Муниципальный конкурс на лучшую методическую разработку руководящих и педагогических работников образовательных организаций, подведомственных Управлению образованием
Асбестовского городского округа,
в 2022-2023 учебном году
Полное название образовательной организации
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 31» Асбестовского городского округа
Наименование тематики и вида методической разработки
Функциональная грамотность воспитанников (игра в шашки, как средство развития логического мышления у дошкольников)
Кружковая работа
Тема работы:
«Обучение детей дошкольного возраста игре в шашки, как средство развития логического мышления»
Форма представления в финальном этапе:
Презентация деятельности кружковой работы
Автор: Макарова Анастасия Сергеевна
Воспитатель высшая квалификационная категория
Асбестовский городской округ
2022-2023 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………………………… 3
Основная часть…………………………………………………………4
1.1. Актуальность проблемы…………………………….…………...4
1.2. Этапы реализации………………………………….......................5
Заключение……………………………………………………………..……9
Источники информации и список литературы……………………………10
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. Способный использовать постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, экономической деятельности.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативными, способными творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить. Таким образом, актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.
Но, несмотря на то, что это понятие в большей степени касается детей школьного возраста, задачи по данному направлению актуальны и для дошкольников. Для детей 3 - 7 лет ставится цель овладение предпосылками функциональной грамотности как основы успешного обучения в школе.
Развитие науки и техники, компьютеризация, социальные изменения в обществе, реформа образования определяют возрастающую роль интеллектуальной подготовки детей дошкольного возраста. С точки зрения современной концепции обучения очень важным для подготовки детей к усвоению знаний является формирование логического мышления.
Тема обучения старших дошкольников игре в шашки в педагогике мало изучена. Однако, швейцарский психолог Жан Пиаже и ряд других учёных установили, что именно в возрасте 5—12 лет у детей происходит формирование механизма «мысль — слово», «мысль — действие». В связи с этим можно сделать вывод, что шашки являются удачным подспорьем в развитии мыслительных способностей ребят и подкреплении плодов мышления действиями.
Актуальность проблемы обучения детей игре в шашки обусловлена поиском эффективных методов развития логического мышления у старших дошкольников, а также созданием условия для формирования логического мышления в непринужденной игровой форме. На основе противоречия и проблемы исследования возникает тема исследования «Игра в шашки, как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать, что систематические занятия игрой в шашки способствуют более эффективному развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние игры в шашки на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: развитие логического мышления у детей в ДОУ будет эффективнее, если систематически проводить занятия по обучению детей игре в шашки.
Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:
Изучить и провести анализ педагогической и психологической литературы о состоянии проблемы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Изучить вопрос о влиянии игры в шашки на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Выявить уровень развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Разработать программу занятий кружка по обучению игре в шашки, направленных на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста и проверить ее эффективность.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были определены методы исследования:
теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме),
эмпирические (анкетирование, диагностические методики).
Практическая значимость настоящего исследования заключается в определениишашечной игры как средства развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Полученные в исследовании данные могут быть использованы в рамках практической деятельности специалистов – педагогов, психологов в рамках деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Новизна исследования заключается в создании программы занятий кружка по обучению детей игре в шашки.
Исследование проводилось на базе Детского сада №31. В проведении исследования принимали участие дети старшей (2020 г.) и подготовительной (2022 г.) группы в количестве 20 человек.
Для проверки выдвинутой гипотезы в исследовании было выделено две группы испытуемых, в каждой по 10 человек: экспериментальная группа – дети, посещающие кружок «Веселые шашки», и контрольная группа – остальные дети группы.
Цель исследования – определить влияние систематических занятий по обучению игре в шашки на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Свою исследовательскую работу по теме «Игра в шашки, как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста» я разделила на три этапа.
I этап. Констатирующий (начальная диагностика 2020 г.)
Мной был подобран диагностический инструментарий для проведения исследования.
1. Методика «Нелепицы» (Р. С. Немов)
Цель методики – оценить элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой; выявить умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
2. Методика «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн)
Цель методики – исследование развития логического мышления, речи, способности к обобщению.
В 2020 году я провела начальную диагностику уровня развития логического мышления обеих групп эксперимента – контрольной и экспериментальной и сравнила результаты групп между собой.
Проведя сравнительный анализ уровней развития логического мышления детей экспериментальной и контрольной групп (рис. 1) можно сделать вывод, что в обеих группах примерно одинаковое количество детей со средним и низким уровнем развития логического мышления. У половины детей средний уровень развития мышления, что говорит о неплохом начальном уровне развития детей в обеих группах. То есть дети находятся на начальном этапе в равных условиях.
Рис. 1 Сравнительный анализ уровней развития логического мышления детей экспериментальной и контрольной групп (2020 г.)
Для составления перспективного планирования по работе кружка «Веселые шашки», мной также была проведена диагностика для определения имеющегося уровня знаний и умений детей об игре в шашки с помощью методики «Диагностика сформированности умения детей играть в шашки». По результатам диагностики, большинство (70%) детей имеют низкий уровень сформированных умений играть в шашки. 20% детей имеют некоторые представления, знания об этой игре. Один ребенок показал высокий уровень сформированных умений играть в шашки.
С учетом результатов диагностики, было составлено тематическое планирование кружка, которое ориентировано на большинство детей. То есть шашечную игру было принято решение постигать с самых азов.
II этап. Формирующий (2020 – 2022 г.) – целенаправленная работа со всеми участниками педагогического процесса. На данном этапе я работала по четырем направлениям:
• Написание программы кружковой работы «Веселые шашки», разработка методических рекомендаций и консультаций для педагогов и родителей;
• Организованная кружковая деятельность с детьми;
• Взаимодействие с родителями;
• Методическая деятельность с педагогами.
Мной был организован кружок «Веселые шашки», с целью раскрытия интеллектуального и волевого потенциала личности воспитанников, развития операций логического мышления в процессе обучения игре в шашки.Поскольку в дошкольном возрасте ведущей деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для психологического и личностного развития ребенка, является игра, программа предусматривает использование в процессе обучения развивающей игры.
При реализации кружка мной были поставлены следующие цели:
Обучающие:
1. обучать основам шашечной игры;
2. обучать простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.
Развивающие:
1. развивать стремление детей к самостоятельности;
2. развивать умственные способности детей: логическое мышление, умение производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.
Воспитательные:
1. воспитывать отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям;
2. воспитывать такие качества, как настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность, силу воли;
3. выработать у детей умение применять полученные знания на практике.
В процессе ведения занятий кружка я использовала следующие методы: информационно – рецептивный, практический, репродуктивный, метод проблемного обучения, метод творческих заданий.
Ведущей формой организации обучения является групповая. Занятия построены на чередовании различных видов деятельности (рассматривание, слушание, познавательные беседы, выполнение творческих заданий) и проводятся один раз в неделю по 25 минут. Программа кружка рассчитана на детей 5-7 лет, на 2 года обучения: старшая и подготовительная группа, по 36 занятий в год.
Методическая работа с педагогами.
Углубленно работая по данной теме, я делилась с коллегами приобретенным опытом. Мной были проведены следующие мероприятия:
Консультации: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых занятий», «Играем в шашки»; «Шашки своими руками»;
Шашечный турнир среди старших и подготовительных групп детского сада;
Круглый стол «Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста».
Взаимодействие с родителями.
Социальное партнерство детского сада и семьи может обеспечить наиболее быстрое и гармоничное влияние на формирование личностных качеств ребенка. Для оказания образовательной помощи родителям, активизации их внимания к вопросам развития личности ребенка использовались следующие формы работы:
Анкетирование родителей с целью привлечения внимания к тому какую роль играет развитие логического мышления в жизни ребенка- дошкольника.
Рубрики в родительских уголках, в которых освещались проблемы развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста;
Родительское собрание: Мастер – класс: «Играем в шашки»;
Конкурсы для родителей: выставка поделок «В мире шашек», создание семейных газет «Как мы проводим отдых с пользой для ума».
III этап. Контрольный (контрольная диагностика 2022 г.) – проверка эффективности разработанной программы.
Для определения эффективности проделанной работы, был использован тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе.
После проведения занятий кружка «Веселые шашки» по обучению детей игре в шашки, мной была проведена диагностика с целью определения уровня сформированности умений играть в шашки. По результатам диагностики, проведенной в 2022 году, 90% детей, посещающих кружок, имеют высокий уровень сформированных умений играть в шашки. Один ребенок (10%) имеет средний уровень.
Сравнительный анализ результатов диагностики за 2020 и 2022 год показал, что все дети, посещающие кружок, в достаточной мере овладели основами шашечной игры. Девять детей (90%), как мы видим, изучили основы на высшем уровне. Из них 70% детей практически с нуля изучили науку «шашечного королевства». Результаты сравнительного анализа представлены ниже на диаграмме (рисунок 4).
Рис. 4 Сравнительный анализ результатов диагностики (2020, 2022 г.)
Далее, с целью определения эффективности проделанной работы, был использован диагностический материал для определения у детей уровня логического мышления.
Проведя сравнительный анализ уровней развития логического мышления детей экспериментальной и контрольной групп (рис. 5) на контрольном этапе эксперимента, можно сделать вывод, что в экспериментальной группе не выявлено ни одного ребенка с низким уровнем развития логического мышления. В контрольной группе количество таких детей снизилось до двух (20%). В экспериментальной группе у детей преобладает высокий уровень развития мышления – 8 детей (80%).В контрольной группе также есть дети с высоко развитой логикой – 2 ребенка (20%). Остальные дети имеют средний уровень.
Рис. 5 Сравнительный анализ уровней развития логического мышления детей экспериментальной и контрольной групп (2022 г.)
Исходя из полученных данных, можно проследить динамику развития логического мышления каждой группы и провести сравнительный анализ. (рис.6)
Рис. 6 Сравнительный анализ экспериментальной и контрольной групп детей на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
Таким образом, сравнительный анализ экспериментальной и контрольной групп детей по результатам диагностического обследования, проведенного на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, показал, что в обеих группах уровень развития логического мышления возрос. В экспериментальной группе не стало детей с низким уровнем развития логики, то в контрольной их число сократилось до двух (20%).Да и общее количество детей с высоким уровнем развития логического мышления больше в экспериментальной группе. В экспериментальной группе восемь детей (80%), а в контрольной – два ребенка(20%).
Отсюда можно сделать вывод, что рост уровня логического мышления детей осуществляется в обеих группах, однако в экспериментальной группе он происходит более интенсивно. Эти данные позволяют сделать вывод, что программа систематических занятий по обучению игре в шашки способствует более эффективному развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Заключение.
Предварительно выдвинутая нами гипотеза: развитие логического мышления у детей в ДОУ будет эффективнее, если систематически проводить занятия по обучению детей игре в шашки, подтвердилась.
Мой опыт работы имеет теоретическую и практическую значимость.
Теоретическая значимость: в работе проанализирован, обобщен, систематизирован научный материал по проблеме формирования логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования. Результаты, полученные в исследовании, дают возможность утверждать, что программа систематических занятий по обучению игре в шашки способствовала более эффективному развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Сравнительный анализ результатов исследований до и после обучающих воздействий посредством организации кружковой работы «Веселые игралочки», свидетельствуют об эффективности проведенной работы, в результате которой у детей экспериментальной группы произошли значительные изменения в развитии логических приемов мышления. Во-первых, увеличилось количество детей с высоким уровнем сформированности логических приемов мышления. Во-вторых, не выявлено детей с низким уровнем логики.
Кроме того, процесс обучения азам шашечной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы), учит ребенка предвидеть результаты своей деятельности, содействует формированию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, собранность.
Список литературы:
1. А. Г. Маслаков. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001. - 518 с.
2. Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с.
3. В. А. Смирнова. Вопросы мышления детей: Питер, 1962 . - 245 с. Ленингр. гос. пединститут. Учебные записки т. 233
4. Волчек А.А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с.
5. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с.
6. Е. Агаева Формирование элементов логического мышления: старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. - 1981. - № 1. - с. 38-40
7. Е. В. Доценко. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях, - Изд-во: Волгоград Учитель, 2012. - 297 с.
8. . Немов. Р. С Психология. В 3-х кн. Кн. 1,. Общие основы психологии. - М.: Владос, 2000 - 575 с.
9. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. Высш. Пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами психологической статистики. – 640 с.
10. Омельченко Н. С., Казаков И. С. Развитие логического мышления у старших дошкольников // Молодой ученый. — 2016. — №9.3. — С. 20-22.
11. Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.
12. С. Мисуна. Развиваем логическое мышление //Дошкольное воспитание. -2005 - № 8 - 48-52 с.
13. Справочник старшего воспитателя. № 8\август 2011)
14. Шашки для детей/ В.К.Погрибной, В.Я.Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с.
15. Ю. А. Афонькина, Г. А. Урунтаева. Практикум по дошкольной психологии. - М.: Академия, 2000 - 304 с.
10