СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение фонетике (формирование произносительного (фонетического) навыка)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Произносительный навык -способность свободно и быстро различать и узнавать на слух фонетические явления ИЯ в чужой речи правильно и автоматично произносить звуки ИЯ отдельно и в потоке речи правильно интонировать.

Просмотр содержимого документа
«Обучение фонетике (формирование произносительного (фонетического) навыка)»

Обучение фонетике (формирование произносительного (фонетического) навыка)


Произносительный навык – способность свободно и быстро различать и узнавать на слух фонетические явления ИЯ в чужой речи и правильно и автоматично произносить звуки ИЯ отдельно и в потоке речи, правильно интонировать.

  • Слухо-произносительные навыки – навыки правильного произнесения и понимания звуков в устной речи:

а) аудитивные – действия и операции по узнаванию и различению отдельных фонем, слов, предложений;

б) собственно произносительные – умение правильно артикулировать звуки и соединять их в словах, словосочетаниях, предложениях.

  • Ритмико-интонационные навыки – навыки интонационно и ритмически правильного оформления иноязычной речи (ударение, ритм, мелодика, паузация).

Аппроксимированное произношение – приближенное к правильному артикулирование отдельных звуков, существенно не влияющее на процесс понимания.

Учащиеся должны:

  • Четко произносить и различать на слух звуки и звукосочетания;

  • Усвоить нормальный темп речи при сохранении правильного произношения; Правильно произносить предложения, соблюдая основные типы интонации;

  • Овладеть правилами чтения букв и буквосочетаний;

  • Соблюдать долготу и краткость гласных;

  • Соблюдать норму произнесения согласных звуков (без смягчения или оглушения);

  • Соблюдать норму расстановки логических ударений во фразе;

  • Уметь читать знаки транскрипции и соотносить их с определенными буквами и буквосочетаниями.

Подходы в обучении фонетике:

  1. Артикуляторный подход:

  • Начинать обучение ИЯ следует с постановки звуков, а для этого необходим вводный фонетический курс;

  • Каждый звук должен быть тщательно отработан в отдельности;

  • Для обеспечения чистоты произношения необходимо изучить работу органов артикуляции при произнесении каждого звука;

  • Формирование произносительных и слуховых навыков идет раздельно.

Этапы работы со звуком:

1) Ориентировка (учащиеся внимательно знакомятся с тем, в каком положении должны быть органы артикуляции при произнесении звука);

2) Планирование (поняв суть инструкции, учащиеся должны поставить свои органы артикуляции в нужное положение);

3) Артикулирование (собственно произнесение звука);

4) Фиксирование (произнося звук, надо на некоторое время сохранить органы артикуляции в нужном положении, чтобы лучше запомнить и зафиксировать это положение);

5) Отработка звука (изучаемый звук произносится в различных комбинациях с другими звуками, в словах и словосочетаниях).

2. Акустический подход:

  • Упор делается на слуховое восприятие речи и ее имитацию;

  • Усвоение звуков идет не изолированно, а в речевом потоке, в речевых структурах и моделях;

  • В основе упражнений лежит повторение или имитация.

3. Дифференцированный подход:

  • Использование различных анализаторов для формирования всех сторон фонетического навыка;

  • Большое внимание уделяется аудированию, но не только аутентичной речи, но и специально адаптированной, дидактической речи учителя и дикторов, записей;

  • Не исключается возможность объяснения способов артикуляции звуков.

Принципы отбора материала:

  • Принцип соответствия принципам общения (звуки, имеющие смыслоразличительную функцию);

  • Стилистический отбор (стиль образцового, литературного произношения).

Этапы формирования произносительного навыка:

  • Начальный (автоматизация слухо-произносительного навыка, обильное чтение вслух);

  • Средний (поддержание сформированных навыков, использование фонетической зарядки, чтение про себя);

  • Старший (совершенствование навыка).


Схема последовательности действий учителя по формированию и совершенствованию произносительных навыков


1. Восприятие нового звука во фразах, словах, изолированно.

2. Выделение из ряда прослушанных слов тех, в которых содержится новый звук (путем поднятия сигнальной карточки или руки).

3. Объяснение артикуляции вводимого звука (сравнение с родным языком, другими звуками ИЯ).

4. Выполнение упражнений на артикуляционную гимнастику.

5. Произнесение вслед за учителем звука, слов, фраз с новым звуком.

6. Повторение вслед за учителем или диктором данного звука в оппозициях (глухой-звонкий, долгий-краткий, палатализованный-непалатализованный и т.д.).

7. Повторение вслед за диктором постепенно усложняющихся речевых образцов.

8. Самостоятельное произнесение данного звука учащимися.

9. Совершенствование произносительных и интонационных навыков в процессе разучивания стихов, рифмовок, скороговорок, диалогов и использование фонетических игр.


Упражнения на формирование произносительного навыка


Подготовительные\ тренировочные упражнения в восприятии:

  • Прослушайте ряд слов, поднимите руку (хлопните в ладоши), когда услышите слово со звуком….;

  • Найдите в словарном ряду из 6-8 образцов слово со звуком……;

  • Прослушайте пары фраз \ слов, поднимите руку, когда услышите разное содержание;

  • Прослушайте 2-3 фразы, скажите, сколько раз в них встретились дифтонги;

  • Подчеркните слова в предложении, на которые падает ударение в речи учителя;

  • Отметьте значком паузы в коротком тексте;

  • Прослушайте 2 фразы, написанные на доске, напишите транскрипцию подчеркнутых слов;

  • Прочитайте предложение, отметьте в нем синтагмы;

  • Прослушайте 2 фразы, определите, в какой и них выражается просьба \ приказание;

  • Прослушайте и отстучите карандашом ритм нескольких фраз.