СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общие вопросы психологии детей с нарушением интеллекта (олигофренопсихология)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье приведены определения основных понятий, касающихся психологии детей с интеллектуальными нарушениями.

Просмотр содержимого документа
«Общие вопросы психологии детей с нарушением интеллекта (олигофренопсихология)»


Общие вопросы психологии детей с нарушением интеллекта (олигофренопсихология)

Ведущая деятельность - такая деятельность ребёнка, развитие которой определяет наиболее важные изменения в психических процессах и психологических особенностях его личности. Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней возникают и преобразуются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы, происходит развитие личности.

Зона актуального развития – совокупность представлений, знаний, навыков, умений, личностных качеств, которыми ребенок уже овладел и может пользоваться без посторонней помощи.

Зона актуального развития определяется по уровню общего развития, степени сформированности тех или иных качеств, прочности усвоенного человеческого опыта, творческости применения приобретенного в процессе образования и воспитания багажа. Это уровень обученности и воспитанности ребенка.

Зона ближайшего развития – расхождение между уровнем актуального развития ребенка (определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого он может достигнуть под руководством взрослого). (Л.С. Выготский)

Возрастные новообразования – это психологические приобретения, которые появляются у человека за определенный период времени, как правило, периодами являются возрастные ступени развития.

Социальная ситуация развития – специфическая для каждого возраста система отношений ребенка с окружающим миром.

«Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства своей личности, черпая их из среды, как из основной источника своего развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным». (Л.С. Выготский)

Сензитивный период – период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к усвоению знаний и новых форм поведения.

«В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными или даже оказать обратное влияние на ход развития». (Л. С. Выготский)

Кризисный период развития – «это время качественных позитивных изменений, результатом которых является переход личности на новую, более высокую ступень развития». (Л.С. Выготский)

Задание 2. Сравнительная характеристика четырех периодов развития представлений об умственной отсталости


Характеристика

1 период

2 период

3 период

4 период

Хронологические рамки

Начало XVII века - середина XIX века.

Середина XIX века - начало XX века.

Начало XX века - середина XX века.

60 – 70 г. XX века – до наст. времени

Основные взгляды на природу умственной отсталости

Не существовало ясного представления о нарушениях психической деятельности у детей. Считали, что идиотия - это одна из форм психического заболевания -сумасшествия (амненции). Складывалось убеждение, что слабоумные нуждаются в специальных учреждениях, но обучать таких детей бесполезно, так как невозможно излечить грубые дефекты мозга. Некоторые психологи считали слабоумие проявлением деградации рода и дегенерации.

Врожденное слабоумие стало рассматриваться как интеллектуальная неполноценность, а не изменение личности в целом. Впервые обратили внимание на то, что интеллектуальному дефекту сопутствует недоразвитие речи. Сущность слабоумия понималось как количественное отставание развития ненормального ребенка от нормального.

Считалось, что критерием той или другой степени дефекта служит сравнение этого развития с возрастными ступенями нормальных детей. В центре внимания последующего изучения олигофрении стали ее этиология, патогинез и классификация.

Пересмотрено представление об умственной отсталости как о неизменном интеллектуальном дефекте.

Открытия периода (с указанием ученых)

Начало XVII в. Ф. Платтер создал первую классификацию душевнобольных. Дал указание на эндогенное и экзогенное происхождение психических расстройств, заявил о детском слабоумии «стультиции» (врожденной глупости).

Дюфуа (1770) указал на существование двух степеней психического недоразвития: идиотии и имбицильности. Ф. Пинель (1806) дал определение идиотии. Выделил две клинических формы детского слабоумия: врожденный и приобретенный.

Эскироль (1838) первым понял, что идиотия это не болезнь. Й. Г. Песталоци пытался убедить в необходимости воспитания и обучения «тупоумных». Э. Сеген (1846) дал определение и описание идиотии и умеренной умственной отсталости. Разработал «доски форм» (1866) Разработал способы усовершенствования элементарных функций сенсорных и двигательных систем УО детей.

С.С. Корсаков (1813) Д.Н. Зернов (1879) и др. доказывали, что наиболее частыми причинами «идиотизма» являются ранние поражения мозга. И П. Мержеевский (1871) настаивал на том, что идиотия своим происхождением обязана перенесенным заболеваниям. М C. Морозов (1902) создал первую собирательную психологическую характеристику умственной отсталости. А Бине и Т. Симон (1905.) разработали психологическую методику, определяющую способность к критической оценке, абстракции и рассуждениям. В. Штерн (1915) предположил, что разделив умственный возраст ребенка на хронологический, можно получить коэффициент интеллекта (IQ). Д. Векслер (1949) разработал шкалу оценки в составе которой были как вербальные, так и невербальные тесты.

Э. Крепелин (1915) предложил термин «олигофрения». Л. С. Выготский (1935) сформулировал концепцию психических особенностей умственной отсталости. Создал культурно – историческую теорию развития психики. Сформулировал важнейшие положения специальной психологии (в том числе олигофренопсихологии) Обосновал необходимость и раскрыл широкие возможности социальной компенсации дефекта за счет построения «обходных путей» решения задач культурного развития. Для оценки степени выраженности слабоумия стали больше привлекать успеваемость в школе и степень социальной адаптации. (C. Burt 1955; Mauter 1959; R. Heber 1959). Ученики и последователи Л. С. Выготского. ( Л. В. Занков, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.) продолжили психологические исследования ребенка в целом.

Были выявлены и описаны несколько сотен наследственна синдромов, сочетающихся с умственной отсталостью (Е. Ф. Давиденкова (1975), Ю. И. Барашнев (1978), Ю.Е. Вельтишев, П. А. Темин (1998) и др. Были выделены отдельные направления психологии детей с ЗПР. Увеличилось число социальных, психологических, диффектологических исследований умственно отсталых детей и подростков (С.Д. Замбар, Л.М. Шипицина и др.). Систематизировали клинические формы в соответствии с физиологическими и другими механизмами, лежащими в их основе. Доказали, что чем раньше и интенсивнее проводится стимуляция психического развития умственно отсталых детей, тем она эффективнее.

Итоги периода

Сложилось представление об отличии врожденного слабоумия от сумасшествия, о неблагоприятной наследственности как его причине. Были описаны несколько форм врожденного слабоумия.

Внедрение тестовых методик.

Получили психологические характеристики личности в целом, отражающие своеобразие и закономерности развития психической деятельности умственно отсталого ребенка.

Специальное образование ориентируется на интеграцию детей с различными проблемами в единое сообщество. Одной из важных задач становится гармонизация отношений между обучением и развитием.






Задание № 3. Таблица «Этиология умственной отсталости»


Период действия.

Эндогенные причины

(генетические)

Экзогенные причины

(факторы среды)

Пренатальный (внутриутробный)

Изменения наследственных структур мутации (генные, хромосомные).

Хронические заболевания матери (гипоксия плода), несовместимость по RH – фактору и по фактору АВО. Внутриутробные инфекции (краснуха, листериоз, токсоплазмоз, сифилис, цитомегалия).

Эндокринные заболевания и метаболические дефекты. Перезревание половых клеток, возраст родителей.

Физические факторы (радиация, электромагнитное излучение, гамма и рентгеновы лучи, корпускулярное излучение, механическое воздействие). Химически вещества (инсектициды, фунгициды, гербициды, формальдегиды, ароматические углеводороды, противоопухолевые средства). Биологические факторы (вирусы гепатита, гриппа, краснухи, кори, ветряной оспы, свинки др.). Механические воздействия. Острые или хронические эмоциональные стрессы. Недоношенность и переношенность.

Натальный (родовой)


Асфиксия – удушение плода. Родовые травмы, инфицирование плода,

Постнатальный (после рождения)


Различные заболевания (энцифалиты), черепно – мозговые травмы, интоксикации, состояния клинической смерти, социально – культурные факторы.

Задание № 4. Сравнительная таблица по основным формам умственной отсталости


Форма

Характеристика

Легкая умственная отсталость

Наименьшая степень психического недоразвития, наиболее распространенная форма, она составляет 75- 89 % умственно отсталых. Нарушены процессы ощущение и восприятия, они формируется замедленно с большим количеством особенностей и недостатков. Замедлен и сужен объем зрительного восприятия, нарушен мотивационный компонент восприятия, затруднен анализ и синтез воспринимаемого.Снижен объем и устойчивость внимания, нарушена переключаемость внимания. Произвольное внимание нецеленаправленно, нестойко, легко истощается, характеризуется повышенной отвлекаемостью и требует больших усилий для фиксации. Мышление конкретное, снижен уровень обобщения, недоразвиты высшие формы мышления, нарушена динамика, нарушен мотивационный компонент мышления. Нарушено критическое мышление, отсутствует целенаправленность, разноплановость. Регулирующая роль мышления в поведении недостаточна. Для речи характерны фонетические искажения, ограниченность лексикона, недостаточность понимания слов, неточность значения употребляемых слов. Активный лексикон ограничен, фразы бедные, односложные. Затрудняются в оформлении своих мыслей. Память замедленная, запоминание непрочное, быстрое забывание, неточное воспроизведение. Механическая память может быть сохранна. Наиболее неразвито логическое запоминание. Чувства незрелы, недостаточно дифференцированы, неадекватны. Настроение неустойчивое С трудом формируются высшие чувства: гностические, нравственные, эстетические и др. Произвольная активность отличается слабостью побуждений, недостаточностью инициативы, импульсивностью, внушаемость, упрямством, слабостью социальных мотивов. Устойчивая самооценка. Есть затруднения в овладении чтением и письмом. Есть способность к овладению неквалифицированным и полуквалифицированным ручным трудом (маляр, слесарь, швея и т.д.).

Умеренная умственная отсталость

Средняя степень психического недоразвития - составляет немного более 10 % умственно отсталых. У умеренно умственно отсталых лиц статистические и локомоторные функции развиваются со значительной задержкой и недостаточно дифференцируются. Нарушена координация, точность и темп движения. Движения замедлены и неуклюжи. Нарушено внимание. Оно с трудом привлекается, отличается неустойчивостью. Нарушены процессы ощущения и восприятия Отстает развитие зрительных, слуховых, тактильных и других анализаторов. Часто встречаются грубые аномалии зрения и слуха. Предметы и явления воспринимают в общих чертах. В процессе восприятия не проявляют активность. Самостоятельно не ориентируются в ситуации, требуется постоянное руководство. Мышление конкретное, непоследовательное, тугоподвижное. Запас сведений и представлений весьма ограничена . Речь развивается с опозданием на 3 - 5 лет, окончательное ее формирование ограничено.Память развита недостаточно, объем маленький. Долговременная память совершенствуется лучше кратковременной. Нарушено произвольное запоминание. Страдает логическая и механическая память. Независимое проживание невозможно.

Тяжелая умственная отсталость

Тяжело умственно отсталые индивиды составляет 4% умственно отсталых. Представители этой группы имеют грубое недоразвитие двигательной сферы, выраженное в нарушениях и слабости статистических и моторных функций, координации, точности и темпа произвольных движений. Их движения замедлены, неуклюжи. Они не умеют бегать и прыгать. Серьезно нарушено внимание: или не привлекается, или малоустойчиво. Активное внимание может отсутствовать. У большинства функциональные расстройства анализаторов (путают цвета). Восприятие глобальное и поверхностное. Мышление хаотично и бессистемно. Речь глубоко недоразвита. Многие вместо слов используют жесты и звуки. Преобладает механическая память, частично на события, места, числа. Отсутствуют побуждения. Они с трудом переключаются на новое, охотно подражают. Независимое проживание невозможно

Глубокая умственная отсталость

Составляют 1% умственно отсталых. Представители этой группы весьма ограничены в способности к пониманию или выполнению требований или инструкций. У них не развиты даже предпосылки интеллекта: внимание, восприятие, память. Отсутствует способность к элементарным процессам мышления. Большинство из них неподвижны или резко ограничены в движениях. Речь замедлена, чаще всего это отдельные нечленораздельные звуки. Их внимание практически не чем не привлекается. Они с трудом ориентируются. Реагируют только на боль. Речь и жесты не понимают. Наблюдаются аффекты гнева, стремление нанести себе повреждения. Одни из них апатичны и вялы, другие – злобны, раздражительны, агрессивны. Независимое проживание невозможно







0