Обучающее изложение
по рассказу Г.А. Скребицкого
(презентация к уроку русского языка в 5 классе
по учебнику Т.А. Ладыженской)
Обучающее изложение по рассказу Г.А. Скребицкого
Цели урока:
- уяснить роль плана в раскрытии темы высказывания;
- подготовиться к подробному изложению.
- Как проводится пересказ (изложение)?
- Учитель читает текст, а потом все пишут и стараются написать так же хорошо, как это сделано у писателя. Стараются изложить то, что услышали. Отсюда название – изложение.
- Что означает написать подробное изложение?
- Задача подробного изложения – воспроизвести содержание текста, пересказать его точно, полно, последовательно, стараясь раскрыть тему высказывания так, как это сделано автором, стараясь по возможности сохранить языковые особенности текста.
- Сегодня мы будем писать изложение по тексту Г.А.Скребицкого.
- С какой целью мы пишем изложения?
- Передавая чужой текст, мы развиваем нашу речь.
«…расширял границы на-шего представления о том пре-красном в природе, что помо-гает нам лучше видеть свою Родину и горячо любить ее. Любовь к природе была у него неиссякаемым источником ве-ликой любви к Родине».
Вл. Архангельский
Георгий Алексеевич Скребицкий
Вот названия некоторых книг Г. Скребицкого: «С ружьем и без ружья», «Про наших птиц», «Лесное эхо», «Веселые ручьи»,«Друзья моего детства», «Листопадник», «Лесной голосок»…
- Внимательно прослушайте рассказ и скажите:
- О ком и чём говорится в тексте?
Раз со мною произошёл такой случай.
Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.
Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?
Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдай меня собакам!»
Стыдно мне стало убивать зверька, сидящего в пяти шагах от меня. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит.
Словарная работа
Гончая. Охотничья соба-
ка особой породы
Впиться. Крепко, глубо-
ко проникнуть, вонзить-
ся во что-н. (перен.: при-
стально , не отрываясь
начать смотреть на ко-
го-н.)
Вырубка. Место, где вы-
рублен лес.
- Беседа
- Удачно составленный план отражает основное содержание текста, последовательность событий, по хорошему плану можно догадаться, о чём пойдёт речь в тексте, какова тема высказывания.
- Назовите основные действия в развитии события.
- Как начинается текст?
- Как оканчивается?
- Связаны ли между собой начало и окончание текста?
- О ком и чём говорится в тексте?
- Каким оказался заяц?
- Найдите основную мысль текста.
- Тема: Заяц.
- Основная мысль: Хитрость зайца.
- Как можно озаглавить текст?
Беседа о тексте
- Какого типа речи прочитанный текст?
- Докажите. Какой вопрос можно задать к тексту?
План
1) Гончие выследили зайца.
2) Заяц пропал.
З) «Не выдавай меня!»
4) Охотник пощадил зайца.
- Можно ли догадаться по плану, о чём пойдёт речь в тексте?
- Правильно ли поступил охотник, опустив ружье? Ведь он пошел на охоту.
- Как бы вы оценили рассказ, если бы он заканчивался так: «Хотя и близко сидел заяц, но я все-таки выстрелил, не будь, косой, таким простофилей! Меня не обманешь, на то я и охотник?»
- - Чему учит рассказ?
- От чьего лица ведётся повествование?
Беседа о тексте
- Какое заглавие выберем, почему?
- Случай на охоте.
- Как я охотился.
- Хитрый заяц.
- Заглавие «Случай на охоте» пригодно для многих рассказов такого типа, оно универсально и не выражает идеи, потому что в нем нет оценки этого случая.
- Заглавие «Как я охотился» неточно, потому что вслед за ним ожидается рассказ о процессе охоты. Оно, как и первое, не имеет оценки, оно нейтрально.
- Третье заглавие («Хитрый заяц») отражает и тему, и идею рассказа, потому что речь идет именно о хитром зайце: не будь он хитрым - не было бы и рассказа.
Языковой разбор текста
- Прочитайте текст, проследите за тем, что и как говорит автор, какие он использует слова, словосочетания, предложения, чтобы более точно, ярко и выразительно рассказать о том, что случилось с ним на охоте.
Языковой разбор текста
Раз со мною на охоте произошёл такой случай.
- Как можно сказать иначе?
- Как-то, однажды.
- Автор использует разговорное слово раз , которое больше соответствует стилю всего текста.
Языковой разбор текста
Отправился я на охоту за зайцами.
- Сказуемое отправился – на первом месте в предложении, за зайцами – в конце предложения. Почему?
- Такой порядок слов позволяет подчеркнуть, что будет рассказано не просто об охоте, а о случае с зайцем.
Языковой разбор текста
Я стал на дорожке и жду.
- Жду – в конце предложения. Почему?
- Этим подчёркивается состояние ожидания. Ещё раз об этом же читаем дальше.
Подождал, подождал…
- О чём говорит повтор слова?
- О длительности ожидания охотника.
Языковой разбор текста
- Какие глаголы употребил писатель, «рисуя» действия собак?
(«… нашли … и погнали», «гоняют», «носятся … нюхают … не разберутся», «искать».)
- Найдите два вопросительных пред-ложения, передающих растерянность, недоумение охотника.
(Куда же он девался? Куда зайцу на поляне спрятаться?)
Языковой разбор текста
- Какие глаголы использует автор для описания действий зайца?
(«не выбегает»,«спрятаться», «притаился», «впились», «просят».)
- Что же увидел автор в глазах зайца?
(Мольбу, просьбу.)
- Заяц доверился человеку, поверил в его доброту, и это вызвало у охотника жалость к зайцу.
- Работа по частям. Составление плана.
- 1 часть
- На сколько смысловых частей можно разделить текст?
- Куда отправился рассказчик? За кем?
- Как вы думаете, чего он ждал?
- Как можно озаглавить часть? Назовите опорные слова.
- «На охоту за зайцами».
- Перескажите 1 часть.
- Что это такое?
- А что делает заяц?
- Кто думает так: «Куда же он девался?»
- Как можно озаглавить часть? Назовите опорные слова.
Чтение 3 части.
Куда вышел рассказчик?
Что он сделал?
Как вы понимаете слово замер?
Поиграем в игру «Море волнуется раз, море волнуется два…»
Вот такое состояние было у рассказчика, когда он увидел зайца. Почему он замер?
Где притаился заяц?
- Какие слова, близкие по смыслу, можно подобрать к слову притаился ?
- О чём просили глазёнки зайца?
- Глазёнки так и просят: «Не выдавай меня!»
- Это предложение с прямой речью. Обратите внимание на постановку знаков препинания.
- Как можно озаглавить часть?
- Какое чувство испытал рассказчик?
- Что сделал рассказчик?
- Как продолжилась охота?
- Какую оценку дал рассказчик зайцу?
- Заяц сдал экзамен на хитрость.
- Какое слово употребил автор, чтобы не повторять слово заяц?
- Озаглавьте эту часть.
- «Экзамен на хитрость сдан».
- Орфографическая подготовка
- Поработаем над правописанием выделенных слов.
Раз со мною на охоте произошёл такой случ а й.
Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на доро ж ке и жду.
Гоняют зайца собаки по л е сной выру б ке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?
Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случ а йно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на в е рхушке высокого пня, притаился заяц, гл а зёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдай меня собакам!»
Стыдно мне стало убивать зверька, сидящего в пяти шагах от меня. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайч а т уму-разуму учит.
(По Г. А. Скребицкому.)
Пунктуационный разбор
Раз со мною на охоте произошёл такой случай.
Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.
Гоняют зайца собаки по лесной вырубке , а заяц всё не выбегает. Куда же он девался ? Подождал , подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней , нюхают землю , никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться ?
Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдай меня собакам!»
Стыдно мне стало убивать зверька, сидящего в пяти шагах от меня. Опустил я ружьё , отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать , а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт , зайчат уму-разуму учит.
(По Г. А. Скребицкому.)
- Сколько частей в тесте?
- Сколько будет красных строк?
- Этап рефлексии:
- Сегодня на уроке мне…
- Меня особенно удивило то, что…
- До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю….
- Было бы хорошо, если бы…
- Мне не понравилось…
Литература
- Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. Русский язык: учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений.– М.: Просвещение, 2008.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1987.
- Плёнкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста: Пособие для учителя. – 3-е изд., перераб. и доп. –М.: Просвещение, 1988.
- http://www.google.ru/images?q=%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%BA%D0%B0+%D0%B3%D0%BE%D0%BD%D1%87%D0%B0%D1%8F&hl=ru&prmd=ivns&source=lnms&tbs=isch:1&ei=Tu4UTa6tI5Cu8QPH9Z2FBw&sa=X&oi=mode_link&ct=mode&ved=0CBAQ_AU&biw=1680&bih=959
- http://www.google.ru/images?q=%D0%97%D0%B0%D1%8F%D1%86&hl=ru&prmd=ivns&source=lnms&tbs=isch:1&ei=k_QUTemzEsih8QOe9vTBg&sa=X&oi=mode_link&ct=mode&ved=0CBMQ_AU&biw=1680&bih=959
- http://www.google.ru/images?q=%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B9+%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87+%D0%A1%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9&hl=ru&prmd=ivnso&source=lnms&tbs=isch:1&ei=HCQvTb6VJsH2sga2wOHdBw&sa=X&oi=mode_link&ct=mode&ved=0CAsQ_AU&biw=1680&bih=959
- http://www.artes.su/wallpapers/9974ff6cae2e2b1316a2605314297f6b/7244_4.jpg