Урок 7-9
Обществознание, профильный уровень
Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху ( Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время )
Д.З: § 3, ?? (с. 23), задания (с.24)
© А.И. Колмаков
- объяснить понятия и термины: «гуманизм», «разделение властей», «социалистический идеал», «технократизм», «экзистенциализм», «социальная статика», «социальная динамика»;
- познакомить со средневековыми представлениями о человеке и обществе и взглядами на общество и человека в Новое и Новейшее время;
- развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
- способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
- гуманизм;
- разделение властей;
- социалистический идеал;
- марксизм;
- технократизм;
- экзистенциализм;
- социальная статика;
- социальная динамика.
Изучение нового материала
- Кризис средневековых представлений о человеке и обществе.
- Политика и государство: новый взгляд.
- Просвещение: вера в разум и прогресс.
- Становление общественных наук.
- Справедливое общество и пути к нему.
- Марксистское учение об обществе.
- Социально-философская мысль xx в.
Вспомните. Как изменилось положение католической церкви под влиянием Реформации? Что нового привнесла в развитие общества эпоха Возрождения? Каким видели будущее человечества социалисты-утописты?
Кризис средневековых представлений о человеке и обществе.
В Новое время начинает формироваться новое понимание общества и человека в нем.
- Сначала в рамках философских течений
- А позже появились общественные науки (социология, политология и др.)
Философские учения оформились ещё в средневековье (основывались на религиозных учениях, философия - «служанка богословия»):
- Идея : человек – главное творение Бога, оно ценнее любого другого земного творения.
- Добродетельная жизнь – путь к спасению во время Страшного Суда
Известные философы средневековья:
ФОМА АКВИНСКИЙ (13 в.)
- Благодаря разуму человек может распознавать универсальные сущности в вещах
- Человек разумное, духовное и социальное существо , для которого жизнь в обществе – необходимое условие самореализации.
Аквинский канонизирован церковью, его учение признано официальной философией церкви ( томизм - учение, соединившее христианские догматы с методом Аристотеля)
АВГУСТИН (4-5 в.в.)
- Создал учение о «Божьем Граде и Граде Земном»
- В земном государстве правители назначены Богом для поддержания порядка, а церковь необходима для спасения души
Известные философы средневековья:
Роджер Бэкон
- Английский ученый 13в. доказывал:
- что знание только тогда может считаться истинным, когда оно подкреплено опытом .
- Задачу науки - изучать природу во всех ее проявлениях и поставить силы природы на службу людям.
Известные философы средневековья:
МАРТИН ЛЮТЕР (15-16 в.в.)
- Священники должны научить верующих читать священные книги (вера – это непосредственная связь с Богом)
- Церковь должна стать «дешевой» (без пышных обрядов, без пышных одежд священников, богатого убранства)
- Церковь должна подчиняться светской власти (князьям или императорам)
Философы эпохи Ренессанса ( Возрождение культуры античности) 16 в.)
- Возрождается интерес к античной греческой философии, к человеку
- Главным направлением в философии – гуманизм
- В вопросах истины верховным авторитетом становится наука , а не теология (учения Н. Коперника, Г. Галилея, И. Ньютона)
- Возникли новые философские учения об устройстве общественной жизни (Макиавелли, Гоббс, Локк, Монтескье)
Макиавелли (15-16 в.в.)
- Создал учение о механизме управления государством
- Цель политики – приход к власти и ее сохранение, создание стабильного государства
- Государь сам устанавливает законы и моральные нормы (цель оправдывает средства) «макиавеллизм»
Томас Гоббс (16-17 в.в.)
- Английский философ.
- Государство , по Гоббсу как мифическое библейское чудовище Левиафан, - результат договора между людьми , положившего конец естественному состоянию "войны всех против всех".
- Основа жизни общества – государство, которое поддерживается силой
- Основные сочинения: "Левиафан" (1651), "Основы философии" (1642 - 58).
- Теория общественного договора происхождения государства , (выдвинутая голландским учёным Г. Гроцием и разрабатывавшаяся Т. Гоббсом, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо и др.)
- государство возникло в результате договора между людьми,
- в котором предусматривался добровольный отказ отдельных лиц от части их естественных прав в пользу государственной власти.
Сочинение Гоббса «Левиафан»
(17-18 в.в.)
- Английский философ, иногда называемый "интеллектуальным вождем 18 в." и первым философом эпохи Просвещения.
- О нецелесообразности концентрации верховной власти в одних руках
- Выдвинул идею о разделении законодательной и исполнительной власти
Шарль Монтескье (17 – 18 в.в.)
- Вывод о необходимости выделения 3-й ветви власти – судебной
- Оформил идею принципа разделения властей
- Основные сочинения: "Персидские письма" (1721), " О духе законов" (1748).
Мари Франсуа Аруэ (Вольтер) (18в.) Век Просвещения.
- Французский писатель и философ-просветитель.
- боролся против религиозной нетерпимости и мракобесия,
- критиковал феодально-абсолютистскую систему, : "Философские письма" (1733), "Философский словарь" (1764 - 69).
- Общество должно опираться на науку и просвещение, тогда люди станут более нравственными
- Оказал влияние на развитие мировой, в том числе русской, философской мысли. Один из идеологов Французской революции конца 18 века.
Жан-Жак Руссо 18 в.)
- критиковал современное общество, основанное на неравенстве, и противопоставлял ему "естественное состояние" людей, свободных и равных.
- В трактате "Об общественном договоре" (1762 г.) он рисует идеальное общество , в котором государство призвано обеспечивать людям свободу через соблюдение политического и имущественного равенства, не допуская поляризации богатства и нищеты .
- Мелкую собственность, основанную на личном труде, он считает основой общества.
- выступает за прямую демократию, когда законы одобряются собранием всех граждан .
- Шотландский экономист и философ,
- основные условия процветания экономики – господство частной собственности, невмешательство государства в экономику
- Социальная структура общества – классы наемных рабочих, капиталистов, крупных земельных собственников (различаются по зарплате, ренте)
- Интересы рабочих и капиталистов противоположны, это неизбежность.
- экономика – это система, в которой действуют объективные законы, поддающиеся познанию.
Адам Смит (18 в.)
Огюст Конт ( 18-19 в.в.)
- Ввел термин «социология», понятие «социальная динамика» (общественные изменения)
- Призывал изучать реальные факты общественной жизни
- Реальным фактором развития общества считал духовный рост людей
(18-19 в.в.)
- Впервые использовал применительно к обществу понятия «система», «институт», «структура» и др.
- Идея – об усложнении общественной организации с развитием человечества
Социалистические идеи:
- социалисты-утописты – Томас Мор, Томмазо Кампанелла
- Французские социалисты – Анри Сен-Симон и Шарль Фурье, английский - Роберт Оуэн. Идеи:
- Критиковали капиталистическое общество (это общество хаоса и разобщенности, жадности и эгоизма)
- О гармоничном обществе, где будут преобладать общие интересы, свободный творческий труд, равноправие
- Все обязательно будут трудиться, а созданные блага будут распределяться поровну
Наиболее полно теорию переустройства общества разработали немецкие мыслители Карл Маркс и Фридрих Энгельс (19 в.)
Проверь себя
1. В работе «О гражданине» Гоббс сравнивает общество с часами. Когда мы хотим разобраться в работе часов, мы их разбираем, изучаем отдельные детали. При последующей сборке часов мы стремимся подогнать детали друг к другу, определить функции каждой из них. Так у нас формируется понимание работы часового механизма как целого. Так же и с обществом: его следует мысленно разделить на части, изучить каждую из них, увидеть их взаимные связи и функционирование. В результате нам станет понятным, что такое общество.
В чем преимущества такого «разборно-сборного» метода изучения общества по сравнению с господствовавшим тогда методом наблюдения? Каковы, на ваш взгляд, недостатки такого метода?
2. Маркс утверждал: «Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий и классов».
Сформулируйте эту же мысль, используя понятия «способ производства» и «общественно-экономическая формация». Разделяете ли вы марксистскую идею о примате экономики в жизни общества? Свой ответ аргументируйте.
3. Сравните представления о справедливом (идеальном) общественном устройстве Платона и Маркса. Что общего в их позициях и представлениях, каковы существенные различия?
4. Философы-экзистенциалисты, в отличие от просветителей, сторонников марксизма и представителей других направлений, отказались искать разумный (нацеленный на прогресс) смысл истории.
Какие события XX в. поставили под сомнение исторический оптимизм мыслителей прошлого?
1) Как повлияли на средневековые представления о человеке и обществе Реформация и научные открытия XVII в.?
2) Что общего и каковы различия во взглядах на государство Т. Гоббса и Н. Макиавелли?
3) Почему, на ваш взгляд, идея разделения властей была впервые выдвинута именно философами?
4) Что нового в развитие общественной мысли внесли философы-просветители?
5) Охарактеризуйте основные положения экономического учения А. Смита.
6) Кого принято считать основателями социологической науки и почему?
7) Какие новые идеи об обществе и его развитии выдвинули К. Маркс и Ф. Энгельс?
8) Сравните взгляды социалистов-утопистов и основоположников марксизма на будущее общественное устройство и пути перехода к нему. Выделите общее, укажите различия.
9) Какие новые «версии» марксизма появились в начале XX в.?
10) В чем суть идей технократизма?
11) Как трактуют понятие «свобода» философы-экзистенциалисты?
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?