СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общественная география

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот курс поможет школьникам продолжить и систематизировать полученные на уроках знания по географии, удовлетворить познавательные интересы обучающихся, накопить необходимое ЗУН для продолжения учебы. Главные принципы, на которых строится курс, научность, системность, доступность. Это позволит учащимся максимально успешно овладеть ключевыми понятиями и компетенциями. Актуальность курса заключается в расширении общественных знаний по географии.

Просмотр содержимого документа
«Общественная география»

Календарно – тематическое планирование.

№ п/п

Наименование раздела. Тема уро ка

Кол.ч.

Тип ур.

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки учащихся

Практические работы

Формы контроля

Д/З

Дата проведения

план

факт


Раздел 1: Введение в курс общественной географии(5 часов)


1

Введение в курс общественной географии

1



Л


Знание теоретического материала основного курса географии.



Знать основные понятия основного курса географии 5-9 класса




Фронтальный опрос


Стр.4 - 9


__.

09


__

09

2

Методы географической науки

1


КБ

Знать основные методы (старейшие и новые), применяемые в физической и экономической географии

Знать понятия: метод описания, картографический, сравнительный, математический, дистанционный метод моделирования, геоинформационный и др. методы.


Фронтальный опрос

Стр. 9-10


……

09


……

09



3

Классификация и типология стран мира, пр.р.№1

1

П

Знание основных критериев типологии стран мира

Знание основных группировок стран, их особенностей и основные проблемы развития.

Использование статистической информации разной формы и содержания

таблица

Стр.10-22

…..

09

….

09

4

Типология стран мира по уровню социально-экономического развития, пр.р.№2

1

П

Знание основных критериев типологии стран мира

Знание основных группировок стран, их особенностей и основные проблемы развития.

Составить классификацию «Основные особенности стран с переходной экономикой»

таблица

Стр.22-25

…..

09

….

09

5

Историко-географические регионы мира.

1

С

Формы организации государств, политически зависимые территории на карте мира, основные международные организации.

Знать: Роль международного разделения труда и международной специализации. Экономическая интеграция


Работа с картами

Стр.25-32

…..

10

…..

10

Раздел II. Общая характеристика мира (16 часов)

6

Взаимодействие природы и общества

1

КБ

Планета Земля _ место обитания человека. Основные этапы влияния общества на природную среду.

Знать понятия: географическая среда, антропогенное воздействие.


Работа с картами

Стр. 32-36


…..

10

……

10

7

Природные ресурсы мира

1

КБ

Минеральные, земельные, водные, биологические, агроклиматические, лесные, энергетические, рекреационные ресурсы, ресурсы Мирового океана.

Знать понятия: основные виды природных ресурсов, проблемы освоения и распределения.


Работа с картами

Стр.36-42


…..


10


……..

10

8

Ресурсообеспеченность стран мира, пр.р.№3

1

П

Виды природных ресурсов

Знать понятия и уметь определять ресурсообеспеченность, уметь работать со статистическими материалами

Оценка обеспеченности разных регионов основными видами природных ресурсов.

Работа с картами

Закончить картосхему

……

11

……

11

9

Природопользование и экологические проблемы

1

КБ

Сущность проблемы, пути решения; специфические особенности проблемы для разных стран мира. Вторичные ресурсы. Утилизация мусора. Глобальный сырьевой кризис.

Знать основные понятия по теме: Природопользование и экологические проблемы


Работа с картами и статистическими материалами

Стр.43-46

…..

11

……

11

10

Обобщающее повторение

1

ОКК

Обобщение и систематизация ЗУН по теме «Мировые природные ресурсы. Загрязнение окружающей среды»

Знать основные понятия и пути решения проблемы


тест

Подготовить сообщения.


….

11


……

11

11

Население мира: численность и воспроизводство.

1

КБ

Динамика численности населения и процессов расселения, этническая мозаика. Динамика численности говорящих на главенствующих языках мира

Знать: основные понятия по теме Население мира уметь: читать и анализировать статистический материал и карты.


Работа с картами и статистическими материалами

Стр. стр.46-58


…..

11


……

11

12

Интеллектуальные ресурсы

1

КБ

Интеллектуальные ресурсы, наука, образовательные ресурсы, информационные ресурсы

Знать основные темы по теме НТР и Мировое хозяйство


Работа с статистическими материалами

Стр.43-46


….

12


……

12

13

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения по регионам мира, пр.р.№4

1

П

Трудовые ресурсы мира, характеристика занятости населения по регионам. Сущность проблемы, пути решения; специфические особенности проблемы для разных стран мира

Знать основные понятия по теме: «Население мира»

Определение степени обеспеченности крупных регионов трудовыми ресурсами

Работа с картами и статистическими материалами

сообщения


…..

12


……

12

14

Сравнительная характеристика миграционных процессов и их причин, пр.р.№5

1

П

Виды и причины различных миграций. Сущность проблемы, пути решения; специфические особенности миграционных процессов для разных стран мира

Знать основные понятия по теме: «Религии мира. Расселение человека. Основные параметры отсталости»; уметь: читать и анализировать карты.

Сравнить причины миграций в разных регионах мира

Уметь анализировать статистический материал

Сообщения


….

12.


……

12

15

Обобщающее повторение

1

ОКК


Проверить ЗУН по теме


тест



…..

12.


……

12

16

Современное мировое хозяйство

1

КБ

Мировое хозяйство: основные черты и проблемы развития в разных регионах. Сущность проблемы, пути решения; специфические особенности проблемы для разных стран мира

Знать основные понятия по теме «Мировое хозяйство»


Работа с картами и статистическими материалами

Стр

61-67


…..

01


……

01

17

НТР

1

КБ

НТР, основные черты и направления развития

Знать понятия по теме: «НТР».


дискуссия Обсуждение вопросов: 1) каковы минусы и плюсы НТР; 2) может ли наступить закат НТР

Стр.59-61


….

01.


…..

01

18

Воздействие НТР на мировое хозяйство

1

КБ

Воздействие НТР на мировое хозяйство в разных странах, черты отличия

Знать: географию размещения основных производств


Работа с картой

Стр. 67-75


01.


….

01

19

Международные экономические отношения

1

КБ

Виды международных экономических отношений, внешняя торговля, финансовые отношения, кредиты, инвестиции, оффшорные зоны. Рынки: рабочей силы, туристический, торговли технологиями и научной информации.

Знать понятия по теме: «Международные экономические отношения»


Работа с картами и статистическим материалом

Стр. 75-79


…..

01


…..

01

20

Международная экономическая интеграция, пр.р.№6

1

КБ

Виды межгосударственных объединений: зоны свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, полная интеграция.

Знать: основные международные организации и их характеристики.

Определение стран – экспортеров осн. видов промыш. и с-х продукции, видов сырья; районов туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и др. виды международных услуг.


Фронтальный опрос

Стр. 79-82


….

02


….

02

21

Региональные конфликты

1

КБ

Сущность проблемы, пути решения; специфические особенности проблемы для разных стран мира

Знать понятия: сепаратизм, региональные конфликты.


Работа с картой

Картосхема


….

02


…..

02

Раздел III. Региональная характеристика мира (12 часов)

22-23

Общие черты политической географии Европы

2

И

Обострение межнациональных отношений, проблемы ЕС, основные ошибки миграционной политики.

Знать понятия: по теме, терроризм, основные виды преступлений против личности,


Фронтальный опрос

Стр. 82-98

…..

02

….

02

…..

02

….

02

24

Общие черты социально-экономической географии Западной Европы

1

КБ

Сущность проблем, пути решения; специфические особенности проблем для разных стран региона. Роль ЕС в мировой политике.

Знать основные понятия по теме


Работа с картами и статистическим материалом

Стр. 98-134


.…

03


…..

03

25

Общие черты социально-экономической географии Восточной Европы

1

И

Общие черты социально-экономической географии Восточной Европы. Обострение межнациональных отношений.

Знать основные понятия по теме


Работа с картами

Стр. 135-142


03.


….

03.

26

Общие черты политической географии Америки

1

КБ

Общие черты политической географии Америки, международные организации и внешние экономические связи.

Знать основные понятия по теме, уметь анализировать карты


Фронтальный опрос.

Стр. 143-147


….

03.


…..

03

27

Общие черты социально-экономической географии Северной Америки

1

КБ

.Социально-экономическая специфика территориальных проблем, пути решения; специфические особенности проблемы для разных стран региона. Узел противоречий.

Знать региональные особенности региона. Уметь анализировать и составлять прогнозы.


Работа с картами

147 - 169


…..

03


…..

03

28

Общие черты социально-экономической географии Латинской Америки

1

КБ

Общие черты социально-экономической географии Латинской Америки, ЛАИ, МЕРКОСУР, КАРИКОМ, ЛАЭС.

Знать региональные особенности региона. Уметь анализировать и составлять прогнозы.


сообщения

Стр. 170-190


…..

04.


……

04

29

Общие черты социально-экономической и политической географии Африки южнее Сахары

1

КБ

Общие черты социально-экономической и политической географии Африки южнее Сахары, Африканский союз, Экономическое сообщество государств Западной Африки, Общий рынок Восточной и Южной Африки.

Знать региональные особенности региона. Уметь анализировать и составлять прогнозы.


Фронтальный опрос.

Стр. 190-204


….

04


…..

04

30

Общие черты социально-экономической и политической географии Среднего Востока и Северной Африки.

1

КБ

Политическая карта региона, основные тенденции развития, проблемы: Палестинская, Курдская, Кипрская, Афганская проблема Западной Сахары. ЛАГ, САЭЕ, Союз арабского Магриба.

Знать особенности региона. Уметь анализировать и составлять прогнозы.


тест

стр. 205-219


….

04.


……

04

31

Общие черты социально-экономической и политической географии Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии

1

И КБ

Политическая карта региона, основные тенденции развития, проблема Кашмира, Шри-Ланки; СААРК, АСЕАН, «Тигры освобождения Тамил Илама». Внешние экономические связи.

Знать региональные особенности. Уметь анализировать и составлять прогнозы


Фронтальный опрос

Стр.220-265

……

04

……04

32

Общие черты социально-экономической и политической географии Австралии и Океании

1

КБ

Общие черты социально-экономической и политической географии Австралии и Океании, ЮТК, ЮТФ, АТЭС, АТР, СТЭС.

Знать особенности региона. Уметь анализировать и составлять прогнозы


Фронтальный опрос

Стр. 266-277

……

05.

……05.

33

Общие черты социально-экономической и политической географии СНГ, пр.р.№7

1

КБ

Политическая карта региона, основные тенденции развития, ЕЭП, ОДКБ, ШОС, ГУАМ.

Знать региональные особенности, «горячие точки». Уметь анализировать и составлять прогнозы

Составление комплексной географической характеристики стран разных типов

Фронтальный опрос

Стр. 277-291

……

05

……

05


Раздел IV. Калейдоскоп проблем (1 час).


34

Калейдоскоп проблем

1

С

Живое вещество биосферы и его функции. Гибель биосферы.

Знать: Знать понятия: биосфера, по теме, круговороты отдельных элементов.


Участие в семинаре или защита Т.Р.



….

05


….

05


Тип урока: НМ- урок изучения нового материала; П- практикум; С – семинар; И- исследование; КБ- комбинированный; Л- лекция; Д- дискуссия; ОКК- обобщение, контроль и коррекция знаний и умений.

Пояснительная записка.

Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часов, базируется на программно-методических материалах по географии, использует учебное пособие В. А. Горбанева "Общественная география мира", М.: Дрофа, 2008г.

Этот курс поможет школьникам продолжить и систематизировать полученные на уроках знания по географии, удовлетворить познавательные интересы обучающихся, накопить необходимое ЗУН для продолжения учебы. Главные принципы, на которых строится курс, научность, системность, доступность. Это позволит учащимся максимально успешно овладеть ключевыми понятиями и компетенциями. Актуальность курса заключается в расширении общественных знаний по географии. Отличительная особенность построения курса состоит в том, что он предназначен для учащихся 11 классов. К этому времени пройдена основная программа по географии, учащиеся в основном курсе уже ознакомлены со всеми теоретическими и практическими материалами. Это дает возможность на занятиях элективного курса обратить внимание на наиболее сложные и мало встречающиеся в основной программе понятия и термины, работать над содержанием сложных географических текстов, уметь видеть средства и способы организации собственной траектории развития. При реализации программы данного курса необходимо обратить внимание на развитие географического мышления. Очень важно, чтобы учащиеся научились не только рассказывать, но и самостоятельно найти по теме информацию, работать над текстом, критически анализировать и оценивать явления, выдвигая гипотезы развития. Новизна курса заключается в системе работы, назначение которой – помочь в изучении материала в тесной связи с жизнью, пробудить интерес к исследовательской деятельности и овладении умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности. Учащиеся учатся собирать информацию, работать с информацией, заложенной в тексте, учатся четко формулировать, логично излагать и аргументированно доказывать собственную точку зрения. Курс должен способствовать восприятию мироздания в целом, а развитие природы и общества - как единый совместный процесс, ведущий из прошлого в будущее. Поскольку данный курс носит синтетический характер, призван обеспечить систематизацию представлений школьников о действительности и объединить в единое целое естественнонаучные и гуманитарные знания. Выполняя практические задания, содержащиеся в данном элективном курсе, учащиеся выступают в роли исследователей и экспертов. Данные практические работы помогают учащимся связать свои познания об окружающем мире с анализом самых острых проблем современности – демографических, политических, экономических и экологических.

Цели и задачи курса:

Основная цель курса: формирование мировоззрения учащихся, системы их ориентации и самореализации в мире, становление экологического и экономического сознания.

  • освоение системы знаний о размещении (географии) производства в современных условиях

  • развитие и воспитание личности, способной к самостоятельному и ответственному действию;

  • развитие способности к самоопределению и самореализации в социально – экономической сфере жизнедеятельности общества;

  • воспитание экономического мышления, организованности;

  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и анализа полученных знаний, опытом разработки и выполнения проектов и исследований.

Ожидаемые результаты курса для учащихся:

  1. Обосновать важность овладения учащимися географическими знаниями и методами географического анализа для будущей профессиональной деятельности.

  2. Дополнить и углубить знания о природных, социальных и экономических факторах, влияющих на пространственную организацию хозяйства.

  3. Формирование информационной культуры учащихся.

  4. Творческие отчёты (различные формы) о полученных знаниях.

Ожидаемые результаты курса для преподавателя:

  1. Анализ проделанной работы и результатов изучения элективного курса.

  2. Корректировка и совершенствование программы элективного курса.

  3. Обосновать важность овладения учащимися географическими знаниями и методами географического анализа для будущей профессиональной деятельности.

Программой предусмотрены различные формы и методические приемы проведения занятий: лекционные, практические (лекция, семинар, беседа, деловая игра и т. д.), а также вариантность при отборе фактографического материала и определении темы практического занятия.

Формы контроля

Контроль уровня сформированности ЗУН осуществляется на трёх уровнях и по пятибалльной шкале:

  • текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке: учащиеся сами оценивают свою деятельность на протяжении каждого занятия);

  • промежуточный (проводится в форме теста);

  • итоговый (в конце курса) принимается в форме творческой работы учащегося по заранее выбранной теме: это защита творческих проектов (исследовательские работы, представленные в виде доклада и презентации)

Содержание программы

РАЗДЕЛ 1Тема 1. Введение в курс общественной географии (2 часа)

Идея общественной географии заключается в том, чтобы отразить постепенное высвобождение человека и человеческого общества и от сил природы, и от житейских забот. Сегодня все более главенствующими становятся для нас, людей, именно отношения внутри общества. География на первых своих этапах развития была сосредоточена на изучении природных сил, потому что человек зависел от их дифференциации в решающей степени. Затем настала очередь сельского хозяйства занять место главной темы не физической географии, потому что подавляющее большинство человечества было занято аграрным трудом. В XX веке на первый план выдвигается промышленность, и география становится экономической. Но наступает новый век, в передовых странах доля занятых в промышленности опускается ниже одной пятой, настает время для человечества сосредоточиться на общественных отношениях - по крайней мере, там, где проблема пропитания уже давно решена. А это значит, что настает время и для географии перенести свои акценты с экономики на более широкие темы, связанные с жизнью общества как такового, а не только одной из ее ипостасей - хозяйства. Сегодня многие ученые (за рубежом М. Кастельс, у нас В. Иноземцев) говорят о «постэкономическом» обществе. Суть этого термина вовсе не в том, что экономика как бы отменяется, а в том, что теперь ученый, который попытается изучать общество, сосредоточившись только на хозяйственной деятельности, не сможет его понять. Вот почему географии пора переходить на более широкую, нежели хозяйство, тематику. Методы географической науки.

Практические работы:

1. Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.

Тема 2. Классификация и типология стан мира (3 часа)

Типология стран - сложная и осмысленная дисциплина, ее российский основатель В.В. Вольский просто-таки заклинал не сводить ее к ранжированию. Так что правильнее было бы эту тему ввести в раздел «Политическая карта мира». Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны. Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира.

Практические работы:

1. Составление классификаций стран мира по разным признакам.

РАЗДЕЛ 2. Общая характеристика мира ( 23 часа)

Тема 1. Экологическая культура. Природа и общество (5 часов)

Культура - это явление, понять которое невозможно, не соотнеся с природой.

Переход биосферы в ноосферу. В нашем столетии биосфера получает совершенно новое понимание. Экологическая культура прошлого и настоящего. Экологическая культура будущего, прогнозируемые характеристики. Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования.

Практические работы:

1. Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

Тема 2. Человек на Земле (5 часов)

Возникновение человека было актом величайшей важности, единичным в течение геологической истории: ему нет ничего аналогичного в среде мириад предшествовавших веков. Человек - это Homo sapiens faber. Он меняет внешний вид, химический и минералогический состав окружающей среды, своего местообитания. Местообитанием его является вся земная поверхность. Его деятельность с каждым веком становится более мощной и более организованной. B. И. Вернадский. Пределы роста человечества. Демографические пирамиды. Особенно обращает на себя внимание упражнение с интерактивной половозрастной пирамидой России с прогнозом. Этнография и этносы. Расселение людей по планете. Людность регионов. Распределение городов по Ципру.

Практические работы:

1. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.

Тема 3. Время и пространство (8 часов)

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. Научно – техническая революция. Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.

Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.

Практические работы

1. Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.

Тема 4. География отраслей мирового хозяйства (5 часов)

География важнейших отраслей: ТЭК, добывающая и обрабатывающая промышленность мира, сельское хозяйство, транспорт мира. Международное географическое разделение труда.

Практические работы: 1. Работа над творческим проектом.

РАЗДЕЛ 3. Региональная характеристика мира (5 часов)

Тема 1. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешне ориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы). Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.

Современное геополитическое положение России. Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации.

Практические работы:

1. Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики.

РАЗДЕЛ 4. Калейдоскоп проблем (1 час)

Тема 1. Калейдоскоп проблем.

Устойчивое развитие - это гармоничное сочетание и взаимодействие частей государства, это политический мир между ними, несмотря на различие взглядов, это их равенство, несмотря на контрасты географической среды и исторической судьбы.

Формы и методы обучения

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Освоение курса предполагает следующую типологию уроков:

  • уроки-лекции;

  • уроки применения знаний на практике;

  • уроки навыков (самостоятельной работы);

  • уроки комплексного применения знаний.

Преобладают групповые и индивидуальные формы работы. Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:

  • работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);

  • самостоятельная;

  • работа в группах;

  • индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Требования к уровню подготовки учащихся:

1. Оценивать и прогнозировать:

  • изменение природных и социально-экономических объектов под влиянием человека и общества;

  • рост населения, городов и хозяйства;

  • изменение культуры и сознания человека;

  • прогнозирование особенностей жизни в будущем;

  • саморазвитие и личностные возможности.

2. Объяснять:

  • роль знаний в решении социально-экономических и экологических проблем;

  • влияние общества на природу и природы на общество;

  • суть проблем, возникающих в мире.

3. Объяснять явления на основе понятий:

  • ВВП стран мира – главный критерий экономического развития страны;

  • Причины изменения ПК;

  • Причины неравномерного расселения людей на планете;

  • Степень воздействия человека на природу;

  • Современный этап и перспективы НТР;

  • Основные центры развития, возрастание роли АТР;

  • Соотношение старых, новых и новейших отраслей;

  • В чем заключается переход к новому международному экономическому порядку;

  • Понятие об устойчивом развитии.

4. Описывать:

  • образы природохозяйственных объектов (промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного, рекреационного).

5. Определять:

  • параметры природных и социально-экономических объектов и явлений;

  • значения событий и явлений для прошлого и будущего;

  • различия и особенности в отражении действительности разных культур и религий.

6. Называть:

  • основные этапы развития Земли;

  • религии и их суть;

  • районы острых экологических ситуаций;

  • части света, регионы и их особенности хозяйствования;

  • основные виды природных ресурсов и их использование;

  • примеры рационального и нерационального использования ресурсов.

уметь

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Изменения, внесённые при календарно-тематическом планировании элективного курса:

    1. Тема 4. География отраслей мирового хозяйства (5 часов) подробно изучается в курсе 10 класса, поэтому часы используются при изучении раздела «Региональная характеристика мира».

    2. В связи с острой миграционной ситуацией, сложившейся в ЕС, введена дополнительная практическая работа «Сравнить причины миграций в различных регионах мира» в теме «Человек на Земле».

    3. Подведение итогов будет проведено в форме участие в семинаре или защита творческой работы (по выбору учащихся)

Учебно-тематический план

Название раздела

Всего часов

В том числе

Форма контроля

 

лекции

семинары

практикум

1.

Введение в курс общественной географии

5

1

1

2

участие в семинаре, результат практической работы

2.

Общая характеристика мира

16

-

1

4

участие в семинаре, тестирование, результат практической работы

3.

Региональная характеристика мира

12

-

-

1

тестирование, результат практической работы

4.

Калейдоскоп проблем

1

1

-

-

Участие в семинаре, результат творческой работы


Итого

34

2

2

7

-



Литература для учителя:

  1. Демонстрационный вариант КИМ 2010- 2014 г./www.fipi.ru

  2. География. Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ в 2008-2012 годах. – М.: Центр тестирования Минобразования России, 2008-2012.

  3. Горбанев Владимир Афанасьевич. Общественная география мира. Элективные курсы. - М.:Дрофа, 2008.-335

  4. Е. А. Жижина, Н. А. Никитина. Поурочные разработки по географии. 10 класс. М.: «ВАКО», 2008.

  5. Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы: Метод. пособие. - М.: Дрофа, 2009.

  6. Лисенкова Г.Я. Лекции и семинары по географии в 10 классе. - М.: Просвещение, 2002

  7. Максаковский В.П. Методическое пособие «Экономическая и социальная география мира», М., «Просвещение», 2006

  8. Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2009.

  9. Сайт федеральной службы государственной статистики /www.gks.ru

  10. Учебно- тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. География.- М.: Интеллект – центр, 2008-2012.

  11. Холина В. Н. География. Профильный уровень. Книга для учителя.10 -11 классы. М.: «Дрофа», 2008.

  12. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б., «Глобальная география XI класс», М., «Дрофа», 2009.

  13. Кузнецов А.П. «География населения и мирового хозяйства», М., «Дрофа», 2008.

  14. Левицкий Ю.И. Решение задач по географическим картам. М., «Просвещение», 2008.

  15. Максаковский В. П. Географическая картина мира. В 2-х т. / В. П. Максаковский. - М.: Дрофа, 2008.Холина В.Н. География человеческой деятельности. Экономика, культура, политика: Учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением гуманитарных предметов. – М., 2002.

Литература для учащихся:

  1. Географический атлас. «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. - М.: Дрофа, 2010.

  2. Учебник: Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира.10 кл. - М.: Дрофа, 2014.

  3. Учебное пособие «Общественная география мира» В.А.Горбанёв М, «Дрофа» 2008, 336с.

Дополнительная литература для учащихся:

  1. География в таблицах. 6 – 10 кл.: Справочное пособие/Авт.-сост. В.В.Климанов, О.А. Климанова.- М.: Дрофа, 2012. – 160 с.

  2. География: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. – 656 с.

  3. Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура: пробное учебное пособие для учащихся школ, гимназий, лицеев и т.д. (Экология для гуманитариев). – М.: «Горизонт»,2008. – 208 с.

  4. Кузнецов А. П. Население и хозяйство мира /А. П. Кузнецов. - М.: Дрофа, 2012.

  5. Максаковский В. П. Дополнительные главы / В. П. Максаковский. - М.: Дрофа, 2004.

  6. Максаковский В. П. Географическая картина мира. В 2-х т. / В. П. Максаковский. - М.: Дрофа, 2008.

  7. Народы мира. Историко-энциклопедический справочник. – М.: Советская энциклопедия, 2012.

  8. Население мира. Демографический справочник. – М.: Мысль, 2008.

  9. Наумова А.С. От урока к экзаменам Сборник задач, Москва, «Просвещение», 2009

  10. Петрова Н.Н. Тесты. География 6-10 классы Москва, «Дрофа», 2008.

  11. Сиротин В. И. Тематический тестовый контроль. 10-11 кл. / В. И. Сиротин. - М.: Дрофа. 2012.

  12. Сиротин В. И. Тетрадь для оценки качества знаний по географии / В. И. Сиротин. - М.: Дрофа, 2012.

  13. Холина В. Н. География человеческой деятельности / В. Н. Холина. - СПб.: Спец-Лит, 2008.

Электронные издания:

  1. География. 6-11 классы. Учебное электронное издание.

  2. Мультимедийная обучающая программа: География 10 класс. Экономическая и социальная география мира

Интернет-ресурсы:

  • www.geo.1september.ru – для учителей "Я иду на урок Географии".

  • www.it-n-ru – сайт творческих учителей (презентации и методические разработки учителей)

  • WWW.mirgeografii.ru – материалы к урокам географии, презентации

  • www.openklass.ru – презентации к уроку

  • www.pedsovet.org – презентации к уроку

  • www.prosv.ru – презентации и методические разработки учителей

  • www.proshkolu.ru – сайт творческих учителей (презентации и методические разработки учителей)

  • www.uroki.ru – материалы к урокам.