СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение детей дзюдо игровым методом в школе.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение детей дзюдо игровым методом в школе.

Просмотр содержимого документа
«Обучение детей дзюдо игровым методом в школе.»

В физкультурно–оздоровительных группах дзюдоистов первого года обучения особое внимание уделяется развитию общей физической подготовки,координации, быстроты реакции наряду с освоением технико-тактических элементов ведения борьбы.

Уточнение соответствующих средств и методов развития двигательных способностей должно позволить значительно повысить рост спортивных результатов. Особенно важно это в детском и юношеском возрасте, т.к. именно в этот период закладывается прочный фундамент основных двигательных умений и навыков. В тренировочных занятиях с юными дзюдоистами решаются следующие задачи:

а) освоение занимающимися доступных им знаний в области физической культуры и дзюдо, увеличение умений и навыков в беге, прыжках, бросках и ловле мяча, метаниях, лазании, выполнении гимнастических упражнений;

б) формирование основ техники дзюдо — перемещения, захваты, специально-подготовительные упражнения, их закрепление и совершенствование;

в) содействие гармоничному формированию растущего организма, укреплению здоровья, всестороннему воспитанию физических качеств, преимущественно скоростных, скоростно-силовых способностей, общей выносливости и гибкости.

Физическое воспитание и спортивная тренировка – это специализированные формы управления развитием способностей и свойств человека посредством освоения культуры двигательной деятельности. Соответственно их содержание, состав задач и целей, средств, методов и технологий должны дифференцироваться по этим сторонам и уровням развития.

Целью учебно-тренировочной деятельности является подготовка к соревнованиям, направленная на достижение максимально возможного для дзюдоиста уровня подготовленности, соответствующего запланированному соревновательному результату.

Практическая деятельность тренеров работающих с детьми часто не соответствует целям и задачам, стоящим перед начальными этапами многолетней подготовки, конкретная направленность, которых определена в теории юношеского спорта. Одни тренеры допускают это из-за желания быстрее получить результат, у других, особенно начинающих свой путь наставника в спорте, отсутствует практический опыт или он очень мал, третьи, в течении многих лет занятий с детьми постепенно ограничили круг тренировочных заданий однообразными и узкоспециализированными упражнениями. Результатом выше названной деятельности, как правило, становится:

  • ранняя специализация - выполнение больших объёмов специальных упражнений не соответствующих возрастным особенностям юного спортсмена;

  • форсированная техническая и тактическая подготовка - юные борцы не осваивают в необходимом объеме технические и тактические действия, того что должно было бы способствовать в дальнейшем, на следующих этапах многолетней тренировки, более эффективной подготовки

Уровень физической подготовки определяет способность дзюдоиста адаптироваться к высоким нагрузкам, способствует восстановлению в наиболее короткий срок спортивной формы, стабильному сохранению тренированности, сокращению восстановительного периода при выполнении отдельных упражнений во время тренировочных занятий и при тренировках в целом.

Все упражнения ОФП по их направленности эффекту можно подразделить на две группы – косвенного и прямого влияния. Первые повышают работоспособность организма, обеспечивают слаженность функций его систем. (Пример: кроссовый бег). Общеразвивающие упражнения прямого действия направлены непосредственно на улучшение физической подготовленности в избранном виде легкой атлетике. Эти упражнения должны быть схожими по координации и характеру нервно-мышечных напряжений с движениями или действиями, характерными для избранного вида. Специальная физическая подготовка (СФП) направлена на высокое развитие всех органов и систем, всех функциональных возможностей организма спортсмена.

Таким образом, уровень развития физических способностей находится в прямой зависимости от согласованности соматических и вегетативных функций. Физические качества испытывают в своем развитии различное влияние генетических факторов. Сильному контролю со стороны генотипа подвержены: быстрота движений, мышечная сила и, особенно, выносливость. Ряд исследований свидетельствует, что детский возраст является важным этапом многолетнего физического воспитания благоприятным для начала спортивной подготовки. Систематические занятия оказывают мощное воздействие на развитие двигательных способностей в детском и подростковом возрасте. В отличие от сверстников, двигательная активность которых ограничиваются занятиями на уроках физической культуры, у юных спортсменов развитие физических качеств, происходит более гармонично и на значительно более высоком уровне .

Тренировочные занятия, направленные на освоение и овладение технико-тактическим мастерством, сами по себе развивают физические качества, но этого недостаточно. Дзюдоист должен круглогодично заниматься совершенствованием физических способностей, уделяя особое внимание слабым звеньям в своей подготовке.

Искусство тренировки борца заключается в том, чтобы умело сочетать на тренировочных занятиях упражнения, развивающие физические качества, с упражнениями на совершенствование техники .

Физические способности развиваются в процессе деятельности, требующей не только их проявления, но и определенного режима ее выполнения. Под режимом подразумевается точно установленный порядок чередования работы, связанной с выполнением каких-либо физических упражнений и интервалов отдыха между ними в рамках одного занятия или в системе занятий. Важную роль в построении нужных режимов, прежде всего, играют фазовые колебания работоспособности человека. В процессе выполнения физических упражнений уровень работоспособности понижается, а при отдыхе работоспособность восстанавливается.

Неравномерность развития означает, что степень прироста показателей физических способностей на одних этапах может быть более значительной, чем на других. Это справедливо как для небольших периодов времени (к примеру, для нескольких недель, месяцев занятий), так и для всего процесса развития (скажем, для нескольких лет занятий). Как правило, наибольший прирост физических способностей наблюдается в начальный период занятий физическими упражнениями. С повышением уровня развития какой-либо способности темпы ее прироста уменьшаются. Поскольку развитие физических способностей связано с уменьшением темпов их прироста, то на каждом последующем этапе развития для достижения необходимых сдвигов требуется все больше времени.

Специальные исследования и практический опыт показывают, что в определенные возрастные периоды жизни человека имеются благоприятные возможности для воздействия на развитие способностей, так как темпы прироста некоторых из них будут более высокими, чем в иные возрастные этапы. Эти периоды обычно называют сенситивными (чувствительными) или критическими, потому что они играют особую роль в развитии организма.

Установлено, что наибольший эффект физического воспитания в развитии отдельных способностей достигается в период их бурного естественного развития. Эффективность педагогических воздействий в другие воз­растные периоды для данной способности может быть нейтральной или даже отрицательной. Поэтому при совершенствовании конкретных физических способностей очень важно не упустить наиболее благоприятные возрастные периоды, поскольку впоследствии сделать это будет намного сложнее.

Спортивная борьба предъявляет высокие требования к уровню развития физических качеств. Борцы считают мышечное чувство, взрывную силу, скорость реакции, координированность, выносливость, быстроту, силовую выносливость; основными-ловкость, гибкость, скоростную силу, стартовую скорость, максимальную силу; дополнительными-статическую силу.

а) Упражнения с отягощением — массой собственного тела эффективно воздействуют на развитие собственно силовых способностей у дзюдоистов 12–14-летнего возраста (подтягивания, отжимания) и взрывной силы (прыжки, метания).

б) Упражнения с отягощением — весом предметов (набивные мячи, гантели) рекомендуется применять для повышения силы мышц, участвующих в выполнении специфических упражнений дзюдо (имитация бросков, уходов с удержаний).

в) Упражнения в преодолении сопротивления эластичных предметов (жгутов, эспандеров) или перетягивание каната (полотна) укрепляют мышцы по всей амплитуде движений дзюдоистов. В зависимости от количества повторений они воздействуют на собственно-силовые способности (5–6 повторений в одном подходе), на скоростно-силовые способности (8–10 повторений в одном подходе), на силовую выносливость (больше 20 повторений в одном подходе).

г) Упражнения в преодолении сопротивления партнера развивают у дзюдоистов силу в тренировочных условиях, максимально приближенных к соревновательной деятельности: противоборство в захватах, выполнение упражнений в партере и стойке с партнером большего веса (на 3–5 кг). При выполнении таких упражнений необходимо точно дозировать нагрузку.

д) Упражнения в самосопротивлении вызывают одновременное напряжение мышц антагонистов и синергистов определенного сустава (статический режим работы); дзюдоистами может выполняться медленное, напряженное движение по всей его амплитуде, при этом одна группа мышц работает в преодолевающем режиме, а другая группа — в уступающем. Таким способом совершенствуется имитация приемов и внутримышечная координация, увеличивается масса работающих мышц. Применение упражнений в самосопротивлении является дополнительным средством силовой подготовки дзюдоистов.

Быстрота движений человека зависит от его природных способностей. Основа этих способностей заложена в центральной нервной системе и в значительной степени определяется быстротой нервных процессов движений спортсмена .

В дзюдо чаще всего приходится встречаться с комплексным проявлением скоростных качеств. Так, продолжительность выполнения спортсменом каких-либо технических действий зависит от времени реакции и быстроты выполнения одиночных движений. Наибольшее практическое значение в связи с этим имеет быстрота выполнения целостного движения, а не его элементарных форм. Однако скорость сложного движения обусловлена не только уровнем развития скоростных качеств, но и другими факторами. Например, частота выполнения бросков в дзюдо зависит от структуры выполняемого технического действия, дистанции, с которой производятся броски, степени сопротивления партнера и т.п.

У занимающихся дзюдо от 11–12 до 14–15 лет (девушки) и до 15–16 лет (юноши) наблюдаются высокие темпы прироста скорости выполнения ациклических и циклических движений.

В процессе повышения скоростных способностей применяют скоростные упражнения — относительно простые и хорошо освоенные упражнения, выполняемые с околопредельной и предельной скоростью.

Специальная выносливость у юных дзюдоистов развивается на фундаменте общей выносливости. У дзюдоистов 10–12 лет специальная выносливость может повышаться путем применения круговой тренировки (проводимой по типу непрерывного длительного упражнения с использованием специальных упражнений дзюдо ациклического характера (имитационных).

Основные методы развития координационных способностей — игровой, соревновательный, повторный (с интервалами отдыха до полного восстановления).

присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.

Двухсторонняя игра - основное средство комплексного со­вершенствования. В ней объединяются достоинства как игрового, так и непосредственно соревновательного метода. Двухсторонняя игра представляет собой важнейшую дидактическую форму овладения игровой деятельностью.

Двухстороннюю игру можно использовать в виде:

1) упро­щенной,

2) учебной и

3) соревновательной.

Упрощенные игры применяются, прежде всего, с детьми. Они помогают возбудить у них интерес и приобрести началь­ные знания и умения. Упрощение осуществляется преимущест­венно изменением правил, из которых исключаются наиболее сложные, требующие длительного специального изучения .К вариантам учебных можно отнести и так называемую сво­бодную игру, открывающую возможности для неограниченного игрового творчества, выражающегося в использовании изучен­ных элементов в самых разнообразных сочетаниях и в различных ситуациях.

В игре представляется возможность проявлять самостоятельность в выборе способа выполнения действия, находчивость, смекалку, выдержку и т.д.

Эффективность подвижных игр для решения задач физического воспитания во многом зависит от условий их проведения - эмоциональной насыщенности, разнообразия двигательного содержания.

Свободу действий ребенок реализует в играх, которые являются ведущим методом формирования общей физической культуры. Глу­бокий смысл игры — в их полноценной роли в физичес­кой и духовной жизни, существующей в истории и культуре каж­дого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспита­тельным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка (в игре он упражняется в самых разнообразных движениях, необходимых ему в дальнейшей жизнедеятельности: беге, прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т. д.)

Большое количество движений активизирует дыхание, кро­вообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровитель­ный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.

Чрезвычайно важно учитывать роль растущего напряжения, радости, сильных переживаний и незатухающего интереса к ре­зультатам игры, которые испытывает ребенок. Увлеченность ре­бенка игрой не только мобилизует его физиологические ресурсы, но и улучшает результативность движений. Игра является незаме­нимым средством совершенствования движений, развивая их, спо­собствуя формированию быстроты, силы, выносливости, коорди­нации движений. В некоторых разновидностях подвижной игры, как деятельности творческой, ничто не сковывает свободу действий ребенка, в ней он раскован и свободен.



1. «Вызов номеров».

Подготовка: каждая группа рассчитывается по порядку номеров. Ведущий громко называет число. Игрок под этим номером из каждой команды сразу же стартует, пробегает обозначенную дистанцию и возвращается на своё место.

Описание игры: группы выстраиваются в колоны по одному рядом. По сигналу нужно пробежать до отметки поворота.

2. «Волки и овцы».

Подготовка: назначается водящий, он располагается в середине площадки. Все остальные – свободные игроки занимают место на противоположной стороне поля.

Описание игры: свободные игроки-«овцы», стараются перебежать на другую сторону площадки, стараясь убежать от «волка».

В это время контрольная группа выполняет пробегания по прямой столько же раз.

Среда: игры направленные на развитие силы.

Методические указания к проведению: обеспечить привлечение внимания занимающихся к проявлению силы и силовой выносливости; при этом следить, чтобы соперницы в парах существенно не отличались по уровню силы.

1. «Перетягивание».

Подготовка: по два занимающихся стоят в круге диаметром 2-4 м, взяв один другого за правую или левую руку.

Описание игры: каждый старается перетянуть соперника за линию позади себя.

В это время контрольная группа выполняет подтягивания на низкой перекладине.

2. « Кто сильнее ».

Подготовка: по два игрока стоят между двумя чертами, проведенными 2-4 м одна от другой, уперевшись друг другу в предплечья.

Описание игры: каждый старается вытолкнуть соперника за его линию.

Варианты:

  • игроки стоят спиной к друг другу, сцепившись руками, полусогнутыми в локтях;

  • игроки сидят спиной к друг другу;

  • игроки занимают положение в упоре лежа, упираясь в друг друга правым или левым плечом.

В это время контрольная группа выполняет сгибание и разгибание в упоре лежа.

Пятница: игры направленные на развитие выносливости.

Методические указания к проведению: обеспечить длительное участие занимающихся в игре при сниженной интенсивности и отсутствии перерывов игре, ЧСС на уровне 120-130 уд/мин.

1. «Выбивалы».

Подготовка: игроки делятся на две команды. Одна команда располагается на одной половине площадки, а вторая на другой.

Описание игры: каждая команда старается выбить мячом игроков другой команды, разыгрывая, мяч между собой.

2.«Регби».

Подготовка: на площадке две команды по 5 человек, 6-й в воротах.

Описание игры: мяч устанавливается в центре. Обе команды стараются за мячом от линии своих ворот. Каждая команда старается доставить мяч за линию ворот соперника.

В это время контрольная группа выполняет бег в медленном темпе, столько времени сколько длится игра.

Понедельник: Игры, направленные на развитие координации движений.

Методические указания к проведению: обеспечить привлечение внимания занимающихся к нестандартным двигательным решениям в игровой ситуации; обеспечить частую смену игр для предотвращения выработки стереотипа в игре.

1. «Рыболовная верша»

Игроки становятся в круг; держась за руки, они образуют «рыболовную вершу». Два игрока - «рыбы» входят в круг.

По сигналу они пытаются выбраться из «верши», пройдя под руками своих товарищей или перепрыгивая. В свою очередь, эти игроки стараются помешать «рыбам»: они могут сближаться, опускать руки, приседать. Если одной из «рыб» удастся проскочить, заменяют обоих игроков.

Примечание: избегать грубых приемов.

2.«Тигробол».

Подготовка: игроки образуют круг 8 м, несколько «тигров» находятся в середине круга.

Описание игры: занимающиеся разыгрывают мяч между собой, «тигры» стараются коснуться мяча. Кто позволил «тигру» коснуться мяча становится на его место.

В это время контрольная группа бежит в медленном темпе по кругу, по сигналу (хлопку) тренера меняет направление бега на 180 градусов, 2 хлопка прыжком на 360 градусов и бежит дальше.

Среда: игры, направленные на развитие скоростно-силовых способностей.

Методические указания к проведению: обеспечить привлечение внимания занимающихся к качеству выполнению метательных движений.

1.«Кто дальше»

Подготовка: занимающиеся становятся на лицевой линии площадки с набивными мячами.

Описание игры: каждый занимающийся берёт набивной мяч (масса 1-2 кг), и.п.- мяч сзади за спиной, резко накланяясь вперед и поднимая руки назад- вверх резко выбросить мяч через голову.

Выигрывает тот, кто дальше бросит.

Вариант бросков:

а) снизу двумя руками;

б) сверху из-за головы двумя руками;

в) с боку (справа или слева) двумя руками, стоя в полоборота к направлению броска;

г) одной рукой снизу;

д) одной рукой сбоку;

е) одной рукой сверху.

Условия выполнения задания те же.

2. «Эстафета с мячом»

Игроки разбиваются на команды и выстраиваются за стартовой линией.

С другой стороны площадки начерчена линия финиша.

Все первые номера держат в руке набивной мяч; по сигналу они бегут к линии финиша, поворачивая, катят набивной мяч ко второму номеру, который, в свою очередь, пересекает площадку и катит мяч к третьему номеру и т.д. до последнего игрока. Сыграть еще раз, подавая мяч левой рукой.

Примечание: если расстояние не очень большое, ребята постарше могут катить набивной мяч ногой.

Контрольная группа выполняет броски набивных мячей.

Пятница: игры, направленные на развитие выносливости.

То же, что и в предыдущей пятнице.

Особенностью данной работы является то, что мы решили разделить развитие двигательных качеств по определенным дням двухнедельного цикла. В один из дней проводились игры, направленные на преимущественное проявление быстроты, в другой – на проявление преимущественно силовых способностей, в третий - преимущественно выносливости (1 неделя), четвертый – преимущественно координации, пятый – скоростно-силовых и шестой - преимущественно выносливости (2 неделя). Контрольная группа выполняла схожие по структуре упражнения в течении 20 минут, но не в игровой форме, а используя повторный метод.

В конце педагогического эксперимента испытуемым были предложены контрольные испытания, определяющие уровень физической подготовленности. Проводился полный анализ и обобщение полученных результатов исследования.