СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучающий семинар

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающий семинар для педагогов "Адаптация учащихся 5 класса к среднему звену"

Просмотр содержимого документа
«Обучающий семинар»

Государственное учреждение

«Луганская школа І-ІІІ ступеней №2»



Ф.И.О.

Малахова Ольга Анатольевна

Педагогический стаж работы

19 лет

Психологический стаж работы

19 лет

Квалификационная категория

Специалист высшей категории

Научно-методическая проблема школы

Воспитание сознательного гражданина и патриота, формировать в личности комплекс качеств, являющихся основой специфического образа мышления и побудительной силой ежедневных поступков, действий поведения.

Проблема, над которой работает практический психолог

Развитие личности учащегося на основе его задатков и способностей



Обучающий семинар «Психологические

аспекты адаптационного периода пятиклассников»

Аннотация. Переход из начальной школы в среднее звено предъявляет повышенные требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, к степени сформированности учебных умений, к способности саморегуляции, развитию коммуникативных навыков. Обучающий семинар Психологические аспекты адаптационного периода пятиклассников» является одним из цикла занятий, предназначенных для учителей 5 классов. Основное внимание уделяется таким проблемам, как социальная адаптация обучающихся, статус ученика в классе. Взаимоотношениям педагогов и учеников.

Ключевые слова: адаптация учащихся, социальный статус, ученический коллектив

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности классных руководителей 5-х классов по вопросам адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднюю.

Задачи:

1.Познакомить с психологическими особенностями пятиклассников.

2.Проанализировать особенности адаптации детей к обучению в школе.

3.Проанализировать трудности, которые возникают в процессе адаптации учащихся.

4.Проанализировать причины низкого социального статуса учащихся, наличие в классных коллективах деструктивных лидеров и пути переориентации деструктивного поведения в конструктивное русло.

Оснащение: мультимедийный проектор, презентация, ватман, цветные карандаши.

Структура научно- методического практикума.

Тема выступления

Ответственный

время

1

Вступление

Практический психолог

5мин

2

Мини- лекция «Адаптация»

Практический психолог

10 мин

3

Мини-лекция «Социальная адаптация и социальный статус ученика»

Практический психолог

10 мин

4

Характеристика ученических коллективов учителями начальных классов и классными руководителями 5 классов.

Учителя начальных классов, классные руководители 5 классов


30мин

5

Упражнение «Правильно - неправильно»

Практический психолог

10 мин

6

Творческая работа «Изготовление коллажа «Идеальный пятиклассник»

Практический психолог

15 мин

7

Подведение итогов. Обсуждение.

Практический психолог

5 мин


Ход семинара

  1. Вступление.

Современные дети. Какие они? Прежде всего следует всегда помнить о том, как говорил Жан Жак Руссо «природа всегда желает, чтобы дети всегда оставались детьми, прежде, чем стать взрослыми», поскольку «детство- самый важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, неповторимая жизнь»( В. Сухомлинский)

Серьезным испытанием для ребенка в жизни становится вступление в школу, переход из начального звена в среднее.

Школа для ребенка – это, прежде всего, изменение обычного способа жизни. Тяжело приспособиться к новым требованиям, оправдать надежды родителей и учителей. Отмечается, что адаптационный период жизни характеризуется повышенной тревожностью не только для школьников, но и для родителей. Что же пугает современного ребенка школьного возраста?

По результатам опроса, большинство школьников пугают мысли о неприятностях или смерть близких, на втором месте - страх разочаровать родителей (плохой оценкой, неудовлетворительным поведением).

Больше всего детей пугает в школьной жизни страх не быть тем, о ком говорят с похвалой, кого уважают. Они боятся осуждения одноклассников. У школьников часто формируется представление о том, что они «не дотягивают до планки». Тем временем, чувство, которое возникает у школьников сразу, когда он «не смог», «не успел», постепенно закрепляется, превращается в устойчивую черту его характера. А это может привести к возникновению стрессов, нервных срывов. В сознании закрепляется стереотип беспомощности, формируется комплекс неудачника.

Некоторые страхи дети преодолевают самостоятельно, и это один из главных элементов взросления, адаптации к новым условиям жизни. Но есть и такие, с которыми очень тяжело справиться самостоятельно. Необходима помощь людей, которые, несмотря на все неудачи любят и уважают ребенка. Не часто ребенок обращается за помощью, поэтому педагогам следует быть внимательными, чтобы вовремя рассмотреть страхи. Школьник должен чувствовать, что о нем беспокоятся и его поддерживают.

  1. Мини-лекция «Адаптация»

Адаптация - динамический процесс, благодаря которому двигательные системы живых организмов, несмотря на изменения условий, поддерживают стойкость, необходимую для существования и развития.

Понятие «адаптация» - одно из ключевых в исследовании живого организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в результате длительной эволюции, обеспечивают возможность существования организма в изменяющихся условиях среды. Термин «адаптация» широко используется как теоретическое понятие психологии.

Адаптация происходит не сразу. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Можно выделить 3 основных этапа физиологической адаптации.

І этап – ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых влияний, связанных с началом систематического обучения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма.

ІІ этап- нестойкое приспособление, когда организм ищет, находит некоторые оптимальные варианты реакции на эти проявления. На первом этапе организм затрачивает все, что есть, а иногда «берет в долг», поэтому учителю следует помнить, какую высокую цену «платит» организм каждого ребенка в этот период.

ІІІ этап- период относительного стабильного приспособления, когда организм находит самые оптимальные варианты реагирования на нагрузки.

Адаптационный процесс касается всех уровней организма: от молекулярной до психической регуляции организма. Именно психологическая адаптация в этом процессе играет важную роль.

Этот процесс взаимодействия личности с окружающей средой, при котором личность должна рассчитывать особенности среды и активно влиять на неё, чтобы обеспечить удовлетворение своих основных потребностей и реализацию значимых связей. Процесс взаимодействия личности с окружающей средой основывается в поиске и использовании адекватных способов удовлетворения основных потребностей.

В зависимости от состояния здоровья, адаптация к новым условиям жизни может происходить по-разному. Выделяют группы детей с легкой адаптацией, адаптацией средней тяжести и тяжелой адаптацией. При легкой адаптации состояние напряжения функциональных систем организма ребенка компенсируется в первые 2 месяца. При адаптации средней тяжести нарушение самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться на протяжении первого полугодия. У части детей процесс адаптации проходит тяжело, при этом нарушения в состоянии здоровья увеличивается от начала до конца учебного года. Напряжение всех функциональных систем организма больше всего проявляется па протяжении 1-го полугодия. Почти у всех детей на начало школьных занятий наблюдается заторможенность или расторможенность, жалобы на головную боль, плохой сон, сниженный аппетит. Важную роль при этом играет такой фактор, как семья.

Одним из основных критериев, которые характеризуют успешность адаптации, есть состояние здоровья ребенка и изменение его показателей под влиянием учебной нагрузки. Легкую и среднюю адаптации можно считать закономерной реакцией организма на изменения условий жизни.

3.Мини-лекция «Социальная адаптация и социальный статус ученика»

Учебная деятельность носит коллективный характер, поэтому ребенок должен овладеть определенными навыками общения с ровесниками, умением работать в группе.

Большинство детей быстро знакомятся, привыкают к новому коллективу, работают вместе, но элемент соревнования и конкуренции доминирует в групповой деятельности. Некоторые школьники долго не могут найти общего языка с одноклассниками, чувствуют себя одиноко и незащищенно.

В формировании отношение между детьми на этом сложном для ребенка этапе вхождения в новый коллектив важную роль играет учитель.

Учащийся должен почувствовать что ему интересно и комфортно среди одноклассников6ему необходима их оценка и отношения. Позитивные эмоции, которые ребенок получает от общения с одноклассниками, формирует его поведение, облегчает его адаптацию в школе.

Классным руководителям следует познакомиться со структурой классного коллектива в предыдущие годы, проанализировать межличностные отношения между учащимися, выяснить отношения лидерства, пассива и актива. На данном этапе важно проследить влияние на коллектив формальных и неформальных лидеров, проанализировать, какое влияние преобладает- деструктивное или конструктивное, потому что от этого влияния зависит развитие всего классного коллектива.

В классный актив входят учащиеся с высоким и выше среднего уровнем жизненной позиции и активности. Эти учащиеся имеют позитивные взаимоотношения с большей частью ученического коллектива.

В зону пассива попадают ученики с низким или ниже среднего уровнем жизненной активности, пассивные дети, которые легко приспосабливаются к социальной среде.

Зоны изоляции и отторжения включают учащихся с высоким и выше среднего уровнем жизненной активности, которые имеют значительное количество негативных отношений с одноклассниками.

Зона риска- это зона двойной изоляции учащихся: во-первых, их не принимают учащиеся, во-вторых - учителя. Это опасная зона, в которую попадают деструктивные лидеры и подлидеры, учащиеся, склонные к девиантному поведению.

Относительно «группы риска», то ее образуют, объединяясь между собой, учащиеся зоны изоляции, отвергнутые и зона риска.

Своевременное выявление и дезинтеграция таких микрогрупп позволяет избежать случаев девиантного поведения.

Можно выделить следующие факторы социализации пятиклассников:

  • осознание каждого ученика своей принадлежности к ученическому коллективу;

  • наличие в классе общих целей и заданий;

  • уровень взаимопонимания и взаимоуважения;

  • готовности оказать друг другу помощь.

4.Характеристика ученических коллективов учителями начальных классов и классными руководителями 5 классов.

5. Упражнение «Правильно - неправильно»

Цель упражнения: анализ педагогами данных педагогических ситуаций

Ситуация 1

В 1 полугодии в 5 классе –контрольная работа. Все написали. Только Надя не выполнила и половины задания. Писала она старательно, молча, не отвлекалась. Материал она знает, т.к. отвечала по этой теме.



Ситуация 2

Андрей снова подрался с одноклассниками. Это был не первый случай, неоднократно были жалобы. Он импульсивный. По любой причине дерется. После таких случаев не ходит в школу.



Ситуация 3

Марина снова весь день просидела на последней парте. Сидит сама ни с кем не разговаривает, задумчиво смотрит в окно



Ситуация 4

В классе у одного из учащихся пропали деньги. Вам нужно всех опросить и проверить


Ситуация 5

В класс пришел новый ученик. Николай старательный и ответственный, учится на отлично. В течение 4-х месяцев ни с кем не разговаривает и не дружит. Сидит за партой сам, на переменах тоже сам.



6.Творческое задание.

Нарисовать и озвучить идеального и современного пятиклассника.

  • В чем разница между идеальным и современным пятиклассником?

  • Что было труднее изобразить?

7. Обсуждение. Подведение итогов. Рефлексия.

Выводы: Обучающий семинар помог обозначить те трудности, которые могут возникнуть у обучающихся и учителей в период адаптации к среднему звену; знания возрастных особенностей учащихся 5 класса, обеспечение преемственности между начальной школой и средним звеном являются главным в успешной адаптации учащихся.





Список литературы

  1. Битянова М.  Психолого-педагогическое сопровождение школьников на этапе перехода из начального в среднее звено / М. Битянова // Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября". – 2001. - №33.

  2. Владимирова Ю. Новичок в средней школе: Программа адаптационных встреч для пятиклассников / Ю. Владимирова // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября», - 2004. - №9.

  3. Журавлев Д.  Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу / Д. Журавлев // Народное образование. - 2002. - №8.

  4. Иванова Н.  Адаптационный период в школе: смысл, значение, опыт / Н. Иванова // Новые ценности образования. - М., 1997 г.

  5. Коблик Е. Г. Первый раз в 5 класс. Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис, 2003. – 122 с.

  6. Коробкина С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами / авт.-сост. С. А. Коробкина. – Волгоград: Учитель, 2010. – 238 с.

  7. Крылова М.  На новой ступени: трудности адаптации пятиклассников к школе / М. Крылова // Классное руководство и воспитание школьников. Приложение к газете "Первое сентября". - 2009. - №16.

  8. Останина Н.  Я и школа: Программа развития адаптивных возможностей учащихся при переходе в среднее звено / Н. Останина // Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября". - 2003. - №41.

  9. Прихожан А.  Пятиклассники: Собрание для родителей пятиклассников (психологические аспекты): методический материал / А. Прихожан // Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября". - 2002. - №12.