МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ – САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 153 Г. ДОНЕЦКА»
ДОКЛАД
на тему: « Обучение детей дошкольного возраста технике декоративного рисования (хохлома)»
Подготовила
воспитатель высшей категории
Горлова Валентина Владимировна
г. Донецк, 2022 г.
В дошкольном учреждении рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида:
- рисование отдельных предметов;
- сюжетное и декоративное рисование.
Каждому из них свойственны специфические задачи , которые определяют программный материал и содержание работы.
Основная задача обучения рисованию – помочь детям познать окружающую действительность, развить наблюдательность, воспитать чувство прекрасного, обучить приёмам изображения, формировать творческие способности доступными для данного возраста изобразительными средствами.
Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности. Сегодня мы поговорим об одном виде декоративного рисования – хохломской росписи. Это рисование разных орнаментов с помощью красок, карандашей на листе бумаги, объёмных изделий из глины, дерева ,папье-маше. Встаёт вопрос: « А зачем в детском саду декоративное рисование?» Декоративно-прикладное искусство относится к фольклору, а слово «фольклор» трактуется как народное творчество, народная мудрость, опыт. В настоящее время современный человек утрачивает связь с народными корнями. Возрождение необходимо. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, (задача актуальная сегодня) не может быть решена без глубокого познания и освоения народной культуры. И этот процесс надо начинать как можно раньше , поэтому на сегодняшний день не теряет своего значения такой вид изобразительной деятельности как декоративное рисование, конкретнее искусство росписи бытовых и декоративных предметов, сформировавшихся на русской земле. Одним из видов такой росписи является знаменитая хохломская роспись.
Что такое хохломская роспись? Это старинный (вторая половина XVII века) русский народный промысел, родившийся в округе Нижнего Новгорода. Он является одним из наиболее известных видов русской народной живописи. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным , а также изредка зелёным цветом по золотому фону. Красный, чёрный, золотой и зелёный – цвета хохломы. Для оживления узора допускается немного белого и коричневого.
Хохлома близка детям красочностью и яркостью, простотой композиции, заставляет увидеть прекрасное вокруг себя, так как элементы росписи взяты из природы (травка, цветы, ягоды, птицы ). Современный хохломской орнамент характеризуется, прежде всего как растительный. Хохломская роспись - это и удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности детям. Познавая красоту , ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых появляются глубокие чувства: радости, восхищения, восторга "я также смогу". Особенно это относится к детям старшего дошкольного возраста.
Существует два типа художественной хохломской росписи:
верховая (когда сначала закрашивают фон, а сверху остаётся рисунок);
"под фон» (сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной или красной краской ).
При этом способе листья, цветы или птицы выделяются на этом фоне в виде золотых силуэтов, т.е. золотистый рисунок на цветном фоне. Но обычно эти два вида росписи переплетаются в одном изделии
Кроме того существуют разные виды орнамента в хохломской росписи:
растительный или травный,
геометрический и зооморфный.
Растительный вид - это различные элементы как травка , цветы, кустики, листочки, ягоды.
Геометрический - это « пряник ». Обычно, внутри чашки или блюда, геометрическая фигура (квадрат или ромб) , покрашенный травкой или ягодами, цветами.
Зооморфный - это использование для рисования « птиц , рыб, зверей» Изображение птиц - широко распространённый мотив в народном искусстве. В большинстве народных промыслов это тема просматривается. Не является исключением и хохломская роспись. Многие вещи украшены сказочными « жар-птицами».
Задачами знакомства с хохломской росписью является:
Приобщить и расширить кругозор о происхождении хохломской росписи
Учить элементарным приёмам изображение узоров хохломской росписью.
Формировать навыки технического исполнения хохломской росписи.
Развивать интерес, воспитывать уважение к культурному прошлому и чувство гордости .
Для того, чтобы начать знакомить детей техникой изображения элементов, воспитатель должен сам хорошо знать об истории возникновения росписи, приёмах и методах обучения. В настоящее время существует много программ и методик обучения дошкольников хохломской росписи. Разработкой этих методик по ознакомлению и обучению Хохломской росписи занимаются многие специалисты, педагоги, такие как А.В. Бакушинский , Н.А. Горяева, Л.В. Шевчук, Н.П. Сакулина, А. Мелик-Пашаев, Т.С. Комарова и другие .
Начинать ознакомление надо с техники простейших элементов хохломской росписи, которые вполне доступны детям дошкольного возраста.
« Осочки » - самый простой элемент узора. Он выполняется лёгким движением кончика кисти сверху вниз.
« Травинки » -это мазки с небольшим плавным утолщением. Это неизменный элемент любого узора хохломской росписи . Иногда весь узор состоит только из травки, расположенной на извилистой линии, которая называется «криуль». Это самый базовый узор: чуть выгнутая в бок линия, максимальный нажим кисти в середине, у краев сходит «на нет».
«Капельки» рисуются приёмом прикладывания кисти к бумаге. На этом элементе хорошо тренировать нажим: кисть ставится основанием ворса, после чего проворачивается на 180° и начинает осторожно сниматься с поверхности, одновременно с этим её нужно потянуть вперед.
«Усики» рисуют в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.
« Завиток» выполняется с легким нажимом в середине элемента. Это более сложный элемент. Нажим кисти иногда не изменяется, остаётся одинаковым по всей протяжённости узора, линия скручивается улиткой.
« Листочек» самый простой способ выполнить этот узор - вывести из зеркально отражающиеся травинки, выгнутые наружу, после чего заполнить внутреннюю пустоту тем же цветом или примакиванием. Парные или тройные листочки называют « сестрички» .
« Кустик» представляет собой собранные веером капельки, в основании которых ставится маленькая точка кончиком кисти. Это наиболее сложный элемент. Кустик выполняется обычно в два цвета: чёрным и красным.
После освоения этих элементов рекомендовано попробовать «ягодные» элементы - для них нужен штамп, который изготавливается самостоятельно.
При выполнении травного вида хохломской росписи, нужно соблюдать следующую последовательность: сначала наводится ведущий стебель « криуль» или «древко» (дерево жизни). Затем по обе стороны криуля чередующимися мазками наносятся « осочки», «травинки» , «капельки», «усики», «завитки». М Могут также располагаться маленькие «ягодки» ( брусничка, смородина, рябина), которые рисуют печаткой - тычком, а большие ягоды – (крыжовник малина, клубника) – кистью.
Методика обучения технике хохломской росписи предусматривает комплекс дидактических тенденций, включающих обучающую систему занятий, ознакомление с ремеслом хохломских мастеров, творческими принципами хохломской росписи. Очень важно практическое выполнение детьми элементов, мотивов и композиций хохломского орнамента, а также как логическое завершение - воплощение их в материале. Последовательность изучения техники хохломского народного орнамента должно быть строго продумано, систематизировано с учетом возрастных особенностей.
Принято считать , что детей дошкольного возраста знакомить с хохломой надо с 5 лет. т.е. старшем возрасте. Однако многие педагоги рекомендуют начинать постепенно с трёх лет: в развивающей предметно-пространственной среде поместить предметы с орнаментом хохломы (детские стульчики, столы, кроватки для кукол, игровая посуда и так далее).
А вот во второй младшей группе можно использовать ватные палочки, пальчики, штампы для рисования ягод – смородинок, рябинок и других. Ребёнок не только любуется произведениями народных мастеров, но и участвует в творческой работе, познаёт виды народного узора. Главное внимание уделяется мотивам травного или растительного вида, так как этот древний вид росписи - символ вечно меняющихся сил природы, гимн торжества жизни и света на земле.
Дети второй младшей группы к концу года учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними ритмично повторяющиеся мазки и точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется.
« Мазок» - самый лёгкий для исполнения декоративный элемент, так как он не требует особо точных движений и получается легким прикладыванием кисти к бумаге. Поэтому сначала узор включают мазки, а потом точки.
« Точка» требует овладения новым приемом работы кистью.
« Кисть» при этом держится вертикально, чтобы касаться бумаги концом кисти. Композиция первых рисунков самая простая: ритмичное повторение одного и того же элемента.
Чередование - более сложный композиционный приём. Детям средней группы доступно чередование двух элементов - по форме или по цвету. Однако следует заметить, что научить детей этому приёму не просто.
Детям 5 года жизни можно поставить более сложные задачи. В начале закрепляют умения, приобретённые в средней группе, но это не простое повторение. Уже чаще применяют принцип чередования простейших элементов. Можно выполнить два - три элемента. Учатся использовать разнообразные формы (толстые, тонкие линии, мазки, точки) и более сложные - растительные формы (листочки, травинки, завитки). Детям показывают новый приём рисования кистью – прикладывание к бумаге кисти плашмя. Получение отпечатка в форме лепестка хороши в узоре из листьев и цветов.
Учим соединять два приёма рисования элементов хохломской росписи: концом кисти и приманивания ( кустики, травка, ягодка ,кудрявые ветки) . Однако следует заметить ,что научить детей рисовать эти элементы не просто. Ребёнок должен научиться примакивать кистью аккуратно, последовательно, ставить кисть иначе, то есть в разное положение (листик).
В старшей и подготовительной группе усложняется понятие о симметрии. Знакомятся с зеркальным отражением, где часть узора меняет своё положение. Педагог должен учить детей по образцам, рисовать завитки и остальные элементарные элементы, сочетать крупные и мелкие формы, украшать их мелким травчатым узором, использовать цвета в определённом сочетании, свойственной этой росписи. В подготовительной группе можно использовать карандаши, так как в младшей группе дети не могут достигнуть в рисунке карандашами нужного эффекта. Технические трудности в аккуратной равномерной штриховке отняли бы слишком много времени и сил у детей. В декоративном рисовании во всех группах используется только гуашь, которая позволяет наносить цвет на цвет.
Педагогами должен использоваться принцип постепенности. Должна присутствовать определённая логика и последовательность - принцип от простого к сложному, постепенному нарастанию сложности в освоении технических приёмов и навыков в работе. Таким образом, перед педагогом стоят следующие задачи: развивать чувство композиции, связи с построением узора на различных формах, развивать чувство цвета, развивать способности различать стили в декоративном искусстве , использовать их отдельные элементы в своём творчестве, совершенствовать технические навыки в рисовании кистью и карандашом, видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, ясно представлять себе, что такое ритм, симметрия, без чего декоративное рисование не может существовать.
Очень важен в этом процессе рассказ воспитателя. Рассказ, изложенный по всем правилам, способен заинтересовать детей, вызвать чувство гордости народными мастерами, желание владеть приёмами хохломской росписи. Педагог должен овладеть приёмами обучения технике хохломской росписи:
рассматривание подлинных изделий, иллюстрацияй альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и других наглядных пособий;
беседа, использование художественного слова, указания, пояснения, самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий,;
использование различных инструментов и материалов для изображения;
убеждения, поощрения.
Методы обучения технике:
одномоментности, обследования, наглядности, словесный, практический, эвристический, частично-поисковый, проблемно-мотивационный, метод "подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе), сотворчество, мотивационной, жест руки (ребёнок показывает элементы узора, дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковый по форме, по цвету);
проведение сопоставления и сравнения;
метод тематических и творческих заданий (весёлые узоры , цветущий сад сказочные птицы, волшебный конь и так далее);
создание игровой ситуации, сравнение двух элементов узора, композиция, использование движения руки для рисования элементов узора, расположение на листе бумаги, последовательность заполнения формы. Для этого используется лист бумаги для упражнения рисования элемента. Впоследствии он может не использоваться. Использовать его по желанию. Изображения навыков элементов для 4-5 лет и наиболее сложным для детей 5-7 лет использование фланелеграфе для обучения композиции расположение узоров, поиском вариантов построения. Проговаривание последовательности работы, название элементов узора, действия, например, завиток ведём верх, потом вниз и так далее. Обучение техники рисования помогает выработке мелких ритмических движений, быстроте создания узора.
Методические рекомендации:
важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками составления узора по мотивам хохломской росписи необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольников. Ознакомление с декоративным рисунком осуществляется в трёх возрастных группах: в средней ,старшей ,подготовительной. С возрастом расширяются содержание, усложняются элементы, их украшения, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности. В средней группе необходимо познакомиться с изделиями хохломской росписи, в старших группах используется изображение изделий с растительным узором .
Выводы.
Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, и развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность. Декоративно - прикладное искусство является источником творческой деятельности.
Знакомство детей с декоративно прикладным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида. Выполняя работы по мотивам народного орнамента, дети учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приемы творческих импровизированных декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, формы величины, положение элементов на плоскости предметов. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребёнка, прививается любовь к родному краю. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
В результате дети увлекаются работой, находят новый, оригинальный способ выполнения задания, новое решение художественного образа. От этой работы дети получают большое эмоциональное удовлетворение, потому что детский рисунок приобретает нарядный праздничный вид и выглядит эстетически привлекательно. В итоге работа была организована, так что дети смогли свободно общаться друг другом и с взрослыми. Высказывать своё мнение, выслушивать друг друга, обмениваться впечатлениями.
ЛИТЕРАТУРА
Антонов, В.П. Альбом «Народные художественные промыслы России». - М.: -2005.-200с
Арбат, Ю. А. Русская народная роспись по дереву М.: Наука,- 2011.- 35с
Орлова Л.В.»Рабочая тетрадь по основам народного искусства - Хохломская роспись». М, Мозаика-синтез.-45с.
Емельянова, Т.И. Золотая Хохлома. Альбом. – М. Интербук-бизнес, 2009.-300с.
Неменский, Б.М и др. Изобразительное искусство и художественный труд 14.
Орлова, Л.В. Рабочая тетрадь «Хохломская роспись». - М.: Мозаика –Синтез, -2010.-50с.
Корчинова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях - Ростов – на – Дону «Феникс» - 2002г.-115с.
Косогоров Л.В. Основы декоративно-прикладного искусства : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л. В. Косогорова, Л. В. Неретива., — М.: Издательский центр «Академия»,- 2012. — 224 с.: ил, с. цв. вкл. — Сер. ( Бакалавриат).-200с.
Кравчунас, Б. К. Детское рисование как художественное творчество/Б.К.Кравчунас.-М.: 2002.-125с.
Орлова, Л.В. Рабочая тетрадь «Хохломская роспись». - М.: Мозаика –Синтез, -2010.- 50с