СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучающий тест по рассказу И.А.Бунина "Легкое дыхание"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающий тест по рассказу И.А.Бунина "Легкое дыхание" 

Просмотр содержимого документа
«Обучающий тест по рассказу И.А.Бунина "Легкое дыхание"»

Обучающий тест по рассказу И.А.Бунина «Легкое дыхание»


  1. Академик Д.С. Лихачев говорил: «Память противостоит уничтожающей силе времени…». Искусство вечно, слово, человеческая память способны преодолеть смерть. Мы видим, как деталь облика героини становится частью мирового баланса, как она сливается с ним, а значит и исчезает, и сохраняется на вечные времена. Эффект легкого дыхания составляет основу рассказа И. Бунина. Мы вместе с автором и героиней преодолеваем время, пространство, а значит, саму смерть. Бунин мастерски использует для этого эффекта модернистские приемы: игру со временем, с фоном, с рамками. Обозначьте эти приемы.



  1. Говоря о жизни героини, Бунин выбирает особый фокус в повествовании: он подробно описывает разговор с начальницей гимназии, соблазнение Оли, но ее убийство, знакомство с офицером описывается в нескольких словах. Автор концентрируется на чувствах, ощущениях, красках, его рассказ будто написан акварелью, он наполнен воздушностью и мягкостью, поэтому и нелицеприятное описывается пленительно. С помощью каких изобразительно-выразительных средств языка удается это автору?



  1. Для Бунина слова «легкое дыхание» олицетворяют юность, буйство жизненных сил, но в то же время легкомыслие и бездумье. Приведите примеры из текста, подтверждающие это.



  1. Какая художественная задача решается автором посредством антитезы: новый крест, крепкий, тяжелый, гладкий – живые глаза; легкое дыхание Оли – обыденный пошлый мир; красавец аристократ Малютин – некрасивый казачий офицер; бурная жизнь, ранний женский опыт героини - выдуманная жизнь классной дамы и др.



  1. Выдающийся советский психолог Л.С.Выготский в разборе новеллы И.А.Бунина «Легкое дыхание» сопоставляет жизненный материал новеллы, представляющий собой, по его мнению, «житейскую муть» (история нравственного падения и гибели гимназистки Оли Мещерской), с той художественной формой, которая придана материалу. Благодаря искусству композиции, отбору изящных художественных деталей, на фоне которых Оля сообщает начальнице гимназии о своем падении, описанию убийства героини с помощью нейтральной лексики, истинную тему рассказа составляет легкое дыхание, а не история запутанной жизни провинциальной гимназистки. Поэтому рассказ производит впечатление освобождения, легкости, отрешенности, которые никак нельзя вывести из самих событий, лежащих в его основе. Выготский блестяще раскрыл тайну художественности одного из лучших произведений русской литературы XX века, но при этом сделал весьма спорный вывод о проявившемся у Бунина законе уничтожения формой содержания. На самом деле, по мнению литературоведов, уже в жизненном материале, обработанном в новелле Бунина, содержится, помимо «житейской мути», и иное – гармония, красота и жестокость мира к ним. Именно эти темы выделяет в содержании своего произведения Бунин. Символом гармонии и красоты становится в новелле образ легкого дыхания. Гармония и красота существовали в мире извечно, а с приходом Оли в мир они воплотились в ней, после же ее смерти «это легкое дыхание снова рассеялось в мире… ». Сопоставьте эти два разных подхода к анализу рассказа, составьте свой комментарий с использованием материалов текста.


  1. По мнению литературоведов, обобщенное философское содержание новеллы – размышления о гармонии и красоте, их драматической судьбе в мире – воплощается в таком компоненте содержания, как жанр. Описания кладбища и могилы Оли, а также прогулок на кладбище классной дамы Оли Мещерской, обрамляющие сюжет новеллы, тематически и лексически напоминают кладбищенские элегии с характерными для них философскими размышлениями о жизни и смерти, пафосом грусти. Таким образом, обобщенность философского содержания «Легкого дыхания» соответствует жанровой форме новеллы с чертами кладбищенской элегии, а значит, форма не уничтожает здесь содержание, а обнаруживает свою содержательность. Ваше мнение.



  1. Раскройте связь глубинного смысла рассказа – Взрослый мир может быть чужд и враждебен красоте, он может ломать судьбы и губить неокрепшие души. Человек ответственен за то, как складывается его жизнь. Он во многом творец своей судьбы - и эпиграфа «Каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей собственной жизни...».