СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Обучение чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Обучение чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова»»

«Обучение чтению

с опорой на звуковой ориентир

и зрительную модель слова»


Введение

Девиз «Читаем здесь и сейчас»

Актуальность

Федеральный образовательный стандарт предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества: свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности.

Это станет возможным, если у учащихся будет сформирован читательский интерес, читательская культура. Сформировать читательскую культуру ученика невозможно, если он не умеет осмысленно читать и работать с текстом. Как привести ребенка в этот мир, минуя нудные учебные тексты и примитивные предложения? Как с первой буквы, с первого слова увлечь ребенка чтением? 

Ребенок, пришедший в первый класс, владеет словом, но не владеет буквой и звуком. Значит надо двигаться от слова к букве, т.е. природосообразно.

По утверждению Я.А. Каменского, природосообразностъ — это педагогический принцип, согласно которому педагог в своей деятельности руководствуется факторами естественного, при­родного развития ребенка.

В условиях реализации ФГОС принцип природосообразности означает не­обходимость экопсихологического подхода, обращения к этническим культуро-образующим истокам личности. Цель такого обучения – потрясение души, ее пробуждение. И эта цель восходит к истокам народной педагогики и религиозного воспитания. Если ребенок не переживает глубоко, если он, как логическая машина, что-то усвоил, но сердцем и душой не откликнулся, то это потерянное время.

Чтение для обучения — это как дыхание для всей нашей жизни, наши базовые ценности. Чтение должно войти в жизнь ребенка в полноценном виде. Моя задача - помочь детям осознать это, показать им, что чтение — это не только необходимость, но и удовольствие!

Цель: формирование развитого чтения как процесса понимания текста че­рез узнавание известных слов как целостных образов.

Задачи:

  • Создать комфортные условия обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство, что делает продуктивным образовательный процесс.

  • Сделать обширное, многообразное и увлекательное чтение любимым и возможным для всех детей с первых лет их школьной жизни.

  • Создание базы для широкого использования в последующем обучении глубинных процессов воображения, интуиции;

  • Развитие способности видеть в вообра­жении пространство и события читаемого произведения одновременно с чтением;

Основная часть

Чтение - через слушание

Чтение должно войти в жизнь ребенка в полноценном виде, а не поэтапно. К шести-семи годам ребенок уже прекрасно знает: люди читают для того, чтобы узнать что-то новое и интересное, поэтому содержанием и предметом моих уроков становится именно чтение. С первых уроков первого класса я предлагаю детям для чтения литературу, которая им хорошо знакома и понятна: С.Я.Маршак, К.И.Чуковский, С.Михалков, А.Л.Барто. Чтобы дети научились свободно читать и писать, выражая свои мысли и чувства, я учу их слушать .

Информация поступает в головной мозг через разные органы чувств, в частности через зрение и слух. Но в обоих случаях достигается цель читающего (слушающего) – преодоление словесного и звукового барьеров и попадание в зону смысла. Поэтому я предлагаю ребенку сразу полноценное понимание через готовое звучание текста, представляемое одновременно с графическим рядом. При такой подаче материала ребенок слушает литературные произведения в исполнении дикторов и одновременно следит глазами, двигаясь по строчкам напечатанного текста.

Начинаю работу над чтением от абсолютного доминирования звукового ряда как источника понимания текста к доминированию графического ряда. Cначала проявяются элементы опережающего считывания информации с листа - «схватываются» отдельные слова. Затем начинает преобладать уже восприятие печатного текста при поддерживающем участии взрослого, читающего вслух.

Тогда весь период, пока осваивается навык чтения, ребёнок полноценно воспринимает смысл читаемого. Из процесса начального чтения устраняются все трудности, связанные с озвучиванием текста детьми.

АУДИО помогает увеличить скорость чтения

В этом случае я предлагаю

• Получать текст через два сенсорных канала одновременно.

• Читать текст с экрана про себя, одновременно слушая его в замедленном темпе и по частям; после этого читать вслух каждый фрагмент в момент паузы.

• Читать текст про себя и слушать его в нормальном темпе и по частям; после этого читать вслух каждый фрагмент в момент паузы.

• Читать про себя и слушать в нормальном темпе целиком.

• Учиться находить нужный текстовый фрагмент при включенной аудио-записи сначала в замедленном режиме, потом –в нормальном темпе.

Значение АУДИО для понимания текста

Задача одновременной расшифровки и понимания текста является очень трудной для начинающего читателя, превышающей ресурсы его внимания: он большую часть усилий направляет на декодирование текста, и только потом переключает его на понимание того, что расшифровал.

1. АУДИО в сочетании с напечатанным текстом способствует формированию технического умения чтения (и беглого чтения в том числе)

2. АУДИО облегчает понимание текста (минует стадию декодирования) и способствует попаданию в зону смысла текста (интонация, смысловые акценты и паузы, темп, ритм, тембр – весь набор просодических характеристик).

При восприятии текста на слух:

• характеристики озвучиваемого текста (интонация, смысловые акценты, смысловые паузы, ритм, темп, тембр и прочее) помогают слушателю немедленно попасть в зону смысла;

• помогают завладеть вниманием и воображением и удерживать внимание;

• помогают формировать и сохранять целостную картину мира

При слабом навыке чтения:

• в зону смысла попасть много труднее;

• еще труднее там удержаться;

• еще труднее «видеть» целостную картину мира

В итоге - на самых ранних этапах обучения, при несовершенной, ещё только закладываемой технике чтения, происходит полноценное восприятие текста. И с самых ранних шагов - это предвосхищение смысла, обращение к предыдущим эпизодам сюжета или к собственному опыту.

Этапы развития навыка чтения

I этап. От слова к букве

  • Узнавание и называние букв.

  • Узнавание звуков в звучащих словах, идентификация звуков и букв.

  • Репродукция «близких» слов по зрительным образцам с помощью готовых моделей - кубиков с буквами, алфавитных касс и т.п.

  • Репродукция слов по зрительному образцу с помощью продуктивных при­емов - аппликация, лепка, рисование, «печатание» и т.п.

  • Репродукция актуальных сообщений по зрительному образцу с помощью «печатания».

Предъявляя графический материал, я сама же его озвучиваю. У детей достаточно быстро формируется понимание принципов озвучивания. Этот этап обычно не занимает более 10 дней, при этом весь буквенный материал предъявляю детям сразу. (Кубики, карточки, магнитные азбуки, игры с кубиками и буквами, узнавание букв, нахождение звуков в названиях предметов, конструирование слов из букв, вырезание букв из старых газет и журналов и оперирование с ними, аппликации, вылепливание слов из пластилина, «печатание» и другие приёмы работы).

Уроки технологии, рисования, физкультуры в сентябре – октябре строю на звуко-буквенном материале. Накопление операций со звуками и буквами должно достичь уровня, когда процессы словоизображения перестают быть какой-либо тайной. Способность расшифровать и понять написанное слово как бы всплывает на поверхность в результате совместных движения взрослого и детей.

На начальном этапе я использую групповые задания - более подготовленные дети обеспечивают успешность всей группы, и, кроме того, задействован механизм взаимообучения. У ребёнка исключается ситуации личного неуспеха. Неудача временной учебной группы переживается как чья-то неудача, в то время как успех группы воспринимается как личный.

Случается начальный этап оказывается лишним, т.к большинство детей приходит в школу читающими. Я ориентируюсь на исходный уровень знаний детей при приходе в школу. Если более двух третей класса в состоянии прочесть отдельные слова, ограничиваюсь одним - двумя уроками на материале алфавита.

Практическое конструирование слов по образцу как бы открывает закон соответствия слова звучащего и слова изображённого с помощью букв. Признаком понимания элементарных принципов словоизображения будет способность относительно верно «собрать» слово без образца. Теперь пора немедленно перейти к слову художественному, слову-повествованию, к слову-сообщению.

II этап. «Слежение» за указкой

  • Репродукция актуальных сообщений по звучащему образцу со зрительной опорой.

  • Наблюдение за громким чтением учителем коротких завершенных текстов (пословицы, поговорки) на экране, сопровождаемым показом учителем читаемой строки рукой или указкой.

Использую художественные тексты, лаконичные и яркие, хорошо понимаемые и узнаваемые ребёнком. Появление на уроке знакомых героев вызывает оживление и радость у детей. Возникнет своеобразный эмоциональный мостик между новым, ещё чужим школьным миром и домашним - безопасным и уютным. Адаптационная активность ещё доминирует над познавательной, поэтому в течение первой четверти использую знакомую литературу. В дальнейшем на уроках использую только новый, неизвестный материал.

Читаемая книга у ребёнка на столе. На экране тот же текст, что и в книге. Читаю текст и сопровождаю собственное чтение указкой по строке, при этом побуждаю детей также следовать по строке глазами и пальчиком. Урок предметен - дети реагируют на сам текст - радуются, хмурятся, вспоминают что-то, одним словом - понимают текст. Один - два урока по этой схеме достаточны, чтобы дети освоили приём.

III этап. Дети с указкой

  1. Проецирование своей руки на читаемый учителем текст и следование по тексту вместе с учителем: вместе с учителем показываем на слово, и учитель озвучивает его.

  2. Движение рукой, пальцем, указкой, а следовательно, и глазами по строке, сопровождаемое озвучиванием строки, текста учителем: показываем учителю, где читать, по очереди подходя к экрану.

Дети по очереди подходят к экрану и указкой движутся по строчкам, как бы показывая, где нужно читать. Я озвучиваю текст в темпе, каким движется указка - ориентир темпа, ориентир для стабилизации глаз на строке.

Через несколько уроков, мое чтение начинает лидировать, вынуждая ребёнка догонять его по строке. Этот переход происходит по мере появления у детей уверенности в своих действиях.

IV этап. АУДИО

  1. Следование пальцем, а соответственно, и глазами по строке за чтением учителем знакомых стихотворных текстов с темпом от 40 слов в минуту как на экране, так и в книге: догоняя учителя, движемся за звуковым ориенти­ром.

  2. Сопровождение пальчиком по строчке чтения диктора (АУДИО) с темпом от 50 слов в минуту преимущественно стихотворных незнако­мых текстов (по книге).

На этом этапе использую в основном стихотворные тексты с короткими строками, поэтому переход в книгу не вызывает у детей затруднений. Как только большинство детей переходят в книгу, начинаю использовать АУДИО, вместо собственного громкого чтения. Примерный темп здесь колеблется от 40 до 50 слов в минуту. Запись должна представлять собой обыкновенное выразительное понятное чтение, разве что с увеличенными паузами.

V этап. Нарастание темпа. Шёпот

  1. Следование за звуковым ориентиром (АУДИО) с темпом до 60 слов в минуту одними глазами на материале незнакомых продолжительных тек­стов.

  2. Чтение (цепочкой) шепотом (вслух) вместе с диктором (АУДИО) знако­мых стихотворных текстов (К.Чуковский, С.Михалков) с темпом не более 70 слов в минуту.

На данном этапе возросшие возможности детей позволяют использовать произведения, значительные по объёму, с развитым сюжетом.  Использую длинные произведения, читая их урок за уроком. Темп увеличивается примерно на одно слово в минуту ежедневно и к концу этого этапа составит от 50-ти до 70-ти слов в минуту.

Затем предлагаю ребёнку читать шёпотом вместе с диктором. Но предлагаю такое задание последовательно лишь отдельным детям, отслеживающим текст по книге без особого напряжения - непроизвольно. Сама поочередно подхожу к ученикам, готовым выполнить это упражнение, и, в течение одной - двух минут прослушиваю их. Приближаясь к ребёнку, касаюсь рукой его плеча, что является сигналом читать вслух вместе с диктором. Чем тише, тем лучше - не обременяя остальных своим чтением. Общая инструкция для всего класса остаётся при этом прежней - молча следить по книге за чтением диктора.

Вначале ребёнок способен произносить вместе с диктором лишь фрагменты слов. Чтобы произнести слово одновременно с диктором, необходимо уже сформировать самостоятельно артикуляционную модель слова до того, как его произнесет диктор, что возможно лишь в случае, когда глаза забегут вперед звучащего текста. То есть - возникнет самостоятельное чтение в элементарной форме - воссоздание артикуляционной модели слова на основе графического образа.

Этот вид работы, строго индивидуальный по срокам для каждого ребёнка, не должен иметь тренировочного характера. Прекращаю его немедленно, как только ребёнок продемонстрировал, что у него получается. Это категорическое требование. Это своего рода тест - так определяется готовность ребёнка перейти к следующему этапу.

Если на I - V этапах работы (во многих случаях исключительно благодаря АУДИО) мы научились попадать в зону смысла, то на VI - VII этапах формирования грамотного читателя (с помощью АУДИО!), мы научимся там жить. Прогнозирование в этом случае – и будет рефлексией, которая возможна при работе с текстами.

VI этап. Переход к чтению-«схватыванию»

  1. Отрыв от артикуляции - резкий переход к темпу 120 слов в минуту и более (середина 1-го класса). Следование одними глазами за ускоряющимся ежедневно на одно слово в минуту звуковым ориентиром до достижения 160 слов в минуту.

Как только две трети детей уже могут озвучивать текст вместе с диктором, то есть - читать самостоятельно - увеличиваю темп звучания текста до 120 слов в минуту и продолжать ежедневно увеличивать его на одно слово.

Если следить успевают все - темп слишком низкий. Нормально, если испытывают затруднения четыре - пять учеников. Именно на них сосредотачиваю свои усилия, постоянно помогая им. Если ребёнок теряет нужное место в тексте, быстро показываю ему, не драматизируя происходящее и одобряя его усилия. Можно взять руку ребёнка в свою и помочь ему успевать, можно приучить детей быстро выходить из затруднения самостоятельно обратившись к книге соседа по парте и т. п. Любые средства хороши, если достигается требуемое - глаза ребёнка в том месте, которое звучит сию минуту.

Первое время взгляд сфокусирован очень точно на звучащем слове, однако, по мере автоматизации процесса отождествления значения и графического символа, всё в большей степени с этим начинает справляться периферическое зрение. Ведь стремительно формируется словарь узнаваемых слов - слов, смысл которых «считывается» мгновенно.

Восприятие динамичного повествования, поддерживаемое всё больше и больше не «центральным», а «боковым» зрением - означает, что с «отключением» «центрального» зрения «отключается» и блокировка внутреннего видения, реализуемого воображением. А это - одновременное чтению воображение. Дальше дело за малым - создать привычку.

VII этап. Чтение с временным ориентиром

  1. Отрыв от строки, чтение с временным ориентиром. Используются двухми­нутные интервалы, отмеряемые с помощью песочных часов. Резкий переход к чтению про себя без звукового ориентира с темпом от 250 слов в минуту размечен­ного на временные отрезки текста с контролем времени.

В дальнейшем, на третьем и четвертом году обучения, постепенно изменяю стратегию диалога взрослого и ребёнка в сторону усиления автономности учеников.

На норму четвертого класса по чтению гарантировано выходим уже в первом. Уже в середине второго школьного года самостоятельное чтение, не побуждаемое, но предполагаемое учителем, становится весьма заметным аспектом жизни ребёнка. Хотя на всех предыдущих этапах работы нужно было избегать домашних заданий, связанных с чтением, стремясь оградить ребёнка от накопления неправильного опыта - медленного ритма работы.

Как только качество самостоятельного чтения и восприятия информации станут свидетельствовать о том, что ребёнок способен читать, легко опережая звуковой ориентир, немедленно вывожу его из общего регламента работы.

Первый способ работы - это предлагаю ребёнку читать тот же текст, что и все, но опережая диктора, или не обращая внимания на диктора. Успешность ребёнка оценивается по наличию темпа роста при сохранении качества восприятия.

Второй способ - тот же первый, но с использованием материала, связанного с тем, который читают все. Например, биографический роман о читаемом писателе, или научно-популярные статьи, расширяющие пределы изучаемой темы и т. п. Дети, получившие такое право - читать на уроке самостоятельно, имеют не менее почётное разрешение прочитывать дома самостоятельно общий материал предстоящего урока, с использованием временного норматива.

Третий способ - от чтения вслух двигаюсь к совершенствованию публичного выступления, которое дает возможность овладеть эмоциональной экспрессией, интонацией, жестами, мимикой, актерским мастерством в целом.

АУДИО создает условия для равенства социального взаимодействия.

Актуально для детей:

• с дислексией;

• с особыми возможностями здоровья;

• детей, требующих педагогической поддержки;

• с гиперактивностью и неврозами;

• двуязычных, для которых русский язык –второй;

• скорость чтения которых недостаточна для осмысленной работы с большими текстами.

АУДИО помогает детям, которые интеллектуально созрели, но технически отстают, принимать участие в обсуждении текста, отвечать на вопросы на равных с теми, кто читает бегло и свободно.

Работать с АУДИО-текстами – это всегда работать в зоне ближайшего развития ребенка.

1. Читая самостоятельно, ребёнок не может посредством своей внутренней интонации воссоздать тот мир социальных отношений или внутренних переживаний, который реконструирует взрослый чтец.

2. Дети слушают тексты, содержание которых намного превосходит уровень их технического умения читать.

В школе это умение бесценно, когда ребенок:

• пишет диктант

• слушает рассказ учителя,

• слушает инструкции учителя,

• старается удержать (запомнить) условие задачи.

В старшем звене школы без умения слушать учителя (одновременно фиксируя их содержания в процессе создания конспектов) просто невозможно учиться.

Оценивание результатов

1. Оценка изменения (вместо оценки состояния).

2. Определение разницы конечного и начального состояния данного свойства у ребенка. При этом:

  • оценка не сравнивает детей друг с другом;

  • обеспечивает ежечасную обратную связь деятельности с ее результатом;

  • формирует у ученика ясное понимание смысла пребывания в школе, ориентация на рост и развитие;

  • оценка избавлена от влияния личного отношения учителя к ученику;

  • оценка вплетена в контекст деятельности учителя и ученика так, что в равной степени оценивает и развитие ученика, и успешность деятельности учителя;

  • оценочная шкала имеет весьма широкий диапазон баллов, который позволяет видеть положение и динамику ученика на всей дистанции школьной программы;

  • в процессе оценивания доминирует не контрольная, а формирующая функция;

  • оценивание занимает мало времени, органично вплетено в процесс планирования и контроля деятельности;

  • оценка предельно индивидуализирована, отслеживает динамику роста ученика относительно его личных достижений;

  • оценка не позволяет останавливаться в развитии, остановка — это именно то, что немедленно снижает ее;

  • оценка формирует привычку к позитивной изменчивости, развитию;

  • формирует мощную мотивацию саморазвития, самосовершенствования, мотивации достижений.

Оценка абсолютных достижений сохраняется в сфере школьных и межшкольных конкурсов и олимпиад.

Использование аудиовидеосредств

Звуковой ориентир, реализуемый с помощью АУДИО, не единственная техническая форма воплощения этой методологии. Существует «кара-оке», которое весьма точно реализует задачи обуче­ния чтению, плееры с небольшим диспле­ем, на котором слушатель видит бегущую строку, синхронизированную со звуча­щим текстом, смартфоны.

Заключение

Моя инновационная работа в школе сегодня достаточно разнообразна, в нее входят:

  • применение мультимедиа в учебной деятельности;

  • новые источники информации (электронные библиотеки, ресурсы сети, обновление фонда учебной литературы новыми пособиями, отражающими реалии современной науки);

  • активное применение цифровых технологий и ПК (видео-презентации и мастер-классы, освоение специальных обучающих программ и программ, призванных помогать учителю в планировании урока и экономии времени);

  • внедрение новых видов урока и поиска информации (урок компьютерная игра, урок презентация своих проектов, урок мозговой штурм), а также новых творческих заданий и методов оценки.

  • методы, призванные беречь здоровье ученика.

Федеральный образовательный стандарт поставил перед школой задачу освоения обучающимися полноценного чтения, что подразумевает: готовность учащихся к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как:

  • понимание текста;

  • поиск информации;

  • самоконтроль;

  • восстановление контекста,

  • интерпретацию и комментирование текста.

Это станет возможным, если у учащихся будет сформирован читательский интерес, культура чтения, ребенок будет владеть читательской культурой. Данный проект помогает формировать читательскую культуру ученика:

  • Дети быстро осваивают чтение. Им требуется всего два-два с половиной месяца, чтобы научиться читать целыми словами.

  • Дети не только читают, но и понимают смысл прочтенного.

  • Дети тренируют зрительную память, закрепляя в памяти целые слова.

  • Дети любят книги. Причем они с детства привыкают к лучшим образцам классики. А это — уже часть успеха в воспитании высоко духовного и интеллектуального человека.

Пусть наши дети растут с убеждением: НЕЛЬЗЯ НЕ ЧИТАТЬ!


Список литературы


  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. А.

  2. Гин А. Гин Приемы педагогической техники

  3. Воюшина М П., Кислинская С. А., Лебедева Е. В. и др. Методика обучения литературе в начальной школе: учеб. для студ. высш.  учеб. Заведений / под ред М. П. Воюшиной. – М.: Изд. центр «Академия».

  4. Садкина В.И.101 педагогическая идея. Как создать урок/В.И. Садкина. – Ростовн/Дону: Феникс, 2014.

  5. Е.А. Генике Активные методы обучения: новый подход. — М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2015



4 Методы и приемы обучения чтению детей младшего школьного возраста

по предмету Педагогика // Электронный ресурс http://www.kazedu.kz/download/164434 (дата обращения: 20.01.2017г.)

6 Психолого-педагогическое обоснование проблемы обучения чтению младших школьников // Электронный ресурс http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c 0b65635b2ad68b4d43a88521306c27_0.h

tml, (дата обращения: 20.01.2017 г.).




 

9