МБОУ Криволесская ООШ
Рассмотрена и принята Утверждена:
Протоколом педсовета №1 приказом№___________
От _____________2016г. от ___________2016г.
Директор школы:
___________ / Терехова Л.П./
Рабочая программа
по обществознанию
8 класс
Панасенковой Галины Владимировны
l категория
2016-2017
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования в соответствии с объемом времени, отводимого на изучение данного предмета по Базисному учебному плану; авторской программы основного общего образования по обществознанию (под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. И. Матвеев, кандидат педагогических наук, 2009г), реализующие стандарты первого поколения; Конституцией РФ (12 декабря 1993г.); учебного плана МбОУ Криволесская ООШ ; положения о рабочей программе. Изучение обществознания в 8 классе призвано содействовать формированию у учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, его социальной структуре, политических институтов, экономического базиса и духовной сферы, становлению правосознания и гражданской позиции. Данная дисциплина призвана помочь им также ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни. В программу включены основные темы федерального минимума в области обществознания, принятого Министерством общего и профессионального образования РФ для основной школы.
Цели изучения курса обществознания в 8 классе:
1) Формирование у учащихся, детей старшего подросткового возраста, целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, его социальной структуре, политических институтов, экономического базиса и духовной сферы, становлению правосознания и гражданской позиции.
2) Данная дисциплина призвана помочь им ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни. Курс обществознания формирует и развивает у учащихся различные умственные способности для самостоятельного объяснения, усвоения и интерпретации тех событий, с которыми приходиться сталкиваться в современной жизни.
3) Воспитание активной гражданкой позиции школьника, способного противостоять разрушительным тенденциям и настроениям современного общества, проявлять единство со своим обществом, с историческими судьбами своей страны.
Задачи изучения обществознания в 8 классе:
1) Развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции.
2) Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.
3) Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.
4) Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста.
5) Формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно- бытовых отношениях. Организация учебного процесса предполагает следующие формы и их сочетание: лекция, практикум, комбинированный урок и другие.
Предпочтительными формами контроля знаний, умений, навыков являются:
Виды контроля | Текущий | Промежуточный | Итоговый |
Формы контроля | Тестирование Устный опрос Сообщение по теме | Тестирование по теме Составление таблицы (схемы) Составление презентации | Итоговый тест |
Подобные формы контроля позволяют проверить теоретические знания и практические навыки учащихся, уровень усвоения материала и умение пользоваться полученными знаниями, что и является основными целями данного курса.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «обществознание» в 8 классе выделяется 34 часа ( 1 час в неделю). Курс состоит из lV разделов (глав): личность и общество, сфера духовной культуры, экономика, социальная сфера. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по разделам и темам.
Распределение учебного материала в 8 классе
№ п/п | Наименование раздела (главы) | Кол-во часов |
1 | Личность и общество | 6 |
2 | Сфера духовной культуры | 8 |
3 | Экономика | 13 |
4 | Социальная сфера | 5 |
5 | Итоговое повторение | 2 |
| Итого | 34 |
Содержание программы учебного предмета
8 класс (34 ч)
Тема 1. Личность и общество (6 ч)
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Тема 2. Сфера духовной культуры (8 ч)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло -главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование .
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Тема 3. Экономика (13 ч)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Тема 4. Социальная сфера ( 5 ч)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Итоговое повторение (2 ч)
Планируемые результаты:
В результате изучения обществознания ученик должен
знать/понимать:
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
• тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
• извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Тематическое планирование
№п/п | № урока в теме | Тема раздела Тема урока | Количество часов |
1 | 1 | Личность и общество (6 ч) Что делает человека человеком? | 1 |
2 | 2 | Человек, общество, природа | 1 |
3 | 3 | Общество как форма жизнедеятельности людей. | 1 |
4 | 4 | Развитие общества | 1 |
5 | 5 | Как стать личностью | 1 |
6 | 6 | Практикум. Тест по теме «Личность и общество» | 1 |
7 | 1 | Сфера духовной культуры (8 ч) Сфера духовной культуры и её особенности. | 1 |
8 | 2 | Мораль. | 1 |
9 | 3 | Долг и совесть. | 1 |
10 | 4 | Моральный выбор. Свобода и ответственность. | 1 |
11 | 5 | Значимость образования в условиях информационного общества. | 1 |
12 | 6 | Наука, её значение в жизни современного общества. | 1 |
13 | 7 | Религия как одна из форм культуры. Урок-обобщение по теме «Сфера духовной культуры». Практикум. | 1 |
14 | 8 | Контрольная работа №1 по теме «Сфера духовной культуры». | 1 |
15 | 1 | Социальна сфера(5ч) Социальна структура общества. | 1 |
16 | 2 | Социальный статус и социальная роль. | 1 |
17 | 3 | Нации межнациональные отношения. Учимся жить в многонациональном обществе. | 1 |
18 | 4 | Отклоняющееся поведение. Обобщение по теме «Социальна сфера» | 1 |
19 | 5 | Контрольная работа №3 по теме «Социальна сфера» | 1 |
20 | 1 | Экономика(14ч) Экономика и её роль в жизни общества | 1 |
21 | 2 | Главные вопросы экономики. | 1 |
22 | 3 | Собственность. Право собственности. | 1 |
23 | 4 | Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. | 1 |
24 | 5 | Производство – основа экономики. Товары и услуги. | 1 |
25 | 6 | Предпринимательская деятельность. | 1 |
26 | 7 | Роль государства в экономике. | 1 |
27 | 8 | Распределение доходов. | 1 |
28 | 9 | Потребление. Семейное потребление. | 1 |
29 | 10 | Реальные и номинальные доходы. Инфляция и семейная экономика. | 1 |
30 | 11 | Безработица, её причины и последствия. | 1 |
31 | 12 | Мировое хозяйство и международная торговля. Урок-обобщение по теме «Экономика». Самостоятельная работа. | 1 |
32 | 13 | Контрольная работа №2 по теме «Экономика» | 1 |
33 | 1 | Итоговое повторение (2ч) Промежуточная аттестация | 1 |
34 | 2 | Выполнение упр. и заданий по изученным темам. | 1 |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Учебно-методическое обеспечение:
Обществознание. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений
/Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2010.
2. Обществознание. 8 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / О. А. Котова, Т. Е. Лискова. – М. : Просвещение, 2010.
3. Обществознание. 8 класс : поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред.
Л. Н. Боголюбова. – М. : Просвещение, 2010.
Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы., М., - «Просвещение», 2014.
Волкова К.В. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание 8 класс, Москва ВАКО 2015 год.
Конституция РФ.
Перечень интернет ресурсов:
(www.proschool.ru).- учительский портал (материалы к урокам, презентации,
рабочие программы, электронная библиотека, тесты, контрольные работы, материалы к ЕГЭ).
http://him.1september.ru/index.php – журнал «Преподавание обществознания в школе».
http://him.1september.ru/urok/- Материалы к уроку: разработки, презентации.
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования.
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека.
http://yandex.ru/search/?- обществознание подготовка к огэ
http://social-studies.ru/- обществознание экономика
Материально-техническое обеспечение:
Наименование оборудования | Количество |
Школьная мебель: | |
| 5 |
| 7 |
Рабочее место учителя: | |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
Технические средства обучения: | |
| 1 |
| 1 |