вне урока, в заботе о ветеранах, живущих рядом в одном селе. Их ведь мало осталось!
Это мероприятие способствует реализации таких задач:
максимальное приобщение большего числа учащихся к подготовке и проведению предстоящего мероприятия;
сочетание эмоциональных и рациональных факторов, способствующих самостоятельной, активной деятельности учащихся в подготовке и проведении мероприятия;
формирование у учащихся значительных мотивов деятельности;
совершенствовать героико-патриотическое воспитание молодежи.
Цель композиции:
Участники: 2 – 10 классы
Реквизит: «гирлянда Славы» из елового лапника, обернутая лентой, венок, журнальный столик на нем свеча и альбом с фотографиями, в глубине зала
«Салют» - атласные ленты разного цвета внизу собраны в пучок, а вдоль них располагаются гирлянды разноцветных лампочек.
Действующие лица: ведущий, чтецы, солдаты, мать, сын.
Костюмы: солдатские гимнастерки, пилотки, солдатские сапоги.
Голос за кадром:
Всем, кто пережил страшные времена войны, кто был еще ребенком, но уже понимал, что значит «Родина», «Отечество», кто не вернулся с полей сражений, посвящается…
Ход мероприятия
Звучит песня в исполнении учащихся «И все о той весне» с видео.
Слайд 1-4
Страница 1 “А может, не было войны…”
А может, не было войны…
И людям все это приснилось:
Опустошенная земля,
Расстрелы и концлагеря,
Хатынь и братские могилы?
А может, не было войны,
И у станков не спали дети,
И бабы в гиблых деревнях
Не задыхались на полях,
Ложась плечом на стылый ветер?
А может, не было войны,
И мир ее себе придумал?
“Но почему же старики
Так плачут в мае от тоски?”-
Однажды ночью я подумал.
А может, не было войны,
И людям все это приснилось?
Ведущий Нет, нам и людям ничего не приснилось. Это все было.
Слайд 4-6
Страница 2 “Как это было! Как совпало – война, беда, мечта и юность!..”
1 ю. – Ну… вот и всё!
2 ю. – Как говорится, последний раз в десятый класс!
1 д. – Даже не верится, что мы последний раз были в школе…
3 ю. – Ребята! А помните, как сегодня сказал наш завуч (копируя): «Дорогие друзья! Сегодня у вас замечательный день! Мы проважаем вас в последний путь… Ой, что я говорю!» (Все смеются)
2 д. – А помните, как наши ребята в соревнованиях участвовали и заняли 1 место среди школ района? ...
3 ю. – А помните…?
2 ю. – А помните на уроке математики…?
1 ю. – Тихо! Не все сразу! Давайте устроим ночь воспоминаний! 21 июня 1941 года…
1 д.- Не 21, а 22 уже… (смотрит на часы). Уже 3 часа 45 минут.
2 д. – Сколько?!
2 ю. – Без пятнадцати четыре.
2 д. – Ой и влетит же мне от мамы! Никогда так поздно домой не приходила!
3 ю. – Ты хочешь сказать так рано! (все смеются)
1 ю. – Тихо…Тихо! Итак, ночь воспоминаний 22 июня 1941 года
Слайд7-9
1 чтец
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось...
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли...
2-й чтец
Тёплая ночь с 21-го на 22-е июня.
Мирно спят советские люди.
А на рассвете земля вздрогнула, небо загрохотало.
Послышались гулкие разрывы тяжёлых снарядов,
с воем через границу полетели немецкие самолеты.
190 фашистских дивизий стремились на нашу страну.
(Видео с голосом Левитана о начале войны)
3-й чтец
1941 год навсегда останется в памяти народной как год тяжёлых испытаний.
Слайд 10-11
4-й чтец
В 41 – м памятном году
Из гнезда фашистского Берлина
Всей земле, всем людям на беду
Ринулась тяжёлая лавина.
Всё, что было близко и свято,
Что нас поднимало раздольной волной,
Всё было раздавлено, скомкано, смято
Внезапно нахлынувшим горем — войной.
Звучит песня «Священная война».
Слайд 12-15
Страница 3 «Годы войны…»
1-й чтец
Вслед за первым было ещё 1417 дней войны. И сколько бы ни прошло времени с тех пор, в памяти людей, в их сердцах будет жить и не изгладится никогда та точка опоры, отсчёта лет, месяцев, дней и часов бессмертия, несгибаемого мужества и героизма советских людей.
2-й чтец
27 миллионов сыновей и дочерей потеряла наша Родина в Великой Отечественной войне. Каждый 8-й житель нашей страны не вернулся с войны. 18000 убитых — ежедневно.
Вдумайтесь в эти цифры. Такой ценой завоёвано всему человечеству право на жизнь, радость и труд.
3 чтец
Когда протрубили тревогу в любимом краю,
Застыли мальчишки в суровом солдатском строю.
Мальчишки, мальчишки,
Вы первыми ринулись в бой.
Мальчишки, мальчишки,
Страну заслонили собой.
ПЕСНЯ «А ЗАКАТЫ АЛЫЕ»
На перроне мать и сын (маленький мальчик), они становятся в разных концах сцены.
Мама:
Везет на фронт мальчика
Товарищ военный врач...
Сын:
Мама моя, мамочка,
Не гладь меня и не плачь!
На мне военная форма,
Не гладь меня при других!
На мне военная форма,
На мне твои сапоги.
Не плачь!
Мне уже двенадцать,
Я взрослый уже почти...
Мама:
Двоятся, двоятся, двоятся
Рельсовые пути...
Сын:
В кармане моем документы,
Печать войсковая строга.
В кармане моем документы,
По которым я - сын полка.
Прославленного, гвардейского,
Проверенного в огне...
Я еду на фронт, я надеюсь,
Что браунинг выдадут мне.
Что я в атаке не струшу,
Что время мое пришло...
Завидев меня, старухи
Охают тяжело:
«Сыночек, солдатик маленький...
Вот ведь настали дни...»
Мама моя, мамочка!
Скорей им все объясни!
Скажи, чего это ради
Они надо мной ревут?
Зачем они меня гладят?
Зачем сыночком зовут?
И что-то шепчут невнятно,
И теплый суют калач...
Россия моя, не надо!
Не гладь меня! И не плачь!
Не гладь меня!
Я просто будущий сын полка,
И никакого геройства
Я не свершил пока!
И даже тебе не ясно,
Что у меня впереди...
Мама:
Двоятся, двоятся, двоятся
Рельсовые пути.
Звук уходящего поезда
1-й чтец
Взяв в руки винтовки, бойцы уходили
Навстречу метели и граду свинца.
Отчизну собою они заслонили
И верными были ей до конца.
2-й чтец
Разве это выразить словами,
Как они стояли у военкомата
С бритыми навечно головами...
3-й чтец
Вспомним их сегодня, всех до одного,
Вымостивших страшную дорогу.
Скоро среди нас не будет никого,
Кто вместе с ними слышал первую тревогу.
4-й чтец
Пришли фашисты, как чёрная чума,
Пришли и кровью нашей умывались.
Угнали скот и подожгли дома,
Над старым и над малым надругались.
Ученица 9 класса
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые.
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно, холодно, высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку.
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые.
Война гуляет по России,
А мы — такие молодые...
ИНСЦЕНИРОВКА песни «Вальс фронтовой сестры»
1-й чтец
Сколько пало дорогих и близких
В роковых годах сороковых.
Склоним перед ними головы мы... низко
В благодарность павшим от живых
2-й чтец
Грозные годы… Как они изменили судьбы, обагрили кровью и слезами, сделали короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушили светлые мечты семнадцатилетних, которые прямо с выпускного бала ушли “из детства в эшелон пехоты, в санитарный взвод”…
3-й чтец
Они хотели вернуться в теплые дома, чтоб посмотреть в добрые, полные тоски и печали глаза своих матерей. Очень хотели… но бросались на амбразуры вражеских пулеметов, гибли под пулями, принимали мученическую смерть во вражеском тылу.
(На скамейку, укрывшись одной шинелью, садятся Зинка и Юлька.)
ЗИНКА: Мы легли у разбитой ели,
Ждём, когда же начнёт светлеть.
Под шинелью вдвоём теплее
На продрогшей, гнилой земле.
- Знаешь, Юлька, я – против грусти,
Но сегодня она не в счёт.
Дома, в яблочном захолустье.
Мама, мамка моя живёт.
У тебя есть друзья, любимый,
У меня – лишь она одна.
Пахнет в хате квашнёй и дымом,
За порогом бурлит весна,
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждёт…
Знаешь, Юлька, я – против грусти.
Но сегодня – она не в счёт.
(Уходит за кулисы. )
ЮЛЬКА: Отогрелись мы еле-еле,
Вдруг приказ: «Выступать вперёд!»
Снова рядом в сырой шинели
Светлокосый солдат идёт.
С каждым днём становилось горше.
Шли без митингов и знамён.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрёпанный батальон.
Зинка нас повела в атаку.
Мы пробились по чёрной ржи.
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы,-
Мы хотели со славой жить.
Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
Её тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав.
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.
- Знаешь, Зинка, я – против грусти.
Но сегодня – она не в счёт.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка твоя живёт.
У меня есть друзья, любимый,
У неё ты была одна.
Пахнет в хате квашнёй и дымом,
За порогом бурлит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала?!
Слайд 16-20
Страница 4 “Жизнь в тылу”
1-й чтец
Фронт проходил всюду – в далеком тылу и на передовой. Воевали все – мужчины и женщины. Великая тяжесть легла на хрупкие женские плечи. С годами мы все больше и больше постигаем бессмертный подвиг женщины на войне.
2-й чтец
Низкий наш поклон женщине, державшей на своих плечах тыл, сохранившей детишек, и защищавшей страну вместе с мужчинами.
Ученица 10 класса читает стихотворение «Волжская Баллада»
ВОЛЖСКАЯ БАЛЛАДА
Третий год у Натальи тяжелые сны,
Третий год ей земля горяча —
С той поры как солдатской дорогой войны
Муж ушел, сапогами стуча.
На четвертом году прибывает пакет.
Почерк в нем незнаком и суров:
«Он отправлен в саратовский лазарет,
Ваш супруг, Алексей Ковалев» .
Председатель дает подорожную ей.
То надеждой, то горем полна,
На другую солдатку оставив детей,
Едет в город Саратов она.
А Саратов велик. От дверей до дверей
Как найти в нем родные следы?
Много раненых братьев, отцов и мужей
На покое у волжской воды.
Наконец ее доктор ведет в тишине
По тропинкам больничных ковров.
И, притихшая, слышит она, как во сне:
— Здесь лежит Алексей Ковалев. —
Нерастраченной нежности женской полна,
И калеку Наталья ждала,
Но того, что увидела, даже она
Ни понять, ни узнать не могла.
Он хозяином был ее дум и тревог,
Запевалой, лихим кузнецом.
Он ли — этот бедняга без рук и без ног,
С перекошенным, серым лицом?
И, не в силах сдержаться, от горя пьяна,
Повалившись в кровать головой,
В голос вдруг закричала, завыла она:
— Где ты, Леша, соколик ты мой? ! —
Лишь в глазах у него два горячих луча.
Что он скажет — безрукий, немой!
И сурово Наталья глядит на врача:
— Собирайте, он едет домой.
Не узнать тебе друга былого, жена, —
Пусть как память живет он в дому.
— Вот спаситель ваш, — детям сказала она,
Все втроем поклонитесь ему!
Причитали соседки над женской судьбой,
Горевал ее горем колхоз.
Но, как прежде, вставала Наталья с зарей,
И никто не видал ее слез.. .
Чисто в горнице. Дышат в печи пироги.
Только вдруг, словно годы назад,
Под окном раздаются мужские шаги,
Сапоги по ступенькам стучат.
И Наталья глядит со скамейки без слов,
Как, склонившись в дверях головой,
Входит в горницу муж — Алексей Ковалев —
С перевязанной правой рукой.
— Не ждала? — говорит, улыбаясь, жене.
И, взглянув по-хозяйски кругом,
Замечает чужие глаза в тишине
И другого на месте своем.
А жена перед ним ни мертва ни жива.. .
Но, как был он, в дорожной пыли,
Все поняв и не в силах придумать слова,
Поклонился жене до земли.
За великую душу подруге не мстят
И не мучают верной жены.
А с войны воротился не просто солдат,
Не с простой воротился войны.
Если будешь на Волге — припомни рассказ,
Невзначай загляни в этот дом,
Где напротив хозяйки в обеденный час
Два солдата сидят за столом.
Слайд 21-24
Страница 5 «День Победы»
1-й чтец: На рубежах весны четвёртой,
В награду за года тревог
В дыму и прахе распростёртый
Берлин лежит у наших ног.
Не умолкает гром орудий.
Бушует пламя в дымной мгле.
И говорят друг другу люди:
-Есть справедливость на земле!
2-й чтец: Еще стояла тьма немая,
В тумане плакала трава,
Девятый день большого Мая
Уже вступил в свои права.
Армейский зуммер пискнул слабо –
И отлетел солдатский сон.
Связист из полкового штаба
Вскочил и бросил телефон.
И все!
3-й чтец: Стреляли танки и пехота,
И, раздирая криком рот,
Впервые за четыре года
Палил из "вальтера" начпрод.
Вдруг тишь нахлынула такая -
И в полновластной тишине
Спел соловей, еще не зная,
Что он поёт не на войне.
Голос Левитана. Капитуляция Германии.
Слайд 25-30
Страница 6 “Мы помним…”
4- чтец
Для нас Великая Отечественная война – история, но ее должен знать каждый, уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины. Наших родных и близких.
1-й чтец
Вечная слава и вечная память
Павшим в жестоком бою.
Бились отважно и стойко с врагами
Вы за Отчизну свою.
Верные долгу, себя не щадили
Ради победы её.
Чтобы жила она в славе и силе,
2- чтец
Отдали сердце своё.
Отдали жизнь,
Чтоб лихая недоля
К нам никогда не пришла,
Чтоб на земле, что любили до боли,
Каждая ветка цвела.
Пусть же проходят за годами годы,
Вас не забудет страна.
Свято и ревностно память народа
Ваши хранит имена.
3-й чтец
Прошла война, ушла за поворот.
В чехлах стоят гвардейские знамена.
И жизнь, и время движутся вперед,
Отстали только двадцать миллионов.
Остались в поле брани навсегда,
Легли живой дорогою Победы.
За нас легли, затем, чтоб никогда
Нам этой боли в жизни не изведать.
Слайд 31-33
4-й чтец: На фронты Отечественной войны из Чучковского района ушли 7156 чучковцев, 3697 из них не вернулись домой, отдав свои жизни за любимую Родину.
Герои Советского Союза:
Прошляков Алексей Иванович
Никиткин Алексей Тимофеевич
Филин Михаил Иванович
Киселев Семен Сергеевич
Кавалеры трех орденов Славы:
Питенин Митрофан Трофимович
Закомолдин Иван Иванович
Фокин Кузьма Гаврилович
Юдин Кузьма Ефимович
Чтец
Война прервала родословную тысяч семей, она безжалостно вырубила целые семейные кусты.
2-й чтец Минута молчания…
Склонитесь, и млад, и стар.
В честь тех, кто за счастье,
Кто жизнь, ради жизни отдал
1-й ведущий -- Тем, кто смело шёл в бой за Родину, погиб, но не сломался
2-й ведущий -- Тем, кто сожжён в бухенвальдских печах
1-й ведущий -- Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень на дно,
2-й ведущий -- Тем, кто навеки канул, безымянный, канул в фашистском плену,
1-й ведущий -- Тем, кто ради правого дела сердце отдал
2-й ведущий -- Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов
1-й ведущий -- Тем, кто ушёл в бессмертие и победил
Объявляется минута молчания
Минута молчания.
(Звучит метроном.)
Ученик 9 класса читает «Реквием»
Люди!
Покуда сердца стучатся, —
Помните!
Какою ценой завоёвано счастье, —
Пожалуйста, помните!
О тех,
Кто уже никогда не споёт, —
Помните!
Детям своим расскажите о них,
Чтобы тоже запомнили.
Во все времена бессмертной Земли
Помните!
К мерцающим звёздам ведя корабли,
О погибших — помните!
Встречайте трепетную весну,
люди Земли, убейте Войну,
прокляните Войну,
люди Земли.
Мечту пронесите через года
И Жизнью наполните!
Но о тех, кто уже не придёт никогда,
Заклинаю —
Помните!
Слайд 34-44
На фоне песни «Журавли» идёт текст стихотворения.
1-й чтец
27 миллионов.
Может, меньше,
Может, кто-то поправку даст.
Как нам жить без тех
Мужчин и женщин?
Это ж столько государств!
2-й чтец
Говорила бабушка: «Стара я.
Потому поверить можешь мне.
Бог к себе плохих не забирает,
Лучшие погибли на войне».
3-й чтец
Лучшие. А смерть не выбирала,
Не щадила званий жертв своих.
Много схоронили генералов,
Но, конечно, больше — рядовых.
Падали с гранатами под танки,
Чтобы взять победу поскорей.
В тихий дом Степановой, крестьянки,
Не вернулось девять сыновей.
4-й чтец
То лесами видишь, то полями
В памятниках ожили бойцы.
Стали журавлями, тополями
Солдаты, не пришедшие с войны.
Презентация «Парад Победителей!»
1-й чтец:
Стой! Остановись! Время, замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на них, кого сейчас нет, кто сейчас с камня смотрит на нас с высоты своих памятников. Стой! Остановись! Никогда не проходи мимо гранитной стены, на которой золочеными буквами вписаны имена павших на поле замученных в фашистских застенках, сожженных, повешенных, уничтоженных, но все-таки непокоренных. Остановись у красной стены, обагренной кровью погибших, красной стены - кровавой стены.
На фоне звона колокола
2-й чтец: Память... Она имеет начало, но не имеет конца. Вот уже 70 лет все идут и идут запоздавшие письма с войны, и невесты не верят похоронкам, а сыновья и внуки стали взрослее своих отцов и дедов. И нет покоя вернувшимся, ибо каждый из них повторяет: «Я остался в живых, потому что кто-то погиб за меня». И их тела, вложенные в землю, давно стали землей и благодаря одному сердцу, переставшему биться, на земле нашей стучат тысячи сердец!
Звон колокола продолжается
Малыш: Что это? Ты слышишь?
Взрослый: Это колокола. Колокола памяти...
Малыш: Памяти? А разве такие бывают?
Взрослый: Бывают, слушай! Это говорит сама память...
Малыш: Но разве память бывает живой?
Взрослый: А ты не веришь? Человек может умереть дважды:
Там на поле боя, когда его догонит пуля,
А второй раз - в памяти народной.
Второй раз умирать страшнее.
Второй раз человек должен жить!
Открывается занавес, мальчики-солдаты стоят, высвеченные красным светом, за ними стоят спиной к залу дети. Музыка.
Солдаты:
Разве погибнуть ты нам завещала,
Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала,
Родина!
Разве для смерти рождаются дети,
Родина!
Разве хотела ты нашей смерти,
Родина?
Пламя ударило в небо - ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь...»
Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал,
Родина.
Просто был выбор у каждого: я или
Родина.
Самое лучшее и дорогое
Родина.
Горе твое - это наше горе,
Родина.
Правда твоя - это наша правда,
Родина.
Слава твоя - это наша слава,
Родина!
Дети поворачиваются лицом к залу и подходят к микрофонам,
«солдаты» медленно отходят на второй план и стоят замерев.
Дети:
Читают ученики начальных классов
На груди - ордена,
На висках - седина,
Позади боевые походы.
Не грусти, старина,
Что украла война
Ваши лучшие юные годы.
Снятся Днепр и Моздок
И тревожный гудок,
Снятся вам штыковые атаки.
Поезда - на восток,
Облака - на восток,
Вы - на запад, под пули и танки.
В двадцать лет седина...
Не грусти, старина,
Трудный век вам судьбою положен.
Ваша нам седина,
Ваши нам ордена,
С каждым годом родней и дороже.
На висках седина.
За окном тишина.
Пусть она никогда не взорвется.
Пусть пришла седина,
Но осталась страна,
Что Великой Россией зовется!
Я никогда не видела войны
И ужаса ее не представляю,
Но то, что мир наш хочет тишины,
Сегодня очень ясно понимаю.
Спасибо вам, что нам не довелось
Представить и узнать такие муки.
На вашу долю все это пришлось
Тревоги, голод, холод и разлуки.
Спасибо вам за солнца яркий свет,
За радость жизни в каждом миге нашем,
За трели соловья, и за рассвет,
И за поля цветущие ромашек.
Да! Позади остался страшный час.
Мы о войне узнали лишь из книжек.
Спасибо вам. Мы очень любим вас.
Поклон вам от девчонок и мальчишек!
(ПОКЛОН)
Песня «Пусть всегда будет солнце» в исполнении всех участников.