Обществознание, профильный уровень
Урок 95-97
СЕМЬЯ КАК МАЛАЯ ГРУППА
Д.З: § 37, ?? (с.388),
задания (с.388-390)
© ред. А.И. Колмаков
- содействовать пониманию принципов построения семьи как малой группы, её психологических особенностей;
- систематизировать социальную информацию, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
- способствовать выработке грамотного поведения в семье.
Универсальные учебные действия
- Знать: семья как малая группа, познакомиться с психологией семейных отношений, выяснить и проанализировать проблемы семейного воспитания, описать особенности гендерного поведения.
- Уметь: осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, работать с документами, выступать публично, участвовать в дискуссии, рационально решать познавательные и проблемные задания.
- семья как малая группа;
- психология семейных взаимоотношений;
- семейное воспитание гендер;
- гендерное поведение;
- расширенная (многопоколенная) семья;
- нуклеарная семья;
- функции семьи;
- групповая направленность;
- эмоциональная сфера;
- гендерные различия;
- личностные ресурсы семьи;
- цель воспитания;
- стиль воспитания.
- Психология семейных взаимоотношений.
- Гендерное поведение.
- Воспитание в семье.
Вспомните. Что такое малая группа? Как межличностная совместимость и групповая сплоченность влияют на стабильность малой группы? Какие признаки характерны для современной семьи?
Науки, в которых семья является предметом исследования
этнография - описывает и анализирует своеобразие семейного быта в прошлом, механизм сохранения семейных ритуалов, обрядов, обычаев
Социология - сосредоточивает свое внимание на функционировании семьи как особой социальной системы, имеющей черты социального института и малой социальной группы.
Семейное право - рассматривает семью как круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из отношений брака, родства, усыновления, а также вопросы семейной собственности при заключении и расторжении брака и во всех других случаях, когда затрагиваются интересы семьи в целом или её отдельных членов.
Экономика семьи и домохозяйства - ориентирована на выяснение особенностей совместной деятельности членов семьи в системе домашнего хозяйства и производства.
Науки, в которых семья является предметом исследования
Демография - анализирует семейную структуру населения во взаимосвязи с его половозрастной структурой, используя данные демографической статистики о размере и составе семьи, распространенности тех или иных семейных структур.
Социальная психология - исследует закономерности межличностных отношений в семье, внутрисемейные отношения с точки зрения их устойчивости и стабильности.
Педагогика - рассматривает вопросы воспитания детей в семье.
Особенности семьи как малой группы
Семья – это социальная общность, члены которой связаны брачными узами или родственными отношениями, общим бытом, взаимной ответственностью.
- семьи расширенные (многопоколенные) , которые объединяют под одной крышей два-три поколения (по подсчетам учёных, их не более 20%).
- Большинство российских семей состоит из супружеской пары с одним или двумя детьми, ее называют нуклеарной семьей .
отсутствует один из родителей или родительское поколение
- бездетные,
- однодетные,
- мало-
- и многодетные
По характеру распределения семейных обязанностей 2 типа семей:
- Традиционная, или патриархальная , семья предполагает главенство мужчины. Такая семья объединяет под одной крышей представителей, как минимум, трёх поколений. Женщина экономически зависит от супруга, семейные роли четко регламентированы: муж (отец) — добытчик и кормилец, жена (мать) — домохозяйка и воспитатель детей.
- К характеристикам партнерской, или эгалитарной , семьи (семьи равных) можно отнести справедливое, пропорциональное распределение семейных обязанностей, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых вопросов, обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений, а также эмоциональную насыщенность отношений.
Функции семьи
Отражают систему взаимодействия
Семьи и общества
Личности и семьи
Социальные
Индивидуальные
По отношению к обществу
по отношению к личности
Цель
Удовлетворение разнообразных потребностей членов семьи
Экономическая
Эмоциональная
Репродуктивная
Функция первичного социального контроля
Социализации (воспитательная)
Защитная
Духовно-нравственная
(рекреационная)
Хозяйственно-бытовая
Социально-статусная
Досуговая
12
Психология семейных взаимоотношений
Несколько систем семейных взаимоотношений: муж — жена; родители — дети; дети — дети; дети — бабушка (дедушка); супружеская семья — родительские семьи каждого из супругов и т. п.
- групповая направленность : групповые мотивы, цели, стремления, ценности, интересы ;
- эмоциональная атмосфера - степень удовлетворенности супругов и их детей семейной жизнью. Любовь между мужем и женой, любовь родителей к детям, уважение друг к другу и взаимопонимание, интерес к делам каждого члена семьи наряду с материальным благополучием создают комфортные условия совместного проживания;
- динамичность семейной жизни в зависимости от различных жизненных обстоятельств: увеличение домашнего труда, рождение ребёнка, появление родительских обязанностей;
- сотрудничество или конфликт?! Каждый должен быть вежливым и доброжелательным, готовым сделать первый шаг к примирению, проявить великодушие к промахам и слабостям другого.
- Каждое общество в соответствии со своими ценностями определяет гендерные роли ,
Понятие « гендер » (от англ. gender , от лат. gens — род):
т. е. предъявляет нормативные предписания и ожидания к «правильному» мужскому или женскому поведению.
Выполнение соответствующей гендерной роли обусловливает гендерное поведение индивида. Следовательно, можно говорить о социокультурных закономерностях гендерного поведения.
- во-первых , подразумевает любые психологические и поведенческие свойства, отличающие мужчин от женщин (то, что раньше называли половыми свойствами или различиями),
- во-вторых , употребляется в более узком смысле для обозначения социального пола, имея в виду роли и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.
Воспитание в семье (стили)
Диктат в семье характеризуется:
Опека в семье — это система отношений, при которых:
- стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших.
- Инициатива детей всячески пресекается.
- Родители жестко добиваются исполнения своих требований, стремясь полностью контролировать поведение, интересы и даже желания детей.
- требования, не оправданные педагогически и нравственно, вызывают у детей отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию, зачастую вместе с апатией и пассивностью.
- родители, обеспечивая удовлетворение потребностей,
- ограждают его от всех забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.
- родители создают своим детям «оранжерейные» условия, блокируя негативное влияние внесемейной среды и вместе с тем мешая детям готовиться к реальной жизни за порогом родного дома.
- Именно эти дети оказываются наименее приспособленными к жизни в коллективе.
Воспитание в семье (стили)
- Невмешательство — система межличностных отношений в семье, строящаяся на:
Сотрудничество характеризуется:
- признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых и детей.
- Предполагается, что в семье как бы сосуществуют два мира: взрослые и дети, и ни тем ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию.
- стремлением старших установить теплые отношения с младшими,
- привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность.
- Старшие, устанавливая правила и более или менее твердо проводя их в жизнь, не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими;
- в младших ценится как послушание, так и независимость.
- Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.
- В родительской семье формируются основы характера человека, его отношение к труду, моральным, идейным и культурным ценностям.
- возрастание роли общественных институтов социализации (детские сады, школы), так и изменение структуры и функций самой семьи (ослабление традиционной роли отца, трудовая занятость женщины и т. п.).
- молодые люди должны серьезно готовиться к выполнению своих супружеских и родительских ролей.
Проверь себя
- Какие науки изучают семью? В чём состоит различие их подходов к изучению семьи?
- В чём особенности семьи по сравнению с другими малыми группами?
- Какие классификации семьи вам известны?
- Назовите основные функции семьи в обществе. Приведите примеры, иллюстрирующие каждую из них.
- Что влияет на психологию семейных взаимоотношений?
- Объясните сущность термина «гендерные различия». Раскройте на примерах гендерные роли личности.
- Что такое семейное воспитание? Какие факторы влияют на его содержание, характер и результаты?
- Перечислите основные стили воспитания.
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
Источники
- Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
- Баранов П .А . Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П .А . Баранов, А.В . Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П .А . Баранова . - М . : АСТ : Астрель, 2009.
- Тетушкина Лариса Михайловна – учитель истории и обществознания МОУ СОШ №13 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова
- http://infourok.ru/material.html?mid=31299
- Распутина Ольга Геннадьевна, учитель истории и обществознания