Обучение английскому языку младших школьников.
В каждом возрасте у ребенка разный уровень восприятия информации, готовность к приему нового материала, обучению. В связи с этим разные методики учитывают особенности обучения английскому языку в начальной школе, чтобы вовлечь в процесс подачи знаний, заинтересовать интерактивным подходом учеников 1-4 классов.
Особенности обучения английскому языку детей начальной школы.
В первом классе большинство ребят впервые знакомятся с английским. На данном этапе учитель прививает любовь к новому предмету, вызывает заинтересованность, желание узнать больше информации об иностранном языке. Педагог знакомит маленьких слушателей с культурным кодом и жизнью англичан, доносит важность знания элемента коммуникации, прививает желание развиваться, узнавать новое.
Задачей преподавателя является разъяснение ребятам целеполагания в изучении английского. Учитель указывает на возможность получения профессии, путешествий, общения с жителями Великобритании, других стран на языке международного общения. После первых месяцев обучения первоклассник четко понимает, зачем нужен иностранный язык и какие возможности в будущем дают хорошие знания предмета. После создания базового понимания цели обучения в умах будущих языковедов, лингвистов, просто образованных людей, программа преподавания требует изучения грамматики, пополнения словарного запаса.
Классический метод.
Стандартный подход преподавания английского языка в начальной школе, принятый во всех государственных учреждениях среднего образования, заключается в пояснении грамматических правил английского на русском языке. По мнению многих преподавателей, методика не дает должной эффективности из-за большого объема теоретического материала, который не подкрепляют практическими навыками говорения. В результате учащиеся знают правила, но не владеют правильным произношением, отсутствует натренированная артикуляция, нет упражнений на запоминание лексики.
Классическая система подачи теоретического материала имеет следующие преимущества:
урок планируют поминутно – на каждое упражнение отводят определенное количество минут для пояснения и повторения;
быстрое усвоение базовых грамматических правил, которые преподают на русском;
образовательный процесс проходит по заранее разработанному, утвержденному плану;
большая библиотека пособий, практических рекомендаций по подаче материала.
Представители преподавательского сообщества указывают на недостатки методологии классического преподавания:
поверхностный контроль за степенью усвоения изучаемой темы, так как у преподавателя нет возможности проверить каждого ученика лично;
небольшой словарный запас учеников;
не созданы условия для речемыслительной деятельности;
отсутствие интерактивных приемов обучения.
В начальных классах ученики в рамках классического метода получают:
задания, проверку письменных упражнений;
наглядное представление изучаемых слов в виде картинок, карточек, иллюстраций в книгах;
просмотр мультфильмов, видеороликов, мультсериалов на английском;
подборку книг, тематических методичек.
Метод коммуникации
Направление с явными перспективами в освоении языкознания стало востребованным в конце девяностых и начале нулевых годов. Методика коммуникации преподавании английского языка в начальной школы предполагает исключение зубрежки правил на русском, чтобы впоследствии соблюдать заученные нормы на английском. Суть методологии заключается в погружении ребят в аутентичную языковую среду, знакомстве с бытом англичан. Программа обучения учеников 1-4 классов включает:
просмотр мультипликационных фильмов, мультсериалов с англоязычной озвучкой;
практическое общение на английском для закрепления новых слов, правил произношения;
изучение материала по книгам-билингвам, методичкам-мультилингвам;
просмотр, чтение художественных произведений на оригинальном языке;
осмысление по-английски – проигрывание жизненных либо смоделированных ситуаций;
общение в парах или учебных минигруппах способствует закреплению разговорного уровня английского.
Ведение занятий не предполагает четкой структуры, жестких рамок. Преподаватель ведет урок с включением творческих занятий – рисования, лепки, проигрывание сценариев, проработка диалогов.
Учитель выстраивает программу урока таким образом, чтобы увязать тему с реальной жизнью, другим предметом. В результате удается сделать термины, новые слова более знакомыми, легкими для усвоения.
Коммуникационная методика предполагает постановку акцента на практических приемах изучения языка. Для повышения уровня усвоения практических навыков произношения, артикуляции, педагог использует ключевые принципы преподавания:
создание дружелюбной атмосферы на занятиях, отсутствие конкуренции, соперничества между учениками;
каждый ученик чувствует личную ответственность за усвоение нового материала;
внимание и фокус удерживается с помощью увлекательного контента;
свободное общение учеников – уверенность в приобретенных знаниях, отсутствие страхов, сомнений;
устраняет психологические барьеры в применении полученных знаний;
интеграция изучаемых тем с другими предметами, жизненными ситуациями;
накопление обширного словарного запаса.
Преподаватель правильно распределяет последовательность упражнений. В результате ученики первого, второго, третьего классов уверены в знаниях и навыках, свободно общаются с друзьями, одноклассниками на английском. Дети хорошо усваивают грамматические правила, развивают творческий потенциал, тренируют коммуникативные навыки.
Игровая форма обучения английскому языку
Ученикам младших классов сложно адаптироваться к напряженному школьному ритму жизни, следовать четкому расписанию, быть прилежными, усидчивыми на уроках. В связи с этим учителя используют игровые формы подачи материала в результате преподавания английского языка в начальной школе. Психофизиология развития ребенка на этапе поступления в школу требует постепенного перехода к стандартным нормам обучения. Чтобы облегчить задачу усвоения нового материала, поддержать стремления учеников 1-4 классов, педагоги применяют игровую форму обучения, которая предполагает следующую последовательность:
демонстрацию и предоставление визуального контента (иллюстраций, картинок, плакатов, проектора, компьютера, предметов);
озвучку новых фраз и слов, не превышает по длительности 60 сек. Характерно многократное повторение для лучшего запоминания. Усвоение проходит хорошо, если новые слова повторяются в песнях, четверостишиях, скороговорках;
письменные упражнения – закрепление грамматики в тетради, на доске;
творческие задания, которые вызовут в памяти ассоциации с изучаемым материалом.
Практические навыки отрабатывают разными игровыми способами:
«Переделки» – подразумевает изменение падежа или числа произносимого сова. Педагог говорит слово, бросает ученику мяч или передает «волшебную» палочку. Одновременно со взмахом палочки ученик произносит слово, изменяя на множественное число;
«Говорящий мяч» – учитель произносит слово на английском, бросает мяч. Кому предназначалась подача, ловит с одновременной озвучкой перевода сказанного. Игру проводят наоборот, когда ведущий говорит на русском слово, а ученик переводит на английский;
«Снежный шарик» – произносят выученное слово, следующий игрок повторяет и добавляет свой вариант. Третий повторяет два предыдущих и вспоминает еще одно слово. Игра продолжается до 8-10 слов в зависимости от количества игроков в команде или подгруппе. В результате игровой формат позволяет запомнить до десяти новых слов – повторить их без зубрежки;
«Сбор слов» – игра предполагает из карточек с буквами составить три-четыре слова. Побеждает тот, кто составит все возможные варианты;
«Слови удачу» – участник игры вытягивает из пакета букву или карточку с буквой, произносит как можно больше слов, которые начинаются с этой согласной;
«Сюрприз» – участнику дают потрогать предмет, предлагают рассказать о нем на английском.
Для практических занятий педагог придумывает собственные игровые приемы, чтобы ученики тренировали память, развивали сообразительность, улучшали произношение, многократно повторяя новые слова. Учитель знает уровень знаний в классах начальной школы, понимает, что будет интересно определенной группе детей. Самостоятельно придумывает игровые и творческие занятия, которые заинтересуют детей – вовлекут в изучение языковых правил.