СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучающее занятие "Буллинг в образовательной среде"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виды и причины учительского буллинга

Просмотр содержимого документа
«Обучающее занятие "Буллинг в образовательной среде"»

Обучающее занятие

«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся…»

№ п/п

Ход мероприятия

Слайды

Добрый день, уважаемые участники семинара!

Просмотрите, пожалуйста, короткое видео (11 секунд).


Что вы увидели?

Скажите, какое отношение это видео имеет к нашему сегодняшнему семинару?

Травля – синоним слова «буллинг».


2

Слово «буллинг» недавно пришло в наш русский язык и в переводе с английского оно означает «запугивание».

3

Недаром слово «bull» в английском языке значит «бык».


4

Буллинг проявляется в различных отношениях:

Ученик – ученик

Ученик – учитель

Ученик – родитель

5

Но сейчас мы рассмотрим отношения «ученик – учитель».

Как вы думаете, часто ли учителя проявляют моральное и физическое насилие в отношении ученика? Педагогическое насилие многолико. Часто родители даже не догадываются, что поведение учителя наносит вред их детям, так как повышение голоса, сравнение и обесценивание долгое время были стандартом и нормой в советской и российской системе образования.


6

Можно выделить несколько популярных форм абьюза, которые чаще всего практикуют учителя. Самая распространённая из них – это крик. Громкий голос или крик – это всегда сигнал. В первобытном обществе он выступал в качестве меры предупреждения или агрессии, поэтому даже у современного человека при крике организм включает режим опасности – реакцию на стрессовую ситуацию.

Каждый раз, когда учитель кричит, ученик испытывает стресс. Но так не может продолжаться бесконечно: жить в состоянии вечного напряжения нельзя, поэтому рано или поздно у школьника либо начинаются психические проблемы, либо его организм начинает игнорировать сигнал, что тоже нехорошо.

7

Мы общаемся не только голосом, но невербальными сигналами. Поза, жесты, нарушение личного пространства – часть из них.

Может показаться, что грозно нависший над ребенком учитель – дисциплинарный ход, который не может нанести ученику вреда.

Это не так. Педагог нарушает личные границы и оказывает давление.

8

Не все дети одинаково хорошо учатся, но это не значит, что умственные способности и личность школьника необходимо подвергать критической оценке.


Учитель имеет полное право комментировать результаты работы, но он не должен опускаться до едких замечаний в адрес учеников.


9

Прилюдное унижение, сравнение, обесценивание

Вспомните детство: суровый учитель перед доской на виду у всего класса устраивает разнос нерадивого ученика: кричит на него, унижает при сверстниках, сравнивает с другим детьми.

Оказаться на месте такого ребенка никто не хочет, но педагог, добиваясь дисциплины и послушания таким образом, жертвует ментальным здоровьем ученика. Такого быть не должно.

10
Оценка внешности

Коллектив детей сильно отличается от коллектива взрослых людей. В частности дети придают большое значение внешности других, позволяют критиковать человека за его вкус и опрятность.

Гораздо хуже, когда этим начинает заниматься педагог. Он – авторитет для учеников. Критика от такого человека неизбежно влияет на психологическое состояние ребенка, приводит к комплексам и проблемам в будущем.


11

Скажите, вид какого абьюза представлен в этом сюжете? Оценка достатка ученика.

Финансовое состояние семьи ребенка никак не должно волновать учителя. Из-за большого разрыва между богатыми и бедными дети остро реагируют на финансовые возможности своей семьи и часто комплексуют из-за того, что их родители беднее других.

Если травлей по финансовому признаку будет заниматься еще и школьный учитель, комплексов и проблем в семье точно не избежать.


12

Нарушение приватности

Каким бы маленьким ни был ребенок и какими бы нелепыми ни казались учителю его секреты, он обязан уважать право на приватность учеников. Забрать записку, которую ребенок передаёт другому, можно, но читать её и особенно вслух при других детях – форма насилия.

Чтобы учителя уважали, он сам должен уважать учеников. В частности – их право на приватность.


13
Какой вид насилия представлен на этом слайде? Прямое насилие


Когда учитель начинает поднимать руку на детей. Это экстраординарная ситуация, которая требует немедленного решения.

К слову, физическое насилие – это не только агрессия с применением силы в адрес ученика, но и физическое воздействие на его личные вещи. Например, учитель, рвущий тетрадь ребенка, также применяет насилие.


14

Какой вид буллинга представлен в этом сюжете?

Игнорирование.


Когда учитель намеренно не замечает желания ученика ответить и делает это систематически, он тем самым наносит психологическую травму ребёнку, что приводит в итоге к неуверенности в себе и снижению успеваемости по данному предмету.

15

Скажите, а как вы относитесь к тому, что учитель иногда делает замечание с юмором и тогда над кем-то смеётся весь класс?

Прослушайтесь отрывок из произведения Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» в исполнении великолепного актёра Олега Табакова.

Что вы на это скажете?


16

Но вот у Фазиля Искандера на этот счёт было своё мнение.

17

Мною среди обучающихся среднего и старшего звена была проведена анкета, касающаяся отношений учеников и учителей. Всего было опрошено 66 человек. Результаты анкеты на слайдах.



18 – 25

Можем ли мы утверждать, что проблема буллинга существует в нашей системе?

Как вы думаете, каковы причины учительского буллинга?

  • Для достижения результата: у профессионального учителя много способов повысить успеваемость. У посредственного – меньше, а самый простой из них – абьюз класса.

  • Для укрепления авторитета: заслужить уважение – большой труд, а получить послушание (которое путают с авторитетностью), издеваясь над изгоями или классом в целом – простая задача.

  • Из-за личных проблем: учителя – обычные люди. У них могут быть комплексы, психологические проблемы, низкая самооценка, поэтому они компенсируют свою неудовлетворенность жизнью, доминируя над детьми.


26

Пожелание от учащихся.

27



У буллинга есть чёткое определение — это использование силы против слабого с целью причинения боли.


К сожалению, учителя часто не понимают, что они делают и почему их слова так отзываются на других.


Известный поэт XIX века Фёдор Иванович Тютчев, говоря о силе поэтического слова, написал : «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся…»


Но мы с вами – учителя, и вопреки этому утверждению должны предугадывать. Ведь наше слово имеет очень большую силу, и именно благодаря ему нам удаётся сеять разумное, доброе, вечное.

Благодарю за внимание!

28

Источники

  • 1. Травля ребенка в школе учителем: причины, признаки и действия/интрнет-ресурс/https://sportzania.ru/news/travlya-rebenka-v-shkole-uchitelem/

  • 2.Буллинг со стороны учителя /интернет-ресурс/https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/bulling-so-storony-uchitelya/

  • 3. Буллинг со стороны учителя. Что делать? Завуч Полина/интернет-ресурс/https://dzen.ru/a/ZK5kPWy1ywgx5VEj

  • 4. Горький урок: как справиться с учителем/интернет-ресурс/https://iz.ru/1210326/marta-litvinova/gorkii-urok-kak-spravitsia-s-uchitelem

  • 5.Каким бывает учительский буллинг: «тихая травля» /интернет-ресурс/https://www.mobbingu.net/mobbing/school/kakim-byvaet-uchitelskiy-bulling-tikhaya-travlya