СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общий обзор организма человека

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

: Жизнедеятельность клеток.

Рассмотрев материал о химическом составе клетки и обмене веществ в ней, учитель переходит к разъяснению значения ферментов для осуществления обмена веществ  в  клетках.

Информационная справка:

Синтез и распад веществ – это сложные химические превращения. Для их протекания требуются затраты времени, но в организме эти реакции происходят очень быстро, благодаря особым веществам  - ферментам. Ферменты – это белки-катализаторы, способные в тысячи раз ускорять химические реакции. Каждый фермент действует только на определенные соединения. Они называются субстратом данного фермента

Ферменты вырабатываются и в растительных и в животных клетках.. иногда их действия сходны. Так фермент каталаза, находящийся в клетках стенки ротовой полости, мышцах, печени, способен расщеплять пероксид водорода. Это вредное соединение,  образующееся в организме. Фермент каталаза разлагает ядовитый пероксид  водорода на безвредные кислород и воду.

 

Учитель объясняет учащимся, что вместо клеток человеческого организма будут использоваться клетки растения (клубня картофеля), содержащие аналогичный фермент. По ходу выполнения работы учащимся необходимо будет заполнить таблицу с результатами опытов.

Просмотр содержимого документа
«Общий обзор организма человека»

Тема: Общий обзор организма человека (5 часов)

Урок №3 : Жизнедеятельность клеток.

Рассмотрев материал о химическом составе клетки и обмене веществ в ней, учитель переходит к разъяснению значения ферментов для осуществления обмена веществ в клетках.

Информационная справка:

Синтез и распад веществ – это сложные химические превращения. Для их протекания требуются затраты времени, но в организме эти реакции происходят очень быстро, благодаря особым веществам - ферментам. Ферменты – это белки-катализаторы, способные в тысячи раз ускорять химические реакции. Каждый фермент действует только на определенные соединения. Они называются субстратом данного фермента

Ферменты вырабатываются и в растительных и в животных клетках.. иногда их действия сходны. Так фермент каталаза, находящийся в клетках стенки ротовой полости, мышцах, печени, способен расщеплять пероксид водорода. Это вредное соединение, образующееся в организме. Фермент каталаза разлагает ядовитый пероксид водорода на безвредные кислород и воду.


Учитель объясняет учащимся, что вместо клеток человеческого организма будут использоваться клетки растения (клубня картофеля), содержащие аналогичный фермент. По ходу выполнения работы учащимся необходимо будет заполнить таблицу с результатами опытов.


Лабораторная работа

Тема: Действие фермента каталазы на пероксид водорода.

Цель:

  1. Доказать, что фермент каталаза, содержащийся в клетках живого организма, способен разложить пероксид водорода на кислород и воду.

  2. Доказать, что фермент каталаза имеет белковую природу.

Опыт

субстрат

фермент

наблюдения

вывод

1. Действие фермента, содержащегося в клетках сырого картофеля.





2. Действие фермента, содержащегося в клетках вареного картофеля.






Проводится предварительная беседа, из которой становится ясно, что пероксид водорода сам по себе почти не распадается, а в присутствии веществ, содержащих фермент, распад идет интенсивно. Опыт проводится демонстрационно. Учитель наливает пероксид водорода (перекись водорода 3%) в химический стакан, встряхивает его и показывает классу, что реакция не идет. Затем он режет на кусочки клубень картофеля и бросает их в пероксид водорода. В стакане сверху образуется шапка пены, а внизу остается прозрачная жидкость. Учитель поясняет, что учащиеся наблюдают действие фермента каталазы, содержащегося в клетках картофеля. Одна молекула фермента даже при нуле градусов в состоянии разложить за одну минуту миллион молекул пероксида водорода. Учащиеся оформляют первую часть таблицы (опыт №1).


В ходе беседы учитель подводит учащихся к рассуждению о том, что, если фермент является белком, то при варке он должен терять свои свойства, т.к. разрушается белковая молекула. Для доказательства этого проводится опыт №2. Затем учащиеся заполняют вторую часть таблицы.

Опыт

субстрат

фермент

наблюдения

вывод

1. Действие фермента, содержащегося в клетках сырого картофеля.

Пероксид водорода

каталаза

Образование в верхней части пены из пузырьков, а в нижней части - прозрачной жидкости

Фермент каталаза разложил пероксид водорода на кислород и воду

2. Действие фермента, содержащегося в клетках вареного картофеля.

Пероксид водорода

каталаза

Ничего не происходит

После варки активность фермента теряется. т.к он является белком.