№ п/п | Ход мероприятия | Слайды |
| Добрый день, уважаемые участники семинара! Просмотрите, пожалуйста, короткое видео (11 секунд). Что вы увидели? Скажите, какое отношение это видео имеет к нашему сегодняшнему семинару? Травля – синоним слова «буллинг». | 2 |
| Слово «буллинг» недавно пришло в наш русский язык и в переводе с английского оно означает «запугивание». | 3 |
| Недаром слово «bull» в английском языке значит «бык». | 4 |
| Буллинг проявляется в различных отношениях: Ученик – ученик Ученик – учитель Ученик – родитель | 5 |
| Но сейчас мы рассмотрим отношения «ученик – учитель». Как вы думаете, часто ли учителя проявляют моральное и физическое насилие в отношении ученика? Педагогическое насилие многолико. Часто родители даже не догадываются, что поведение учителя наносит вред их детям, так как повышение голоса, сравнение и обесценивание долгое время были стандартом и нормой в советской и российской системе образования. | 6 |
| Можно выделить несколько популярных форм абьюза, которые чаще всего практикуют учителя. Самая распространённая из них – это крик. Громкий голос или крик – это всегда сигнал. В первобытном обществе он выступал в качестве меры предупреждения или агрессии, поэтому даже у современного человека при крике организм включает режим опасности – реакцию на стрессовую ситуацию. Каждый раз, когда учитель кричит, ученик испытывает стресс. Но так не может продолжаться бесконечно: жить в состоянии вечного напряжения нельзя, поэтому рано или поздно у школьника либо начинаются психические проблемы, либо его организм начинает игнорировать сигнал, что тоже нехорошо. | 7 |
| Мы общаемся не только голосом, но невербальными сигналами. Поза, жесты, нарушение личного пространства – часть из них. Может показаться, что грозно нависший над ребенком учитель – дисциплинарный ход, который не может нанести ученику вреда. Это не так. Педагог нарушает личные границы и оказывает давление. | 8 |
| Не все дети одинаково хорошо учатся, но это не значит, что умственные способности и личность школьника необходимо подвергать критической оценке. Учитель имеет полное право комментировать результаты работы, но он не должен опускаться до едких замечаний в адрес учеников. | 9 |
| Прилюдное унижение, сравнение, обесценивание Вспомните детство: суровый учитель перед доской на виду у всего класса устраивает разнос нерадивого ученика: кричит на него, унижает при сверстниках, сравнивает с другим детьми. Оказаться на месте такого ребенка никто не хочет, но педагог, добиваясь дисциплины и послушания таким образом, жертвует ментальным здоровьем ученика. Такого быть не должно. | 10 |
| Оценка внешности Коллектив детей сильно отличается от коллектива взрослых людей. В частности дети придают большое значение внешности других, позволяют критиковать человека за его вкус и опрятность. Гораздо хуже, когда этим начинает заниматься педагог. Он – авторитет для учеников. Критика от такого человека неизбежно влияет на психологическое состояние ребенка, приводит к комплексам и проблемам в будущем. | 11 |
| Скажите, вид какого абьюза представлен в этом сюжете? Оценка достатка ученика. Финансовое состояние семьи ребенка никак не должно волновать учителя. Из-за большого разрыва между богатыми и бедными дети остро реагируют на финансовые возможности своей семьи и часто комплексуют из-за того, что их родители беднее других. Если травлей по финансовому признаку будет заниматься еще и школьный учитель, комплексов и проблем в семье точно не избежать. | 12 |
| Нарушение приватности Каким бы маленьким ни был ребенок и какими бы нелепыми ни казались учителю его секреты, он обязан уважать право на приватность учеников. Забрать записку, которую ребенок передаёт другому, можно, но читать её и особенно вслух при других детях – форма насилия. Чтобы учителя уважали, он сам должен уважать учеников. В частности – их право на приватность. | 13 |
| Какой вид насилия представлен на этом слайде? Прямое насилие Когда учитель начинает поднимать руку на детей. Это экстраординарная ситуация, которая требует немедленного решения. К слову, физическое насилие – это не только агрессия с применением силы в адрес ученика, но и физическое воздействие на его личные вещи. Например, учитель, рвущий тетрадь ребенка, также применяет насилие. | 14 |
| Какой вид буллинга представлен в этом сюжете? Игнорирование. Когда учитель намеренно не замечает желания ученика ответить и делает это систематически, он тем самым наносит психологическую травму ребёнку, что приводит в итоге к неуверенности в себе и снижению успеваемости по данному предмету. | 15 |
| Скажите, а как вы относитесь к тому, что учитель иногда делает замечание с юмором и тогда над кем-то смеётся весь класс? Прослушайтесь отрывок из произведения Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» в исполнении великолепного актёра Олега Табакова. Что вы на это скажете? | 16 |
| Но вот у Фазиля Искандера на этот счёт было своё мнение. | 17 |
| Мною среди обучающихся среднего и старшего звена была проведена анкета, касающаяся отношений учеников и учителей. Всего было опрошено 66 человек. Результаты анкеты на слайдах. | 18 – 25 |
| Можем ли мы утверждать, что проблема буллинга существует в нашей системе? Как вы думаете, каковы причины учительского буллинга? Для достижения результата: у профессионального учителя много способов повысить успеваемость. У посредственного – меньше, а самый простой из них – абьюз класса. Для укрепления авторитета: заслужить уважение – большой труд, а получить послушание (которое путают с авторитетностью), издеваясь над изгоями или классом в целом – простая задача. Из-за личных проблем: учителя – обычные люди. У них могут быть комплексы, психологические проблемы, низкая самооценка, поэтому они компенсируют свою неудовлетворенность жизнью, доминируя над детьми. | 26 |
| Пожелание от учащихся. | 27 |
| У буллинга есть чёткое определение — это использование силы против слабого с целью причинения боли. К сожалению, учителя часто не понимают, что они делают и почему их слова так отзываются на других. Известный поэт XIX века Фёдор Иванович Тютчев, говоря о силе поэтического слова, написал : «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся…» Но мы с вами – учителя, и вопреки этому утверждению должны предугадывать. Ведь наше слово имеет очень большую силу, и именно благодаря ему нам удаётся сеять разумное, доброе, вечное. Благодарю за внимание! | 28 |
| Источники 1. Травля ребенка в школе учителем: причины, признаки и действия/интрнет-ресурс/https://sportzania.ru/news/travlya-rebenka-v-shkole-uchitelem/ 2.Буллинг со стороны учителя /интернет-ресурс/https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/bulling-so-storony-uchitelya/ 3. Буллинг со стороны учителя. Что делать? Завуч Полина/интернет-ресурс/https://dzen.ru/a/ZK5kPWy1ywgx5VEj 4. Горький урок: как справиться с учителем/интернет-ресурс/https://iz.ru/1210326/marta-litvinova/gorkii-urok-kak-spravitsia-s-uchitelem 5.Каким бывает учительский буллинг: «тихая травля» /интернет-ресурс/https://www.mobbingu.net/mobbing/school/kakim-byvaet-uchitelskiy-bulling-tikhaya-travlya | |