СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение 2222222222222222222222222222222

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обучение 2222222222222222222222222222222»

12



Технология уровневой дифференциации в начальной школе


«Каждый ребенок от природы наделен способностями

практически ко всем видам человеческой деятельности:

к овладению естественными и гуманитарными знаниями,

к изобразительному искусству, музыке и т.д.

Важно только в процессе обучения развить эти способности.»

Гончарова Л. В., канд. пед .наук


Наша современная школа обучает детей с разным уровнем развития, и так как массовая школа не в состоянии предложить каждому школьнику индивидуальную учебную программу, наши учителя ищут модели обучения, которые могут обеспечить развитие личности с учетом индивидуальных психологических и интеллектуальных возможностей.
Сегодня школа – в неустанном поиске новых, более эффективных подходов, средств и форм обучения и воспитания учащихся.
В современной начальной школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:

Технологию уровневой дифференциации

В настоящее время разработаны современные образовательные технологии, позволяющие сделать учебный процесс более эффективным. На протяжении нескольких лет проблема прочности знаний решается через технологию уровневой дифференциации .


История развития технологии

Впервые о дифференциации обучения мировая педагогика задумалась в

20-ых годах прошлого века. В это время в отечественной и зарубежной педагогике начались активные разработки в области индивидуализации и дифференциации обучения. В конце 50-х начале 60-ых гг. встал вопрос о разработке целой системы параметров, по которым могут осуществляться дифференциация обучении и внутри нее индивидуальный подход к школьникам.

История возникновения и развития дифференцированного обучения тесно связана с развитием педагогики и приобретает особую значимость на определенных этапах развития образования: до середины ХIХ века, когда обучение проходило при непосредственном взаимодействии учителя и ученика (индивидуальное обучение) в конце ХIХ века дифференцированное обучение активно

внедряется в массовую школу в 20-е годы ХХ века были разработаны и апробированы различные виды дифференцированного обучения в 50-60 гг. акцентировалось внимание на создании в старших классах такой системы обучения, которая позволила бы учащимся наряду с получением среднего образования, более углубленно изучить предметы в избранной ими области знаний в 60-70 гг. единственным видом дифференцированного обучения

стали факультативные занятия В последние годы - профильное обучение, курсы по выбору, факультативы, дополнительное образование.

Авторы:

Фирсов Виктор Васильевич – (04.02.1942-10.04.2006) кандидат педагогических наук, разработал уровневую дифференциацию обучения на основе обязательных

результатов.

Выготский Лев Семёнович (17.11.1896 -11.06.1934)- советский психолог.

Основатель исследовательской традиции, которая стала известна с 1930-х годов как «культурно-историческая теория» в психологии, в основу дифференциации положена теория Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития.

Понятие дифференциации «дифференциация» с латинского «difference» -разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференциация в образовании - это создание различий между частями (школами, классами, группами) образовательной системы (общее образование, школа, класс, группа) с учетом одного или нескольких направлений. Дифференциация - это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности.

Цель- обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что даёт каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал.

Этапы технологии:

I этап. Ориентационный

Педагог договаривается c детьми, о том, как они будут работать, к чему

стремится, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и

имеет возможность работать на разных уровнях, который выбирает

самостоятельно.

II этап. Подготовительный

Обеспечивает мотивацию, актуализирует опорные знания и умения.

Объясняет, почему это нужно научиться делать, где это пригодится и почему

без этого нельзя

III этап. Вводный контроль

Восстановление в памяти всего того, на чем строится занятие

IV этап. Основной

Освоение знаний и умений. Учебная информация излагается кратко, четко,

ясно, с опорой на образцы. После чего дети должны перейти на

самостоятельную работу и взаимопроверку. Главное – каждый добывает

знания сам

V этап. Итоговый

Оценивание лучших работ, ответов, обобщение изученного материала на

занятии


Формы организации учебной Коллективная: деятельности на занятии перед обучающимся поставлена цель, как общая цель для всех. Деятельность педагога

+ деятельность группы + деятельность обучающегося

Групповая: перед всеми типологическими группами поставлена некоторая учебная цель, содержание заданий дифференцированно с учетом особенностей группы.

Деятельность педагога + деятельность группы+ деятельность обучающегося

Индивидуальная: перед всеми учащимися поставлена некоторая цель, как индивидуальная, личная цель каждого. Содержание заданий одинаково для всех,

либо дифференцировано, либо индивидуализировано. Деятельность педагога

+ деятельность обучающегося

Преимущества

Обучение каждого на уровне его возможностей

и способностей.

Исключаются неоправданные и

нецелесообразные для общества уравниловка и

усреднения детей.

У педагога появляется возможность помогать

слабому, уделять внимание сильному.

Отсутствие отстающих снимает необходимость

в снижении общего уровня преподавания.

Появляется возможность более эффективно

работать с трудными учащимися к

общественным нормам.

Повышается уровень Я - концепции: сильные

утверждаются в своих способностях, слабые

получают возможность испытывать учебный

успех, избавиться от комплекса

неполноценности.

Повышается уровень мотивации ученья в

сильных группах.

В группе, где собраны одинаковые дети, ребенку

легче учиться.

Недостатки

-Высвечивается социально-экономическое

неравенство.

-Слабые лишаются возможности тянуться за

более сильными, получать от них помощь,

соревноваться с ними.

-Перевод в слабые группы воспринимается

детьми как унижение их достоинства.

-Формируется неадекватность Я-концепции: в

элитарных группах возникает иллюзия

исключительности, эгоистический комплекс, в

слабых группах снижается уровень самооценки,

появляется установка на фатальность своей

слабости.

-Понижается уровень мотивации ученья в слабых

группах.

-Перекомплектование разрушает детские

коллективы


Концептуальные положения

•  Базовый уровень нельзя представлять в виде «суммы знаний», предназначенных для изучения в школе. Ведь существенно не столько то, что изучалось, сколько то, что реально усвоено школьником. Поэтому его следует описывать в терминах планируемых результатов обучения, доступных проверке и контролю за их достижением.

•  Обязательность базового уровня для всех учащихся в условиях гуманного обучения означает, что совокупность планируемых обязательных результатов обучения должна быть реально выполнима, т.е. посильна и доступна абсолютному большинству школьников.

•  При демократической организации учебного процесса обязательность базового уровня, кроме того, означает, что вся система планируемых обязательных результатов должна быть заранее известна и понятна школьнику (принцип открытости обязательных требований).

•  Базовый уровень должен быть задан по возможности однозначно, в форме, не допускающей разночтений, двусмысленностей и т.д.

•  Будучи основным рабочим механизмом новой технологии обучения, базовый уровень должен обеспечивать ее гибкость и адаптивность, возможности для эволюционного развития. Его не следует жестко фиксировать и тесно увязывать с какой либо одной методической схемой.

•  Мотивация, а не констатация.

•  Предупредить, а не наказать незнание.

•  Признание права ученика на выбор уровня обучения.

•  Прежняя психологическая установка учителя: «ученик обязан выучить все, что дает ему учитель»; новая психологическая установка для учащегося, «возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного».

•  Ученик должен испытывать учебный успех.

Особенности содержания

Наличие стандартов базовых образовательных областей, состоящих из 2 уровней требований:

1)        к содержанию образования, которое школа обязана предоставитьучащемуся;

2)        к содержанию образования, которое школа должна потребовать от учащегося, и усвоение которого является минимально обязательным для учащегося.

В связи с этим уровневая дифференциация обучения предусматривает:

- наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь учащийся;

-  базовый уровень является основой для дифференциации и индивидуализации требований к учащимся;

-  базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся;

-  система результатов, которых должен достичь по базовому уровню учащийся, должна быть открытой (ученик знает, что с него требуют);

-  наряду с базовым уровнем учащемуся предоставляется возможность повышенной подготовки, определяющаяся глубиной овладения содержанием учебного предмета.

Это обеспечивается уровнем обучения, который превышает уровень минимального стандарта (ножницы). Пространство «ножниц» - зона ближайшего развития (Л.С.Выготский) - заполнено дополнительными вариантами - «лестницей» деятельности. Здесь обучение происходит на индивидуальном максимально посильном уровне трудности.

Особенности методики

Особенностями методики преподавания являются:

•  блочная подача материала;

•  работа с малыми группами на нескольких уровнях усвоения;

•  наличие учебно-методического комплекса: банк заданий обязательного уровня, система специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках, заданий обязательного уровня в задачниках.

Основное условие уровневой дифференциации по Фирсову - систематическая повседневная работа по предупреждению и ликвидации пробелов путем организации пересдачи зачетов.

Оценивание знаний

Существенной особенностью технологии уровневой дифференциации обучения является ее органическая связь с системой контроля результатов учебного процесса и системой оценивания достижений школьников. Альтернативой традиционному способу оценки «вычитанием» является «оценка методом сложения», в основу которой кладется минимальный уровень общеобразовательной подготовки, достижение которого требуется в обязательном порядке от каждого учащегося. Критерии более высоких уровней строятся на базе учета того, что достигнуто сверх базового уровня, и системы зачетов.

Предусматривается:

-  тематический контроль;

-  полнота проверки обязательного уровня подготовки;

-  открытость образцов проверочных заданий обязательного уровня;

-  оценка методом сложения (общий зачет = сумма частных зачетов);

-  двоичность в оценке обязательного уровня (зачет-незачет);

-  повышенные оценки за достижения сверх базового уровня;

-  «закрытие» пробелов (досдача, а не пересдача);

-  возможность «дробных» зачетов;

- кумулятивность итоговой оценки (годовая оценка вытекает из всех полученных).

Зачеты проводятся в учебное время, при этом:

-  предусматривается резерв времени для доработки;

-  возможна помощь учителя во время зачета;

-  учащимся даются «ключи» к проверочным знаниям;

-  на каждого ведется лист учета и контроля;

-  в случае, если учащийся претендует на оценки 4 и 5, итоговый контроль предусматривает экзамен «на подтверждение» по всему материалу.

На основе теоретического анализа литературных источников были выявлены индивидуальные особенности, которые рекомендуется учитывать при индивидуальном и дифференцированном подходе: учебные умения, обученность, учебную мотивацию, уровень умственного развития (И.Э. Унт),обучаемость, организованность в обучении, познавательные интересы (Е.С. Рабунский), уровень знаний и умений, характер протекания мыслительных процессов, работоспособность, отношение к учению, характер познавательных интересов, уровень познавательной и практической самостоятельности и активности, уровень волевого развития (А.А. Кирсанов), скорость протекания нервных процессов, преобладающий тип памяти, уровень развития произвольности, сформированность мыслительных операций, способы восприятия учебной информации (И.М. Осмоловская), ведущую сенсорную модальность (Е.А. Александрова, Л.Н. Петрова, Т.В. Чиркова.


Трудоемкость работы по уровневой дифференциации :


Уровень усвоения знаний у разных учащихся неодинаков :

  1. Репродуктивный уровень: умение воспроизводить признаки понятий, законов, репродуцирование известных способов действий позволяет решать поставленные задачи по образцу, что не способствует формированию достаточно обобщенных и прочих связей.

    1. Конструктивный уровень: прочно усвоенные алгоритмы выполнения заданий позволяют использовать полученные ранее знания в измененных ситуациях, что способствует установлению единичных связей между понятиями, понятием и законом и т.д., однако, не позволяет еще делать глубокие обобщения, применять знания в новых ситуациях.

    2. Творческий уровень: прочно усвоенные основные положения позволяют обеспечить высокий уровень знаний, установить межпредметные связи, что, в свою очередь способствуют творческому использованию полученных знаний в новых ситуациях. Это позволяет выявить новые причины – следственные связи, делать обобщения и выводы.

Эти уровни усвоения и лежат в основе методики составления разноуровневых заданий.


В каждом классе подбираются ученики с разными возможностями, разными уровнями развития , интересов и наклонностей. С помощью различных методик выявляю обычно ребят по трем уровням : репродуктивный, конструктивный, творческий. К первому уровню можно отнести ребят, которым в настоящий момент доступно усвоение только базового уровня.

Важнейшие функции базового уровня связаны с тем, что он, по определению, задает нижнюю границу результата полноценного и качественного школьного образования. Возможность ограничиться этим уровнем при изучении нелюбимых или трудных предметов, обеспечивая достаточные пределы их усвоения, одновременно является действенным фактором ликвидации перегрузки школьника.

Ко второму уровню можно отнести условно тех, кто уже усвоил базовый уровень и стремиться знать больше, к третьему уровню можно отнести тех , кто находится по своим знаниям и способностям гораздо впереди остальных, им уже не интересно обучаться одинаково со всеми.

К третьему уровню относятся учащие имеющие высокий уровень знаний, могут применять их в нестандартной ситуации. Поэтому строю свою работу на уроках, особенно уроках математики, уроках повторения, закрепления изученного материала, самостоятельных и контрольных работах именно с применением большого количества разноуровневого материала. Ученик сам решает , на каком уровне он находится в настоящий момент и совершенно не испытывая ситуации неуспеха получения плохой оценки . Ничто не мешает ему в следующий раз выбрать задание другого уровня и получить более высокую оценку. Каждый имеет возможность продвигаться в своем темпе усвоения материала. Мною накоплено большое количество материала , которое позволяет каждому ученику выбрать доступный в настоящий момент только для него уровень, чувствовать себя уверенно, показать свои знания и получить положительную оценку.

Мои ребята очень любят уроки математики, у них высокая мотивация, они имеют хорошие знания и результаты по этому предмету.

Работая по технологии дифференцированного и индивидуального обучения, в этой работе включаются различные этапы урока в зависимости от целей и задач урока.


В наше время ТУД обучения разработана Фирсовым Виктором Васильевичем - кандидат педагогических наук, руководитель центра «Образование для всех», г. Москва.

Концептуальные положения по В.В.Фирсову:

• Мотивация, а не констатация.

• Предупредить, а не наказать незнание.

• Признание права ученика на выбор уровня обучения.

• Прежняя психологическая установка учителя: «ученик обязан выучить все, что дает ему учитель»; новая психологическая установка для учащегося, «возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного».

• Ученик должен испытывать учебный успех.

Уровневая дифференциация – технология достижения учебного успеха в условиях реализации ФГОС

Новые образовательные стандарты устанавливают требования к личностным качествам выпускников образовательных учреждений.

Целью обучения становится не столько «научить», сколько «воспитать» нового члена общества, способного найти свое место в стремительно развивающемся социуме. На первое место выходят личностные качества обучающегося с самого раннего периода обучения.

Положение ФГОС: «Начальное образование должно гарантировать разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и образовательного развития»

Конвенция о правах ребёнка :

« Ребёнок имеет право на сохранение своей индивидуальности»

Как нет на лугу двух одинаковых цветочков, так нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений и т.д. В начальной школе индивидуальные различия особенно заметны.

Средний темп работы, выбираемый учителем на уроке оказывается нормальным лишь для определенной части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих излишне замедленный. Одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она – легкий вопрос. Один и тот же текст одни дети понимают после первого чтения, другим требуется повторение, а третьим необходимы разъяснения. Говоря иначе, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысленность знаний, уровень развития ребенка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности физическим развитием.

В качестве основных принципов педагогической технологии были выбраны следующие:

  • всеобщая талантливость - нет бесталантных людей, а есть занятые не своим делом

  • взаимное превосходство - если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать;

  • неизбежность перемен - ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.


Аспекты технологии (от лат. aspectus — вид, облик, взгляд, точка зрения) — одна из сторон рассматриваемого объекта, точка зрения, то, как он видится с определённой позиции. 

1.Учет индивидуальных (типологических и личностных) особенностей учащихся.

2.Группирование учеников на основании индивидуально-типологических особенностей.

3.Организация учебной деятельности в группах на разных уровнях для овладения единым программным материалом.

При переходе на разноуровневое обучение приходится сталкиваться прежде всего с проблемой отбора учащихся в группы. В школах эта проблема решается по-разному и далеко не всегда лучшим образом.

Прежде всего при разделении учащихся на уровни необходимо учитывать желание самих учеников учиться на том или ином уровне. Для того, чтобы такое желание не расходилось с возможностями ученика, надо дать учащимся шанс проявить себя, оценить свои силы и возможности.

Поэтому, как показывает опыт, разделение учащихся по уровням лучше производить не сразу по результатам тестирования или собеседования, а после наблюдений, как минимум в течении года за их развитием, проявлением познавательных способностей и интересов.

По результатам диагностирования класс можно разделить на

3 основные группы:

1 группа – обучающиеся с хорошим уровнем знаний (высокая степень обученности), осознанной мотивацией, высоким темпом усвоения знаний, высоким потенциалом развития;

2 группа – обучающиеся, усвоившие материал на базовом уровне, с мотивацией, не имеющей четкого определения или далекой от усвоения учебного материала, средним темпом усвоения знаний, хорошим потенциалом развития;

3 группа – обучающиеся, слабо усваивающие материал, с отсутствием мотивации к обучению, средним или низким потенциалом развития.

Много возможностей для внутренней дифференциации представляет групповая работа. В малой группе учащийся находится в более благоприятных, чем при фронтальной работе всем классом, условиях. В беседе внутри малой группы он может высказать свое мнение, активнее участвовать в решение учебных задач в соответствии со своими интересами и способностям

 Осуществляя дифференциацию, нужно руководствоваться следующими требованиями
•создание атмосферы, благоприятной для учащихся; 
• активное  общение с учащимися, для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут; 
• обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому "взять” столько, сколько он может). 
 Формы работы в рамках технологии

Для разноуровневого обучения используют: 

  • Контрольные и самостоятельные работы разного уровня сложности

  • Задания для индивидуальной работы, с учётом

выбранного учеником уровня сложности

  • Задания-схемы, карточки-информаторы («помогайки») для самостоятельного усвоения нового или закрепления пройденного материала, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи 
    • Альтернативные задания для добровольного выполнения 
    • Задания, помогающие в овладении рациональными

способами деятельности   

Домашнее задание - особый вид самостоятельной работы, т.к. эта работа выполняется без непосредственно контроля учителя. Дифференциация домашних заданий способствует устранению перегрузки учащихся домашней работой. Это означает и сокращение объема заданий, и увеличение количества дней на его подготовку, и индивидуальную работу с учащимися по повышению темпа их умственной деятельности.

Определение содержания, объема и характера заданий зависит от продуктивности работы ученика на уроке. Целесообразно включать в домашнюю работу всех учеников задания, корректирующие возникшие по тем или иным причинам недостатки, пробелы в знаниях, умениях и навыках учеников. Учет причин возникновения ошибок ( невыученное правило, не различение каких-либо понятий, слабое владение способом действия) позволяет не только исправить допущенную ошибку, но и предотвратить появление аналогичных ошибок .

Перед дифференцированием домашнего задания, ставятся такие цели :

-восполнить пробел в знаниях какого-либо ученика, ( в этом случае задание индивидуальное); подготовить учащихся к изучению нового учебного материала ;

-оказать группе учащихся помощь при выполнении домашнего задания ( в карточку включается справочный материал: правило, чертеж, схема, дополнительные вопросы);

-расширять и углублять знания, умения и навыки по изучаемой теме.

Вывод

Использование технологии уровневой дифференциации

даёт возможность учесть познавательные интересы всех учащихся, развивать каждого в меру его сил и способностей, не ограничивая при этом учителя

в выборе методов, средств и форм обучения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!