СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучающее сочинение-репортаж экологическую тему

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

1. Образовательные:

– уметь создавать текст публицистического стиля в жанре репортажа. – уметь использовать в репортаже средства публицистического воздействия на читателя; – показать последствия нарушений экологического равновесия в природе в результате деятельности человека

2. Воспитательные:

– воспитывать у учащихся нравственные качества, которые помогают ярче и образнее увидеть и почувствовать единство человека и природы, бережно относиться к природе, попытаться присоединиться к её божественной гармонии.

3. Развивающие:

– развивать навыки работы с публицистическим текстом; – развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение; – совершенствовать культуру речи; – продолжить формировать умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения:

– частично – поисковый; – проблемный; – эвристический.

Структура урока:

– актуализация знаний; – работа с терминологическим словарём; – создание текста публицистического стиля на заданную экологическую проблему; – закрепление знаний по темам.

Оборудование: интерактивная доска

Просмотр содержимого документа
«Обучающее сочинение-репортаж экологическую тему»

Сочинение на экологическую тему в жанре репортажа

5 класс Учитель Твердова И.В.

Цели урока:

1. Образовательные:

– уметь создавать текст публицистического стиля в жанре репортажа.
– уметь использовать в репортаже средства публицистического воздействия на читателя;
– показать последствия нарушений экологического равновесия в природе в результате деятельности человека

2. Воспитательные:

– воспитывать у учащихся нравственные качества, которые помогают ярче и образнее увидеть и почувствовать единство человека и природы, бережно относиться к природе, попытаться присоединиться к её божественной гармонии.

3. Развивающие:

– развивать навыки работы с публицистическим текстом;
– развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
– совершенствовать культуру речи;
– продолжить формировать умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения:

– частично – поисковый;
– проблемный;
– эвристический.

Структура урока:

– актуализация знаний;
– работа с терминологическим словарём;
– создание текста публицистического стиля на заданную экологическую проблему;
– закрепление знаний по темам.

Оборудование: интерактивная доска

Ход урока

Учитель русского языка:Такая тема выбрана потому, что вследствие своей мощной преобразовательной деятельности человечество находится не в ладу с легко уязвимой матерью-природой. Люди не желают довольствоваться малым, ограничивать себя в чём-то. Ослеплённые техническими возможностями, они истощают и разрушают окружающую среду, природу планеты, беспощадно, хищнически истребляя заметно скудеющие природные ресурсы, созданные и накопленные Землёю за сотни миллионов лет, не заботясь о том, что останется потомкам, живя по принципу “После нас – хоть потоп”.

Учитель биологии: Важная задача ныне живущих поколений – переосмыслить свой жизненный путь, не нарушать, а бережно сохранять хрупкое равновесие человечества с растительным и животным миром, чтобы оставить грядущим поколениям окружающую среду в состоянии, пригодным для жизни, а рождающееся потомство – физически и духовно здоровым, целеустремлённым и дееспособным.

Цели урока:

1. Развития речи: – уметь создавать текст публицистического стиля в жанре репортажа.

– уметь использовать в репортаже средства публицистического воздействия на читателя;

2. Экологии: – показать последствия нарушений экологического равновесия в природе в результате деятельности человека

– научиться бережно относиться к природе

Учитель русского языка: Для того, чтобы выполнить задачу нашего урока, мы должны вспомнить такие понятия, как репортаж, интервью, экология и некоторые экологические понятия.

Задание 1: составить из слов определение экология

Экология – это наука о взаимоотношениях организмов и условий среды.

Учитель биологии:

1.Что такое среда обитания?

– Среда обитания – это совокупность условий жизни, действующих на живые организмы.

2.Дать определение экологическим факторам или факторам среды обитания.

– Экологические факторы – это условия окружающей среды, влияющие на жизнедеятельность организмов.

3.Что такое абиотические факторы?

– Абиотические факторы – это факторы неживой природы (свет, температура, влажность воздуха, ветер, давление, почва, рельеф и т.д.)

4.Что такое биотические факторы?

– Биотические факторы – это живые организмы и их взаимоотношения друг с другом.

5.Что такое антропогенный фактор?

– Антропогенный фактор – это влияние человека на окружающую среду.

6.Кто является основным разрушителем в природе?

– Основным разрушителем в природе является Человек.

7.Почему нельзя разрушать муравейники?

– Потому что муравьи-санитары леса.

8.Можно ли собирать грибы в черте города?

– Нет! Грибы накапливают в плодовых телах тяжёлые металлы ( свинец).

9.Правильно ли мы делаем, когда сжигаем листья деревьев в городе?

– Неправильно! Листья накапливают продукты выхлопов автомобилей, которые при сжигании выделяются в воздух.

10. Почему нельзя повреждать кору деревьев?

– Потому что через поврежденную кору попадают споры паразитических грибов, что приводит к гибели деревьев.

Учитель русского языка:

Задание 2: составить из слов определение репортаж.

Репортаж – это газетный жанр, сочетающий достоверность изображения и эмоциональную яркость.

Задание 3: составить из слов определение интервью.

Интервью – это беседа в форме вопросов и ответов для печати в средствах массовой информации.

Приложение 1.Сообщение-справка ученицы о воде (папка “Экология-звук”, 1.Водоем).

Учитель биологии. (Слайд 8)Произошло загрязнение водоёма. В него вылили отработанное топливо.

Репортёр (берёт интервью у жителей водоёма): Ваше самочувствие?

Рыбы. Образовалась нефтяная (топливная) плёнка на поверхности водоёма – задыхаемся, гибнем.

Водоросли. Нарушается фотосинтез, питание, размножение.

Птицы. Перья покрываются плёнкой, склеиваются – невозможно летать – гибнем.

Репортёр: Как Вам помочь?

Рыбы. Запретить спускать в водоёмы загрязнённую воду.

Водоросли. Посадить растения – естественные очистители: камыш, осока, рогоз, хлорелла.

Птицы. Заселить водоемы животными – фильтраторами (беззубка, перловица)

( Слайд 9).

Приложение 2.Сообщение-справка ученицы о лесе (папка “Экология-звук”, 2.Лес).

Учитель русского языка:

Давайте представим (Слайд 10). В лесу произошёл пожар по вине человека. Брошен непотушенный окурок. Загорелась подстилка, сгорел верхний слой земли – почва, сгорели травы, загорелись кустарники, деревья. Дым окутал всё кругом. Бегут животные – мышь, лисица, белка, улетают птицы. Спасайтесь! Пожар!

Репортёр (берёт интервью у жителей леса): Куда вы несётесь?

Лисица, мышь, еж. Мы были в своих норках, как вдруг стал валить густой дым. Мы стали задыхаться. Выскочили – огонь. Наши шкурки опалил огонь, наши лапки обожжены, так как земля горячая.

Белка. Я была в дупле дерева. Дым стал проникать в него, я начала задыхаться. Пришлось бежать по веткам, пока пожар внизу леса.

Птицы. Пожар охватил ветки деревьев, кустарников. Наши гнёзда сгорели. Малыши – птенцы погибли, наши крылья опалены. Где мы будем строить наши гнёзда? Ведь деревья погибли, травы тоже. Чем мы будем питаться? Насекомые сгорели.

Репортёр: Как Вам помочь?

Лисица, мышь, еж. Человек должен тушить окурки, уметь правильно разжигать костёр в лесу и, уходя, его тушить.

(На экране SMART – BOARD . Слайд 11)

Приложение 3.Сообщение-справка ученицы о почве (папка “Экология-звук”, 3.Почва).

Учитель русского языка:

Давайте представим (Слайд 12)Растаял весной снег, который зимой обрабатывали специальными реагентами. Вдоль дорог оседает много пыли, содержащей окислы тяжёлых металлов – ртути, свинца, железа, меди. Всё это попадает в почву, смываясь дождём.

Репортёр: Как ваше самочувствие после зимы?

Крот. Моя шкурка испортилась! Моя норка забита мусором, разрушена, запасы еды стали несъедобны.

Дождевой червь. Состав почвы меняется, листья, опавшие с деревьев, стали несъедобные, в них содержится много ядовитых веществ.

Растения. Состав почвы изменился, минеральных веществ поступает в наши корни мало, корням дышится плохо, потому что нарушена вентиляция почвы, ведь дождевых червей и кротов стало мало.

Репортёр: Как вам помочь?

Дождевой червь. Использовать для обработки дорог не химические реагенты, а песок.

Мышь. Высаживать деревья, травы.

Крот. Строить вдоль дорог защитные экраны.

(Слайд 13)

Приложение 4.Сообщение-справка ученицы об атмосфере (папка “Экология-звук”, 4.Атмосфера).

Учитель русского языка:

Давайте представим (Слайд 14)

Автомобильные выхлопы сильно загрязняют воздух. В выхлопах содержится угарный газ, оксиды серы и азота, углеводороды, соединения свинца, мышьяка. Оседая на частичках пыли, все эти вещества поднимаются в воздух и образуют плёнку – смог, который плохо пропускает солнечные лучи.

Репортёр берёт интервью у жителей города: Как вам дышится?

Растения. У нас нарушается процесс фотосинтеза, мы выделяем меньше кислорода в атмосферу, образуем меньше глюкозы. Это приводит к нарушению развития цветов, почек, семян. Мы медленно погибаем.

Птицы. Мы не можем строить гнёзда на деревьях, растущих вдоль автодорог. Здесь очень шумно. Наши птенцы погибают.

Репортёр: Как Вам помочь?

Девочка. В автомобилях должно быть обязательно специальное устройство для очищения выхлопных газов.

Мальчик. Использование определённых сортов топлива, в которых меньше свинца.

Растения. Высаживать деревья, кустарники для очищения воздуха.

Птицы. Ставить защитные экраны вдоль дорог.

Учитель русского языка:

А теперь подведём итоги нашего урока и напишем сочинение-репортаж. Давайте все вмести очистим нашу ПЛАНЕТУ!