СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение элементам динамического осознанного чтения в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обучение элементам динамического осознанного чтения в начальной школе.»

Обучение элементам динамического осознанного

чтения в начальной школе.



Этапы

Содержание этапа

Деятельность участников

Подготовительно - организа­ционный.


Знакомство с планом работы.

План:

1. Презентация педагогического опыта учителя.

2. Представление системы учебных занятий.

3.Демонстрация эффективных приемов работы с учащимися.

4. Рефлексия: дискуссия по результатам совместной деятельности учителя и слушателей

Чтение – один из важнейших и необходимых компонентов развития речи и условие дальнейшего успешного обучения. Навыки такого чтения закладываются в начальных классах. Но нас часто не удовлетворяет техника чтения младших школьников: некоторые учащиеся не понимают смысла текста, читают медленно, затрудняются вычленить главное в тексте, мало читают художественной литературы.

-Как вы думаете почему?

Мне всегда хотелось найти ответы на вопросы, которые меня интересуют:
- как учить без принуждения;
-  как развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность в их поиске через самостоятельное чтение;
-  как сформировать  желание пополнять знания, умения и навыки.


Встраиваются в диалог, проявляют активную по­зицию.

Основная часть.

Изучив литературу, я узнала, что ответить на эти вопросы мне поможет обучение учащихся динамическому чтению.

И так, тема мастер – класса «Обучение элементам динамического осознанного чтения в начальной школе».

Цель мастер – класса: Оптимальная эффективность обучения скорочтению для успешной самореализации в выборе видов деятельности, расширения объема знаний, умений и навыков через динамическое чтение.

Для реализации данной цели занятия мастер – класса мы будем решать следующие задачи:
Дидактические: увеличение скорости чтения для получения информации и, в конечном счете, для самостоятельного приобретения знаний, посредством динамического чтения.

Развивающие:  развитие памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих возможностей и умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии.

Воспитательные: формирование самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма и определенных нравственных, эстетических и  мировоззренческих позиций.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация  к условиям среды, обучение общению.

Одним из наиболее доступных и эффективных способов увеличения скорости работы с информационным потоком и является скорочтение. Умение быстро и, главное, эффективно читать, постепенно превращается в одно из требований, необходимых в современном мире.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда ученик свободно владеет осознанным чтением, и у него развиты учебно - познавательные мотивы чтения.

- Как же научить ребёнка читать осознанно, правильно, быстро?

При умелом применении элементов динамического чтения можно намного повысить скорость чтения. – Что же такое динамическое чтение?

Динамическое чтение – качественно новый метод: читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки. При динамическом чтении ученик видит всю информацию. Это чтение глазами. Упражнения по динамическому чтению развивают одновременно внимание, память, воображение. Основное условие методики динамического чтения – работать каждый день.

Важна не длительность, а частота трениро­вочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ни­ми небольшие по объему упражнения.

Работу над динамическим чтением надо начинать с первой же недели пребывания ребёнка в школе. Вот некоторые приемы обучение динамическому чтению.

Прием №1. Для развития внимания, расширения поля зрения, словарного запаса.

Каждому ученику даётся набор картинок, где они должны показать:

  1. двумя пальцами, например, мишку и машину;

  2. тремя пальцами: мишку, машину, мячик;

  3. четырьмя пальцами: мишку, машину, мячик и куклу.

Прием №2. Этому также способствует так называемое упражнение «фотографирование».

«фотографирование» различного рода картинок, карточек, предметов. Учащиеся должны запомнить всё, что изображено на картинке - «сфотографировать». Например, я показываю иллюстрацию к сказке. Дети должны за одну секунду запомнить всё, что на ней изображено и, сказать, как называется сказка. Перед демонстрацией предупреждаю учащиеся, что они должны смотреть очень внимательно. Затем после команды «Приготовиться! Внимание!» даю команду «Фотографируем!»

Прием №3. «Чтение – разведка»

В целях обучения детей вертикальному чтению используется упражнение «Чтение – разведка». Оно заключается в том, что учащиеся на максимальной скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Таким образом, дети учатся не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить в нем главное. Используется памятка:

Памятка

1.Плотно сожми губы и зубы.

2.Поставь пальцы на начало и конец строки.

3.Просматривая текст вертикальным движением глаз, найди ответы на вопросы.


Это упражнение можно использовать на уроках русского языка. Например, разведчики находят в тексте словарные слова или слова на какое – либо правило.

На уроках математики можно предложить отыскать среди примеров пример с определенным ответом.

Прием №4. Упражнения для развития языковой догадки – антиципации.

Антиципация – предвосхищение, смысловая догадка. Антиципация основана на знании логики развития события, накопления словаря текстовых штампов, формирования чутья к фразовым стереотипам.

1.Угадывание пропущенных гласных и согласных:

М..м.. (мама) я..о..о (яблоко) у..е..и..(ученик)

Шк..л..(школа) к..рз..н..(корзина) ..а..а..а (задача)

2. Угадывание общих окончаний сгруппированных столбиками слов.

3. Подчеркнуть первое и последнее слово каждого предложения, прочесть, пытаясь понять смысл текста.

4. Прикрыть часть предложений листом бумаги, вторую часть должны угадать.

5. Угадать часть поговорок.

Итак, если каждый день использовать некоторые из приемов динамического чтения, можно выйти на уровень чтения 120 слов в минуту.

Все методы хороши, если они ведут к цели. Работа в любом направлении должна быть систематической и регулярной, тогда она может дать хороший результат.


Сегодняшний мастер – класс я проведу в форме тренировочного урока.

Я предлагаю вам разноцветные листочки, выберите какой вам понравился больше.

И так, вы разделились на возрастные группы.

Желтый цвет – 1 класс

Зеленый цвет – 2 класс

Синий цвет – 3 класс

Красный цвет – 4 класс.

Задания (для 1 класса)

Прочтите и придумайте аналогичные задания.

1. Найди лишнюю букву а о у и н э е (фотографируем)

2. Определи лишний слог на, зо, ка, ма, ра, ла (фотографируем)

3. Составь пирамиду:

Я

Он

Мак

Парк

Парик

4. Раздели слова на две группы: «овощи» и «животные»

(лиса, помидор, огурец, медведь, заяц, свёкла, собака)

5. Составь чистоговорку: за – за – за – на горе стоит коза

6. Прочти скороговорку

Жук упал, и встать не может.

Ждет он, кто ему поможет.

Задания (для 2 класса)

1. Назови буквы в алфавитном порядке

А Д Ё З Й В М Т Е Ж Г И Л К Б Н Ф Ь Ч О Р Щ Ц Х Т Ш Ъ Ю Ы П У С Э Я

2. Выяви лишнее слово (на разные правила)

Жизнь, жил, жираф, чудо, жилище

3. Раздели слова на две группы: «овощи» и «фрукты»

Персик, помидор, огурец, свёкла, яблоко, груша

4. Прочти двустишие

Марина грибы мариновала,

Марина малину перебирала.

5. Продолжи столбик слогов: на но ну за зо зу ла ло лу

Задания (для 3 класса)

1. Раздели слова на две группы «животные» и «птицы»

(лось, курица, синица, медведь, рысь, дятел, снегирь)


2. Дополни слова по подобию

мак майка Ваня

рак зайка Маня

бак гайка Таня

3.Прочти слова, полученные путем перестановки букв или

отличающиеся одной – двумя буквами (звуками):

пила – липа карп – парк

палка – лапка кукла – кулак

волос – слово ручка – круча

Задания для 4 класса

1. Узнай сказку по словам:

Откуп, дурачина, изба, терем, царица, корыто

Базар, жадность, работа, оброк.

- Кто автор этих сказок?

Подбери и запиши слова из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»

2.Прочитай скороговорку, каждый раз увеличивая темп.

На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.


3. Придумай ряд слов, начиная с одной и той же приставки, но имеющий разные корни.

Накормил, напоил _______________________________________________

Увез, уходил ___________________________________________________

Побежал, понес _________________________________________________

Послушаем группы.

Выполняют задания в со­ответствии с обозначен­ной задачей, индивиду­альное создание заду­манного. Афиширование - представление выпол­ненных работ.

Рефлексия.

Как вы думаете, для чего необходимо изучать и применять динамическое чтение?

На столах у вас лежат листочки, продолжите фразы.

Динамическое чтение развивает_________________________________________

С помощью скорочтения пополняется ____________________________________

Сегодня вы увидели не все методы и приемы по обучению скорочтению. Эту творческую мастерскую вы можете пополнить своими видами работ.

Результаты такой работы превзойдут все ваши ожидания, ваши ученики научатся:

- быстро запоминать прочитанное

- понимать основные идеи текста

- за короткое время читать большие по объемы произведения

- увеличится словарный запас учащихся

- усилится способность к концентрации

- учащиеся научатся быстро и эффективно справляться с большим количеством информации

- увеличится скорость чтения.


Наш мастер класс хотелось бы закончить пословицей: «Мир освещается солнцем, а человек знаниями». Предлагаю вам, сделать солнышко, на лучах которого вы напишите, что нового вы для себя узнали.

На этапе рефлексии предлагаю Вам ответить на следующие вопросы:

Считаете ли Вы эти приемы эффективными и почему?

Что на занятии показалось Вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения?

Спасибо за работу.

Рефлексия - активизация самооценки и самоанали­за по поводу деятельно­сти на мастер-классе.


Список использованной литературы

1.Быстрова Н.Л., (Из опыта работы), Белгород, 1995

2.КларкЛ.,Изучаемскорочтение.–World Wide Printing, Duncanville USA, 1997

3.Савинова С.В., Гугучкина Е.Е., Нестандартные уроки в начальной школе. Издательство «Учитель», 2003

4.Лазарева В.А., Литературное чтение в современной школе: дополнительные материалы к курсу лекций. – М. Педагогический Университет «Первое сентября», 2005

5.Лазарева В.А., Дополнительные материалы к лекции 4. Анализ лирических произведений. – М. Педагогический Университет «Первое сентября».