СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общие требования к выбору учебных и дидактических материалов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Структура и содержание учебно-методического комплекса по иностранному языку обязательно должны строиться на системном принципе построения процесса обучения:

во-первых, иметь базовый учебник, к которому должны прилагаться дополнительные материалы;

Просмотр содержимого документа
«Общие требования к выбору учебных и дидактических материалов»

Модуль 2


Лекция


Общие требования к выбору учебных и дидактических

материалов


Структура и содержание учебно-методического комплекса по иностранному языку обязательно должны строиться на системном принципе построения процесса обучения:

во-первых, иметь базовый учебник, к которому должны прилагаться дополнительные материалы;

во-вторых, обязательно содержать аудиоматериалы, записанные носителями языка, для формирования привычки воспринимать и понимать язык на слух;

в-третьих, к каждому курсу должны прилагаться рабочие тетради. Задания и упражнения в них должны соответствовать темам, которые учащиеся изучают на уроке;

в-четвертых, желательно к каждому уроку иметь дополнительные демонстрационные материалы: карточки, интерактивные диски и др. Учебно-методический материал для изучения иностранного языка в начальной школе должен сопровождаться пособием для родителей, которое понадобиться им для помощи при подготовке домашнего задания;

и, наконец, в-пятых, учебно-методический комплект должен содержать руководство для учителя с разъяснениями, как можно использовать методику, представленную в конкретном УМК для преподавания иностранного языка.




Структура учебно-методического комплекса для начальной школы


Модель построения содержания учебника иностранного языка для начальной школы должна содержать в себе несколько основных разделов.


Первый раздел учебника должен содержать фонетический курс. В нем должны быть представлены пошаговые целевые упражнения. То есть обучение фонетике должно проводиться также системно, как и обучение грамматике. Лучше начинать с фонетических форм, которые имеют аналогии в родном языке и постепенно переходить к более сложным звукам и их сочетаниям. Именно для этого в УМК по иностранному языку полезно иметь дополнительные аудио и видео материалы, записанные носителями языка и учебные пособия к ним, которые можно использовать не только на начальном этапе обучения, но параллельно процессу работы с основными материалами курса.

На начальном этапе обучения иностранному языку очень важно правильно поставить произношение звуков, поскольку на более поздних этапах неправильно заученные звуки очень сложно исправлять. Поэтому отработке фонетики в первых классах начальной школы должно уделяться основное внимание на уроках.


Следующие разделы должны содержать обучающие темы, правила и упражнения, поддерживающие закрепление фонетических правил языка и знакомящие с базовой лексикой, на которой впоследствии будет строиться курс грамматических упражнений. Однако не нужно забывать, что поскольку учебники для начальной школы ориентированы на раннюю возрастную группу учащихся, то задания и правила должны сопровождаться красочным иллюстративным материалом с узнаваемыми героями. Это касается и введения грамматических правил, и новой лексики, и новых коммуникативных навыков и др.


В конце учебника могут быть размещены дополнительные материалы, такие как: словарь, содержащий лексику, представленную в основном курсе; маленькие тексты, загадки, высказывания, использующие лексику курса и т.д.


Содержание рабочей тетради должно поддерживать материал учебника. Однако помимо этого рабочая тетрадь может содержать и собственные дополнительные материалы. Например, задания по описанию своей внешности, оценке своих успехов и достижений и т.д.


В книге для родителей полезно рассказать как ведется деятельность по различным видам речевой деятельности: какие используются приемы, какие они могут использоваться дополнительные материалы печатные и электронные – сайты, игры, мультфильмы и фильмы на изучаемом языке.


Структура учебно-методического комплекса для средней школы


Структура учебно-методического комплекса для средней школы в целом должна совпадать с УМК начальной школы, только ориентирована она на более старшую возрастную группу. Он может включать базовый учебник, рабочие тетради, содержать аудиоматериалы к учебнику и рабочим тетрадям, руководство для учителя и дополнительные демонстрационные материалы: карточки, интерактивные диски и т.д.

Задача средней школы не только увеличить объем знаний и умений по иностранному языку, но и добиться того, чтобы замотивировать учащегося к его изучению, поскольку в среднем образовании появляется много новых интересных предметов и на изучение иностранного языка остается мало времени.

В средней школе при введении нового лексико-грамматического материала также как и в начальной школе должен широко использоваться игровой и иллюстративный материал с визуальной и текстовой опорой, а также использованием средств аудирования.

Однако важен постепенный переход к академическим формам преподавания и изучения иностранного языка. Для удобства восприятия и запоминания новых грамматических правил в конце каждого раздела учебника желательно иметь обобщающую схематичную таблицу не только изученного правила, но и той грамматической системы, в которую это правило встраивается. То же самое стоит сделать и в конце каждого полного учебного курса, где схематично должны быть отражены целые грамматические системы.

Параллельно в конце базового учебника или в отдельном пособии стоит представить всю теорию по грамматике в виде краткого изложения на русском языке, чтобы у учащегося всегда была возможность повторить пройденные правила.


В средней школе, продолжая методику младшей, стоит использовать актуальные реплики-клише в процессе преподавания иностранного языка.

В рабочих тетрадях материалы учебника должны отрабатываться посредством творческих заданий. Для изучения иностранного языка имеет смысл вводить дифференцированные задания для тех учащихся, кто быстро справляется с заданиями учителя, и для тех, кому справляться сложно и требуется дополнительная помощь и время.

В средней школе актуальным может быть совмещение нескольких видов речевой деятельности – аудирования, говорения, чтения и письма – на основе интегрированного подхода.




Учебно-методический комплекс для старшей школы


В старшей школе комплект УМК будет соответствовать аналогичному комплекту других уровней образования по структуре, и отличаться по содержанию.

Согласно стандартам старшей школы, где учащиеся будут выбирать профили, изучение иностранного языка должно осуществляться на базовом и углубленном уровне.

В базовом курсе должен закрепляться и поддерживаться уровень владения иностранным языком, приобретенный в начальной и средней школе. Однако задания должны быть оформлены в формате единого государственного экзамена.

Углубленный уровень предполагает развитие языковых навыков и готовности продолжения изучения иностранного языка в организациях среднего и высшего профессионального образования.