СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общий курс балалайки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Общий курс балалайки»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

КОРСАКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

(МБОУ ДОД «ДШИ»)













ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


ОБЩИЙ КУРС БАЛАЛАЙКИ


























Корсаковский городской округ

2014

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ

НАПРАВЛЕННОСТИ

«ОБЩИЙ КУРС БАЛАЛАЙКИ»


СОСТАВЛЕНА на основании примерных программ, рекомендованных федеральным агентством по культуре и кинематографии научно – методическим центром по художественному образованию (Москва 2002 – 2006г.г.). Разработана на основе программы В. Е. Ларина для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ, г. Москва, 1988.




«Одобрено»

на заседании методического объединения

«Народные инструменты»

МБОУ ДОД «ДШИ»

Протокол № 1

от 29 августа 2012 г.


Утверждаю:

И.о. директора МБОУ ДОД «ДШИ»

________________ М.Е. Федотова

«01» сентября 2012 г.








Разработчик: Филиппов П.Е. преподаватель отделения «Народные инструменты», МБОУ ДОД «ДШИ» Корсковского городского округа Сахалинской области.



















Пояснительная записка


Данная образовательная программа предназначена для реализации на отделении «Народные инструменты»

Учебный предмет «Общий курс балалайки» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области музыкального исполнительства, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие обучающихся.

Актуальность представленной программы обусловлена тем, что через изучение предмета (индивидуальное обучение, ансамблевое музицирование) происходит формирование и развитие, воспитание творческой личности

Цель программы: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретённых им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять произведения различных жанров и форм.

Задачи:

  1. Сохранение любви к музыке и развитие мотивации к обучению;

  2. Приобщение к различным видам музыкальной деятельности, формирование специальных умений;

  3. Развитие творческих умений.

Сроки обучения и возрастная категория учащихся

Образовательная программа «Общий курс балалайки»» реализуется в течение 4 лет, со 2 по 5 класс для детей, поступивших в МБОУ ДОД «ДШИ» на отделение «Народные инструменты» в возрасте 9 – 10 лет.

Режим занятий: занятия проходят 1 раза в неделю. Полный курс обучения рассчитан на 136 часов. Длительность академического часа составляет 45 минут.

Формы и методы работы

Занятия проводятся в форме индивидуального урока.

В основу обучения заложен личностно-ориентированный подход, технологии здоровьесбережения. Важная роль для выполнения здоровьесбережения отводиться организации режима труда и отдыха.

В процессе обучения применяются различные методы: наглядные, словесные, исследовательские, игровые, интерактивные, практические и т.д.

Принципы обучения

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

  • комплексный подход к обучению;

  • систематичность и последовательность;

  • наглядность;

  • уважение к ребенку, процессам и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью.

Условия реализации

Материально-техническое обеспечение: мебель, соответствующая требованиям СанПиН, демонстрационная доска, стеллаж для хранения учебных принадлежностей, пюпитры, музыкальные инструменты (балалайка, фортепиано), аудиотехника, компьютер.

Методическое обеспечение: дидактические и учебные пособия, нотные пособия

Учебный план

Год

обучения/ класс

Количество часов в неделю

Годовая учебная нагрузка

График промежуточной

аттестации

1 год обучения

2 класс

1

34

2 полугодие

2 год обучения

3 класс

1

34

1 -2 полугодие

3 год обучения

4 класс

1

34

1 – 2 полугодие

4 год обучения

5 класс

1


34


2 полугодие


ИТОГО



136



Годовые требования

2 класс

(1 год обучения)

Упражнения без инструмента, направленные на освоение движений, используемых в дальнейшем при игре на балалайке.

Знакомство с инструментом. Особенности посадки, основы постановки игрового аппарата. Принципы звукоизвлечения. Постановка правой руки. Индивидуальный выбор медиатора (форма, материал, размер). Индивидуальный подход в определении сроков применения медиатора в игре на балалайке. Освоение приемов игры: пиццикато большим пальцем, ПV. Постановка левой руки. Игра упражнений, песенок-прибауток на отдельно взятой ноте.

Освоение музыкального ритма в виде простых ритмических упражнений, связанных с иллюстрацией на балалайке ритма слов. Игра ритмических рисунков на открытых струнах и с чередованием извлекаемых звуков на грифе.

Подбор по слуху небольших попевок, народных мелодий, знакомых песен.

Игра по нотам. Развитие первоначальных навыков игры на инструменте, освоение игры медиатором. Знакомство с основой динамики – форте, пиано.

Чтение нот с листа. Упражнения на развитие координации.

В течение года ученик должен пройти:

гаммы C-dur, ударом П, переменный удар ПV,

4 - 6 подобранных песен и пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху. Игра в ансамбле с педагогом.

Требования к зачету: исполнить 2 разнохарактерные пьесы

Примерный репертуарный список зачета

    1. Рнп «Во саду ли»– подбор по слуху

Рнп «Как под. горкой,под горой»

    1. Рнп «Ходит зайка по саду»

Рнп «Во поле береза стояла» - подбор по слуху

    1. Рнп «Как пошли наши подружки»

Ннп «Хохлатка»

4. Рнп «Веселые гуси»

Днп «Котик»

3 класс

(2 год обучения)

Работа над дальнейшей стабилизацией посадки и постановки исполнительского аппарата, координацией рук. Освоение технологии исполнения основных штрихов (стаккато, легато). Освоение приема «Тремоло» (по возможности). Дальнейшее освоение игры медиатором. Освоение более сложных ритмических рисунков. Контроль над свободой исполнительского аппарата.

Применение динамики как средства музыкальной выразительности для создания яркого художественного образа. Контроль над свободой игровых движений. Слуховой контроль над качеством звука. Знакомство с основными музыкальными терминами.

Игра динамических, ритмических упражнений, охватывающих освоенный учеником диапазон инструмента.

В течение 2 года обучения ученик должен пройти:

Мажорная однооктавная гамма: F-dur от 1-го пальца (на двух струнах);

штрихи в гаммах: ПП,VV, ПV, пиццикато большим пальцем, тремоло, бряцанье (по возможности.).

5 -6 пьес различных по характеру, стилю, жанру.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

Требования к зачету: исполнить 2 разнохарактерные пьесы

Примерный репертуарный список зачета

  1. В. Шаинский «Кузнечик»

Л.Бекман «Ёлочка»

  1. М.Красев «Песенка зайчиков»

А.Зверев «Прогулка»

  1. Й.Гайдн «Песенка»

Рнн «Частушка»

4. Рнп. «Виноград в саду цветёт»

Унп «Веселые гуси»


4 класс

(3 год обучения)


Дальнейшее последовательное совершенствование освоенных ранее приемов игры, штрихов. Более тщательная работа над игровыми движениями обеих рук в отдельности и их координацией. Работа, направленная на развитие мелкой техники. Усовершенствование приема «тремоло», а также перехода от тремоло к удару и наоборот. Работа над техникой перехода из позиции в позицию. Работа над развитием музыкально-образного мышления, творческого художественного воображения

В течение 3 года обучения ученик должен пройти:

Упражнения и пьесы различных авторов;

двухоктавная гамма: G – dur, пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху. Изучение оркестровых партий

Требования к зачету (декабрь, май): исполнить 2 разнохарактерные пьесы

Примерный репертуарный список зачета:

  1. Д. Кабалевский «Песня»

  2. В.А.Моцарт «Майская песня»

  3. Д. Кабалевский «Игра»

Чнп «По ягоды»

  1. В.А.Моцарт «Вальс»

Унп «Засвистали казаченьки»

  1. В. Купревич «Пингвины»

  2. Унп«Ой, джигуне джигуне»

5 класс

(4 год обучения)

Совершенствование всех ранее изученных приемов в более сложном по техническому и художественному содержанию варианте. При необходимости работа над новыми приемами и штрихами. Развитие аппликатурной грамотности. Умение самостоятельно разбираться в основных элементах фразировки (мотив, фраза, предложение, часть)

В течение года обучения ученик должен пройти:

упражнения, наиболее необходимые для дальнейшего совершенствования игровых умений;

двухоктавные гаммы: повторение гамм за 4 – 6 классы,

3 -4 пьесы различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху. Изучение оркестровых партий

Требования к зачету (май): исполнить 2 разнохарактерные пьесы

Ожидаемые результаты

По окончанию обучения:

  1. Минимум знаний, умений, навыков, необходимых для музицирования, участия в ансамблях;

  2. Развитие познавательных способностей.

Формы контроля

В процессе обучения осуществляются следующие виды контроля:

  1. Текущий - в форме оценки

  2. Промежуточная аттестация в форме зачета.








Критерии оценки


По итогам выступления на зачете выставляются оценки по пятибалльной шкале:


Оценка

Критерии оценивания исполнения

5 («Отлично»)

Яркая осмысленная играя, выразительная динамика; текст сыгран безукоризненно. Использован богатый арсенал выразительных средств, владение исполнительской техникой и звуковедением позволяет говорить о высоком художественном уровне игры

4 («Хорошо»)

Игра с ясной художественно – музыкальной трактовкой, но не все технически проработано, незначительное количество прогрешностей в тексте, эмоциональная скованность.

3 («Удовлетворительно»)

Средний технический уровень подготовки, бедный недостаточный в штриховой арсенал, определенные проблемы в исполнительском аппарате мешают донести до слушателя художественный замысел произведения. Можно говорить о том, что качество исполняемой программы в данной случае зависело от времени, потраченном на работу дома или отсутствии интереса у ученика к занятиям музыкой.

2 («Неудовлетворительно»)

Исполнение с частыми остановками, однообразной динамикой, без элементов фразировки, интонирования, без личного участия самого ученика в процессе музицирования.



Методические рекомендации

В работе с учащимся преподаватель должен следовать основным принципам дидактики: последовательность, систематичность, доступность, наглядность в освоении материала.

Процесс обучения должен протекать с учётом индивидуальных психических особенностей ученика, его физических данных. Педагог должен неустанно контролировать уровень развития музыкальных способностей своих учеников.

В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших учеников обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.

Необходимым условием для успешного обучения на балалайке является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной посадки, постановки рук, целостного исполнительского аппарата.

Работа над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими вариантами, динамикой (средствами музыкальной выразительности) должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. В этой связи педагогу необходимо научить ученика слуховому контролю и контролю по распределению мышечного напряжения.

Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной художественной и технической связи.

Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому репертуару. Помимо народных мелодий, органично звучащих на народных инструментах и составляющих основу репертуара, необходимо включать в учебные программы переложения лучших образцов зарубежной и отечественной классики.










СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Хрестоматия балалаечника 1-2 кл. ДМШ Вып.1 Сост. В. Глейхман.М.,1976

  2. Пьесы/Сост. А. Шалов.М.-Л.,1966

  3. Хрестоматия для балалайки 1-2 кл. ДМШ/Сост. В. Авксентьев, Б. Авксентьев, Е. Авксентьев.М.,1963

  4. Педагогический репертуар 1-2 кл. ДМШ.Вып.3/Сост. В.Глейхман.М.,1979

  5. Балалайка.3 кл.ДМШ/Сост.П. Манич.Киев,1982

  6. Хрестоматия для балалайки. 3-4 кл.ДМШ/Сост. В. Авксентьев, Б Авксентьев, Е. Авксентьев.М.,1965

  7. Легкие пьесы. Вып.5 М.,1964

  8. Балалайка.4 кл. ДМШ./Сост. П. Манич.Киев,1983

  9. Альбом начинающего балалаечника. Вып.7 .М.,1978

  10. Репертуар балалаечника. Вып.12/Сост. Н. Вязьмин.М.,1978

  11. Дорожкин А. Самоучитель игры.М.,1982

  12. Балалаечнику – любителю. Вып.2.М.,1979

  13. Педагогический репертуар.3-5 кл. ДМШ. Вып5/Сост. В.               Глейхман,1982

  14. Репертуар балалаечника. Вып.18.М.,1983

  15. Хрестоматия для балалайки. 5 кл. ДМШ/Сост. В. Авксентьев, Б. Авксентьев, Е. Авксентьев.М.,1965

  16. Андреев. Избранные произведения. М.,1983

  17. Легкие пьесы. Вып. 2/Сост. А. Дорожкин. М.,1983

  18. Репертуар балалаечника. Вып. 3/Сост. В. Ильяневич.Киев,1984

  19. Педагогический репертуар. Вып.2.М.,1966

  20. Репертуар балалаечника. Вып. 2.М.,1966

  21. Юный балалаечник. Л.,1982



12


Похожие файлы