Просмотр содержимого документа
«Обучение фонетике (формирование произносительного (фонетического) навыка)»
Обучение фонетике (формирование произносительного (фонетического) навыка)
Произносительный навык – способность свободно и быстро различать и узнавать на слух фонетические явления ИЯ в чужой речи и правильно и автоматично произносить звуки ИЯ отдельно и в потоке речи, правильно интонировать.
а) аудитивные – действия и операции по узнаванию и различению отдельных фонем, слов, предложений;
б) собственно произносительные – умение правильно артикулировать звуки и соединять их в словах, словосочетаниях, предложениях.
Ритмико-интонационные навыки – навыки интонационно и ритмически правильного оформления иноязычной речи (ударение, ритм, мелодика, паузация).
Аппроксимированное произношение – приближенное к правильному артикулирование отдельных звуков, существенно не влияющее на процесс понимания.
Учащиеся должны:
Четко произносить и различать на слух звуки и звукосочетания;
Усвоить нормальный темп речи при сохранении правильного произношения; Правильно произносить предложения, соблюдая основные типы интонации;
Овладеть правилами чтения букв и буквосочетаний;
Соблюдать долготу и краткость гласных;
Соблюдать норму произнесения согласных звуков (без смягчения или оглушения);
Соблюдать норму расстановки логических ударений во фразе;
Уметь читать знаки транскрипции и соотносить их с определенными буквами и буквосочетаниями.
Подходы в обучении фонетике:
Артикуляторный подход:
Начинать обучение ИЯ следует с постановки звуков, а для этого необходим вводный фонетический курс;
Каждый звук должен быть тщательно отработан в отдельности;
Для обеспечения чистоты произношения необходимо изучить работу органов артикуляции при произнесении каждого звука;
Формирование произносительных и слуховых навыков идет раздельно.
Этапы работы со звуком:
1) Ориентировка (учащиеся внимательно знакомятся с тем, в каком положении должны быть органы артикуляции при произнесении звука);
2) Планирование (поняв суть инструкции, учащиеся должны поставить свои органы артикуляции в нужное положение);
3) Артикулирование (собственно произнесение звука);
4) Фиксирование (произнося звук, надо на некоторое время сохранить органы артикуляции в нужном положении, чтобы лучше запомнить и зафиксировать это положение);
5) Отработка звука (изучаемый звук произносится в различных комбинациях с другими звуками, в словах и словосочетаниях).
2. Акустический подход:
Упор делается на слуховое восприятие речи и ее имитацию;
Усвоение звуков идет не изолированно, а в речевом потоке, в речевых структурах и моделях;
В основе упражнений лежит повторение или имитация.
3. Дифференцированный подход:
Использование различных анализаторов для формирования всех сторон фонетического навыка;
Большое внимание уделяется аудированию, но не только аутентичной речи, но и специально адаптированной, дидактической речи учителя и дикторов, записей;
Не исключается возможность объяснения способов артикуляции звуков.
Принципы отбора материала:
Принцип соответствия принципам общения (звуки, имеющие смыслоразличительную функцию);
Стилистический отбор (стиль образцового, литературного произношения).
Этапы формирования произносительного навыка:
Начальный (автоматизация слухо-произносительного навыка, обильное чтение вслух);
Средний (поддержание сформированных навыков, использование фонетической зарядки, чтение про себя);
Старший (совершенствование навыка).
Схема последовательности действий учителя по формированию и совершенствованию произносительных навыков
1. Восприятие нового звука во фразах, словах, изолированно.
2. Выделение из ряда прослушанных слов тех, в которых содержится новый звук (путем поднятия сигнальной карточки или руки).
3. Объяснение артикуляции вводимого звука (сравнение с родным языком, другими звуками ИЯ).
4. Выполнение упражнений на артикуляционную гимнастику.
5. Произнесение вслед за учителем звука, слов, фраз с новым звуком.
6. Повторение вслед за учителем или диктором данного звука в оппозициях (глухой-звонкий, долгий-краткий, палатализованный-непалатализованный и т.д.).
7. Повторение вслед за диктором постепенно усложняющихся речевых образцов.
8. Самостоятельное произнесение данного звука учащимися.
9. Совершенствование произносительных и интонационных навыков в процессе разучивания стихов, рифмовок, скороговорок, диалогов и использование фонетических игр.
Упражнения на формирование произносительного навыка
Подготовительные\ тренировочные упражнения в восприятии:
Прослушайте ряд слов, поднимите руку (хлопните в ладоши), когда услышите слово со звуком….;
Найдите в словарном ряду из 6-8 образцов слово со звуком……;
Прослушайте пары фраз \ слов, поднимите руку, когда услышите разное содержание;
Прослушайте 2-3 фразы, скажите, сколько раз в них встретились дифтонги;
Подчеркните слова в предложении, на которые падает ударение в речи учителя;
Отметьте значком паузы в коротком тексте;
Прослушайте 2 фразы, написанные на доске, напишите транскрипцию подчеркнутых слов;
Прочитайте предложение, отметьте в нем синтагмы;
Прослушайте 2 фразы, определите, в какой и них выражается просьба \ приказание;
Прослушайте и отстучите карандашом ритм нескольких фраз.