Муниципальное общеобразовательное учреждение
Раменская средняя общеобразовательная школа № 9
ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
(методические рекомендации для начинающего учителя)
Подготовила:
учитель английского языка
высшей квалификационной категории
Краснова Л.Б.
Раменский го, 2022 г.
Формирование навыков и умений в чтении является одной из важнейших составляющих процесса обучения иностранному языку на всех его этапах. Чтение относится к рецептивным видам речевой деятельности, входит в сферу коммуникативно-общественной деятельности людей и обеспечивает в ней письменную форму общения.
Начальный этап обучения чтению имеет своей целью формирование у учащихся техники чтения на иностранном языке и, в частности, таких способностей как:
· быстрое установление звуко-буквенных соответствий;
· правильное озвучивание графического образа слова и соотнесение его со значением, т.е. понимание/осмысление читаемого;
· чтение по синтагмам, объединяя слова в определенные смысловые группы;
· чтение в естественном темпе текстов, построенных на знакомом языковом материале;
· выразительное чтение текстов в слух, с правильным ударением и интонацией
· быстрое установление звуко-буквенных соответствий;
· правильное озвучивание графического образа слова и соотнесение его со значением, т.е. понимание/осмысление читаемого;
· чтение по синтагмам, объединяя слова в определенные смысловые группы;
· чтение в естественном темпе текстов, построенных на знакомом языковом материале;
· выразительное чтение текстов в слух, с правильным ударением и интонацией.
Эффективно решить поставленные задачи, можно используя современные обучающие технологии, учитывающие потребности младших школьников, их психологические возрастные возможности при организации процесса обучения.
Для обучения младших школьников чтению существует два способа. И наилучший эффект будет, если использовать оба способа одновременно.
Метод целых слов.
Этот способ обучения чтению предлагают авторы большинства детских учебников. Согласно данному методу, новые слова даются следующим образом: картинка + слово. Дети смотрят в учебнике на картинки с подписанными к ним словами, слушают, повторяют за диктором, играют с карточками. Обычно, учитель использует два набора карточек: карточки с картинками и карточки со словами. В специальных учебных играх с этими карточками дети запоминают, какое слово подходит к какой картинке.
То есть механизм такой — ребенок не разбирает слово на звуки, он соотносит зрительный образ целого слова с его звучанием (благодаря этому, метод целых слов можно начинать использовать параллельно с изучением алфавита и звуков, не дожидаясь, пока все буквы будут изучены). Потом, видя изученное слово в тексте, ребенок вспоминает, как оно звучит и может его прочитать. Этот метод хорош тем, что в английском чуть ли не половина слов — исключения, которые читаются не по правилам и иного способа выучить эти слова как запомнить просто нет.
Метод обучения по фониксам.
Одного метода целых слов все же недостаточно. Чтобы ребенок действительно хорошо зачитал, лучше подкрепить учебник с его методом целых слов изучением чтения по правилам. Для этого с малышами лет с 6 используются фониксы — это такие пособия, где слова собраны группами, в зависимости от того, по какому правилу он читаются. Слушая и читая эти группы слов, ребенок выводит закономерности чтения. Например, прослушав, повторив за диктором и, возможно, обыграв в играх слова cat-fat-mat-bat, большинство детей сами смогут прочитать слово sat и ему подобные.
Практические советы и рекомендации
Это важно
Иногда некоторые родители и даже коллеги подписывают ребенку под словом, как оно читается русскими буквами. Так делать нельзя. Это табу.
Во-первых, русскими буквами нельзя передать английские звуки. Записывая слова русскими буквами, вы сами портите ребенку произношение. Которое, кстати, в детском возрасте формируется наиболее естественно.
Во-вторых, если слово подписано по-русски, что будет делать ребенок? Правильно, он будет его читать. Не запоминать как оно пишется по-английски, а читать эти самые русские буквы. Как слово звучит, он запомнит, но, встретив это слово в новом тексте, скорее всего не узнает.
Главную роль играет не алфавит, а именно звуки.
Запомнить алфавит очень легко — достаточно регулярно включать ребенку алфавитные песенки, которых на YouTube великое множество. А вот, чтобы начать читать, ребенок должен усвоить, какая буква алфавита какой звук дает. Для этого мы с учениками (используя игры с карточками, видео, метод TPR на каждую букву алфавита запоминаем ее звук и одно или два слова, которые с этого звука начинаются. Например, видя букву Bb, дети сразу вспоминают мяч — ball, а значит и звук /b/. Дома можно дополнительно послушать такие вот phonics songs.
Учите сразу названиям фонем, а не названиям букв (эй, би, си…)
Нам пригодится знание порядка букв для поиска слов в бумажном словаре и…все. Современный подход к обучению чтению предлагает начинать с чтения фонем (a — /э/, b — /б/, c — /к/), а затем переходить к чтению коротких слов.
Изучить самостоятельно
http://test.s90436pe.bget.ru/doshkolniki/metod-tpr-ili-aktivnye-uroki-anglijskogo-dlya-detej.html
Метод TPR1 — это запоминание новых слов или фраз с помощью жестов или выполнения команд преподавателя. Например, на слово ball — мяч, дети изображают жест, как будто играя с мячом, на слово pen — ручка — делают вид, что пишут воображаемой ручкой и т.п.
Действительно, дети запоминают английские слова и фразы гораздо лучше, когда их изучение подкреплено жестами. Ведь у дошкольников и школьников 7-8 лет преобладает наглядно-образное мышление. Поэтому перевод не нужно и даже вредно использовать — пока еще не развито абстрактно-логическое мышление проводить параллели между русским и английским детям тяжело. Чтобы запомнить новое слово ребенку нужно соотнести это слово с его образом — предметом, картинкой или жестом, в чем нам и помогает TPR.
Не затягивайте период обучения звукам, переходите к чтению
коротких слов, а затем стихотворений и коротких сказок
Память работает лучше, если цель практична и понятна. Мы учим, как читаются буквы, для чтения на английском языке. А читаем — для получения новой информации. Чтобы ученикам это было понятнее, начинаем читать слова и короткие тексты еще до того изучения всех звуков/фонем/буквосочетаний.
Соблюдайте принцип доступности (не спешите, вводите новые звуки после отработки предыдущих)
Используйте разнообразные материалы (читайте с карточек, smart доски, учебника, школьной доски; пишите, слушайте, рисуйте в заданиях на чтение)
Дифференцируйте процесс обучения (некоторые ребята пропускают уроки из-за болезни или просто медленнее учатся чтению)
Наиболее важной проблемой этого периода может стать отставание некоторых учеников. Они «застревают» на одном из этапов и скучают, когда класс делает то, чего они еще не могут. Низкие оценки снижают их мотивацию и могут превратить уроки английского для них в мучение. В данном случае может помочь «чтение на ушко». Во время самостоятельной работы всего класса (например, чтение в парах) учитель подходит к «отстающему» ученику и просит его почитать тихонько тот материал, где у него были сложности. Когда нет возможности почитать вместе, дети получают карточки с заданиями (например, прочитай и соедини с картинкой). Таким детям важно уделить внимание вовремя, пока проблема не стала серьезной2.
В процессе обучения чтению обучающихся 2 классов
(УMK Spotlight 2, авторы Дули Д., Быкова Н., В. Эванс)
предлагается использовать авторские презентации, которые
доступны на сайте Красновой Л.Б.3
https://krasnovalb-ramsch9.edumsko.ru/
https://krasnovalb-ramsch9.edumsko.ru/folders/post/1554563
https://krasnovalb-ramsch9.edumsko.ru/folders/post/1554538
1 TPR (Total Physical Response или метод полного физического реагирования) появился в 60-70х годах прошлого века и с тех пор занял особое место в обучении английскому дошкольников и младших школьников, хотя изначально предназначался и для взрослых.
2 Использованы материалы с сайта https://skyteach.ru/2018/07/31/kak-nauchit-chitat-mladshih-shkolnikov/
3 Полную подборку презентаций по чтению для 2 класса можно получить у наставника по запросу
4